Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНА 17 страница




 

Стремлением к универсализму, отходом от норматив­ных концепций была отмечена выдвинутся Д. Дики в кон­це 60-х-начале 70-х годов институциональная теория ис­кусства. Д. Дики связал произведение искусства с его бли­жайшим культурным контекстом — миром искусства: искусство — это то, что признается таковым миром искус­ства, художественное произведение — артефакт, которо­му мир искусства придал данный статус.

 

Произведение искусства должно соответствовать двум критериям — артефактуальности и институциональности. Являясь классификаторскими, а не оценочными, эти кри­терии означают, что произведение должно быть создано человеком и признано искусством особым социальным

 

[243]

 

институтом — миром искусства, включающим в себя му­зеи, театры, кинотеатры и т. д.; художников, актеров, ре­жиссеров, продюсеров, руководителей учреждений куль­туры; художественных критиков, специалистов в области истории и теории искусства, коллекционеров; публику. В своей книге “Круг искусства. Теория искусства”1 Д. Ди­ки разработал пятичленную институциональную струк­туру, включающую в себя художника, произведение искус­ства, публику, мир искусства и его систему. Такая структу­ра позволила ему дать широкую трактовку мира искусства как культурной практики, вбирающей в себя любые инно­вации.

 

Согласно институциональной теории, художественная ценность свободна от эстетического компонента, не связа­на с эстетическим опытом и эстетическим удовольствием. Считая эстетический опыт и эстетические качества крайне расплывчатыми и неопределенными понятиями, Д. Дики и А. Данто не включают их в конвенционально-институцио­нальное определение искусства.

 

Категоричность такого взгляда частично преодолева­ется в открытой концепции эстетического объекта. Ее со­здатели Г. Гермерен и Т. Бинкли считают искусство куль­турным феноменом, определяемым историко-культурным контекстом. От этого контекста зависит соотношение эс­тетических и художественных ценностей. И если новей­шая художественная практика отторгает эстетические ценности, то это не распространяется на искусство в це­лом: так было не всегда и, возможно, изменится в буду­щем. Открытая теория представляет собой интересную попытку анализа эстетического сознания в контексте культуры.

 

В современной экологической эстетике за рубежом пре­обладающими являются институциональная и открытая тенденции в трактовке окружающей среды как эстети­ческого объекта. Эстетический объект — это “целостность, определяемая в соответствии с общественным догово-

 

1 См.: Dickie G. Art Circle. A Theory of Art. N. Y., 1984.

 

[244]

 

ром”,2 — подчеркивает финский исследователь Ю. Сепанма, разрабатывающий институциональный подход к эстетике окружающей среды. Термин “эстетический объект” он считает достаточно двусмысленным. Эстети­ческим может считаться как объект, обладающий эстети­ческими качествами (например, красотой), так и любой объект, являющийся предметом эстетических исследова­ний.

 

Ю. Сепанма предлагает следующую классификацию эстетических объектов. Он различает среди них два типа (естественные и искусственные) и три вида. К первому, ба­зовому виду относятся произведения искусства, ко второ­му — естественная и искусственная окружающая среда, третий, гибридный, возникает из сочетания двух предыду­щих как искусство окружающей среды. Уровень естест­венности и искусственности, природности и культурности определяется исходя из степени вмешательства человека в природу. Оно может быть косвенным (повсеместное за­грязнение окружающей среды не зависит от отдельного субъекта) или прямым (целенаправленное окультуривание природы). Кроме того, существует искусственная окру­жающая среда, полностью созданная человеком — инте­рьеры, городская среда, где незарегулированным остает­ся, быть может, лишь климат.

 

Различия между видами эстетических объектов носят принципиальный характер. Искусство и природа принад­лежат к единому эстетическому полю, подчеркивает А. Данто. Однако, согласно Л. Витгенштейну, если произ­ведения искусства являются эстетическими объектами по определению, то объекты окружающей среды становятся эстетическими в зависимости от способа их изучения, то есть эстетический аспект объекта привносится извне субъектом. Таким образом, эстетические различия между искусством и окружающей средой носят онтологический характер, что определяет отличие предметов философии искусства (общая онтология искусства) и философии при-

 

2 Sepanmaa Y. The Beauty of Environment. A Genera! Model for Environmental Aesthetics. Helsinki, 1986. Р. 31.

 

[245]

 

роды (проблемы окружающей среды), чьей частью и явля­ется экоэстетика. И если искусство — центральная эсте­тическая парадигма, то окружающая среда образует вто­рую основную независимую эстетическую парадигму. Между искусством и природой существует непосредствен­ная эстетическая связь. Она заключается не только в том, что искусство может служить моделью природы, но и в том, что, несмотря на все различия, они принадлежат к одному классу эстетических объектов.

 

Виды эстетических объектов различаются по многим параметрам. Один из них — роль материальной основы. Если в искусстве материальная основа и эстетический объект отделены друг от друга (холст, рама, трещины на полотне, отблески света не являются эстетическим объек­том в живописи, за исключением постмодернизма), то в окружающей среде, включающей в себя картину как эле­мент обстановки, сама материальная основа становится эстетическим объектом.

 

Вторым существенным отличием является значительно большая зависимость эстетического объекта в окружаю­щей среде от субъекта эстетического восприятия. Приро­да в отличие от искусства не является органической час­тью художественной традиции, но она вписана в опре­деленный культурный контекст. Способность к отбору, эстетический вкус воспринимающего имеют решающее значение при определении ее эстетичности. “От наблюда­теля зависит, станет ли окружающая среда эстетическим объектом”.3 Большая степень свободы субъекта в оценке данного объекта отличает его от других эстетических объектов: “Каждый объект можно оценивать эстетически, но не всякий объект — эстетический”.4

 

Ю. Сепанма предлагает различать слабые и сильные эстетические объекты. Первые полностью зависят от субъективной эстетической оценки. Эстетическая цен­ность вторых подкрепляется этической и другими ценнос­тями. Искусство, чьим стержнем является эстетическая

 

3 Sepanmaa Y. The Beauty of Environment. Р. 31. 4 Ibid. P. 32.

 

[246]

 

ценность, относится им к слабым эстетическим объектам. Природа, эстетическая ценность которой не должна нано­сить ущерба другим ценностям, чтобы не обернуться эсте­тизмом, формалистической красотой — к сильным. При этом подчеркивается, это эстетическое отношение к при­роде возможно лишь тогда, когда человек уже не зависит от нее, его материальные потребности удовлетворены. Поэтому эстетическая оценка обладает относительной ав­тономностью, хотя и связана с другими оценками.

 

Исходя из того, что эстетический объект определяет­ся конвенциально, Д. Дики предлагает различать условно­сти первого и второго порядка. Первичные условности свя­заны с собственно эстетическим характером восприятия, вторичные — с целенаправленной подачей художествен­ного или природного материала: туристический справоч­ник объяснит вам, как рассматривать ландшафт, статья искусствоведа — как созерцать пейзаж.

 

Степень субъективности отношения человека к окру­жающей среде определяется исходя из того, ведется ли на­блюдение извне или субъект ощущает себя частью объекта наблюдения. Ответ дается исходя из реальной ситуации (например, степени удаленности от действующего вулка­на) и психофизических характеристик личности. В этой связи проводятся сравнения между человеком и животны­ми, ставится вопрос о том, обладают ли животные способ­ностью эстетического восприятия. Многие западные уче­ные дают положительный ответ, подчеркивая вместе с тем, что характер эстетического восприятия у животных отли­чается от человеческого. Выяснить, в чем это отличие, — задача дальнейших научных исследований, ясно лишь, что ответственным за окружающую среду является человек. Он же — хранитель возможных эстетических прав живот­ных.

 

Эстетическое восприятие окружающей среды может быть пассивным и активным — пропущенным через прак­тику, знания, критику. Большинство экологически ори­ентированных эстетиков настаивает на необходимости формирования активного эстетического отношения к при­роде, выступающего высшей ступенью практического от-

 

[247]

 

ношения к ней. Основу восприятия окружающей среды как эстетического объекта составляет эстетический опыт, накопленный в искусстве. В сочетании с этическими, пси­хологическими, социологическими знаниями о природе он дает качественно новое экологическое ноу-хау.

 

Итак, анализируя специфику эстетического объекта в искусстве и природе, зарубежные эстетики подчеркивают, что речь идет об эстетическом отношении человека к окру­жающей среде на основе изучения произведений литера­туры, живописи, фотографии, кинематографа, материалов исследований географов, натуралистов, естествоиспытаталей. Искусство и наука — постоянные ориентиры экоэстетики. Сопоставление моделей производства, передачи и восприятия произведений искусства и природных культур­ных ценностей является предпосылкой выявления приро­ды эстетического объекта в окружающей среде, его харак­терных черт и связей с другими эстетическими объектами.

 

Путь к выяснению природы эстетического объекта ле­жит через сравнительный анализ прекрасного и эстетичес­кого в природе и искусстве. Определяя проблемное поле и задачи экологической эстетики, Ю. Сепанма подчеркива­ет важность преемственности традиций эстетических ис­следований применительно к этой новой научной сфере. К числу наиболее значимых из них принадлежит филосо­фия прекрасного, философия искусства и философия ху­дожественной критики.

 

Сердцевина философии прекрасного — категория “прекрасное” — может приобретать различную аксиоло­гическую окраску. Говоря о красивом цветке, имеют в виду его вид и аромат. Прекрасный поступок предполагает мо­ральную добродетель, прекрасный спортивный или цирко­вой номер — преодоление трудности исполнения. Вместе с тем термин “прекрасное” может иметь сугубо описатель­ное, а не оценочное значение, когда речь идет, например, о прекрасной, то есть сухой, безоблачной погоде. Среди всех этих ценностей центральной в рамках философии прекрас­ного является эстетическая ценность.

 

Возможно эстетическое и не-эстетическое (моральное, интеллектуальное, деятельностное, религиозное и др.)

 

[248]

 

употребление термина “прекрасное”. Его эстетическое значение двояко. В широком смысле прекрасное становит­ся синонимом эстетического, превращаясь в суперпонятие, включающее в себя все формы выражения эстетического — трагическое, комическое, возвышенное и т. д. Такая заме­на прекрасного эстетическим происходит из-за указанной амбивалентности прекрасного, а также его подвижности, связанной с постоянным обновлением художественных форм. Что же касается “собственно прекрасного” в узком смысле слова, то оно предстает одним из видов эстетичес­кого как сфера гармонии, порядка, пропорциональности.

 

Экоэстетика строится на стыке эстетической и неэс­тетической трактовки прекрасного. В ней сливаются во­едино традиционные эстетические ценности искусства и эстетические ценности окружающей среды, рассмотрен­ные сквозь призму этики, то есть внешняя (формы, цвета) и глубокая внутренняя красота (основанная на морали, научном знании). Таким образом, окружающая среда как эстетический объект представляет собой “единство чув­ственной и идеочувственной красоты”.5

 

Такая точка зрения является дискуссионной и оспари­вается рядом эстетиков, разрабатывающих проблему со­отношения эстетического и художественного. Подчер­кивается, что эстетизация ужасного, безобразного пред­полагает дистанцирование от описываемого события, бескорыстно-нейтральный, критический взгляд на него. Действительно, только мазохист способен воспринять пе­реживаемое им кораблекрушение как прекрасное. Взгляд кинозрителя на это происшествие окажется иным. Но воз­никает вопрос, может ли внешний наблюдатель — кино­зритель — воспринять кораблекрушение как прекрасное, если психологически соучаствует в нем, испытывает жа­лость, сочувствие к пострадавшим? К тому же в экологи­ческой эстетике порой нет дистанции между наблюдате­лем и естественным объектом, так как наблюдатель явля­ется его частью. Таким образом, эстетическая позиция трудна и не самоочевидна.

 

5 Jessop T. The Definition of Beauty // Art and Philosophy. Readings in Aesthetics. N. Y., 1970. Р. 531.

 

[249]

 

Любой объект окружающей среды может получить ста­тус эстетического, если наблюдатель обладает эстетичес­ким опытом, утверждает П. Зиф. Объектом эстетического созерцания не может быть лишь засохший навоз или выва­лявшийся в грязи крокодил. Все, что видит глаз, может быть таким объектом — решающее значение здесь имеет выбор наблюдателя, специфика его восприятия и способ наблюдения. Глаз смотрящего на окружающую среду по­добен объективу фотоаппарата. И если произведение ис­кусства, специально предназначенное для эстетического созерцания, ему особо благоприятствует, то эстетическим объектом в природе может быть все, что угодно, различае­мое чувствами (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) или интеллектом. Конституирование эстетического объек­та зависит от психологической готовности и эстетической предрасположенности человека. Таким образом, граница пролегает не между прекрасным и безобразным (они оба относятся к сфере эстетического), а между эстетическим и вне-эстетическим, то есть внешним по отношению к эс­тетическому созерцанию. Статус эстетического зависит не от характера объекта (он может быть любым), но от аспек­та и способа его изучения, собственно эстетического, а не какого-либо другого (морального, интеллектуального, деятельностного) отношения к нему.

 

Вместе с тем и в этой сфере границы и критерии весь­ма подвижны. Разумеется, неправомерно отождествлять любой объект публичного созерцания (витрину магазина, клетку в зоопарке) с произведением искусства. Вместе с тем окружающая среда может быть потенциально включе­на в мир искусства. В свою очередь, концертный зал легко превращается в зал заседаний. Таким образом, ничто не может быть раз и навсегда признано эстетическим или ху­дожественным либо не признано таковым. Об этом свиде­тельствуют пограничные ситуации, связанные с употреб­лением произведений искусства как физических объектов (скульптуры как пресс-папье, романа как биографии), от­чего они не утрачивают статуса эстетических объектов, связанного с оригинальностью и артефактуальностью.

 

[250]

 

М. Вейц размышляет о попытках определения статуса эстетического объекта, исходя из художественных тради­ций, принадлежности новых произведений к одной из ли­ний развития искусства. Он отвергает такой взгляд с по­зиций открытой концепции эстетического объекта, подчер­кивая, что каждое новое произведение меняет прежнюю систему художественных ценностей и взаимосвязей, в ре­зультате чего и развивается искусство. Искусство и худо­жественное произведение — открытые понятия, направ­ления их развития непредсказуемы. Дать определение можно лишь тем традициям, которые закончили свое су­ществование (искусство классической Греции). Живые же традиции длятся, они неотделимы от инноваций.

 

Спецификой современного искусства является пере­ход от традиционных художественных задач к новым сфе­рам, близким к теоретико-философским, в результате чего возникает метаискусство в духе витгенштейнианской линг­вистической игры, полагает Ю. Сепанма. Он предлагает различать “тяжелые” эстетические ценности (шок, страх, банальность, неуклюжесть) как признак резкого отклоне­ния от традиций. Из искусства исчезают не только пре­красное, но и конкретность (концептуальное искусство), замысел (хэппенинги), постоянство (саморазрушающееся искусство), неизменность (боди-арт).

 

Ю. Сепанма рассматривает современное искусство не как совокупность произведений, но как ансамбль художе­ственных форм, рожденных новой техникой — фотографи­ей, кинематографом, видеотехникой, голографией. Эти но­вые формы он изучает с эстетической и функциональной точек зрения. В результате возникает двухчленная клас­сификация искусства: “собственно искусство” выполняет сугубо эстетические внутренние функции, “прикладное искусство” преследует внешние, практические цели (де­коративные, дидактические, политические, моральные, религиозные и т. д.). Разновидностями “прикладного ис­кусства” и являются искусство окружающей среды, кос­мическое искусство и т. д.

 

Финский эстетик подвергает критике подражательную и выразительную концепции современного искусства, под-

 

[251]

 

черкивая их ограниченность либо иллюзорным копирова­нием действительности в духе гиперреализма, либо вчувствованием, эмпатией — особым типом подражания внут­реннему миру творца, недооценивающим самоценность произведения, существующего независимо от художника. Он предлагает изучать искусство с объектной точки зре­ния, в соответствии с которой художественное произве­дение — свободный, автономный, независимый объект, “гражданин двух миров” — реального и эстетического. Такое рассмотрение эстетического объекта как символи­ческого приложения к действительности позволяет, по мнению Сепанма, преодолеть недостатки религиозной, иг­ровой, трудовой, психоаналитической теорий возникнове­ния искусства. Философское осмысление современного искусства как художественного феномена возможно лишь в контексте культуры в целом. Такой философско-культурный контекст предполагает движение от внутриэстетических исследований произведений вширь — к изучению твор­чества автора в целом, представляемой им художественной школы, других школ, искусства в целом, а затем — совре­менных представлений о мире, философского отношения к жизни.

 

Сближаясь с теорией культуры, эстетика расширяет предмет своих исследований. Культура же — это и есть окружающая среда в широком смысле слова: природа в естественном состоянии; технизированная среда и куль­турное окружение, созданные человеком; интеллектуаль­ная среда — наука, искусство, религия, труд, игра, чело­веческие отношения и общественные системы. С этой точ­ки зрения эстетика окружающей среды как наука оказывается в центре пересечения культурных традиций. Ю. Сепанма определяет ее как эстетику реального мира в отличие от эстетики воображаемого мира искусства. Гра­ница между ними подвижна: архитектурные постройки, скульптуры, сады одновременно являются и частями окру­жающей среды и произведениями искусства; они могут возвратиться в естественное состояние (руины, одичав­ший сад и т. д.). Произведения искусства могут временно принадлежать к эстетике окружающей среды как физиче-

 

[252]

 

ские и эстетические объекты, но их постоянная функция — служить художественными моделями. Подлинный же объект эстетики окружающей среды — живая и неживая, естественная и технизированная природа.

 

В понимании предмета и задач экоэстетики существуют две основные линии. В соответствии с первой природа — это совокупность объектов, не произведенных человеком (ска­лы, облака, животные и т. д.). Задача экологической эсте­тики — исследование эстетических качеств этих объек­тов на основе непосредственного наблюдения и анализа, суждений индивидуального вкуса. Вторая тенденция ис­ходит из определения природы как совокупности объек­тов, внешних по отношению к наблюдателю (железнодо­рожные мосты, тротуары, уличные фонари, жизнь горожан и т. д.). Целью эстетики в данном случае является иссле­дование общефилософских онтологических проблем окру­жающей среды как эстетического объекта, изучение эсте­тических суждений об эстетических качествах природы на основе метода метакритики. Более же конкретные, специ­фические вопросы, связанные с анализом отдельных при­родных объектов, относятся к компетенции других науч­ных дисциплин — этики окружающей среды (предмет — экологические права будущих поколений), географиче­ской философии (предмет — экологический хронотоп), экологической психологии (предмет — характер восприя­тия и освоения человеком окружающего мира), топофилии (предмет — феномен “малой родины”), социально-полити­ческих теорий, учитывающих роль окружающей среды в социальном развитии личности и общества. Все эти отрас­ли исследования, включая эстетику, образуют новую на­уку — философию окружающей среды.

 

Взгляд на экологическую эстетику как часть филосо­фии окружающей среды представляется в настоящее вре­мя преобладающим, Исследуя этическую, деятельностную, эстетическую функции экологической эстетики, ее приверженцы приходят к выводу, что основой эстетиче­ского отношения к природе является фундаментальная об­щечеловеческая тоска по прекрасному, определяющая эс­тетическое восприятие окружающей среды, регулируемое

 

[253]

 

эстетическим вкусом. В связи с этим подчеркивается тео­ретико-методологический характер экологической эсте­тики, отличающий ее от дисциплин искусствоведческого цикла.

 

Таким образом, институциональный подход к экоэстетике обладает своей спецификой по сравнению с институ­циональным анализом искусства. Достоинством институ­циональной теории искусства является стремление опре­делить статус искусства, исследовать его в контексте материальной и духовной культуры, теоретически осмыс­лить новые явления в художественной практике. Вместе с тем теория эта представляется односторонней, так как в ней недооцениваются аксиологический и функциональный подходы к искусству. Следствием этого оказываются раз­мытость эстетических критериев, субъективизм в опреде­лении художественного статуса, дефицит содержательно­го анализа искусства.

 

Экоэстетика в значительной мере преодолевает эту односторонность благодаря аксиологическому и функцио­нальному подходам к окружающей среде, тесной связи с этикой, конкретными науками, общественной практикой. Плодотворным представляется акцент на активном харак­тере эстетического отношения к природе, проблемах онто­логии, взаимосвязи традиций и инноваций. Однако увле­ченность предметом исследования ведет к известной недо­оценке искусства как “слабого” эстетического объекта, герметичного, полностью автономного мира воображения, оторванного от действительности. Это связано, на наш взгляд, с институциональной установкой на отделение ис­кусства от морали, принципиальное отторжение аксиоло­гических критериев. Возникшие трудности в выявлении специфики искусства, лакуны в анализе его социальных и иных функций оказались особенно явными на фоне концеп­туального исследования окружающей среды как эстети­ческого объекта, синтезирующего экологическую красоту, эстетическую ценность и практическое ноу-хау.

 

Существенный интерес представляет понятийный ап­парат экоэстетики. Его структуру образуют основные по­нятия (окружающая среда, природа, ландшафт, вид) и

 

[254]

 

уровни восприятия прекрасного (внешний — внутренний, формальный — содержательный, визуальный — интеллек­туальный, эмоциональный — рациональный). К внешнему уровню принадлежат, например, цвета, формы, пропорции, образующие гармонию. К рациональному уровню относит­ся восприятие красоты структуры эстетического объекта. В этой связи внимание концентрируется на категориях чувственно-прекрасного и концептуально-прекрасного, присущих как природе, так и искусству, но в неодинако­вой мере. Если для искусства базовой является чувствен­ная красота, то для окружающей среды превалирующее значение имеет сплав концептуально-прекрасного и эти­ческого. Вводится новый термин — “экологическая красо­та”, чья суть заключается в понимании структуры, функ­циональности, целесообразности экологической системы. Это комплексная, сложная, рациональная красота, опери­рующая категориями экономности, простоты и т. д. Вопрос о том, вводит ли экоэстетика в научный оборот новые ка­тегории, остается открытым. В настоящее время ею актив­но используются категории философской эстетики, искус­ства, естественных наук, обыденного сознания, что сказы­вается и на определении “экологической красоты”. Этот тип красоты сравнивается с понятием концептуальной красоты в математике, шахматах. В этой связи встает воп­рос о соотношении экологической эстетики как новой на­учной дисциплины и классической эстетики как филосо­фии искусства в контексте более широкой проблемы “При­рода и искусство”.

 

Экологическая эстетика и/или философия искусства

В экоэстетике, как мы видели, преобладает конвенцио­нальная концепция эстетического объекта в природе и

 

[255]

 

искусстве. Однако природа условности в эстетике окружа­ющей среды и философии искусства разная: природа и ис­кусство не заменяют друг друга, хотя воображаемые худо­жественные феномены и могут вызывать те же эстетичес­кие эмоции, что и реальные экологические объекты. Две эти ветви эстетики объединяет философия прекрасного, принадлежность их предметов исследований к классу эс­тетических объектов. Сходства и различия в специфике последних определяют характер сложных взаимосвязей, притяжений и отталкиваний между природой и искусст­вом. Рассмотрим некоторые из них.

 

Одним из отличий эстетического объекта в природе яв­ляется его естественная вписанность в экологический кон­текст. Произведение искусства требует как от своего созда­теля, так и от реципиента конструирования контекста — модели “большого мира”. Таким образом, видимая ограни­ченность произведения преодолевается благодаря его им­плицитному значению, смысл конкретного произведения может быть весьма абстрактен.

 

Далее, отличительной особенностью художественного произведения является его принадлежность к определен­ной традиции, познавательному контексту. В окружающей среде такие связи ослаблены, хотя и существуют традици­онные виды и точки обзора, связанные с культурными тра­дициями (Большой Каньон, Скалистые горы в США). В то же время все большее распространение получают феноме­ны типа Диснейленда, которые можно легко перенести в любую точку земного шара.

 

Искусство окружающей среды отличается от класси­ческого и с точки зрения используемых материалов — по преимуществу естественных. В искусстве же, в том числе архитектуре и скульптуре, издревле применявших камень, мрамор, древесину и т. д., в основном прибегают ныне к искусственным материалам. Вместе с тем возникают и комбинированные произведения, сочетающие в себе раз­личные формы художественной и природной среды (пар­ковая скульптура). Их функционирование протекает в ди­апазоне “симбиоз — конфликт”, что позволяет охаракте­ризовать искусство окружающей среды как пограничный феномен.

 

[256]

 

На такой основе возникают так называемые метафори­ческие теории экологического искусства, рассматриваю­щие природу в целом как глобально комбинированное про­изведение, возникшее в результате сочетания зрительных, слуховых, вкусовых и других ощущений, либо как резуль­тат божественного творения и творчества. Метафориче­ские параллели между природой и искусством (шум реки — “музыка”, брачные “танцы” животных, смена времен года — “драма” и т. д.) означают позитивную оценку тех внехудожественных феноменов, которые, неся в себе гармонию, как бы предвосхищают искусство, являются его прообра­зом.

 

В свете сказанного возникает теоретическая пробле­ма статуса экологического искусства. Она решается исхо­дя из ответа на вопрос, кто является его создателем. Ре­зультаты работы садовода, дизайнера, архитектора, со­трудника заповедника принадлежат к профессиональному экологическому искусству, так как ее итоги (города, пар­ки, заповедники) заранее планируются профессионалами. А сельские пейзажи образуют экологический фольклор. Произведение искусства в собственном смысле слова — всегда продукт человеческой деятельности, оно рождает­ся в сфере культуры. Искусство окружающей среды — один из типов символических систем, и это роднит его с другими артефактами. И если в искусстве развиваются различные стили (классицизм, барокко, романтизм и т. д.), созданные художниками, то естественная природа подраз­деляется на типы. Окружающая среда может обрести стиль лишь под влиянием человека.

 

В профессиональном искусстве (театре, живописи, скульптуре) нередко применяются естественные природ­ные материалы (дерн, кора, земля, цветы и т. д.). Особый интерес в этом плане представляет реди-мейд. Произведе­ние искусства обладает художественной ценностью, ху­дожественными качествами. У окружающей среды таких качеств нет, ее эстетические идеалы рождаются внутри ис­кусства в виде литературных утопий, идеальных ландшаф­тов и т. д. Вместе с тем описания природы в искусстве — ненадежный источник для исследования окружающей сре-

 

[257]

 

ды, так как картины природы часто являются метафорой душевного состояния персонажей, их характеров. И если эстетика окружающей среды может в принципе обойтись без искусства, все же именно его парадигматическая функ­ция позволяет вписать экоэстетику в общекультурный контекст.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных