ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стратегический, управленческий и операционный уровни сегментацииОдин из методов, позволяющих точнее определить масштабы сегментации рынка, состоит в проведении различий между разными уровнями сегментации, как это показано на рис. 10.5 (Piercy and Morgan, 1993). Предложенный подход похож на разграничение между сегментацией первого и второго порядка, которое мы рассматривали выше, но он имеет дополнительное развитие в том, что здесь уровни сегментации соотносятся с вопросами, касающимися организаций, а также вопросами, касающимися клиентов. Сущность разных уровней сегментации состоит в следующем: ■ Стратегическая сегментация связана с заботой руководства о стратегическом намерении и миссии организации, в основу которых положено использование продукта/услуги и полезность для клиентов. ■ Управленческая сегментация связана главным образом с планированием и выделением ресурсов, таких как ассигнования и персонал, на работу с рыночными целями. ■ Операционная сегментация сосредоточена на вопросе направления коммуникаций маркетинга и деятельности в области продаж по каналам распределения, которые достигают целевых рынков (а также их составных частей) и влияют на них. Эти различия имеют большое значение для понимания того, чем именно сегментация может помочь в построении маркетинговой стратегии и конкурентного позиционирования, а также для понимания источников проблем на пути внедрения стратегий, построенных на сегментации. Возьмем для примера ситуацию, когда менеджер, ответственный за продажу выхлопных труб для автомобилей взамен старых, группирует своих клиентов в зависимости от их опасений, неосведомленности и зависимости от транспорта, а не по их потребности в разных технических характеристиках и конструкции продукта. В этом случае он беспокоится о выработке нового понимания рынка (стратегическая сегментация), а не о детализированной модели приложения ресурсов маркетинга (операционная сегментация). Когда корпоративный банкир рассматривает корпоративный банковский рынок с точки зрения потребностей клиентов в стратегических финансовых услугах, исходя из их собственных корпоративных стратегий (Carey, 1989), он стремится выработать концептуальную основу стратегии, а не механизм рекламной деятельности и размещения продавцов. С другой стороны, когда специалисты по рекламе и заведующие отделом продаж описывают клиентов по их принадлежности к социально-экономическим группам, географическому местонахождению или отрасли промышленности, они эффективно нацеливают ресурсы рекламы, деятельность по стимулированию сбыта, продажи и распределение, а не описывают сегменты рынка, основанные на полезностях. Исследования в области сегментации рынка, которые анализируют отношение группы потребителей к СМИ, - например, "клиенты, которые не приемлют основные СМИ", "клиенты, воспитанные на утонченных изданиях", "для тех, кому за 30" и так далее (Laing, 1991), - заинтересованы в эффективности работы, а не в стратегическом позиционировании. Причины, объясняющие, почему организации иногда считают сегментацию делом, обреченным на провал, можно найти в том, что они путают эти совершенно разные роли сегментации: "Неудачные попытки сегментации можно отнести к одной из двух категорий: категория, в которой доминирующую роль играет специалист по маркетингу, при наличии скудных данных в подтверждение выдаваемых рекомендаций; и чисто статистический тип, который выявляет многочисленные различия между потребителями, не связанные с задачами компании". (Young, 1996.) Отсюда следует вывод: выяснение роли и цели метода сегментации может иметь огромное значение для того, чтобы избежать нереальных ожиданий. Однако ясно, что стратегии, построенные на базе сегментации, иногда терпят неудачу на этапе внедрения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|