ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Последовательность этапов физической реабилитации и применения упражнений лечебного плавания
Основные упражнения лечебного плавания
Не применяются
са упражнений при одних заболеваниях рассматриваться как специальное, при других — как общеразвиваюшес. Дозировка упражнений осуществляется выбором исходного положении (стоя у бортика, лежа на воде, в плавании); сложностью движения (степень усилия, амплитуда движений, нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы и т.п.), наличием элементов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжительностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подбирается оптимальное соотношение упражнений: обшеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координации, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное плавание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Обший объем движений должен соответствовать режиму двигательной активности больного. И этап — санаторный, амбулаторный Второй период — основной, функциональный Третий период — заключительный, тренировочный Палатный Свободный стационарный или щадящий Щадящий тренировочный; тренировочный Не применяются Специальные комплексы упражнений в воде; освоение с водой; обучение технике плавания Закрепление и совершенствование техники плавания; о.щоровитель-ная тренировка ным повторением изученных упражнений. Занятия в некоторых случаях уже могут проводиться в общей учебной или тренировочной ванне. Основные методы проведения занятий: индивидуальный, групповой и самостоятельный. Индивидуальный метод, применяемый в лечебно-оздоровительном плавании, как правило, наиболее предпочтительный, особенно в самом начале курса реабилитации и при тяжелых заболеваниях. Из групповых методов используется в основном малогрупповой (максимальное количество занимающихся — 6 — 7 человек). Заниматься плаванием в третьем периоде можно и самостоятельно, но только по рекомендациям врача и желательно под наблюдением инструктора или специалиста-реабилитолога. Занятия в бассейне проводятся в урочной форме, включая подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной части занятия обычно используются общеразвиваюшие упражнения, стоя у бортика, в ходьбе, повторяются упражнения на освоение с водой и на изучение техники плавания. В основной части занятия проводятся непосредственно плавание, специальные упражнения у бортика и в плавании (в том числе лечебными способами), подвижные игры. В заключительной части занятия — малоподвижные игры, несложные упражнения у бортика и на расслабление, дыхательные упражнения. Содержание занятия зависит от подготовленности занимающегося (умения держаться на воде), периода ЛФК и реабилитационных задач. Периодически для каждого больного необходимо составлять физиологическую кривую нагрузки (ФКН) во время занятия. Для этого до входа в воду, а далее каждые I —3 мин (в зависимости от продолжительности занятия) подсчитывают ЧСС, затем строят график. В начале курса лечебного плавания (второй период ЛФК) ФКН должна быть двухвершинной (т.е. в занятии присутствуют два основных пика нагрузки), на заключительном этапе — трехвершинная (рис. 4.1). Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений в воде для оценки реакции организма больных на физическую нагрузку, эффективности проведения занятий методисту постоянно приходится следить за состоянием здоровья занимающихся, определять по внешним признакам степень утомления, интересоваться их субъективными ощущениями, измерять ЧСС, частоту дыхания и др. Поэтому по возможности используется индивидуальный метод проведения занятий. Примерные комплексы упражнений при некоторых заболеваниях приводятся в соответствующих разделах. Методист, проводящий занятие в бассейне, может заменять предлагаемые упражнения аналогичными, уменьшать или увеличивать их количество, изменять соотношение специальных, общеразвивающих и дыхательных упражнений в зависимости от количества занимающихся
I ПО
100-90-80-70-60-50
6 10 14 18 22 26 30 Время занятия, мин А Рис. 4.1. Пример физиологической кривой нагрузки (ФКН): / — в начале курса занятий лечебным плаванием; 2 -— в конце курса занятий лечебным плаванием и их индивидуальных особенностей (возраст, подготовленность, т.е. умение держаться на воде, и т.д.), от наличия осложнений болезни, реакции больных на нагрузки, от длины и глубины бассейна, сопутствующего оборудования (плавательные доски, круги, предметы для игр) и т.д. Несмотря на всестороннее оздоровительное воздействие плавания на организм человека, для достижения наибольшего реабилитационного эффекта лечебно-оздоровительное плавание (как и любые формы лечебной физкультуры) рекомендуется применять в комплексе с другими средствами физической реабилитации. 4.2. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ 4.2.1. Плавание в травматологии Травма — это повреждение с нарушением анатомической целостности тканей и функций сегмента, вызванное механическим, химическим или другим внешним воздействием. К травмам относятся: ушибы, ожоги, отморожения; повреждения сухожилий, связок, нервов, мышц; вывихи, подвывихи, переломы и др. Часто встречаются сочетанные травмы, например: глубокие резаные раны с повреждением сухожилий, нервов и мышц, переломы с растяжением связок или подвывихами, травмы с повреждением внутренних органов и т.д. При обширных травмах на фоне сильной боли, страха, вегетососудистой дистонии могут развиваться глубокие общие изменения деятельности всех систем организма, приводящие к травматическому шоку, обмороку. Ушиб — закрытое повреждение тканей или органов без видимых анатомических нарушений, возникающее в результате механической травмы. Ожог — повреждение тканей организма, возникающее в результате местного действия высокой температуры, химических веществ, электрического тока или ионизирующего излучения. Отморожение — повреждение тканей, вызванное охлаждением. Растяжение или разрыв связок происходит при расхождении суставных поверхностей и может сочетаться с вывихом, разрывом капсулы сустава; повреждение сухожилий, нервов, мышц происходит в результате резкого мышечного сокращения, удара тупым предметом, глубоких проникающих ранений, переломов. Вывих — полное смещение суставных концов костей, которое обычно сопровождается разрывом суставной капсулы и связок. Подвывих — неполное смещение суставных поверхностей. Перелом — полное или частичное нарушение целостности костной ткани, вызванное механическим воздействием и сопровождающееся повреждением окружающих тканей. Все диагнозы в травматологии обязательно проверяются и уточняются с помощью рентгенограмм, выполненных в двух-трех проекциях. Лечение заключается в восстановлении анатомической целостности и функций поврежденного сегмента. В травматологии условное разделение реабилитации на этапы несколько иное, чем обычно, однако периоды ЛФК и режимы двигательной активности остаются те же. На I этапе лечения после вправления вывиха или костных отломков, операции по сшиванию, обработки раны проводится иммобилизация (обездвиживание) поврежденного сегмента с целью создания наиболее благоприятных условий для восстановления его анатомической целостности. Поэтому данный этап называется нммобилизационным и длится с момента травмы до снятия гипса, лонгетты, специального аппарата или скелетного вытяжения. Иммобилизация и часто длительный постельный режим при тяжелых травмах улучшают состояние больного, уменьшают интенсивность боли. Однако гипокинезия (малая подвижность) оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние различных систем организма, способствует застойным явлениям и образованию тромбов. В мышцах развивается атрофия, которая проявляется в уменьшении размеров, силы, выносливости мышц. Наступают дегенеративно-дистрофические изменения и в тканях сустава, сопровождаясь ограничением подвижности в них (контрактурами). II этап — постиммобшшзационный — включает два периода ЛФК. Функциональный период длится с момента снятия гипса до восстановления функции на 90 — 95 % или формирования компенсации при инвалидности, до выписки на работу или направления в санаторий. Анатомически орган восстановлен, но его функции частично еще нарушены. Далее следует тренировочный период. Общая методика лечебного плавания в травматологии При наличии лечебного бассейна в стационаре со второго периода ЛФК назначают физические упражнения в теплой воде (/ воды — не менее 28 °С). Улучшая в зонах повреждения кровообращение, трофику (питание тканей), расслабляя мышцы, снимая болезненность, такие упражнения способствуют более быстрому заживлению и полному восстановлению. Специальные упражнения применяются в соотношении 1: 1 к общеразвивающим; каждое третье-четвертое упражнение — на дыхание; темп выполнения упражнений — медленный и средний, амплитуда движений — максимально возможная. Задачи — улучшение крово- и лимфообращения, обмена веществ, борьба с осложнениями (атрофией мышц, контрактурами), восстановление утраченной функции и общей работоспособности. В этом периоде в бассейне применяются комплексы специальных упражнений и упражнения по освоению с водой. Заключительная часть II этапа реабилитации — период дальнейшего восстановления функций, который длится с момента выхода на работу до полного, если возможно, восстановления. Занятия могут проводиться самостоятельно, до 75 % упражнений — специальные. Применяется лечебно-оздоровительное плавание, кроме специальных упражнений для изучения спортивных способов плавания. В плавании при ограниченной подвижности опорно-двигательного аппарата в результате перенесенных травм существенную роль играет уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкивающей подъемной силы. Благодаря гидростатическому давлению создается чувство стабильности в суставах конечностей. При этом, плавая даже с большой интенсивностью и активно воздействуя и тренируя все здоровые органы и системы своего организма, человек не повредит больную конечность или сустав. Частные методики лечебного плавания в травматологии При травмах ключицы, лопатки, плечевого сустава, плечевой кости задачи второго периода заключаются: в увеличении амплитуды движений в плечевом суставе, в укреплении мышечных групп плечевого пояса, в восстановлении подвижности верхней конечности во всех плоскостях. Занятия в бассейне проводятся при / воды не ниже 28 "С до 20 — 30 мин. Водная среда благодаря своей плотности уменьшает тяжесть конечности, препятствует растяжению капсулы сустава и одновременно служит тормозом, или сопротивлением, для мышц руки, тренируя их силовую выносливость при быстрых энергичных движениях. В первое время после снятия иммобилизации ограничиваются вращательные движения в плечевом суставе. На занятиях помимо упражнений по освоению с водой и общеразвиваюших применяются специальные упражнения для локтевого, лучезапястного суставов (особое внимание уделяется вращению предплечьями, движениям кистями и пальцами). Все упражнения выполняются в медленном темпе, чередуются с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление, не должны вызывать боли. В конце каждого упражнения необходимо хорошее расслабление мышц. Пока амплитуда движений остается ограниченной, умеющие плавать могут использовать способ плавания на боку (на здоровом боку, подгребая полусогнутой и слегка приведенной к туловищу рукой). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|