ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВЫЯВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ВИДОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИВ последние годы немало внимания уделяется выявлению и пониманию "ключевых видов компетентности" организации. Например, Rentokil -группа, предоставляющая разнообразные виды услуг - определяет свой ключевой вид компетентности таким образом: "Умение предоставлять высококачественное обслуживание (от борьбы с вредителями до здравоохранения и услуг телохранителей и охранников) на территории клиентов с помощью тщательно отобранного, хорошо обученного и высоко мотивированного персонала". (Simms, 1996) Потребность в выявлении "характерной компетентности" компании подчеркнута с помощью очень убедительного анализа преуспевающих международных компаний, выполненного Прахаладом и Хэмелом (Prahalad and Hamel, 1990). Авторы доказывают, что важнейшей основой конкурентоспособности являются главные виды компетентности организации. Как уже известно из главы 1, одна из проблем, с которой сталкиваемся во время разработки новых стратегий, состоит в том, чтобы сосредоточиться на важнейших видах компетентности в качестве основы для стратегии - на "главном бренде", вместо портфеля брендов и направлений бизнеса. В своей самой простой форме доказательство заключается в том, что компания, скорее всего, действительно может достичь мирового уровня только по пяти-шести видам деятельности, и высокая производительность станет результатом концентрации внимания и сил именно на этих направлениях в ущерб всем остальным. В конце 1990-х гг. много усилий было приложено к тому, чтобы переместить фокус внимания крупнейших организаций в основных видах деятельности: ■ В 1996 году корпорация Grand Metropolitan объявила о своих планах продажи брендов и подразделений бизнеса на общую сумму 150 миллионов фунтов стерлингов. Компания постепенно избавлялась от двух третей своего европейского бизнеса в сфере общественного питания, чтобы сосредоточиться на четырех ключевых глобальных брендах: Pillsbury (производство охлажденного теста); Green Giant (производство консервированной сладкой кукурузы); мороженое Haagen-Dazs; мексиканские продукты питания Old El Paso. ■ В компании Unilever Найэлл Фитцджеральд активно занялся реализацией стратегии на сужение фокуса внимания компании до важнейших брендов пищевых продуктов и моющих средств, а также на отказ от таких видов деятельности, как, например, европейский рыболовецкий бизнес, и различных брендов, включая торговую марку John West (Wheatcroft, 1997). ■ Тем временем корпорация Procter & Gamble была занята устранением многочисленных суббрендов стиральных порошков и вариантов упаковки, чему была посвящена целая кампания под названием "Великое мыльное упрощение" (Mazur, 1996). ■ В компании /С/ продолжалась программа по изъятию инвестиций из второстепенных видов деятельности. После отделения на раннем этапе компании Zeneca произошел отказ от бизнеса в сфере производства красителей. В 1997 году большая часть принадлежавших компании предприятий по производству промышленных химикатов была продана компании DuPont, США. С приобретением специализированных химических предприятий компании Unilever произошло смещение акцентов в главном бизнесе компании ICI. Она отказалась от массового производства распространенных химических веществ, обратившись к развитию более прибыльных предприятий по выпуску специализированных химикатов, например, покрытий для компьютерных микросхем Pentium и клея для одноразовых подгузников (Blackwell, 1997). Прахалад и Хэмел (Prahalad and Hamel, 1990) определяют ключевые виды компетентности как основополагающие навыки, технологии и виды компетентности, которые можно сочетать различными способами с целью создания следующего поколения продуктов и услуг: ■ Для компании Canon основными видами компетентности являются ее навыки и технологии в сфере оптики, создания изображений и микропроцессорного контроля, которые дали ей возможность выжить и добиться процветания на многоотраслевых рынках копировальной техники, лазерных принтеров, фотоаппаратов и сканеров. ■ Компанию ЗМ основной вид компетентности в сфере производства клейкой ленты вывел на разнообразные рынки с такой продукцией, как бумага для заметок "Post-it", магнитная лента, фотопленка, самоклеящаяся лента и абразивные инструменты со специальным покрытием. ■ Компетентность компании Black & Decker связана с производством небольших электродвигателей, используемых для приведения в действие многих приборов и инструментов. Для определения ключевых видов компетентности Прахалад и Хэмел предлагают три теста: 1. Ключевой вид компетентности обеспечивает потенциальный доступ к широкому разнообразию рынков. Виды компетентности в сфере систем отображения данных необходимы, к примеру, для того, чтобы дать компании возможность конкурировать на нескольких различных рынках, включая рынки миниатюрных телевизоров, калькуляторов, портативных компьютеров или ноутбуков, телефонов с протоколом WAP и т.д. 2. Ключевой вид компетентности должен вносить весомый вклад в выгоды, получаемые потребителем от использования конечного продукта или услуги. Другими словами, компетентность имеет большое значение, если она является существенным фактором, определяющим удовлетворенность и выгоду клиента. 3. Конкурентам должно быть трудно скопировать ключевой вид компетентности. Очевидно, вид компетентности, который можно защитить от посягательств конкурентов, обладает более высокой ценностью, чем тот, который может быть общим для нескольких компаний. Обратите внимание на то, что эти требования в основном не отличаются от выводов, опубликованных в более ранней литературе по RBV, об определении ресурсов, позволяющих создать устойчивое конкурентное преимущество. К только что описанным трем характеристикам можно добавить еще один полезный тест о том, может ли данный вид компетентности сочетаться с другими навыками и возможностями с целью создания уникальной ценности для клиентов - это группирование видов компетентности, о котором уже говорилось выше. Например, возможно, один вид компетентности сам по себе не соответствует приведенным критериям, но в сочетании с другими представляет собой необходимый ингредиент, определяющий уникальность фирмы. Другими словами: что случится, если мы будем лишены данного вида компетентности? Прахалад и Хэмел доказывают, что важнейшим управленческим навыком в будущем станет умение выявлять, культивировать и использовать основные виды компетентности, обеспечивающие возможность роста. Этот аргумент об основных видах компетентности является неопровержимым, и, конечно, именно он представляет собой силу, движущую важнейшими корпоративными изменениями, такими как: ■ отделение и продажа видов деятельности и брендов, не являющихся ключевыми; ■ создание сети стратегических союзов, в которых каждый партнер имеет собственный ключевой вид компетентности с целью формирования рыночного предложения; ■ организационные изменения, связанные с переходом от стратегических единиц к новой "стратегической архитектуре" (Prahalad and Hamel, 1990). Тем не менее следует помнить наставление Портера (Porter, 1985) о том, что стратегия - это нечто большее, чем просто решение сосредоточить внимание на нескольких ключевых видах компетентности. Достижение мирового уровня в сфере деятельности, не способствующей созданию высочайшей ценности для клиента, - это дорого и опасно. Например, в 1960-1970-е'гг. компания IBM добилась необычайного уровня господства на мировом рынке компьютеров. К началу 1980-х гг. на долю компании IBM приходилось 40 процентов всего мирового объема продаж в компьютерной отрасли и 70 процентов всей получаемой прибыли. Ключевым видом компетентности компании IBM были "большие железяки" - работа с крупными клиентами и массивными универсальными компьютерными системами. В 1980-е гг. рынок фундаментальным образом изменился, что было связано со стремительным распространением недорогих персональных компьютеров на промышленных и потребительских рынках. Позиция, в которой находилась компания IBM, не позволяла ей конкурировать на новом рынке, где господствовали мелкие поставщики, работающие с множеством мелких покупателей. Традиционный ключевой вид компетентности компании IBM не обеспечивал ей достаточное конкурентное преимущество в условиях новой рыночной реальности. Стратегия Джона Эйкерса, рассчитанная на нападение на Intel и Microsoft, потерпела крах. Фактически, в 1990-е гг. Лу Герстнер принес в IBM свое новое видение Глобальной Сети IBM в качестве реверсивной стратегии -создание Глобальной Сети позволяет использовать ключевой вид компетентности компании IBM в сфере работы с "большими железяками" (Lattice, 1996). Поддавшись впечатлению от непревзойденного мастерства, с которым компания выполняет определенный вид деятельности, производит продукт или предоставляет услугу, вполне можно поверить, что в этом и заключается ключевой вид компетентности данной компании. Но прежде чем принять это предположение за основу для конкурентного позиционирования, необходимо проверить его в условиях рынка. В данном случае может пригодиться выявление ключевых видов компетентности с последующим выделением из них "отличительных возможностей" (Piercy, 1997), т.е. тех, которые создают конкурентное преимущество согласно типу, описанному Портером (1996). Снайдер и Эбелинг (Snyder and Ebeling, 1997) полагают, что, хотя выявление и использование ключевых видов компетентности лежат в основе конкурентного преимущества и высочайшей производительности, существует еще ряд важнейших условий, обязательных для соблюдения. О них необходимо помнить при оценке ключевых видов компетентности, иначе анализ окажется бесполезным, если не приводящим к обратным результатам: ■ Виды деятельности и виды компетентности - это не одно и то же: "качественные продукты" и "маркетинговая сила" являются не видами компетентности, а атрибутами, приобретенными благодаря наличию ключевых видов компетентности. В 1980-е гг. компания General Electric сконцентрировалась на маркетинге с целью создания сильного имиджа бренда, но уступила лидерство компании Panasonic (Matsushita), которой удалось понять, что искусство производства компонентов и сборки оказывает более сильное влияние на увеличение ценности для клиента. Ключевой вид компетентности компании Honda связан с производством малогабаритных двигателей. Honda отступила со своих первоначальных позиций в отрасли производства мотоциклов и перенесла свой опыт выпуска малогабаритных двигателей в сферу производства автомобилей небольшого размера, насосов, газонокосилок и других продуктов, в составе которых двигатели представляли собой существенный элемент дополнительной ценности. Снайдер и Эбелинг (Snyder and Ebeling, 1997) отмечают: "Если бы в компании Honda решили, что их ключевым видом компетентности является поставка мотоциклов и связанных с ними продуктов, производители газонокосилок по всему миру сегодня были бы гораздо более состоятельными". ■ Избегайте длинных перечней: по определению, ключевых видов компетентности не должно быть более десятка. Большинство преуспевающих компаний выбрали в качестве целевых один-два основных вида деятельности - их идентификация является важнейшим вопросом, требующим решения со стороны руководства. ■ Добивайтесь консенсуса в управлении: чтобы виды компетентности сохранялись и распространялись во всей организации в качестве основы для стратегии, руководство должно прийти к общему мнению о том, какие это виды компетентности, и действовать соответствующим образом. Ранее мы отмечали, что этот процесс не всегда бывает прямым. ■ Усиливайте и направляйте ключевые виды компетентности: недостаточно выявить ключевые виды компетентности и согласовать их определения. Это бессмысленно, если они не служат основой для принятия всех стратегических решений. ■ Обменивайтесь ключевыми видами компетентности с другими организациями: концентрация внимания на ключевых видах компетентности вполне может стимулировать сотрудничество с целью создания связей с приносящими дополнительную ценность видами компетентности других компаний. В действительности логика "неприбыльного предприятия", охватывающая фирмы в цепочке начисления стоимости, явно требует того, чтобы компании обменивались своим опытом с другими. Идеальным примером тому может служить автомобильный сектор (Womack and Jones, 1996). Аналогичный подход наблюдается в Проекте внутрифирменного обмена передовым опытом (Intra-Firm Transfer of Best Practices Project) (Szulanski, 1997). Дальнейшие комментарии о переходе от конкуренции к сотрудничеству между фирмами приводятся в главе 15. Тем не менее практическое решение этих фундаментальных проблем в оперативном порядке можно обеспечить с помощью описываемой ниже структурной основы, позволяющей оценить корпоративные ресурсы с точки зрения сильных и слабых сторон. ОЦЕНКА РЕСУРСОВ В контексте понимания видов корпоративной компетентности и основанного на ресурсах взгляда на фирму можем перейти к более специфической структурной схеме, позволяющей оценить сильные и слабые стороны организации. Наша цель - перейти от теории к практическим методам. Оценка возможностей организации с точки зрения присущих ей достоинств и недостатков начинается с тщательной проверки ее ресурсов, которые можно использовать на рынке. Такая оценка должна выходить за рамки простого перечня ресурсов - необходимо выделить именно те ресурсы, которые в стратегическом плане отличают организацию от ее конкурентов. С этой целью в качестве систематизированного метода оценки маркетинговых ресурсов и их использования внутри организации был предложен маркетинговый аудит (классическое описание см. Kotler et al., 1989). Впрочем, сильные и слабые особенности существуют только в связи с задачами, к выполнению которых стремится организация, с приоритетами клиентов и возможностями конкурентов (см. Piercy, 1997). Эти виды анализа должны практическим образом помочь в выявлении характерных видов компетентности организации и в определении основных недостатков, свойственных текущим операциям и видам деятельности (см. Prahalad and Hamel, 1990). RBV, описанный выше, подразумевает, что первым этапом оценки сильных и слабых сторон организации должна быть проверка имеющихся у компании ресурсов, включая материальные и нематериальные. Типы ресурсов и возможностей, перечисленные ранее, можно классифицировать более простым методом, выделив следующие группы: ■ Технические ресурсы: ключевым ресурсом для многих организаций и ресурсом, который становится все более важным в мире стремительно меняющихся технологий, являются технические навыки. К ним относится способность организации создавать новые процессы и продукты благодаря исследованиям и разработкам, что может пригодиться в условиях рынка. ■ Финансовое положение: вторым важнейшим ресурсом является финансовое положение организации. Оно в значительной степени определяет масштабы деятельности организации и ее способность к реализации своих стратегий. Например, в 1997 году корпорация Microsoft объявила о наличии 7 млрд долларов США в форме резерва наличных, предназначенных для инвестиций в новые проекты, например, в разработку продуктов и услуг на базе Интернет и в создание партнерства с компанией Comcast для развития интерактивных и видеоуслуг (Economist, 14 июня 1997 г.). Фактически, организация, отличающаяся солидным финансовым положением, для финансирования своих предприятий может получить капитал из внешних источников. Принимая решение о маркетинговой стратегии, нередко важнее всего определить, какие финансовые ресурсы можно или нельзя вложить в планируемую программу. ■ Управленческие навыки: управленческие навыки в самом широком смысле этого слова представляют собой еще один тип ресурсов организации. Опыт руководителей и то, каким образом они выполняют свои обязанности и мотивируют подчиненных, оказывает существенное влияние на результат работы всей организации. ■ Организация: сама структура организации может стать ценным активом или ресурсом. Некоторые виды структур, например, матричная структура организации, разработаны так, чтобы способствовать широкому применению навыков в масштабе всей организации. Для упорядочения маркетинговой деятельности и создания брендов-чемпионов исключительно успешным стало управление по продуктам, впервые внедренное компанией Procter & Gamble в начале прошлого века. Эта система оказалась полезной для концентрации контроля на уровне брендов, способствуя координированию сочетания элементов маркетинга и обеспечению гибкого быстрого реагирования на изменяющиеся условия. Но и она не лишена недостатков. Система управления по продуктам может вести к возникновению ответственности в отсутствие полномочий, к конфликтам между управляющими продуктами внутри одной организации и к синдрому "мечущегося карлика" (менеджеры, которые переходят к задаче управления следующим продуктом после получения максимальной краткосрочной прибыли в ущерб долгосрочной рыночной позиции). ■ Информационные системы: системы информации и планирования в действии также являются ценным ресурсом. Например, такие организации, как банки, занимающиеся куплей-продажей иностранной валюты, в значительной степени полагаются на новейшие системы, позволяющие оперативно получать точную и самую свежую информацию. Новые технологические разработки, такие как электронное сканирование в пунктах продажи, обеспечивают сбор и обработку данных в течение гораздо более короткого времени, чем несколько лет назад. Компании, которые владеют системами для того, чтобы справиться с масштабным ростом объема информации, возникающим в результате применения новейших процессов сбора данных, оказываются в более выгодном положении и могут воспользоваться представившимися благоприятными возможностями. Аудит маркетинга С целью более конкретного изучения маркетинговых мероприятий фирмы был разработан маркетинговый аудит - систематизированный метод выявления и оценки видов маркетинговой практики, ресурсов и их использования (см. Kotler et al., 1989). Нередко, особенно в современных учебниках по маркетингу (см., например, Kotler, 1997) маркетинговый аудит представлен в качестве средства контроля над маркетинговой деятельностью. Хотя в самом полном и всеобъемлющем смысле этот термин обычно употребляется именно так, маркетинговый аудит также обладает высокой ценностью, способствуя определению маркетинговых возможностей. Полный маркетинговый аудит состоит из изучения маркетинговой среды, маркетинговой стратегии, реализуемой в настоящее время, организации маркетинговой функции, анализа используемых маркетинговых систем (например, систем поддержки принятия решений и систем разработки новых продуктов), оценки маркетинговой продуктивности и аудита маркетинговых функций, вошедших в сочетание элементов маркетинга: ■ Аудит маркетинговой среды направлен на изучение изменений как в более обширной экономической, технической, социальной и культурной окружающей среде, так и в среде, требующей решения более непосредственных задач, связанных с рынками, клиентами, конкурентами, поставщиками и дистрибьюторами. Более полно этот вопрос рассматривается в главах 4 и 5. ■ Аудит стратегии - это изучение приемлемости и ясности корпоративных и маркетинговых целей. К тому же он позволяет оценить наличие ресурсов, необходимых для выполнения стратегии, и оптимально распределить их. ■ Аудит организации направлен на изучение официальной структуры отдела маркетинга, его функциональной эффективности, а также эффективности его взаимодействия с другими отделами (например, с финансовым, производственным, отделом НИОКР). ■ Аудит маркетинговых систем позволяет оценить системы информационного обеспечения и планирования, контроля, а также системы разработки новых продуктов, существующие в компании. ■ Аудит продуктивности включает в себя анализ прибыльности и доли в прибыли различных предложений организации, наряду с анализом экономической эффективности с целью определения тех сфер деятельности, в которых суммы затрат могут оказаться несоизмеримыми с суммами доходов. ■ И, наконец, аудит маркетинговых функций более подробно позволяет изучить все элементы сочетания маркетинговых видов деятельности: предлагаемые продукты и услуги, назначаемые цены, используемые системы распределения, деятельность специалистов по продажам, рекламу, продвижение товаров и связи с общественностью. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|