Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




 

Упражнения в учебных, учебно-тренировочных и воль­ных боях на счет играют решающую роль в воспитании фехтовальщика. Из 40 и более видов боев, описанных ранее (8 с технической и технико-тактической доминан­той, 13 по преимуществу тактических и около 19 боев, направленных на специальную боевую подготовку), предназначены для совершенствования необходимых качеств и умений на протяжении длительного времени, и только после того, как тренируемым боевым действием спортсмен овладеет, успешно используя его в учебно-тре­нировочных боях, начальную задачу следует считать вы­полненной.

Учебные бои, включая вольные поединки, проводимые как по заданию тренера, так и самостоятельно, по объему использования их в тренировочном процессе и с учетом того, что они приближены по характеру к соревнователь­ным, должны для спортсменов высших разрядов стать основным видом упражнений в процессе организованно­го урока по фехтованию при руководящей роли тренера.

У спортсменов 1-й и 2-й групп учебно-тренировочные бои должны преобладать над боями «на счет».

В повседневной работе многих тренеров отсутствует подчас самое главное в подготовке спортсмена — обуче­ние вольному бою и его составной части — тактике, так как учебно-тренировочные бои проводятся неправильно, без вмешательства и контроля тренера-педагога.

Продолжительные вольные поединки (когда тренер занят индивидуальным уроком с одним учеником) при отсутствии у фехтовальщика навыков самостоятельной работы и самоконтроля часто ведут к отрицательным результатам, к ошибкам в технике, неверным двигатель­ным и тактическим стереотипам. Поэтому тренер должен понимать теорию тактики, не путаться в терминологии сложной системы боевых действий, а главное — быть энтузиастом в организации по-настоящему учебных боев, не подменяя их боями «на протокол».

Упражнения в учебных боях могут проходить как часть общего урока по фехтованию, что не исключает, а, наоборот, предполагает специальные уроки, посвящен­ные только учебно-тренировочным боям; в обоих случаях тренер должен активно участвовать в практическом творчестве своих учеников путем заданий, поправок их техники, замечаний по тактике остановки боя с разбором возникшей ситуации в судейском аспекте или технико-тактических нюансов, индивидуально подходя к каждому из спортсменов.

Практика передовых коллективов и сборной команды страны показала, насколько уместен день учебных боев в недельном цикле тренировки. В этот день тренер по заранее разработанному плану организует учебно-трени­ровочные и вольные бои, имея возможность самому ви­деть в боях достижения и недостатки своих учеников за определенный отрезок тренировочного цикла, сделать выводы для дальнейшей работы в индивидуальных уро­ках и парных упражнениях.

В обычные тренировочные дни при наличии в зале двух тренеров бригады целесообразно заниматься одному из них парными упражнениями и учебными боями, а другому — давать индивидуальные уроки. Если в зале находится только один тренер, даже для спортсменов высших разрядов можно рекомендовать уроки по 15—25 мин с параллельными заданиями ученикам и более актив­ным наблюдением и разбором в паузах учебных боев и парных упражнений, суть которых они должны отлично знать.

В соревновательном периоде тренер, предварительно изучив систему, объем и периодику предстоящих сорев­нований, обязан хотя бы один раз построить тренировоч­ный цикл, моделируя эти соревнования. Если даже мара­фонец помимо применения всех методов тренировки в определенный период цикла пробегает полностью всю свою дистанцию, то фехтовальщик в тренировочных боях, сочетая их с участием в небольших соревнованиях по вре­мени, интенсивности и системе проведения, обязан воспро­извести предполагаемую модель соревнований (по воз­можности практикуя смену утренних и вечерних часов тренировки).

Чтобы повысить эмоциональную заинтересованность учеников и привить им различные технические и такти­ческие навыки, в учебных боях рекомендуется постоянная смена партнеров. Посещение тренировки спортсменов других коллективов — обязательный элемент учебной и организационной работы хорошего тренера.

Правильно определив возможности и целесообраз­ность задач, которые необходимо решать в бою с кон­кретным партнером, можно всегда обоюдно облегчить или усложнить применение различных боевых действий избранием того или иного вида учебного боя.

Учебно-тренировочные бои даже с более слабым по уровню мастерства противником приносят определенную пользу обоим партнерам. Со спортсменом, уступающим по степени подготовленности, следует шлифовать свои слабые технические места, рассматривая его как тренера, плохо и не вовремя подающего оружие. Тренировка с более сильным противником расширяет тактические умения, требует максимальных напряжений, при кото­рых удается проверить степень применения своих излюб­ленных и «пусковых» боевых действий; напротив, техни­ческое совершенствование, освоение нового материала проходят медленнее, чем при работе со слабым противником.

Подбор спарринг-партнеров на учебные бои должен проводиться тренером с учетом конкретных задач. Так, если перед спортсменом поставлена цель совершенство­вать контратаки, то лучшим партнером ему будет фехто­вальщик, много и бурно атакующий сложными атаками; для отработки нижних защит лучше подобрать партнера, поражающего преимущественно нижние секторы, и т. д.

Малоинициативным спортсменам или спортсменам, проявляющим склонность к пассивному бою и работаю­щим на ошибках противника, на первых порах рекомен­дуются поединки, где по условиям проведения схваток они обязаны больше атаковать и применять другие дей­ствия, направленные на развитие активности и смелости. Спортсменов с легковозбудимой нервной системой необ­ходимо ставить в положение, требующее сдержанности и строгого выполнения приемов. Упражнения в условиях, спровоцированных защитных действиях, на выполнение тактических ловушек, связанных с логическими умоза­ключениями, более всего способствуют приобретению самообладания и смелости.

Тренер должен знать все группы учебных боев, цели и задачи, преследуемые каждым из них, способности и степень выученности своих учеников, чтобы подбирать конкретные приемы в этих боях, обеспечивающие спор­тивный рост своих подопечных.

Учебные бои (конечный результат не является целью поединка) могут при неверном их использовании при­вести к тому, что у спортсмена, добросовестно выполняю­щего трудное для него задание тренера и поэтому часто проигрывающего, создается неправильное мнение о яко­бы явном превосходстве над ним противника — мораль­ном факторе, нежелательном в условиях соревнователь­ного боя. Чтобы учебная настроенность не приводила к выхолащиванию одного из важнейших стимулов роста мастерства — спортивного самолюбия, каждая группа учебных боев со спарринг-партнером должна обязательно заканчиваться вольным боем «на счет», в котором сопер­ники применяют приемы, приносящие им успех, отказы­ваясь от тех действий, которые еще разучиваются и не твердо вошли в их выигрышный арсенал. Здесь во имя победы тренер должен снисходительно смотреть на неко­торые искажения техники в выполнении приемов.

Вольные бои «на счет» для более сильного фехтоваль­щика должны быть по преимуществу экспериментальны­ми, где он опробует новые варианты тактического обманывания, применительные к данному конкретному бойцу, совершенствует «пусковые» и излюбленные средства нападения и обороны, а иногда, при сильно разнящемся уровне подготовленности, выполняет свои учебные зада­чи, переходя к выигрышным комбинациям только в слу­чаях критического для него счета. Таким образом, один и тот же вольный бой на результат в некоторых случаях может быть учебным для сильного партнера и соревнова­тельным для слабого.

При ведении длительного учебного боя с одним партне­ром иногда рекомендуется, не предупреждая противника, вести счет «про себя». Такие периодически вкрапленные в учебный бой эпизоды борьбы на результат часто необ­ходимы как средство поддержания психологической уверенности в результативности тренируемых приемов.

Соревновательная обстановка (счет в боях «на прото­кол») способствует тому, что более слабый спортсмен ведет бой собранней, ответственней относится к соблю­дению дистанции и выбору из своего «аварийного» запа­са проверенных боевых действий, обычно приносящих ему успех, т. е. становится полезным партнером. В свою очередь, это дисциплинирует сильного партнера, а преи­мущество в опыте, технике и тактике позволяет ему успешно решать учебные задачи, не забывая о счете боя. Даже в некоторых официальных соревнованиях небольшо­го масштаба, в предварительных группах, особенно в под­готовительный период, сильный боец в отдельных, нереша­ющих боях может успешно реализовать свои учебные задачи, прибегая к полному использованию своих средств в случае критического счета, так как при современной системе проведения соревнований при «туре выбывания» и дальше значение имеет коэффициент участника, полу­ченный в последних двух турах.

Правилами соревнований по фехтованию в СССР участникам запрещено совмещение в видах оружия. Однако это не значит, что в учебных боях не может соревноваться женщина против мужчины (на рапирах), или саблист против шпажиста, или шпажист-пятиборец против шпажиста-фехтовальщика.

Подобные общения в учебных боях особенно реко­мендуются в условиях острого дефицита партнеров на тренировочных занятиях. В обязанности тренера входит выбор учебных боев и подбор партнеров по задачам, которые решают спортсмены в данной ситуации. Но трудно согласиться, что хорошо, когда в соревнователь­ных боях у пятиборцев девушки на тяжелых шпагах выступают против мужчин. Это противоречит смыслу физической культуры вообще и спортивной этике в част­ности.

Каждый вид учебно-тренировочного боя имеет свои положительные и отрицательные стороны и поэтому не является всеобъемлющим упражнением, способным ре­шить все задачи становления фехтовальщика. Более того, увлечение одним из видов боев приводит к ненужной гипертрофии одних качеств в ущерб другим. Задача тренера — в занятиях, эмоционально интересных, умело сочетать перечисленные виды учебно-тренировочных боев между собой и с вольными боями для решения по­ставленных задач по отработке определенных технико-тактических действий.

В день боев для 3-й и 2-й групп спортсменов жела­тельно проведение многотуровых учебных соревнований с подведением итогов к концу тренировки. Например: 1-й тур — учебно-тренировочный бой на правильную технику, 2-й тур — на поражение заданного сектора, 3-й тур — на вариативность одного боевого приема, 4-й тур — на большее количество уколов в течение 3 мин; 5-й тур — вольный бой «на счет».

В последнем туре спортсмены сами судят, т. е. получа­ют навыки судейства от старшего судьи, сами заносят результаты в общий протокол, вывешенный тренером в зале, причем каждый по договоренности определяет очередность противников, что позволяет фехтовальщику варьировать свои усилия и настрой. В конце соревнова­ний подсчитывают результаты каждого участника в каж­дом туре и выводят общее место, занятое в данной тренировке. Так как каждый из указанных видов боя предъявляет разные требования к спортсмену, решает разные задачи, то в практике не редки случаи, когда победитель 5-го тура (бой «на счет») не является первым по сумме очков всех учебных боев, ибо в его арсенале отсутствовали некоторые качества, навыки и умения, которые не дали ему возможности оказаться лучшим в предыдущих видах учебных боев.

Таким образом, главное в организации и методике проведения учебных боев не нанесение удара или укола, а выполнение задач, поставленных тренером перед тре­нировкой.

 

Глава VI. СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

 

Урок обычно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Каждая из них имеет цель, частные задачи и средства для их решения, логически связанные между собой.

Организация урока с фехтовальщиками, входящими в начальную группу, не вызывает больших затруднений: один тренер на протяжении занятий руководит педаго­гическим процессом, включая в него все виды упражне­ний.

Вводную часть урока (особенно его общую часть) с разрешения тренера могут проводить наиболее подго­товленные ученики, проходящие инструкторскую прак­тику.

Организовать урок для двух групп сложнее, так как фехтовальщики должны получать и индивидуальные уроки у тренера. На группу 8—12 человек необходимо иметь двух тренеров; дежурный тренер проводит урок груп­повым методом, другой дает короткие индивидуальные уроки.

После построения двое из учеников выполняют интен­сивную разминку, а затем берут индивидуальные уроки у двух свободных тренеров. По окончании упражнений с тренером они включаются в общие занятия, продолжая тренировку самостоятельно в соответствии с их индиви­дуальными планами под контролем ведущего занятия.

Дежурного тренера целесообразно определять на недельный цикл. В этом случае он, сохраняя преемствен­ность групповых занятий, более тщательно готовится к каждому из них; его ученики, находясь под непрерывным личным контролем во время групповых занятий, получа­ют 2—3 урока в неделю у другого тренера, с тем чтобы последующие 2 недели (6—8 индивидуальных уроков) заниматься со своим тренером. Периодически рекоменду­ется основную часть урока посвящать учебно-тренировочным боям, или упражнениям в парах, или индивидуаль­ным урокам.

Лишь предварительная подготовка тренера к уроку обеспечивает образцовую организацию педагогического процесса. Перед уроком или циклом уроков, объединенных одной задачей, он должен составить рабочий план-кон­спект основной части урока, где раскрываются формы организации занимающихся, виды парной и индивидуаль­ной тренировки с перечислением конкретных упражнений, в которых отрабатываются боевые действия с приблизи­тельной дозировкой. Для занятий с 1-й группой, где тренер, как правило, сам проводит вводную часть, необ­ходимо подготовить краткий перечень упражнений раз­минки.

Для опытного тренера, хорошо знающего технику проведения того или иного специального упражнения, достаточно краткой записи основной части (конспекта) урока с указанием тренировки боевых приемов, применя­емых форм организации занимающихся и методических приемов их проведения в соответствии с материалом данного учебного пособия, которое тренер обязан держать на уроке при себе.

Например, запись основной части тренировочного урока (конспект № 2, стр. 194) будет выглядеть так: 1. Рипостная игра — импровизация — 10 мин. 2. Контры на тактильные ощущения — 10 мин. 3. Упражнения на представляемость —15 мин. 4. Индивидуальный урок —40 мин. 5. Учебно-тренировочный бой № 5, 2, 4—20 мин. 6. Воль­ный бой («на протокол») —45 мин.

Этот рабочий конспект урока заносится в постоянную записную книжку-дневник тренера и помогает ему сле­дить за ростом успехов ученика.

Анализ учебного процесса показывает, что необходи­ма узкая тематизация занятия с включением 1—2 кон­кретных боевых действий или приемов и доскональным обыгрыванием их в широком объеме форм, методов и видов упражнений в сочетании с ранее усвоенными прие­мами. Необходимо постепенно повышать нагрузки в дан­ном уроке (выдерживать физическую и психическую напряженность урока) и в определенном цикле занятий придерживаться объема и интенсивности нагрузки не­дельного, месячного, годового планирования. Ежеурочно должен возрастать объем нервно-мышечной работы, достигая максимума к периоду, предшествующему нача­лу соревнований.

Подчиняется общим требованиям физиологии, психо­логии и педагогики и объем нагрузки в уроке фехтова­ния. В зависимости от периода тренировки и задач она может несколько видоизменяться, сохраняя форму дуги с вершиной в конце основной части урока. Кривая урока, отражая практически частоту пульса занимающегося, зависит от величины мышечных масс, участвующих в движении, частоты повторяемости упражнения, скорости их выполнения и эмоционального характера самого упражнения. Исходя из этого, тренер и выдерживает заданную напряженность. Так как расходы нервной энер­гии по сравнению с энергетическими затратами покрыва­ются медленно, тренер должен строго контролировать дозировку упражнений соревновательного характера и, не полагаясь на заключительную часть урока, снимать нервное напряжение уже в конце основной части урока, включая в нее знакомые, не требующие особого психи­ческого напряжения упражнения.

Общая для фехтования перегруженность статическими напряжениями мышц ног и вооруженной руки обязывает тренера в каждом виде упражнений чередовать характер динамической и статической работы в наступательных и оборонительных действиях с активным отдыхом, состоя­щим из демонстрации приемов и их объяснений, упраж­нений на расслабление и просто отдыхом на гимнасти­ческой скамейке.

Для достижения хороших результатов важное значе­ние имеет последовательность решения учебно-трениро­вочных задач. Формы организации занимающихся, виды упражнений и сами упражнения должны соответствовать подготовленности контингента, периоду обучения и трени­ровки и вытекающим отсюда частным задачам урока.

Таким образом, главная педагогическая задача вто­рой части учебного урока у спортсменов 1-й группы — это образование прочных и правильных технических навыков и тактических умений. В основном используются такие формы организации занимающихся в уроке, как упраж­нения без партнера, на подсобных снарядах с применени­ем всех указанных методических приемов. Из упражнений с партнером во взаимопомощи — технико-тактические одинарные упражнения, упражнения рипостной игры, простые упражнения на представляемость с 1-го по 7-е, взаимоуроки; из раздела «Упражнения с противником»— на дистанционное общение, упражнения на овладение и перемену соединений; из контров — упражнения 1 —13; из раздела «Учебные вольные бои технического характе­ра»— 1—4 и 8 видов боев; из раздела «Бои с технико-тактической направленностью» —6—7 боев; из «Боев с тактической доминантой» — бой № 8; из боев с задачей специальной подготовки — бой № 1 («а» и «б») и № 5; вольные бои «на счет» с ограничением репертуара и воль­ный бой «на протокол».

Широкое применение в занятиях с фехтовальщиками 2-й группы в условиях уже учебно-тренировочных и тренировочных уроков помимо форм и видов, рекомен­дованных для 1-й группы, находят и индивидуальные уроки, оканчивающиеся, как правило, уроком боя с тренером, а также взаимоуроки. Из видов парной трени­ровки рекомендуются в целях освоения технико-такти­ческой программы усложненная рипостная игра с изме­нением сектора поражаемой поверхности, импровизация с применением простых и сложных действий, контры по выбору простых и сложных действий, учебно-тренировоч­ные бои (1—8) с технико-тактической направленностью, бои № 1,4, 8, по преимуществу с тактической доминантой, бои № 1, 4, 5, 6 из раздела «Боевая подготовка»— учебно-тренировочные бои «на протокол» без ограниче­ния репертуара.

Активное овладение тактикой и техникой у фехто­вальщиков 3-й группы проходит на уроках учебно-трени­ровочного типа, а решение вопросов совершенствования физических, моральных и волевых качеств — на трениро­вочных уроках и соревнованиях, являющихся основной формой работы этого контингента в соревновательный период.

На этом этапе происходит качественный переход от формально гимнастической, «классической» техники с ее пространственными и временными параметрами к осозна­нию противоборства двух личностей, двух интеллектов, совершенствуется вариативная техника приемов, приво­дящая к появлению свободы действий, двигательной раскрепощенности, импровизации — качеств, характер­ных для мастеров экстракласса.

Ювелирная техника и тактика уже отрабатываются в индивидуальных уроках, продолжительность которых доходит до 45 мин; остальное время 180-минутной трени­ровки (включая вводную и заключительную части) — 80—90 мин — по-прежнему отводится различным видам парных упражнений, в том числе учебно-тренировочным боям и боям «на счет». Упражнения без партнера, на подсобных снарядах и большая часть рипостной игры в соревновательный период становятся средством специ­альной разминки мастера.

Для 3-й группы в основной части урока рекомендуют­ся дополнительно к объему упражнений 2-й группы сво­бодные контры, контры на «видение» в сабле, «на так­тильные ощущения» (в рапире и шпаге), «немой» трени­ровочный урок, оканчивающийся боем с тренером с усложненными переходами от атаки к защите, от защи­ты к атаке, и другие виды «переключений». Из учебно-тренировочных боев добавляются бои № 2, 3, 5, 7, 9, 10 (бои с тактической доминантой); № 2, 3, 7— из боев с задачей специальной подготовки фехтовальщика с преоб­ладанием боев «на протокол». По специальной подготов­ке в подготовительный период спортсмен совершенствует преимущественно технику фехтования в видах упражне­ний, свойственных 2-й группе.

В табл. 7 показано использование в основной части урока специализированных форм организации занимаю­щихся и видов упражнений в зависимости от контингента и периода обучения (тренировки). Эта таблица планиро­вания на год не включает переходного периода (в нашем примере июль, август), во время которого спортсмены активно отдыхают, занимаясь другими видами спорта, подготовкой и сдачей норм ГТО, а также оздоровитель­ной физкультурой в спортивных лагерях (1-я и 2-я груп­пы), на специальных оздоровительных сборах (3-я груп­па).

Таким образом, ведущий занятия, пользуясь объемом технико-тактического материала на год, данного в табл. 8, составляет конспект проведения основной части урока с более точной дозировкой данного упражнения. Конспект составляется на основе типового рабочего плана, упражнения и кратких методических указаний, данных в соответствующих разделах учебного пособия. Тренер должен учитывать, что здесь даны типологические упражнения независимо от вида оружия, по принципу нарастания их сложности. Задача тренера состоит в том, чтобы исходные положения учеников, терминологию изучаемых и тренируемых приемов, технику и условия их выполнения перевести на язык данного вида оружия.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных