ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организационные возможностиВ то время как активы представляют собой один тип ресурсов согласно RBV, возможности или виды компетентности - это другой тип. Это умение предприятия организовывать, управлять, координировать или предпринимать конкретные виды деятельности в совокупности (Teece at al., 1992), что тесно связано с рассмотрением ключевых видов компетентности, которое приводится ниже. По сути, возможности относятся к умению фирмы использовать свои активы при помощи организационных процессов ради достижения желаемого результата. Хулей и др. (Hooley at al., 1998) предлагают типологию возможностей по двум основным измерениям, как показано на рис. 6.4, в зависимости от того, являются ли они стратегическими или операционными, и от того, основаны ли они на возможностях индивидуумов или находятся на определенном корпоративном уровне. Во-первых, возможности делятся на стратегические, функциональные и операционные: ■ Стратегические возможности лежат в основе определения направления фирмы. К ним относятся такие вопросы, как преобладающая логика или ориентация, направляющая действия руководства (что серьезно сказывается на стратегическом направлении), способность организации к обучению (приобретение, усвоение информации и действия, основанные на ней), а также способность высшего руководства внедрять стратегии. ■ Функциональные возможности связаны с выполнением функциональных задач. К этой группе относятся маркетинговые возможности (см. ниже), способности к финансовому управлению и управлению операциями. Дей (1994) удачно разделил их на категории возможностей под названиями "изнутри-наружу", "снаружи-внутрь" и возможности "охвата" (см. ниже). ■ Операционные возможности касаются выполнения индивидуальных линейных задач, таких как управление оборудованием, применение информационных систем и выполнение заказов. Во-вторых, возможности могут принадлежать индивидуумам, группам или существовать на корпоративном уровне: ■ Индивидуальные виды компетентности - это навыки и умения людей в организации, включающие умение критически анализировать и оценивать данную ситуацию (будь то президент компании, оценивающий стратегическую проблему, или цеховой рабочий, оценивающий серьезность неполадок в оборудовании). ■ Групповые виды компетентности - когда индивидуальные умения совместно представлены в объединенных группах или в специальных неформальных коллективах, связанных с решением задач. Хотя умения индивидуумов, несомненно, очень важны, не менее значимой является способность каждого к конструктивной работе в коллективе. ■ Виды компетентности на корпоративном уровне связаны с возможностями фирмы в целом выполнять стратегические, функциональные или операционные задачи. Сюда можно отнести способность компании к проведению внутреннего обучения, чтобы не только отдельные лица владели важнейшей информацией, но и происходил обмен ею в компании. Всегда существует риск того, что перечни, подобные приведенным выше, покажутся произвольно составленными и упрощенными, когда речь пойдет об изучении конкретной организации. Но, возможно, фундаментальное значение RBV состоит в том, что он подчеркивает один факт: многие важнейшие ресурсы и возможности создаются на протяжении всего существования компании; они являются результатом продолжительного накопления знаний и длительных процессов обучения. Обычно эти ресурсы и возможности нельзя быстро и легко изменить. Этот подход обогащает наше понимание потенциала компании на рынке, и мы видим, что этот потенциал может быть связан с вопросом об ориентации на рынок за счет конкурентного позиционирования фирмы (т.е. выбора рыночных целей и стремления к конкурентному преимуществу). RBV также может быть связана с проблемой основных видов компетентности, которая будет рассмотрена ниже. Все это - попытки решить одну и ту же задачу, касающуюся понимания того, чего компания может достичь благодаря использованию своих возможностей на рынке. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|