Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Плавание в ортопедии




Ортопедия — раздел медицины, изучающий врожденные и при­обретенные деформации и нарушения функций опорно-двигатель­ного аппарата и разрабатывающий методы их профилактики и ле­чения. Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей и их соединений (суставов), а также из скелетных мышц, которые к ним прикрепляются.

Один из основных разделов ортопедии — нарушения осанки и сколиозы. Осанка привычная поза непринужденно стоящего че­ловека, принимаемая без активного мышечного напряжения, или привычное положение тела в пространстве в покое и при движе­нии, имеющее большое эстетическое значение. Она также пред­ставляет собой важный комплексный показатель состояния здо­ровья и гармоничного физического развития.


На характер осанки человека большое влияние оказывает позво­ночник, поскольку он является связующим звеном всех частей ске­лета. Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба: шейный и поясничный обращены выпуклостями вперед; грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостями назад. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессор­ную функцию, защищая головной и спинной мозг от сотрясения, а также увеличивает устойчивость, подвижность и т.д. В процессе эволюции все звенья тела расположились так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффек­тивного функционирования систем организма в основных привыч­ных положениях.

Форма позвоночника — основа осанки — изменяется с возрас­том. В возрасте 14— 15 лет физиологические изгибы позвоночника становятся постоянными, но окончательно они формируются не­много позже. Осанка является функциональным понятием, она не связана с анатомическими изменениями и не постоянна, поскольку формируется в процессе роста, развития человека, а также в пери­од учебы, трудовой деятельности, занятий физическими упражне­ниями.

Нормальная окончательно сформировавшаяся осанка выглядит следующим образом: вертикальные оси головы (подбородок при­поднят, взгляд направлен вперед) и позвоночного столба (живот подтянут, несколько приподнята грудная клетка); симметрично расположенные шейно-плечевые линии (плечи слегка отведены назад), углы лопаток (прижаты к спине), гребни подвздошных костей и ягодичные складки; одинаковые треугольники талии, длина ног (ноги выпрямлены); сводчатость стоп нормальная. Ос­новную роль в формировании правильной осанки играет не абсо­лютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное рас­пределение мышечной тяги.

В настоя шее время наиболее известна классификация на­рушений осанки, предложенная Л. П. Николаевым. Выделя­ют два основных типа нарушений осанки: 1) в сагиттальной плос­кости (вид сбоку) и 2) во фронтальной плоскости (вид сзади или спереди). В сагиттальной плоскости различают следующие виды на­рушений: круглая (сутулость), кругловогнутая, плоская, плоско­вогнутая спина. Во фронтальной плоскости — асимметричная осанка (рис. 4.11).

Круглая спина характеризуется уменьшением изгибов шей­ного и поясничного отделов и увеличением изгиба грудного отде­ла позвоночника. Мышцы брюшного пресса при круглой спине как бы укорочены, а мышцы спины растянуты. Характерные внеш­ние признаки: наклоненная вперед голова, «свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, вы-


Рис. 4.11. Виды осанок:

/ — нормальная; 2 — круглая спина (сутулость): 3 — круглово] путая спина; 4 — плоская спина; 5— плоскою! путая спина; 6 - асимметричная осанка

пяченный живот, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол на­клона таза, слегка согнутые в коленях ноги. Незначительные про­явления данного нарушения считают сутулостью.

Кругловогнутая спина характеризуется увеличением фи­зиологических изгибов. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине, в нижней его половине увеличен угол наклона таза, резко увеличена поясничная кривиз­на, наблюдается отвислый живот.

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологи­ческих изгибов. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед.

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спи­ны и встречается редко. Этот тип осанки сопровождается увеличе­нием крестцово-поясничного лордоза. Таз сильно наклонен впе­ред и смещен кзади. Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная и шейные части уплощены.

Асимметричная осанка — незначительные отклонения позвоночника в сторону от срединной оси, исчезающие при напря­жении мышц спины. Ее характеристики: несимметричное положе­ние надплечий, лопаток, молочных желез, косое положение таза, неодинаковые по форме треугольники талии, слабое развитие мышц туловища, наклоненный вперед плечевой пояс, разная длина ног.

В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей и подростков с нарушениями осанки, что связано с возрастающей гиподинамией молодого поколения (недостаточная физическая активность школьников совпадает с периодом их активного роста). Поданным исследований начала XXI в., более 75% школьников имеют нарушения осанки. Наиболее часто встречающиеся дефек­ты осанки — асимметрия и сутулость.


Доминирующую роль в формировании правильной осанки иг­рают воспитание и систематическое воздействие физических уп­ражнений. Основная причина нарушений осанки — мышечная сла­бость, плохое физическое развитие. Гипокинезией страдает все современное общество. Дефицит мышечной деятельности характе­рен и для большинства детей школьного возраста.

Нарушение осанки не является заболеванием, поэтому при свое­временно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и обратимо. Тем не менее нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою оче­редь, негативно влияет на деятельность центральной нервной, сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушение осанки ста­новится одной из причин многих хронических заболеваний вслед­ствие проявления обшей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздо­ровления организма.

В комплексной программе физической реабилитации детей с нарушениями осанки лечебно-оздоровительное плавание являет­ся максимально эффективным средством. В условиях гидростатиче­ской невесомости и горизонтального положения тела в воде позво­ночник разгружается от веса тела. Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц (в этом отношении у плавания нет конкурентов среди других видов спорта) и рабочая поза пловца способствуют формированию мышечного корсета и правильной осанки.

Методика лечебн о-о здоровительного плавания

Специальные задачи, которые решаются в течение прохождения курса лечебно-оздоровительного плавания, состоят в следующем: 1) исправление дефектов осанки, формирование и закрепление навыка правильной осанки; 2) укрепление мышечного корсета, т.е. развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса; 3) повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю в течение учебного года, включая каникулы. Подготовительная часть занятия проходит в зале, она включает: краткий теоретический раздел, обшую физи­ческую подготовку, корригирующую гимнастику, специальные и имитационные упражнения. Затем занятие продолжается в бассей­не. Основная часть занятия начинается со специальных корригиру­ющих и имитационных упражнений у бортика. Больше всего вре­мени уделяется плаванию спортивными и индивидуально реко­мендуемыми специальными («лечебными») способами. В конце ос­новной части занятия проводятся игры. В заключительной части занятия предлагаются специальные корригирующие упражнения


Таблица 26

Основное содержание занятий лечебным плаванием при нарушениях осанки

 

 

 

 

 

 

 

 

Место проведе­ния Часть занятия. % Распре­деление време­ни, % Время, мин Упражнения
На суше (зал) Подготови­тельная — 35     Строевые, общеразви-вающие
  15-20 Специальные, корри­гирующие
  5-10 Имитационные
В воде (бассейн) Основная — 55     Специальные, имита­ционные
    Изучение, совершен­ствование спортивных и индивидуально ре­комендуемых способов плавания, игры
Заключитель­ная — 10     Специальные
Домаш­нее зада­ние Утренняя гимнастика, физкульт-паузы Специальные и корри­гирующие, имитаци­онные

ная направленность которых — освоение навыка правильной осан­ки, вытяжение позвоночника, укрепление мускулатуры туловища в разгрузочных для позвоночника исходных положениях (лежа, на четвереньках), коррекция имеющихся нарушений. Специальные и имитационные упражнения: для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях, на растягивание и подвижность в голено­стопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику способов плавания, — освоение каждого элемента (ограничивает­ся разучивание работы рук в и. п. — стоя в наклоне вперед).

Лечебно-оздоровительное плавание является основной частью занятия. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28 — 30 °С.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных