Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ




4.1.1.Лечебное плавание как средство физической реабилитации

В последнее время в связи с технологизанией и индустриализа­цией общества у человека увеличилось время па досуг, повысилось внимание к здоровому образу жизни и соответственно существен­но возрос интерес к различным оздоровительным видам физической культуры.

Физическая активность в воде всегда была популярна. Плавание является наиболее традиционной формой оздоровления организ­ма. Его лечебное действие на функциональные системы челове­ческого организма известно с давних времен. Еще в Древней Ин­дии, Египте, Греции и Средней Азии проводились многие ре­лигиозные обряды, которые были так или иначе связаны с водой. В России особый интерес к водным процедурам проявился с се­редины XIX в., в начале прошлого века на многих курортах стали появляться бассейны. В настоящее время сеть бассейнов н системе лечебно-профилактических учреждений и зонах организованного отдыха постоянно расширяется. Однако огромная оздоровитель­ная роль плавания недооценивается. Его редко используют в ка­честве лечебного средства, поскольку врачи не всегда знакомы с методиками его применения в медицине и физической реаби­литации.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),реабилитация это совокупность мероприятий, обеспечи­вающих лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм или врожденных дефектов приспособление к новым услови­ям жизни в обществе. Поэтому реабилитацию можно рассматри­вать как многофакторную социально-медицинскую систему вос­становления здоровья. Одной из ее составляющих является физи­ческая реабилитация, которая представляет собой лечебно-педаго­гический процесс восстановления здоровья и трудоспособности человека с использованием всех форм лечебной физической куль­туры (активные средства), массажа, физиотерапии и природных факторов (пассивные средства).

Вода — непривычная для человека среда, поэтому она оказыва­ет глобальное воздействие на весь организм.

2I6


Лечебное плавание является:

- уникальным средством лечебной физической культуры (ЛФК) и физической реабилитации человека в целом;

- незаменимым видом физических упражнений для лиц, имею­щих существенные ограничения для занятий физической культу­рой на суше (такие, как варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и многие другие);

- эффективным средством, которое укрепляет сердце, активи­зирует дыхание и кровообращение, снимает ощущение скованно­сти в суставах и позвоночнике, улучшает обмен веществ, закали­вает организм.

Поэтому лечебно-оздоровительное плавание необходимо по воз­можности применять практически на всех этапах лечения, но осо­бенно в восстановительном периоде во всех лечебно-профилакти­ческих и реабилитационных учреждениях: больницах, поликлини­ках, диспансерах, специализированных центрах и санаториях.

При выполнении физических упражнений в водной среде организм, как единая целостная система, отвечает совокупностью сложных реакций кожи, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, мы­шечной систем, теплообмена и окислительно-восстановительных процессов. Лечебное действие физических упражнений в воде осу­ществляется на основе:

тонизирующего влияния — изменения интенсивности протекаю­щих в организме процессов (повышения тонуса);

трофического действия — улучшения обменных процессов, про­цессов регенерации;

формирования компенсации — временного или постоянного пла­вательного замещения утерянной функции;

нормализации функций — восстановления функций органа и всего организма в целом.

При планировании занятий лечебной гимнастикой в бассейне следу­ет учитывать специфику воздействия водной среды на организм чело­века. Существенную роль играет значительное уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для лиц с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями нервной, сердеч­но-сосудистой и других систем (например, облегчается восстановле­ние навыков ходьбы). Температурное воздействие водной среды опре­деляется значительно большей по сравнению с воздухом теплоем­костью и теплопроводностью. Можно использовать закаливающий эффект холодной воды (при активных движениях в воде человек выдерживает более низкую се температуру), лечебное действие теп­лой воды (способствующей уменьшению боли, рефлекторной возбу­димости и спастичности мышц). Упражнения в воде оказывают так­же психотерапевтическое воздействие: облегченные и безболезнен­ные движения улучшают самочувствие, укрепляют веру в исцеление.


Противопоказано заниматься лечебно-оздоровительным плава­нием в следующих случаях:

- при всех заболеваниях в острой форме и хронических заболе­ваниях в стадии обострения;

- при желчно- и мочекаменных болезнях, легочной и сердеч­ной недостаточности IIIстепени, хронических неспецифических болезнях легких в IIIстадии, эпилепсии, внезапных потерях со­знания;

- при заболевании кожи, глаз, лор-органов;

- при недержании мочи и кала, обильных выделениях мокро­ты, открытых ранах, гельминтозах (глистных заболеваниях), вене­рических болезнях и бациллоносительстве после инфекционных заболеваний.

4.1.2. Организация занятий лечебным плаванием

Плавательные бассейны, особенно используемые для лечеб­ных целей, являются уникальными сооружениями. Они могут быть открытыми и закрытыми, с размерами ванны, как правило, 25х(8 — l2)x(I,I —1,8) м. На глубине 1,8 м и более устраивают уступы для отдыха или поручни. К воде в плавательном бассейне предъявляются те же требования, что и к питьевой воде. Искусст­венное освещение должно приближаться к естественному. Темпе­ратура воздуха в лечебных ваннах — не менее 26 "С, воды — не ниже 28 °С (в закрытых лечебных бассейнах), в открытых — на 2 °С выше. При наличии дополнительной ванны (5—10x5 м) ее по возможности наполняют теплой (37 — 38 °С) морской водой (на­пример, для лечения травм опорно-двигательного аппарата, не­которых заболеваний нервной системы).

Обязательно должен быть обеспечен санитарный надзор за ме­стами проведения занятий.

Для окраски ванн предпочтительны светлые тона: белый, свет­ло-зеленый, светло-голубой, т.е. тона, придающие воде приятный оттенок. Хороший психологический фон создает разноцветная под­светка воды через подводные иллюминаторы, а также использова­ние музыкального сопровождения занятий.

Необходимое оборудование для лечебного бассейна: разделите­ли дорожек с волногасящим эффектом, часы или электронное таб­ло, шесты, плавательные доски и (или) надувные резиновые кру­ги, «колобашки». Дополнительное оборудование: надувные или пе­нопластовые поддерживающие поплавки, которые закрепляются на спине или плечах занимающегося, плавательные очки, специ­альные тренажеры, гимнастические палки, кистевые лопаточки, ласты, мячи, предметы для игр на воде.


Г

Благоприятное воздействие на организм оказывают бани с су­хим паром. Они используются для лечения опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей, системы кровообращения, а также оказывают общеукрепляющее действие на организм. В последние годы большое внимание уделяется оборудованию массажных ком-цат со специальными столами и гидромассажными ваннами.

Непосредственно перед занятием плаванием в заде ЛФК или в зале «сухого плавания» при бассейне могут проводиться подгото­вительные, имитационные и специальные лечебные упражнения. Значительная часть их выполняется в и. п. лежа или сидя, поэтому зал должен быть оснащен поролоновыми матами, гимнастически­ми скамейками. Желательно, чтобы на стенах были зеркала. С их помощью можно контролировать правильное выполнение имита­ционных упражнений. Гимнастические стенки и перекладины не­обходимы для выполнения упражнений в висе. По возможности устанавливают специальные тренажеры для обучения плаванию.

В бассейне обязательно должны работать специалисты, прошед­шие соответствующую подготовку, врач, инструктор-методист по плаванию и реабилитолог.

Работа специалистов кабинета врачебного контроля заключается:

- в организации надзора за местами и условиями проведения занятий;

- в контроле за состоянием здоровья занимающихся;

- в проведении врачебно-педагогических наблюдений и функ­циональных проб;

- в участии в планировании и контроле за проведением занятий;

- во врачебных консультациях по вопросам оздоровительного

плавания;

- в санитарно-просветитсльской работе с занимающимися, про­филактике травматизма и оказании неотложной помощи;

- при необходимости в контроле за проведением физиотера­певтического лечения, массажа, процедур в сауне.

На всех занимающихся должны быть заведены специальные медицинские карточки с краткой характеристикой программы и методики занятий.

Периодически необходимо проводить диагностику функциональ­ного состояния организма, оценку адекватности применяемых на­грузок и эффективности занятий с помощью функциональ­ных проб. Наиболее простыми и доступными являются: 1) проба Мартине; 2) специальные функциональные тесты — спирометрия (в первую очередь при заболеваниях дыхательной системы), ортоста-тическая проба (для исследования вегетативной нервной системы), гониометрия (для определения объема движений в суставах); 3) спе­циальные контрольные упражнения (для оценки силы мышц).

При проведении пробы Мартине вначале измеряются исходный пульс (ЧСС) и артериальное давление (АД), затем больному пред-


 




лагается выполнить 20 приседаний за 30 с. Изменения показателе^
ЧСС и АД оцениваются за первые 10 с после нагрузки и затещ;
каждую минуту до полного восстановления. Степень изменений
показателей ЧСС и АД на первой минуте после нагрузки опреде-,1
ляется в процентах к исходной величине. Типы реакции на нагруз-|
ку представлены в таблице 23. 1

Таблица 23^
Типы реакции на нагрузку при выполнении пробы Мартине <Я

 

 

 

 

Тип реакции Изменение показателей и первые 10 с Возможная причина
ЧСС АД лиастоли-ческое(мини­мальное) АД систоли­ческое (макси­мальное)
Нормогони-ческий Увеличение на 50-75% Снижение на 10-25% Повышение на 15-30 % Благоприят­ная реакция
Гиперреак­тивный Промежуточный тип реакции
Гипертони­ческий! Значитель­ное увели­чение Незначи­тельное по­вышение Значительное повышение (до 200 мм рт. ст. и вы­ше) Гипертони­ческая бо­лезнь, вы­раженное физическое перенапря­жение, пе­реутомле­ние
Гипертони-ческий-2 То же Значитель­ное повы­шение (до 90 мм рт. ст. и выше) Незначи­тельное по­вышение
Со ступен­чатым подъемом максималь­ного АД То же Незначи­тельное по­вышение Незначи­тельное, но резкое повы­шение на 2 —3-й ми­нуте восста­новлен ия Переутомле­ние, ухуд­шение при­способи­тельной ре­акции ССС к нагрузке
Дистониче-ский То же Феномен «бесконеч­ного тона» (nayiaeT до 0 мм рт. ст., но фактиче­ски выше) Значительное повышение (до 200 мм рт. ст. и вы­ше) Перенесен­ные инфек­ционные за­болевания, утомление, у подрост­ков и юно­шей — в норме

Окончание таблицы 23

И !\1енепие пока щюей в перьые К) с

АД систоли­ческое (макси­мальное)
АД лиасюли-чеекое (мини­мальное)
I ми реакции

Возможная причина

ЧСС

Незначи­тельное по­вышение или сниже­ние
Без измене­ний
Увеличение на 120-150%
| ипоюни-чеекий

Функцио­нальная не­полноцен­ность ССС, переутомле­ние, пере­несенные заболевания

Большое значение имеет анализ восстановительного периода после функциональной пробы. Чем быстрее ЧСС и уровень АД вос­станавливаются до исходных величин, тем выше оценивается функ­циональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС). По­сле функциональной пробы с 20 приседаниями восстановление ЧСС до нормы должно происходить в течение 2 мин, АД — к кон­цу 3-й минуты. Удовлетворительная реакция организма на нагрузку также характеризуется хотя и повышенными изменениями ЧСС и АД, но при длительности периода восстановления не более 3 мин. К неудовлетворительным типам реакций (помимо гипотоническо­го, гипертонического, ступенчатого и дистонического) может от­носиться и пормотонический тип, если восстановление ЧСС и АД происходит позже 5 — 6 мин восстановительного периода.

Другой пробой для анализа периода восстановления является бег на месте в максимальном темпе 15 с, бег в темпе 180 шагов/мин — 60 с, 60 подскоков — 30 с (применяется па заключительных этапах лечения) и др. О реакции организма на такую нагрузку судят по ЧСС, подсчитанной после восстановления 3 раза по 10 с. Пульс в первые 10 с после нагрузки принимается за 100%, от 30 до 40 с восстановления в норме он составляет 75 — S0 % от первоначаль­ного измерения, от 60 до 70 с восстановления — 55 — 60 % от пер­воначального измерения.

Если числа, выраженные в процентом соотношении, более высокие, то это говорит о неадекватности нагрузки возможностям организма. В соответствии с полученными данными корректиру­ются тренировочные задания.

Изучение функции внешнего дыхания проводится с помощью спирометрии. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — это максималь­ное количество воздуха, выдыхаемое после максимально глубоко­го вдоха. Этот показатель наиболее доступен для измерения и объек­тивно характеризует функции внешнего дыхания. Уменьшение ЖЕЛ


происходит при многих заболеваниях и сопровождается ослабле-Ж
нием дыхательной мускулатуры, уменьшением растяжимости лег-Щ
кихи грудной клетки. Для оценки теста можно использовать ж из-Я
ненный показатель, представляющий собой частное от де~ Ж
ления ЖЕЛ, выраженного в мл, на общую массу тела в кг. У муж- щ
чин жизненный показатель находится в пределах 65 — 70 мл/кг, у Щ
женщин — 55 — 60 мл/кг. Более низкие показатели свидетельству- щ
ют о недостаточной ЖЕЛ. щ

Ортостатическая проба используется для сравнения ЧСС и АД щ
в горизонтальном и вертикальном положениях. Оптимальная реак- Ж
ция организма при переходе в вертикальное положение — увели- Щ
чение ЧСС до 20 уд./мин, систолическое давление не изменяется ж
или понижается на 5— 15 мм рт. ст. (постепенно повышаясь вдаль1- Ц
нейшем), диастолическое давление повышается не более чем на .1
5— 10 мм рт. ст. j

При травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата для М
определения объема движений в суставах и оценки его изменений |
в результате физических занятий используют гониометрию. Ампли- \
туда движений, т.е. разница между максимально возможным разги- >
банием и сгибанием в суставе, измеряется в градусах с помощью С
угломера. "■"

Оценить силу и выносливость различных групп мышц можно с ;■ помощью специальных контрольных упражнений. Так, например, в X ортопедии (при нарушениях осанки) используют следующие тесты: »„

- о силе и выносливости мышц — разгибателей туловища судят \ по времени удержания верхней части туловища на весу (норма — *; не менее 1 мин), а также по состоянию мышц, обеспечивающих ; наклоны вправо и влево;

- о силе выносливости мышц живота судят по числу переходов :■' из положения лежа на спине с фиксированными ногами в поло- X жение сидя (норма — не менее 15 раз). %

В травматологии при травме плечевого сустава для перевода боль- * ного на следующий период лечения используют контрольное уп­ражнение на поднимание и удержание вытянутой вперед руки в течение нескольких секунд.

На протяжении курса занятий лечебно-оздоровительным пла­ванием необходим тщательный и систематический врачебный конт­роль. Показатели различных функциональных проб обеспечивают дифференцированный подход к назначению индивидуального комп­лекса на занятиях.

4.1.3. Методика проведения занятий лечебным плаванием

Лечебное плавание объединяет в единое целое два процесса: специфический тренировочный и педагогический. Характерной его особенностью как средства ЛФК является сочетание в специфичен


tKOM тренировочном процессе лечебных воздействий: общего (ук­репление здоровья, развитие и закрепление навыков движения, волевых качеств) и специального (восстановление нарушен­ных функций организма). Педагогический процесс заключается в том, чтобы воспитать у больного сознательное отношение к использо­ванию физических упражнений, привить ему навыки рациональ­ного планирования общего режима (в том числе режима движе­ний), навыки гигиены и закаливания организма.

При составлении программ по лечебному плаванию нужно обяза­тельно учитывать общие методические принципы, кото­рые позволяют обеспечить высокую эффективность лечебного дейст­вия упражнений в воде: своевременное (раннее) начало реабилитаци­онных мероприятий, комплексное использование различных средств (их всестороннее воздействие на организм), индивидуализацию про­граммы (в зависимости от возраста больных, характера их заболева­ния, общего состояния организма, степени физической подготовки, умения держаться на воде и т.п.), адекватность и постепенность нарастания нагрузки, системность воздействия (тщательный под­бор упражнений и последовательность их выполнения), циклич­ность, регулярность воздействия и его длительность, применение новых и разнообразных упражнений, использование методов конт­роля. Основные группы упражнений и их содержание, применяемые в лечебно-оздоровительном плавании, приведены в таблице 24.

Применяемые гимнастические упражнения в воде у бортика могут быть самыми разнообразными. Они классифицируются по следующим признакам:

по анатомическому признаку ~ для развития мелких (движения пальцами, стопами, кистями), средних (движения шеей, голеня­ми, бедрами, предплечьями, плечом) и крупных (движения верх­ними или нижними конечностями, туловищем) групп мышц;

по характеру мышечного сокращения — динамические и стати­ческие, когда мышца напрягается, но движения не происходит (условно сюда относятся дыхательные упражнения);

по степени активности — активные (самостоятельное движе­ние), активно-пассивные (например, помогая здоровой рукой),

пассивные.

Также применяются упражнения: на растягивание в равнове­сии, направленные на повышение подвижности в суставе; коорди­нацию; укрепление ослабленных и расслабление напряженных мышц, т.е. корригирующие; расслабление с использованием предметов и

снарядов; дыхательные.

По своей направленности все упражнения делятся на общераз-виваюшие (общеукрепляющие) и специальные, предназначенные для избирательного воздействия на определенный сегмент опор­но-двигательного аппарата или на весь организм. При этом одно и то же упражнение может в зависимости от целей и задач комплек-


Табл и ua \ Физические упражнения в воде, применяемые в лечебно-оздоровительно

Плавании

Основные группы упражнений

Содержание упражнений

Упражнения у бортика

Специальные комплексы гимнастических упражне­ний, выполняемые на различной глубине:

- разновидности ходьбы, бега, прыжков в воде;

- специальные упражнения на освоение с водой и об­учение технике плавания

Плавание различными способами

Спортивные способы плавания (брасс, кроль на спи­не и на груди):

- прикладные способы плавания (брасс на спине, плавание на боку);

- индивидуально рекомендуемые (лечебные) способы

плавания;

- перечисленные способы со средствами облегчения
плавания (ласты, пенопластовые доски, надувные
резиновые крути) и дополнительными нагрузками
(лопаточки для плавания)

Подвижные игры

Игры, облегчающие освоение с водой:

- игры с элементами обучения технике плавания;

- игры с элементами прикладного плавания (ныря­ние, транспортировка предметов и «утопающих», прыжки с бортика);

- игры с элементами водного подо

Свободное плавание, купание

Физическая активность в воде по желанию занимаю­щихся


В физической реабили гации существует система периодов г| ф К. Период ЛФКэто анатомо-физиологическое состояние органа или системы органов в определенный отрезок времени, которому соответствует определенный режим двигательной актив­ности. Различают три периода Л КФ:первый — щадящий (постель­ный режим — орган ни функционально, ни анатомически не восста­новлен); второй — функциональный (палатный и свободный режи­мы стационара — орган анатомически восстановлен, а его функ­ции еще не восстановлены); третий — тренировочный (щадящие и тренировочные режимы — анатомически и функционально орган восстановлен, потребуется восстановление его определенных функ­ций: силы мышц, координации движений и т.п.)- Первый и вто­рой периоды обычно объединяются в стационарный этап реабили­тации, третий период соответствует санаторному (амбулаторному) лапу реабилитации (табл. 25).

Во втором периоде ЛФКприменяются специальные комплек­сы упражнений в воде, освоение с водой, обучение технике пла­вания, которые обязательно проходят под наблюдением врача-спе­циалиста. В третьем периоде применяют в основном непосредственно плавание в форме оздоровительной тренировки, но с обязатель-

Табл и ца 25




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных