Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Последовательность этапов физической реабилитации и применения упражнений лечебного плавания




Режим двжательной активности
Этап физической реабилитации
Период ЛФК

Основные упраж­нения лечебного плавания

Постельный
Первый пери­од — вводный, щадящий
I этап — ста­ционарный

Не применя­ются


 


са упражнений при одних заболеваниях рассматриваться как спе­циальное, при других — как общеразвиваюшес.

Дозировка упражнений осуществляется выбором исход­ного положении (стоя у бортика, лежа на воде, в плавании); сложно­стью движения (степень усилия, амплитуда движений, нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы и т.п.), наличием элемен­тов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжи­тельностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подби­рается оптимальное соотношение упражнений: обшеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координа­ции, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное пла­вание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отды­ха), с различной глубиной погружения. Обший объем движений дол­жен соответствовать режиму двигательной активности больного.


И этап — сана­торный, амбу­латорный


Второй пери­од — основ­ной, функцио­нальный

Третий пери­од — заключи­тельный, тре­нировочный


Палатный

Свободный стационарный или щадящий

Щадящий тре­нировочный; тренировоч­ный


Не применяются

Специальные

комплексы

упражнений в воде; освоение с водой;

обучение тех­нике плавания

Закрепление и совершенство­вание техники плавания; о.щоровитель-ная тренировка


ным повторением изученных упражнений. Занятия в некоторых случаях уже могут проводиться в общей учебной или тренировоч­ной ванне.

Основные методы проведения занятий: индивидуальный, груп­повой и самостоятельный. Индивидуальный метод, применяемый в лечебно-оздоровительном плавании, как правило, наиболее пред­почтительный, особенно в самом начале курса реабилитации и при тяжелых заболеваниях. Из групповых методов используется в ос­новном малогрупповой (максимальное количество занимающихся — 6 — 7 человек). Заниматься плаванием в третьем периоде можно и самостоятельно, но только по рекомендациям врача и желательно под наблюдением инструктора или специалиста-реабилитолога.

Занятия в бассейне проводятся в урочной форме, включая под­готовительную, основную и заключительную части. В подготови­тельной части занятия обычно используются общеразвиваюшие упражнения, стоя у бортика, в ходьбе, повторяются упражнения на освоение с водой и на изучение техники плавания. В основной части занятия проводятся непосредственно плавание, специаль­ные упражнения у бортика и в плавании (в том числе лечебными способами), подвижные игры. В заключительной части занятия — малоподвижные игры, несложные упражнения у бортика и на рас­слабление, дыхательные упражнения. Содержание занятия зависит от подготовленности занимающегося (умения держаться на воде), периода ЛФК и реабилитационных задач.

Периодически для каждого больного необходимо составлять физиологическую кривую нагрузки (ФКН) во время занятия. Для этого до входа в воду, а далее каждые I —3 мин (в за­висимости от продолжительности занятия) подсчитывают ЧСС, затем строят график. В начале курса лечебного плавания (второй период ЛФК) ФКН должна быть двухвершинной (т.е. в занятии присутствуют два основных пика нагрузки), на заключительном этапе — трехвершинная (рис. 4.1).

Таким образом, в процессе выполнения физических упражне­ний в воде для оценки реакции организма больных на физическую нагрузку, эффективности проведения занятий методисту постоян­но приходится следить за состоянием здоровья занимающихся, оп­ределять по внешним признакам степень утомления, интересоваться их субъективными ощущениями, измерять ЧСС, частоту дыхания и др. Поэтому по возможности используется индивидуальный ме­тод проведения занятий.

Примерные комплексы упражнений при некоторых заболева­ниях приводятся в соответствующих разделах. Методист, проводя­щий занятие в бассейне, может заменять предлагаемые упражне­ния аналогичными, уменьшать или увеличивать их количество, изменять соотношение специальных, общеразвивающих и дыха­тельных упражнений в зависимости от количества занимающихся


 

!10-90-70-

I ПО

и и sr

100-90-80-70-60-50

6 10 14 18 22 26 30 Время занятия, мин

6 10 14 18 22 26 30 Время занятия, мин

А

Рис. 4.1. Пример физиологической кривой нагрузки (ФКН): / — в начале курса занятий лечебным плаванием; 2 -— в конце курса занятий

лечебным плаванием

и их индивидуальных особенностей (возраст, подготовленность, т.е. умение держаться на воде, и т.д.), от наличия осложнений болезни, реакции больных на нагрузки, от длины и глубины бас­сейна, сопутствующего оборудования (плавательные доски, кру­ги, предметы для игр) и т.д.

Несмотря на всестороннее оздоровительное воздействие плава­ния на организм человека, для достижения наибольшего реабили­тационного эффекта лечебно-оздоровительное плавание (как и любые формы лечебной физкультуры) рекомендуется применять в комплексе с другими средствами физической реабилитации.

4.2. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ

4.2.1. Плавание в травматологии

Травма это повреждение с нарушением анатомической цело­стности тканей и функций сегмента, вызванное механическим, химическим или другим внешним воздействием. К травмам отно­сятся: ушибы, ожоги, отморожения; повреждения сухожилий, свя­зок, нервов, мышц; вывихи, подвывихи, переломы и др. Часто встре­чаются сочетанные травмы, например: глубокие резаные раны с повреждением сухожилий, нервов и мышц, переломы с растяже­нием связок или подвывихами, травмы с повреждением внутрен­них органов и т.д. При обширных травмах на фоне сильной боли, страха, вегетососудистой дистонии могут развиваться глубокие об­щие изменения деятельности всех систем организма, приводящие к травматическому шоку, обмороку.


Ушиб — закрытое повреждение тканей или органов без види­мых анатомических нарушений, возникающее в результате меха­нической травмы.

Ожог — повреждение тканей организма, возникающее в ре­зультате местного действия высокой температуры, химических ве­ществ, электрического тока или ионизирующего излучения. Отморожение — повреждение тканей, вызванное охлаждением. Растяжение или разрыв связок происходит при расхождении суставных поверхностей и может сочетаться с вывихом, разрывом капсулы сустава; повреждение сухожилий, нервов, мышц происхо­дит в результате резкого мышечного сокращения, удара тупым предметом, глубоких проникающих ранений, переломов.

Вывих — полное смещение суставных концов костей, которое обычно сопровождается разрывом суставной капсулы и связок. Подвывих — неполное смещение суставных поверхностей. Перелом — полное или частичное нарушение целостности кост­ной ткани, вызванное механическим воздействием и сопровожда­ющееся повреждением окружающих тканей.

Все диагнозы в травматологии обязательно проверяются и уточня­ются с помощью рентгенограмм, выполненных в двух-трех проекциях. Лечение заключается в восстановлении анатомической целостности и функций поврежденного сегмента. В травматологии условное разде­ление реабилитации на этапы несколько иное, чем обычно, однако периоды ЛФК и режимы двигательной активности остаются те же. На I этапе лечения после вправления вывиха или костных отломков, операции по сшиванию, обработки раны проводится иммобилизация (обездвиживание) поврежденного сегмента с це­лью создания наиболее благоприятных условий для восстановления его анатомической целостности. Поэтому данный этап называется нммобилизационным и длится с момента травмы до снятия гипса, лонгетты, специального аппарата или скелетного вытяжения. Им­мобилизация и часто длительный постельный режим при тяжелых травмах улучшают состояние больного, уменьшают интенсивность боли. Однако гипокинезия (малая подвижность) оказывает отри­цательное влияние на функциональное состояние различных сис­тем организма, способствует застойным явлениям и образованию тромбов. В мышцах развивается атрофия, которая проявляется в уменьшении размеров, силы, выносливости мышц. Наступают де­генеративно-дистрофические изменения и в тканях сустава, со­провождаясь ограничением подвижности в них (контрактурами). II этап — постиммобшшзационный — включает два периода ЛФК. Функциональный период длится с момента снятия гипса до восстановления функции на 90 — 95 % или формирования компен­сации при инвалидности, до выписки на работу или направления в санаторий. Анатомически орган восстановлен, но его функции частично еще нарушены. Далее следует тренировочный период.


Общая методика лечебного плавания в травматологии

При наличии лечебного бассейна в стационаре со второго пери­ода ЛФК назначают физические упражнения в теплой воде (/ во­ды — не менее 28 °С). Улучшая в зонах повреждения кровообраще­ние, трофику (питание тканей), расслабляя мышцы, снимая болез­ненность, такие упражнения способствуют более быстрому заживле­нию и полному восстановлению. Специальные упражнения приме­няются в соотношении 1: 1 к общеразвивающим; каждое третье-четвертое упражнение — на дыхание; темп выполнения упражне­ний — медленный и средний, амплитуда движений — максимально возможная. Задачи — улучшение крово- и лимфообращения, обмена веществ, борьба с осложнениями (атрофией мышц, контрактура­ми), восстановление утраченной функции и общей работоспособ­ности. В этом периоде в бассейне применяются комплексы специ­альных упражнений и упражнения по освоению с водой.

Заключительная часть II этапа реабилитации — период даль­нейшего восстановления функций, который длится с момента выхода на работу до полного, если возможно, восстановления. За­нятия могут проводиться самостоятельно, до 75 % упражнений — специальные. Применяется лечебно-оздоровительное плавание, кроме специальных упражнений для изучения спортивных спосо­бов плавания.

В плавании при ограниченной подвижности опорно-двигатель­ного аппарата в результате перенесенных травм существенную роль играет уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкива­ющей подъемной силы. Благодаря гидростатическому давлению создается чувство стабильности в суставах конечностей. При этом, плавая даже с большой интенсивностью и активно воздействуя и тренируя все здоровые органы и системы своего организма, чело­век не повредит больную конечность или сустав.

Частные методики лечебного плавания в травматологии

При травмах ключицы, лопатки, плечевого сустава, плечевой кости задачи второго периода заключаются: в увеличении ампли­туды движений в плечевом суставе, в укреплении мышечных групп плечевого пояса, в восстановлении подвижности верхней конечно­сти во всех плоскостях. Занятия в бассейне проводятся при / воды не ниже 28 до 20 — 30 мин. Водная среда благодаря своей плот­ности уменьшает тяжесть конечности, препятствует растяжению капсулы сустава и одновременно служит тормозом, или сопротив­лением, для мышц руки, тренируя их силовую выносливость при быстрых энергичных движениях.


В первое время после снятия иммобилизации ограничиваются вращательные движения в плечевом суставе. На занятиях помимо упражнений по освоению с водой и общеразвиваюших применяют­ся специальные упражнения для локтевого, лучезапястного суста­вов (особое внимание уделяется вращению предплечьями, движе­ниям кистями и пальцами). Все упражнения выполняются в мед­ленном темпе, чередуются с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление, не должны вызывать боли. В кон­це каждого упражнения необходимо хорошее расслабление мышц. Пока амплитуда движений остается ограниченной, умеющие пла­вать могут использовать способ плавания на боку (на здоровом боку, подгребая полусогнутой и слегка приведенной к туловищу рукой).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных