ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Априорные методы с составными переменнымиНедавно традиционные демографические и социально-экономические средства априорной сегментации пополнились более сложными методами, которые популяризируются по крайней мере в области потребительского маркетинга рекламными агентствами и организациями рыночных исследований. К ним относятся субъективные методы и специфичные для маркетинга объективные критерии, описанные в главе 10. Различие между ними и подходами, рассмотренными выше, состоит в том, что в них сразу рассматриваются составные критерии, а сегменты создаются на основе этих составных критериев. Было предложено несколько разных систем потребительской классификации, среди них- классификация жилых районов (ACORN), MOSAIC, ценности и образ жизни (VALS). Эти системы были созданы на основе анализа больших наборов данных (в первых двух случаях- официальных данных переписи населения) с применением методов гнездового анализа. И сегодня они по-прежнему считаются априорными по той причине, что если их составить один раз, то потом любой пользователь может получить их в готовом виде от соответствующих агентств. Среди априорных методов с составными переменными раньше всех стали применяться перечни человеческих качеств (в 1960-70-х годах). В то время исследователи стремились вывести типологию индивидуальности, которую можно было бы соотнести с решениями о покупке и схемой потребления примерно так же, как и социально-экономические факторы. Методику оценки индивидуальных человеческих качеств для маркетинга позаимствовали у психологов. Давно принятые в психологии тесты, такие как список индивидуальных предпочтений Эдвардса или список 16 PF Кателля были опробованы в маркетинговой среде. К сожалению, эти тесты показали, что они обладают не намного более высокой различительной способностью, чем гораздо более простые демографические и социально-экономические методы. По сравнению с готовыми демографическими и социально-экономическими методами, перечни личных качеств имеют незначительное и несущественное преимущество. В небольшой степени они действительно могут провести различия между некоторыми продуктами, связанными со значительным вовлечением потребителя, но и в этих случаях они не дают объяснений большей части отличий. Как и в случае с демографическими и социально-экономическими методами, они, похоже, обладают самым высоким различительным потенциалом на рынках, где их определение играет вполне заметную роль. Это, например, курение, которое отражает наркотическую зависимость, и дезодоранты, которые говорят об ощущении беспокойства. Однако неуловимость нюансов в оценке личных качеств обусловливает их меньшую полезность в качестве готового критерия в большинстве случаев. Это связано с тем, что различия между индивидуальностями не настолько ярки и очевидны, как физиологические различия, которые может оценить демография: интроверсия и зависимость - вполне определенные черты личности, но они никоим образом не являются легко определяемыми или связанными с поведением так, как пол или возраст. В то же время, изучая качества личности как основания для сегментации, специалисты по маркетингу экспериментировали с сочетанием демографических характеристик, стремясь выработать понятие жизненного цикла потребителя. В рамках данной модели для определения этапа жизненного цикла объединяли возраст, семейное положение и размер семьи. Такой подход используется для продажи организованного отдыха, страхования, жилья, продуктов для детей до года и потребительских товаров длительного пользования. В последнее время появилась система классификации SAGACITY, разработанная агентством маркетинговых исследований Research Services Ltd. В данной системе жизненный цикл (материально зависимый от родителей, еще не женатый, семейный и преклонного возраста) сочетается с доходом (более высокий и более низкий) и родом занятий (рабочие - "синие воротнички" и служащие - "белые воротнички"). Крауч и Хаусден (Crouch and Housden, 1996) приводят список из 12 сегментов SAGACITY и показывают, какие типы продуктов вероятнее всего будут приобретать разные сегменты. Появление геодемографической базы данных системы классификации жилых районов ACORN компании CACI стало одним из самых значительных шагов вперед в создании методов сегментации и таргетинга. В ее основу легли сегменты, выведенные из опубликованной информации о результатах переписи населения, которые позволяют классифицировать жилые районы по типу жилья. Несмотря на то, что за основу взят грубый критерий, огромное преимущество предлагаемой работы связано с собственными исследованиями компании CACI, связывающими группы жилья с демографическими характеристиками и поведением покупателя, а также с возможностями нацеливания на домохозяйства. Поэтому система устанавливает прямую связь между готовым делением и индивидуумами, в отличие от предыдущих методов, которые предлагали только непрямые средства контакта с установленными демографическими или личностными сегментами. Метод CACI, как и другие априорные методы, имеет недостатки, заключающиеся в вариативности внутри жилых районов и неодинаковости характера покупок по многим классам продуктов. Инглиш (English, 1989) приводит в подтверждение пример, в котором пять переписных участков (отдельные группы жилых районов, насчитывающие по 150 домовладений) проклассифицированы согласно геодемографическим методам. Два из пяти районов были признаны основными потенциальными клиентами почтовой рекламы. Однако при изучении индивидуальных характеристик в пяти группах оказалось, соответственно, 31, 14, 10, 10 и 7 потенциальных клиентов: переписные участки были проклассифицированы в соответствии с правильным количеством потенциальных клиентов, но классификации жилых районов сами по себе оказались неподходящим методом таргетинга. При наличии лишь 31 целевого клиента на самом благоприятном для почтовой рекламы переписном участке 119 из 150 домохозяйств ошибочно попали бы под прицел маркетинговой деятельности. Откровенно говоря, как и в случае с другими рассмотренными ранее средствами готовой сегментации, геодемографические характеристики эффективны только в отношении продуктов, непосредственно связанных с характеристиками жилых районов; например, с потребностью в двойном остеклении, садовом оборудовании и т.п. И даже в этом случае нацеливание на наиболее подходящие переписные участки увеличивает вероятность привлечения целевого клиента с менее чем 10 процентов до более 20 процентов, но промахи все же случаются гораздо чаще, чем попадания в цель. К более современным разработкам относятся MOSAIC компании CCN, PIN компании Pinpoint и SuperProfiles; все они основаны на данных переписи населения, но используют разные статьи и разные методы объединения в группы (Crimp and Wright, 1995). Сегментация в соответствии с образом жизни предоставляет возможность совмещения геодемографических данных с характеристиками образа жизни. В такой описательной форме они существуют уже некоторое время, и с ними связан первоначальный успех сети складов Storehouse's Habitat и успех консервативной партии на всеобщих выборах 1986 года в Великобритании. Иногда их используют совместно с демографическими характеристиками; в таком случае они составляют вторую часть двухэтапной сегментации. В исследованиях третьего возраста именно так и поступили: вначале признали целевым рынком группу населения старше 65 лет, а затем разделили эту группу в соответствии с образом жизни на сегменты: безразличные, довольные, исследователи, подверженные страху, организаторы, нытики, светские львы и сохраняющие статус-кво. Любому, кто общался более чем с одним человеком преклонного возраста, очевидно, что эти ярлыки гораздо лучше раскрывают суть клиента в возрасте старше 65, чем просто их возраст. Стэнфордский институт исследований, США, разработал систему сегментации в соответствии с образом жизни. Она называется ценности и образ жизни (VALS), которая выделяет семь категорий: верующие (патриотичные устойчивые традиционалисты, довольные своей жизнью); добивающиеся (состоятельные самоуверенные материалисты средних лет); борцы (честолюбивые молодые совершеннолетние, которые пытаются пробиться в жизни); независимые (импульсивные, экспериментирующие и немного самовлюбленные); социально сознательные (зрелые, преуспевающие, ориентированные на решение конкретных проблем люди, которые любят совершать благие дела); пережившие своих сверстников (старые и бедные люди без особого оптимизма по поводу будущего); старающиеся (недовольные собственным положением и пытающиеся свести концы с концами). Аналогичная система была разработана для использования в маркетинге паневропейских стран; в нее вошли: преуспевающие идеалисты; состоятельные материалисты; довольные верующие; недовольные одинокие старики; оптимистичные борцы (Hindle and Thomas, 1994). Последние разработки связали сегменты, выделенные в соответствии с образом жизни, с базами данных о клиентах. В Соединенном Королевстве их несколько (Coad, 1989): ■ The Lifestyle Selector. База данных Соединенного Королевства, созданная в 1985 году американской компанией American National Demographics & Lifestyle Company. База данных The Lifestyle Selector собирает сведения из опросных листов, которые вкладываются в упаковку потребительских товаров длительного пользования, или берет данные у розничных торговцев; в ней содержатся данные из более чем 4,5 млн возвращенных опросных листов, заполненных клиентами. ■ Behaviour Bank. Услуга в Соединенном Королевстве, которую оказывает американская компания автоматизированных маркетинговых технологий American Computerized Marketing Technologies Company. Она заключается в сборе данных из синдицированных опросных листов, которые распространяются напрямую потребителям в журналах и газетах; содержатся сведения из более чем 3,5 млн заполненных опросных листов. ■ Omnidata. Это плод совместной работы почтового ведомства Нидерландов и нидерландской Reader's Digest. Компания рассылает свои анкеты всем телефонным абонентам Нидерландов и пытается склонить их к заполнению, аргументируя это тем, что в случае заполнения анкеты они будут получать меньше мусорной почты. Двадцать три процента потребителей ответили, и в Omnidata теперь есть данные о 730 000 из 5 млн домовладений Нидерландов. ■ Postaid. Это шведская организация при PAR, дочерней компании Шведского почтового ведомства. Начала свою работу с 1980-х годов и, как и Нидерландская система, исходит из положения, что людям необходимо дать возможность определить, какую почту они хотят получать. В результате создана база данных с информацией об 1 из 3,7 млн домовладений Швеции. Большая часть исследований, проведенных на сегодняшний день, была посвящена обобщенным типологиям образа жизни и их сравнительному использованию для дифференцирования отношения потребителей к продукции и их покупательского поведения (Wilmott, 1989). Результаты получились двойственными, но недавние исследования (O'Brien and Ford, 1988) говорят о том, что такие обобщенные типологии не настолько эффективны, как использование в качестве дифференцирующего фактора традиционных переменных, таких как общественный класс или возраст. И хотя относительное достоинство демографических переменных характеристик и образа жизни имеет общую тенденцию изменяться в зависимости от обстоятельств, в проведенных сравнениях образ жизни выглядит наименее убедительно. Поэтому неумолимо напрашивается вывод: сегменты, выделенные на основе факторов образа жизни, как и менее сложных демографических факторов, не являются панацеей для маркетинга. В сочетании с базами данных они могут служить мощным инструментом для перехода от целевых рынков к индивидуальным клиентам, но из-за небольшого охвата ценность их ограничена. С другой стороны, сегменты, выделенные на основании образа жизни, при условии, что они обоснованны, действительно более наглядно представляют клиентов, чем демографические сегменты, и потому могут подсказывать, как лучше составлять рекламные тексты. Как и в случае с одинарными демографическими переменными, невозможно рассчитывать, что классификация будет эффективной и на других рынках, кроме тех, для которых она особенно хорошо подходит. Вернемся к компании Lego, которая добилась таких успехов, используя возраст как способ проведения различий между секторами рынка игрушек-конструкторов. Как только личность ребенка начинает развиваться, Lego считает необходимым разрабатывать широкий спектр продуктов, учитывающих разные потребности ребенка. Конструктор Lego Basic рассчитан на детей в возрасте от 3 до 12 лет; его особенность состоит в использовании исходных элементов Lego в том виде, в каком они были придуманы с самого начала. Fabuland - для 4 - 8-летних девочек; выполнены в теме фэнтези, за основу взяты герои из животного мира. Legoland - для детей от 5 до 12 лет на темы: космос, жизнь в средние века, пираты и современный мир пригородов. И Legotechnic -для 7 - 16-летних, посвящены техническим механизмам. Хотя компания признала демографические характеристики главным основанием для сегментации, дальнейшее движение вперед зависело от выявления характеристик клиентов, специфических для рассматриваемого продукта. Все приведенные выше подходы являются общедоступными, поэтому даже в том случае, когда они действительно предлагают надежные системы сегментации рынка, редко дают возможность специалисту по маркетингу увидеть рынок с уникальных позиций. Суть системы сегментации, выигрышной с точки зрения конкурентных позиций, состоит в том, что такая система должна быть современной, новаторской, оригинальной и обеспечивать такое видение рынка, которого нет у конкурентов. Чтобы иметь такое оригинальное представление, необходимы первичные исследования, при которых предубеждения относительно структуры рынка отбрасываются, и схемы деления выстраиваются на основании оригинальных данных. 11.2 БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ/ГНЕЗДОВЫЕ ПОДХОДЫ К СЕГМЕНТАЦИИ В отличие от методов сегментации рынка, рассмотренных выше, более поздние подходы не отталкиваются от предубеждений о структуре рынка. Анализ проводится с целью обнаружения сегментов, которые есть на рынке сами по себе, а не для того, чтобы искусственно втиснуть клиентов в предопределенные категории. Рис. 11.1. Модель исследований в области сегментации Источник: по материалам Мейера и Сондерса (Maier and Saunders, 1990) Ниже мы будем рассматривать, как организации могут реализовать этот творческий подход. При обсуждении будем руководствоваться моделью, разработанной Мейером и Сондерсом (Maier and Saunders, 1990) (рис. 11.1). Процесс начинается с желания творчески сегментировать рынок и заканчивается наблюдением за целесообразностью сохранения сегмента на будущее. Очерчивание границ Для того чтобы оригинально и творчески сегментировать рынок, необходимо не только знать его, но и разбираться в технических аспектах данного процесса. В связи с этим часто появляется необходимость в диалоге между менеджером, который заказывает исследования в области сегментации, и агентством или лицом, которое будет проводить необходимые исследования. Ценность окончательных результатов сегментации будет зависеть от того, в какой степени указанные лица смогут ликвидировать разрыв между техническими требованиями методов сегментации и практическими знаниями из области управления маркетингом и сбытом. Традиционно работу по "наведению мостов" возлагают на исследователя (которым обычно выступает разработчик модели или эксперт в области маркетинга), но принимая во внимание, что менеджер по маркетингу будет полагаться на результаты и будет отвечать за их внедрение, он (или она), безусловно, будет заинтересован в достижении взаимопонимания. Если эксперта или разработчика модели отклонят как исполнителя в случае нерешенной технической проблемы, то менеджера по маркетингу ожидает провал на рынке. Поручая работу агентству, менеджер по маркетингу обязательно должен знать, как проверить агентство и убедиться, что его методы подходят для организации и предположения истинны. Включение в процесс сегментирования рынка исследователя в области маркетинга или разработчика маркетинговых моделей равноценно организации продаж. Если в самом начале не складываются хорошие отношения, перспективы дальнейшего продвижения невелики. Исследователь должен вызвать доверие к себе, продемонстрировав соответствующую компетенцию, придерживаясь культуры клиента. Как и при продаже, полезно вначале собрать информацию об отрасли, компании и персонале. И особенно полезно с практической точки зрения быстро перенять терминологию, которой пользуются в компании. Такая подготовительная работа ускоряет взаимопонимание, необходимое для успешного внедрения модели. Роли продавца и исследователя в области маркетинга должны быть разными, поскольку, несмотря на то что продавец обычно торгует ограниченным набором продуктов, исследователь в области маркетинга теоретически должен уметь безошибочно выбирать соответствующие методы, подходящие для данной организации. К сожалению, это лишь идеальная ситуация, поскольку многие агентства, работающие в области маркетинговых исследований, питают склонность к методам, хорошо им знакомым, или, возможно, даже разработанным самостоятельно. Поэтому заказывая проведение исследований в области сегментации, менеджер по маркетингу должен быть достаточно эрудированным в этом вопросе, чтобы не поддаться попыткам агентств взяться за работу при ограниченном выборе решений. Остерегайтесь исследователей, стоящих на позициях "был бы метод - а уж применить его можно"\ Главные уроки, которые необходимо помнить, приступая к проекту сегментации: первое общение имеет решающее значение, и успех сегментации зависит от того, будут ли менеджер по маркетингу и исследователь в области маркетинга понимать проблемы друг друга, - не обязательно досконально знать, чем занимается каждый, но наверняка иметь возможность задавать нужные вопросы. На этом начальном этапе важно согласовать целевую направленность проекта, рынок продуктов, который необходимо исследовать, и предполагаемый способ использования результатов. Компании с большим ассортиментом продукции могут предпочесть провести вначале сегментацию для одного продукта, а затем перейти к остальным, если пробная сегментация окажется удачной. Кроме того, могут быть такие рыночные структуры, - как, например, деление рынков на промышленные и потребительские, - которые предполагают двухэтапный подход: на первом этапе рынок делится на легко определяемые группы, а второй этап связан собственно с анализом в области сегментации. Проводя сегментационный анализ рынка врачей общей практики, Мейер и Сондерс (Maier and Saunders, 1990) применили такой процесс, разделив вначале врачей на терапевтов и больничных врачей, - такое разграничение необходимо в силу различия их работы. На втором этапе они сконцентрировались на определении сегментов в соответствии с использованием продуктов внутри рынков врачей общей практики. Согласование цели снижает вероятность неправильного понимания на начальном этапе и максимально повышает шансы на то, что результаты можно будет примерить в практической деятельности. Сбор данных Данные, необходимые для исследований в области сегментации, можно разделить на те, которые используются в соединении с гнездовым анализом для выделения сегментов, и которые используются в качестве вспомогательных для описания установленных сегментов. Гнездовой анализ позволяет использовать любые основания, но опыт показывает, что самыми действенными являются критерии, связанные с отношением и поведением, направленным на рассматриваемый класс продуктов. К таким данным могут относиться степень использования продукции, полезности, которые хочет получить клиент, покупательское поведение, используемые СМИ и т.д. Однако прежде чем собирать такие данные, необходимо точнее определиться с тем, какие вопросы следует задавать. Обычно вначале с помощью качественных методов исследований, таких как опросы групп, определяют соответствующее отношение клиентов или интересующие их полезности, прежде чем использовать их в соответствующих исследованиях. В частности, для эффективной сегментации полезностей необычайно важно предварительно провести всесторонние качественные исследования, чтобы быть уверенными в том, что все возможные полезности продукта или услуги тщательно исследованы. Полезности, которые, по мнению компании, приносит продукт, могут не совпадать с полезностями, которые, с точки зрения клиентов, они получают. Чтобы последующий анализ был действенным, важно знать точку зрения клиентов, а также пользоваться их терминологией в последующих исследованиях. После проведения качественного анализа исследования в области сегментации обычно предполагают количественный анализ для получения данных, представляющих изучаемое население или рынок. Метод сбо pa данных зависит от ситуации. Если цель состоит в определении целевых рынков в соответствии с отношением или мнениями клиентов, сбор данных обычно происходит в форме личных интервью с использованием семантической шкалы, по которой степень согласия оценивается в соответствии с количеством утверждений. Полученные результаты служат аналогом данных, полученных шкалированием в определенном диапазоне, которые являются общепринятым основанием для гнездового анализа. В отличие от описанной ситуации, если в процессе исследований сегментацию предполагается использовать совместно с базами данных, которые могут опираться на прямую почтовую рекламу, источников данных будет не так много. Например, в вышеупомянутых классификациях образа жизни используются простые контрольные списки, так что клиентов можно классифицировать в соответствии с их интересами. В исследованиях в области сегментации баз данных, проведенных Мейе-ром и Сондерсом (Maier and Saunders, 1990), за основу были взяты отчеты врачей общей практики об использовании продуктов. Безусловным недостатком методов, построенных на использовании баз данных, является то, что сбор данных для них ограничен качеством данных, которые можно получить из гарантийного талона или анкеты, заполняемой опрашиваемыми лицами. Здесь неизбежна обратная зависимость между охватом сегментационных баз данных и качеством данных, на которых они строятся. Если исследования проводятся с целью сбора данных для сегментации, то они обычно бывают двух типов. Основное внимание направлено на данные, которые будут использованы для сегментации рынка: полезности, которые хотят получить клиенты, стереотипы использования, отношения и так далее. Но кроме этого, в процессе исследований будет собрана информация и о традиционных демографических и социально-экономических факторах. Их можно будет впоследствии соотнести с уже готовыми сегментами (они не используются для установления сегментов), что позволит точнее обрисовать их. Например, исследования в области сегментации полезности могут показать, что значительная группа покупателей автомобилей хочет получить экономичные и экологически безвредные автомобили. Однако для того, чтобы программу маркетинга можно было ориентировать на них, необходимо получить более полное представление об их покупательной способности, привычках использования средств массовой информации и о других факторах. Часто возраст и общественный класс используются в качестве промежуточных переменных; если эти факторы определяют разницу между сегментами, их можно использовать для выбора СМИ. Анализ данных Как только будут получены данные о том, по какому признаку выделять сегменты, их необходимо проанализировать, чтобы установить любые группы, или кластеры, существующие естественным образом. Методы, используемые для определения таких групп, носят родовое название "гнездового анализа" (см. Saunders, 1999). Необходимо понимать, что гнездовой анализ - не единый аналитический метод, а целый класс методов, которые, имея одну цель - выявить классы, однородные по внутреннему составу, но различные между собой, -используют для этого разные методы. Такое многообразие подходов с практической точки зрения и открывает возможности, и создает проблемы. Это означает, что подход можно привести в соответствие с конкретными задачами анализа, но при этом необходимо иметь техническую квалификацию для того, чтобы выбрать и применить наиболее подходящий метод. Неудивительно, что по результатам наблюдений гнездовой анализ используется относительно редко и малопонятен для практических специалистов из области маркетинга, но находит более широкое применение среди компаний, специализирующихся на рыночных исследованиях. В недавней серии обследований Хасси и Хулей (Hussey and Hooley, 1995) установили, что среди лучших европейских компаний лишь одна из семи (15 процентов) сообщила о регулярном использовании гнездового анализа при проведении своих маркетинговых исследований. Тогда как среди профессиональных компаний, специализирующихся в области маркетинговых исследований, показатель использования поднялся до трех из пяти (60 процентов). Шире всего методы используются в Нидерландах (73 процента), Франции (68 процентов) и Германии (67 процентов), но в меньшей степени - в Испании (47 процентов) и Соединенном Королевстве (52 процента). Наиболее распространенный подход к группировке потребителей методом гнездового анализа называется иерархическим гнездовым делением. В рамках данного подхода каждый респондент изначально рассматривается отдельно. Затем каждого респондента объединяют с другими, которые дали аналогичные или очень похожие ответы на вопросы, по которым проводится деление. На следующем этапе происходит дальнейшее объединение групп респондентов, имеющих незначительные различия между собой. Анализ продолжается в интерактивной форме до тех пор, пока все респонденты не будут объединены в одну большую группу -кластер. Затем исследователь проводит анализ в обратном порядке, используя суждения и наработанную статистику, чтобы установить, в какой момент анализа группы, имеющие несовместимые различия, были объединены в одну. Однако даже при иерархическом гнездовом делении существует великое множество способов оценки сходства респондентов и работы с группами респондентов. Группирование можно проводить, например, на основании сравнения средних показателей по группам, ближайших соседей в двух группах или дальних соседей в каждой группе. Основные альтернативные методы обобщены в табл. 11.1. Источник: по материалам Панджа и Стюарта (Punj and Stewart, 1983) Сравнительные исследования четко показывают, что для маркетинговых приложений особенно удачно подходят метод Уорда (Ward, 1963), который представляет собой один из методов минимального расхождения, как показано в табл. 11.1, и подход К средних из группы методов интерактивного деления. На самом деле исследователю не нужно выбирать между ними, поскольку их можно использовать совместно. При этом метод Уорда будет использован для определения исходного количества кластеров, допустим, семи, а подход К средних - для уточнения решения о делении на семь кластеров путем перемещения наблюдаемых групп. При желании после того, как будет найдено самое оптимальное решение о делении на семь кластеров, можно вновь обратиться к методу Уорда и с его помощью найти решение о делении на шесть кластеров, которое затем вновь оптимизировать с помощью К средних и т.д. Такой подход может показаться громоздким с точки зрения вычислений, но, к счастью, созданы программы, позволяющие применять данный процесс. Основным программным пакетом является ПК-версия одного их популярных пакетов SPSS, на время написания - в версии 11. Поэтому придя к пониманию, что метод Уорда в сочетании с методом К средних является наиболее подходящим способом выделения сегментов, основанных на кластерах, исследователь избавляется от необходимости перебирать многочисленные альтернативы кластеров и может выбирать среди существующих программ деления на кластеры. Рис. 11.2. Разделение объектов на группы в двумерном пространстве Несмотря на наличие множества рекомендаций о том, какой из методов лучше применить, определение наиболее оптимального количества сегментов, которые предстоит выбрать на основе анализа, основывается на суждении. Наработанная статистика послужит руководством к определению того, в каком месте укрупнение привело к объединению двух совершенно не сходных между собой групп. Внутренняя однородность группы будет нарушена. Это отправная точка, и в некоторых случаях, когда сегментация прорисовывается ясно, она будет наилучшим выбором. На рис. 11.2 представлен пример, в котором есть три достаточно четко определенных сегмента на основе двух исследованных измерений. В данном случае "визуальный контроль" графика положений каждого объекта (в исследованиях из области сегментации объектами обычно выступают отдельные респонденты) показывает, что в каждом из двух измерений три кластера объектов имеют подобное, но не идентичное пространственное распределение объектов. Однако в большинстве случаев предполагается несколько измерений, в которых будет происходить деление на группы, и несколько вариантов решений, возможно, предполагающих наличие от трех до десяти групп. После сужения на основе изучения статистических данных аналитик должен проверить результаты каждого решения для маркетинга, задав себе вопрос: "Если я буду рассматривать эти две группы по отдельности, а не вместе, изменит ли это что-нибудь в том, как я буду проводить для них маркетинг?". При ответе "мало что изменится" группы, как правило, следует объединять. Это творческий элемент сегментации, в котором суждение имеет решающее значение! И, наконец, необходимо отметить, что базы данных образа жизни и геодемографических характеристик полагаются на некоторую форму гнездового анализа в группировании подобных клиентов. Например, результаты, полученные для Классификации жилых районов ACORN или MOSAIC, основываются на суждении о том, сколько групп необходимо для адекватного представления всего населения, как и специально разработанных методов. После того как сегменты будут установлены и описаны по другим критериям, необходимо их подтвердить. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|