ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ
Подробный анализ поединка позволит познакомить занимающихся с применением на практике основ теории тактики. Для этого применяется следующий методический прием. Ведущий занятия подбирает пару, для которой характерен определенный штамп в выборе тактического разрешения в той или иной ситуации, и предлагает ей провести вольный бой на счет, после чего партнеры на время удаляются из зала. Тренер объясняет группе особенности ведения ими боя, излюбленные приемы и характерные для них тактические решения, после чего спортсменов снова приглашают в зал для ведения вольного боя. Ученики активно наблюдают за ведением боя и мысленно участвуют в решении задач первой фазы тактического мышления. После боя один из партнеров (более слабый и приверженный к однообразным действиям) снова удаляется из зала, и вся группа обсуждает его тактическую манеру, стиль боя и коллективно под руководством тренера составляет общий план построения с ним боя. С помощью условных обозначений тренер записывает на доске последовательность уколов, которые он должен нанести ученику. Затем приглашают в зал ученика, и он, не зная сути эксперимента, ведет бой с тренером по заранее намеченным планам. В процессе поединка тренер может остановить бой и внести некоторые коррективы в последовательность нанесения им уколов (ударов), обратив внимание учеников на средства разведки, создание тактических ловушек и т. д. После окончания боя тренер подводит итог, объясняя, почему он не смог провести заранее запланированное действие, что заставило изменить в процессе боя первоначальное решение и т. д. Примерно так же происходит и совершенствование в отдельных тактических приемах: маскировке намерений и действий, в обманывании противника, в боевой ориентировке, в создании «расплоховых» моментов и т. п. Таким образом постепенно развивается целенаправленное тактическое мышление, которое в дальнейшем ведет к боевым действиям экспромтного характера. Отдельные тактические моменты могут демонстрировать и тренеры, подыгрывая друг другу, но убедительность в этом случае менее эффективна. В практике работы этот прием часто носит другую окраску — тренер подходит к паре, ведущей бой, и сам пытается провести тактический прием, не удавшийся одному из спортсменов. Последовательность обучения тактике условно можно разделить на три стадии. Первая стадия (дает ответ на вопрос «как делать?») — начальное освоение пространственной структуры приема (т. е. первичное обучение технике). Но так как техника и тактика даже на этом этапе неотделимы друг от друга, перед занимающимся возникает и другой вопрос: «Почему я это делаю?» Таким образом, уже на первичном этапе обучения делается попытка заглянуть и проникнуть в глубь формальных двигательных действий. На этой стадии обучения тактике ученики овладевают простейшими формами упражнений без противника, на подсобных снарядах, боевыми действиями с помощью тренера или партнера. После этого можно переходить ко второй стадии обучения приема (дает ответ на вопрос «когда выполнить боевое действие?») — тактике, но пока ограниченной конкретными боевыми действиями: атакой, защитой, ответом, контратакой, т. е. «построением фехтовальных фраз». В этот период переходят к более сложным упражнениям: парной работе, взаимоурокам, где один партнер атакует, другой защищается с предельно суженным выбором средств для тактического обыгрывания партнера. Третья стадия обучения тактике (дает ответ на вопрос «когда и что выполнять?») — совершенствование сложных специализированных реагирований и тактических навыков. На этой стадии совершенствования и тренировки решающее значение приобретают также специализированные формы проведения упражнений: индивидуальный урок, необусловленные контры, рипостная свободная игра и, конечно, учебно-тренировочные бои преимущественно тактической направленности, технико-тактические бои, бои специальной боевой подготовки и бои «с протоколом». Таким образом, в индивидуальном уроке фехтовальщик тренируется главным образом в тактической подготовке. В боях, являющихся главным средством воспитания «боевитости», фехтовальщики соревнуются в проявлении и совершенствовании тактических навыков и умений. В длительном процессе начального обучения ведущая задача — школьная техника, а тактика укладывается в рамки одного изолированного боевого действия («тактика приема»). При совершенствовании многих технико-тактических связок этого типа по мере овладения пластическими двигательными стереотипами фехтовальщик большее внимание уделяет развитию специализированных боевых реагирований и искусству управления ими в бою, т. е. тактике, хотя эти упражнения по закону обратной связи неизбежно содействуют совершенствованию техники, но уже боевой, вариативной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|