ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Административно-территориальное устройство Республики БеларусьСогласно ст.9 Конституции, территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Более детально вопрос об административно-территориальном делении Беларуси регулируется в Законе от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» (с изм. и доп.). К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся: области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа при условии, если в них создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр. В Беларуси выделяется три уровня административно-территориальных единиц: территория столицы и областей; территория районов и городов областного подчинения; территория сельсоветов и поселков. В городе Минске, областных центрах для эффективного управления, охраны правопорядка, решения социально-культурных и бытовых вопросов образованы районные администрации. По общему правилу, не создаются органы местного самоуправления также в городах районного подчинения и поселках городского типа. Ряд территорий имеют специальный режим управления: заповедники; национальные парки; заказники; военные полигоны; аэродромы. В пределах административно-территориальных единиц располагаются различные населенные пункты, то есть территории, которые достаточно плотно заселены, имеют жилые и иные здания и сооружения, установленные границы и собственное наименование. Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от численности проживающего в них населения; уровня развития производственной и социально-культурной инфраструктуры; административных функций, осуществляемых на соответствующей территории. В Республике Беларусь имеется три категории городов: 1) город Минск – столица Республики Беларусь; 2) города областного подчинения; 3) города районного подчинения. Город Минск имеет особый правовой статус, определяемый специальным законом («О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» от 12 июля 2000 года). Города областного подчинения - это населенные пункты с численностью населения свыше 50 тысяч человек, являющиеся крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В настоящее время статус городов областного подчинения имеют областные центры, а также такие крупные города, как Барановичи, Солигорск, Бобруйск, Мозырь. Города районного подчинения – это населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч населения, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития. К этой категории отнесены большинство городов Беларуси. Все остальные населенные пункты относятся к категории сельских населенных пунктов. Среди них особое место занимают агрогородки.
15. Избирательная система Республики Беларусь: понятие, источники, принципы
Понятие «избирательная система» используется в широком и узком смысле. В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, которые складываются в связи с проведением выборов в государственные органы. Основой этой системы являются нормы избирательного права, которые регулируют процесс подготовки и проведения выборов. В узком смысле избирательная система употребляется как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. В этой связи в мировой практике сложилось три разновидности избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Термин «избирательное право» понимается в двух смыслах: объективном и субъективном. Вобъективном смысле слова избирательное право ассоциируется с избирательным законодательством, а в субъективном смысле слова оно понимается как одно из политических прав граждан – избирать и быть избранным в органы власти. Источниками избирательного права Республики Беларусь являются: 1) Конституция Республики Беларусь (ст.ст.64 – 72); 2) Избирательный кодекс Республики Беларусь; 3) декреты и указы Президента Республики Беларусь, которые регулируют отдельные стороны избирательного процесса; 4) постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Наибольшее значение среди источников избирательного права имеет Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый 11февраля 2000 г. (с изм. и доп.). В Республике Беларусь путем проведения выборов избираются Президент Республики Беларусь как высшее должностное лицо государства, депутаты нижней палаты Парламента (Палаты представителей), члены верхней палаты Парламента (Совета Республики) и депутаты местных Советов депутатов всех уровней. Принципами избирательного права признаются наиболее важные положения, получившие отражение в Конституции и иных законодательных актах. В частности, к ним относятся: всеобщность выборов; добровольное участие в выборах; равенство прав избирателей и кандидатов в депутаты (президенты); прямые (в порядке исключения, косвенные) выборы; тайна волеизъявления граждан. Всеобщность выборов означает, что право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет. Из этого правила имеется несколько исключений. Так, согласно ст.64 Конституции, ст.4 Избирательного кодекса, в выборах не участвуют: 1) лица, признанные судом недееспособными; 2) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; 3) лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Добровольность участия граждан в выборах предполагает, что каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать и за кого не голосовать. Тем самым. обеспечивается свобода выбора избирателей. Равенство прав избирателей означает, что каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос. Все избиратели, в том числе и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом. Прямые выборы предполагают, что граждане голосуют «за» или «против» тех или иных кандидатов непосредственно, без каких-либо промежуточных звеньев. В отношении выборов членов Совета Республики, предусматривается косвенное голосование, а именно: за их кандидатуры голосуют депутаты местных Советов депутатов. Тайна волеизъявления избирателей выражается в создании условий для бесконтрольного голосования избирателей. В частности, это обеспечивается оборудованием специальных кабин для голосования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|