ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как установить размерность отношенийНесмотря на то что график схематически показывает подобие между объектами (развлекательными аттракционами), он, по сути, не объясняет, почему клиенты представляет их себе похожими или непохожими. Нужно сделать еще один шаг - установить и понять критерии, примененные респондентами для суждения о сходстве или различии. Не рекомендуется пользоваться двумя методами определения критериев. Первый состоит в использовании суждений экспертов, которые, как и их суждения о конкурентах, могут отличаться от того, что думают об этом клиенты. Второй состоит в изучении графика отношений в попытке понять, что представляют измерения. Такие графики часто допускают двойное толкование, и есть большая опасность, что исследователи станут навязывать собственные взгляды на происходящее. Лучше пользоваться другим методом, который, однако, тоже несовершенен: спросить прямо у клиентов, как они делят рынок. Здесь проблема связана с тем, что клиенты могут дать несколько упрощенный ответ, который может и не представлять всех измерений, используемых ими, подчас на подсознательном уровне, для проведения различий между предложениями продукции. Больше пользы в этом смысле приносит метод, основанный на исследованиях, при котором респондентам предлагается вначале выбрать два или более подобных продукта и объяснить, почему они считают их похожими, а затем выбрать несколько продуктов, по их мнению, совершенно непохожих, и рассказать, чем в их представлении продукты отличаются между собой. Примерно такой подход был использован при определении критериев отношения клиентов к местам отдыха. У респондентов вначале спросили, почему они выбирают первую пару (Вубернский сафари-парк и Белтон Хаус) как наиболее сходные между собой места отдыха. После чего у них спросили, что общего между Белтон Хаус и Четсуорт Хаус, и так далее, пока респонденты не стали затрудняться при ответе на вопрос, а сходны ли вообще парки в парах. Затем пошли обратным путем: респондентам предложили пояснить, почему они считали парки в парах не похожими между собой. Начали с пары наиболее не похожих между собой парков - Четсуорт Хаус и "Американские приключения", затем взяли пару Четсуорт Хаус и Вубернский сафари-парк и т.д. В результате получили длинный список признаков, который сократили до десяти, объединив вместе некоторые сходные и исключив те, которые использовались реже остальных. Вот что осталось: ■ классные аттракционы; ■ познавательные; ■ развлечения и игры; ■ изысканные; ■ оживленные; ■ для подростков; ■ увлекательные темы; ■ для всей семьи; ■ имитирующий нереальное/искусственный; ■ хорошая еда. Решетки Келли представляют собой популярный метод маркетинговых исследований, который можно было бы использовать и для определения критериев в графиках отношений клиентов. Обычно метод состоит из четырех этапов: 1. Респондентам предлагают три объекта (в нашем случае, места отдыха) и просят сформулировать один аспект, по которому два из них подобны между собой, но при этом отличаются от третьего. 2. Критерий, по которому два объекта считают подобными (например, "оживленные"), относят к категории "полюс, появляющийся в результате исследований". А его противоположность, - соответствующее отличие (например, "тихий"), - относят к категории "подразумеваемый полюс". 3. Остальные объекты (места отдыха) распределяют в том же порядке между двумя полюсами. 4. Выбирают очередные три объекта, и процесс повторяют до тех пор, пока респондент не исчерпает всех свойств, объясняющих их подобие или различие. Для выяснения, как согласуются критерии с графиком отношений клиентов, представленным на рис. 11.6, респондентам предложили проклассифицировать каждое место отдыха по установленным в результате исследований признакам. В результате также получили набор матриц, которые сложно анализировать вручную. И снова на помощь приходят компьютеры. В данном случае использовали пакет программ PREFMAP (Chang and Carroll, 1972). Он берет график отношений клиентов, отражающий позиции продуктов (рис. 11.6), и размещает на нем критерии так, как они лучше всего отражают отношение респондентов. Чтобы установить значение этих векторов, каждый можно проследить в обратном порядке к центру графика отношений (рис. 11.7). Положение каждого центра досуга (объекта) в данном измерении (на данном векторе) определяется его относительной позицией при прослеживании вектора в обратном направлении к центру. Например, респонденты считают Четсуорт Хаус самым "изысканным" (в измерении, проходящем с востока на запад); за ним следует замок Уорвик, Вубернский сафари-парк, Белтон Хаус, "Американские приключения" и Олтон Тауэре. Практически полной противоположностью изысканности является вектор, представляющий оживленные и шумные места отдыха, где первенство удерживают Олтон Тауэре и "Американские приключения". Рассматривая вектор, представляющий классическую тему, в обратном направлении, видим, что самые сильные в этом отношении позиции занимает Вубернский сафари-парк, за которым следуют "Американские приключения" и замок Уорик на практически равноценных позициях, и, наконец, - Белтон Хаус, Олтон Тауэре и Четсуорт Хаус. Отметим еще раз: вполне вероятно, что персональные или обобщенные оценки позиций могут быть представлены на полученном графике не идеально. Это неизбежно, учитывая то, что график стремится представить еще больше информации в тех же двух измерениях. Проблему можно уменьшить, прибегнув к представлению ситуации в трех или более измерениях, но обычно ситуация не проясняется, а становится еще менее понятной, как только график выходит за рамки нашего обычного опыта. Возможна и другая ситуация: сегменты рынка могут объединять явно разные мнения, поэтому уместнее будет строить графики, представляющие их разное отношение, а не обобщение по всему рынку, как мы рассматривали до настоящего момента. Рис. 11.7. График отношения к центрам досуга с установленными измерениями Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|