ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МАТРИЦА ПРЕИМУЩЕСТВПосле выявления стратегических групп, существующих на рынке, становится очевидным то, что эти группы имеют разные уровни прибыльности. Например, в отрасли станкостроения традиционные токарные станки являются очень распространенным видом продукции, и их нередко изготавливают с минимальными затратами в странах третьего мира. Но в другой части этой же отрасли, скажем, в сфере выпуска гибких производственных систем, компании, обладающие специальными технологиями, могут получать достаточно высокую прибыль. Признание существования такой модели привело фирму Boston Consulting Group (1979) к разработке матрицы преимуществ, которая позволяет классифицировать различные виды конкурентной окружающей среды, существующие внутри одной отрасли. Данная структура выделяет два параметра: количество методов достижения преимущества на рынке и потенциальное преимущество от размеров. На рис. 5.6 в секторах матрицы преимуществ пока-1ано, насколько различными могут быть зависимости между относительном размером и доходностью активов. Рис. 5.6. Матрица преимуществ Источник: основано на неопубликованных материалах Boston Consulting Group Тупиковый сектор матрицы соответствует рынкам, на которых недостаточно способов достижения преимущества и где потенциальное преимущество от размеров невелико. Следовательно, компании, находящиеся в такой стратегической группе, ведут коммерческую деятельность, аналогичную торговле на рынке товаров массового потребления. Здесь могут быть представлены относительно сложные продукты, но как, например, в области производства и продажи настольных компьютеров, технологии хорошо известны, дизайн продукции остается похожим, несмотря на постоянные технологические усовершенствования, и все участники пользуются одними и теми же источниками поставок. И крупные, и мелкие производители прибегают к услугам зарубежных поставщиков, а потребители вполне могут сравнить один продукт с другим. Попытки дифференцировать рынок, подобные предложению PS2 от компании IBM, оказались неудачными. Поэтому конкуренты вынуждены соперничать главным образом на основе рационального производства и распределения. В объемном секторе представлены рынки, на которых благоприятных возможностей для дифференциации по-прежнему мало, но потенциальные преимущества от размеров значительны. Такая ситуация имеет место на некоторых рынках периферийных устройств для настольных компьютеров. В частности, в отрасли производства принтеров лидерами стали компании Canon, Hewlett-Packard и IBM. Причиной тому является стирание различий между потребностями пользователей принтеров и массовым производством, по сути, механических печатающих блоков. В отрасли производства микрокомпьютеров производственный процесс заключается в сборке, как правило, стандартных компонентов в жестко определенном порядке. Что касается принтеров, каждому пользователю известно: существует множество способов решения проблемы печати и подачи бумаги. Именно эта особенность в результате и привела к формированию отрасли, в которой несколько наиболее влиятельных поставщиков могут добиться экономии от роста масштабов производства. Пока существуют рынки подобного рода, борьба за увеличение объемов и за экономию от роста масштабов будет всепоглощающей. Господствующие компании, по-видимому, будут сохранять свое положение лидеров в течение некоторого времени после завоевания преимущества от снижения затрат. Однако существует постоянная угроза появления новой технологии, которая сведет к нулю преимущество от снижения затрат, за которое приходилось так упорно бороться. Таким путем компании Hewlett-Packard удалось стать одним из лидеров в группе производителей и олицетворением отраслевого стандарта на только что возникшем рынке лазерных принтеров. Специализированные рынки формируются, когда компании, работающие на одном рынке, отличаются по доходности от масштабов деятельности. Это почти очевидное явление среди поставщиков программного обеспечения для микрокомпьютеров. Внутри общего рынка программного обеспечения существуют четко выделяющиеся секторы, в каждом из которых есть свои лидеры. Также очевидно, что лидеры рынка благодаря известности и признанной надежности их продукции могут назначать более высокие цены. Например, Microsoft Office быстро утверждает свое господство в секторе интегрированного программного обеспечения для офисов, устанавливая более высокие цены по сравнению с основными конкурентами. В игровом секторе Atari имеет не столь широкие возможности для того, чтобы диктовать цены, хотя господство этой компании в данном секторе означает, что она успешно пользуется преимуществами размеров внутри собственных рыночных сегментов. В результате на графике, отражающем ситуацию на специализированных рынках, мы видим несколько кривых опыта, каждая из которых соответствует развитию отдельной компании. На специализированных рынках самыми преуспевающими компаниями станут те, которые смогут добиться превосходства в одном-двух сегментах. На рынке программного обеспечения это обычно означает, что лидерство будет принадлежать тем компаниям, которые создадут новый родовой класс продукции: так, компания Microsoft стала лидером, выпустив операционную систему Windows и тем самым сделав персональный компьютер IBM PC таким же удобным j для пользователей, как и соперничающий с ним Apple Mac. j Фрагментированные рынки возникают, когда рыночные потребности не так четко определены, как на тупиковых, объемных или специализированных рынках. Некоторые части рынка периферийных устройств для компьютеров имеют фрагментированную структуру. В отличие от спроса на принтеры, специалисты, пользующиеся плоттерами, предъявляют больше требований, а возможности передачи цвета и высокого разрешения открывают перед производителями безграничные перспективы для выпуска разнообразных дифференцированных продуктов. Аналогичным образом, в сфере поставок программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета существует множество альтернативных спецификаций, и поэтому в одном секторе рынка возможно сосуществование разнообразных продуктов, продаваемых по разной цене. В условиях такой фрагментации успех зависит от поиска рыночных ниш, в которых существует потребность в продуктах конкретных спецификаций. В одной нише вряд ли имеются возможности для роста, и, следовательно, успех компании, стремящейся к развитию, зависит от того, удастся ли ей занять несколько ниш, в которых, предположительно, определенная степень общности позволяет добиться экономии от увеличения масштабов. 5.7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ I Систематический анализ конкурентной, или отраслевой окружающей среды, в которой работает организация, состоит из четырех основных компонентов: 1) анализа пяти сил, движущих отраслевой конкуренцией (соперничество между существующими участниками, угроза со стороны новых участников и заменителей, рыночная власть покупателей и поставщиков); 2) выявления стратегических групп на рынке, которое позволяет компании направить свои усилия на борьбу против конкретных соперников, а не против конкурентов вообще; 3) признания наличия различных видов конкурентной среды и экономии, обусловленной ростом масштабов, которые могут существовать на субрынках, занятых стратегическими группами компаний; 4) оценки нестабильности на рынках. Осознав влияние этих факторов, компания может определить, какого рода конкуренция, вероятнее всего, ведется в отдельных сегментах рынка, и выбрать типы стратегии, которые могут привести к успеху. Благодаря анализу нестабильности также можно сделать выводы о необходимой ориентации компании и о том, насколько сочетание методов сдерживающего управления и предпринимательского рвения может пригодиться в руководстве предприятием. Точно так же, как сегментация рынка позволяет компании направлять свои ресурсы на удовлетворение определенных покупательских потребностей, анализ отрасли помогает создать оборонительные линии защиты от отдельной группы конкурентов и развивать свои преимущества в зависимости от типа рынка, на котором она работает. Но как вы помните, в самом начале мы отметили, что изучения только одной отрасли недостаточно - дабы не забыть о том, что в будущем мы столкнемся с изменениями источников и типов конкуренции, а также с фундаментальными переменами в структуре рынков. К анализу отрасли следует добавить умение понимать своих клиентов и конкурентов, а также собственные реальные возможности организации. Этому будут посвящены следующие главы. Оценка ресурсов организации 6 ВСТУПЛЕНИЕ Реалистичной оценкой вариантов маркетинговой стратегии организации можно заниматься только в контексте ресурсов этой организации (ее активов, возможностей и видов компетентности). В то же время следует учитывать как существующие, так и потенциальные ресурсы. На этой основе организация создает свое конкурентное положение, и любая маркетинговая стратегия, не имеющая под собой такого реального фундамента, связана с двумя серьезными видами риска. Во-первых, такая необоснованная стратегия, возможно, не учитывает ресурсы, которые могут обеспечить уникальную дифференциацию продукта с точки зрения покупателя. Во-вторых, она рассчитана на успех, зависящий от ресурсов и способностей, которых у организации нет или которые она не может приобрести. Такие стратегии неизбежно потерпят крах на этапе внедрения. В настоящей главе рассматриваются перечисленные ниже вопросы, что обеспечит структурную основу для оценки корпоративных возможностей: ■ выводы из основанной на ресурсах теории фирмы; 1 проблема выявления организационных ресурсов и их связь с конкурентной дифференциацией; ■ изучение базы ресурсов и видов компетентности фирмы для оценки конкретного вопроса, связанного с маркетинговыми ресурсами, нематериальными активами, такими как репутация, бренды, сила системы распределения и прочими факторами, определяющими конкурентоспособность компании; ■ объединение этих выводов в структуру маркетинговых ресурсов в качестве основы для разработки маркетинговой стратегии. Рис. 6.1. Оценка ресурсов организации Процесс оценки схематически представлен на рис. 6.1, начиная с общих вопросов с постепенным переходом к более конкретным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|