ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Качественные методы исследованийКачественные методы исследований, по существу, представляют собой неструктурированные или наполовину структурированные методы опроса. Они разработаны так, чтобы поощрить респондентов к раскрепощенным ответам и выражению истинных чувств, мнений и мотивов. Для проведения качественных методов исследования используются: опрос групп (носит различные названия - метод целевых групп или углубленный опрос групп) и индивидуальный углубленный опрос. Опросы групп обычно принимают форму свободного неофициального обсуждения группой из 7-9 человек во главе с лидером или ведущим, который направляет дискуссию, заботясь о том, чтобы она охватывала вопросы, соответствующие цели исследования. Обсуждение обычно про водится дома у ведущего (в случае с потребительскими исследованиями) или в гостиничном номере (для промышленных групп). Преимуществом групповой работы является то, что она способствует взаимодействию участников, в результате чего имеет место более широкое обсуждение, чем во время опроса, проводимого с глазу на глаз с одним респондентом. Ценность этого исследовательского метода зависит от качеств ведущего группы (обычно это квалифицированный психолог) и его способности поощрять направленное обсуждение, охватывающее широкий диапазон вопросов, но не выходящее за рамки интересующих тем. Группе могут быть представлены продукты на пробу, а комментарии, данные в неофициальной обстановке, способствуют объективной оценке. Обсуждения в группах эффективно использовались в ходе разработки рекламного слогана для свежих пирожных со сливочным кремом "запретные, но такие милые" (см. Bradley, 1987). В результате обсуждений было выявлено чувство вины, связанное с процессом съедения пирожных со сливочным кремом. В рекламе можно было выгодно обыграть эти эмоции, подчеркнув неподдельное наслаждение и чувство "вкушения запретного плода", возникающее при употреблении этого продукта. О чувствах и эмоциях подобного рода невозможно узнать путем количественного исследования. Свободная неофициальная атмосфера проведения группового обсуждения сыграла важнейшую роль в получении сведений, которые подтолкнули к идее создания упомянутого рекламного текста. Углубленные опросы проходят между интервьюером (в этом случае им также обычно выступает квалифицированный психолог) и одним респондентом. Этот метод широко используется для более глубокого изучения мотивов, особенно в сферах, конфиденциальных по своей природе, или касающихся деликатных тем, когда необходимо создать атмосферу взаимопонимания и доверия. Многие методы, используемые для проведения углубленных опросов, были разработаны на основе клинической психологии, включая использование проекционных приемов, таких как словесные ассоциации и метод устойчивых решеток Келли (Kelly Repertory Grids). Качественные исследования нередко применяются как предварительные, предшествующие проведению более точного количественного анализа. Они могут помочь в формулировке вопросов для составления анкеты в дальнейшем, в определении того, какие вопросы следует задавать, и в выявлении важнейших особенностей продукта или бренда, а также характеристик имиджа. Качественное исследование используется само по себе для изучения мотивации, для разработки и предварительного тестирования рекламных текстов, для оценки дизайна упаковки, тестирования концепций и новых продуктов. Основным недостатком качественного исследования является то, что связанные с ним расходы и сама природа исследования не позволяют проводить его на больших выборках. А значит результаты, полученные в ходе работы с небольшой аудиторией, довольно рискованно применять к большим массам населения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|