ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИБ. К. ТУПОНОГОВ ОСНОВЫ Москва - 2004 Рецензенты: В. 3. Кантор, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой основ коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена; Н. В. Леонова, заслуженный учитель школы РФ, директор московской школы-интерната № 2 для слабовидящих детей Художник обложки К. Б. Розенблат В пособии, подготовленном доктором педагогических наук, профессором Института коррекционной педагогики РАО Б. К. Тупоноговым, представлены теоретические положения коррекционной педагогики, ее становление, развитие, показано место коррекции в общеобразовательном процессе. Определена структура и последовательность осуществления коррекционно-педагогической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Для организации и осуществления целенаправленной помощи детям с особыми образовательными потребностями сформированы и изложены дефектологические принципы целостного коррекционного процесса, отражены особенности содержания обучения и специфика использования перцептивных методов в учебной работе. Учебное пособие адресовано преподавателям и студентам педвузов, слушателям курсов повышения квалификации, учителям и воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений. © Тупоногов Б. К., 2004 © Издание для слабовидящих ISBN 5-93124-046-2 ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3 РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЕДАГОГИКИ.. 5 ГЛАВА I ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 5 1.1. Предпосылки и становление системы специального образования. 5 1.2. Развитие специального образования в России. Дифференциация обучения и воспитания детей с нарушениями развития. 13 1.3. Становление и развитие коррекционной педагогики. 18 РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 27 ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ЕЕ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ... 27 1.1. Коррекционная педагогика как наука, ее объект и предмет. 27 1.2. Методологические основы коррекционной педагогики, её связь с другими науками. 30 1.3. Задачи коррекционной педагогики. 34 1.4. Методология и методы коррекционно-педагогического исследования. 36 1.5. Структура коррекционно-педагогической науки. 43 1.6. Российская и западная модели специального образования лиц с нарушением развития. 51 ГЛАВА 2. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 56 2.1. Законы и закономерности коррекционно-педагогического процесса. 57 2.2. Принципы коррекционно-педагогического процесса. 62 ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ... 70 3.1. Место коррекции в общеобразовательном процессе. 70 3.2. Основные этапы коррекционной работы. 78 3.3. Содержание и формы организации коррекционной работы. 82 РАЗДЕЛ III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 87 ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 87 1.1. Содержание обучения и его коррекционная направленность. 89 ГЛАВА 2. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ 96 2.1. Словесные методы обучения. 106 2.2. Наглядные методы обучения. 112 2.3. Практические методы обучения. 123 2.4. Выбор методов обучения. 128 ЛИТЕРАТУРА.. 132
Наша страна вошла в XXI век с новыми идеями преобразования общеобразовательной школы на принципах её гуманизации, демократизации, дифференцированного подхода к развивающему образованию. Реализация этих идей требует радикального обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания, изучения потенциальных возможностей школьников и условий их реализации в современном образовательном учреждении. Осуществляемый во всём образовательном пространстве переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования личностно-ориентированной модели вариативного образования требует новых теоретических подходов, постановки современных задач перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения, перед всей отечественной педагогикой. Эти задачи стоят и перед коррекционной педагогикой, перед социальным образованием детей с нарушениями психофизического развития. Если до недавнего времени вопросы развития этих детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта, то в настоящее время на первый план выступает разработка проблемы управления психофизическим развитием личности детей с сенсорно-соматическими нарушениями в целях профилактики возникновения вторичных дефектов. Естественно, что такая постановка вопроса не снимает проблемы коррекции и компенсации нарушенных функций. Центральное место в пособии отведено коррекционно-педагогической работе как целостной системе, её структурным компонентам и месту коррекции в общеобразовательном процессе. Выделены основные дефектологические принципы, определены взаимосвязи в реализации общедидактических и дефектологических принципов в обучении детей с нарушениями в умственном и физическом развитии. Практика показывает, что при осуществлении коррекционно-развивающего обучения педагоги испытывают наибольшие затруднения в определении содержания и форм его реализации. Ощущается диспропорция и несоответствие содержания и методов обучения детей с нарушениями в развитии. В связи с этим в пособии особо выделены эти разделы, показана коррекционная направленность содержания и перцептивных методов обучения учащихся. В методологические основы учебного пособия заложены диалектические положения о единстве человека и окружающей среды, учения о всестороннем развитии личности, идеи целостности и системности в рассмотрении коррекционного процесса, единства путей и сущность познавательного процесса в норме и патологии. Основы коррекционной педагогики подготовлены в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования, но данная книга не претендует на полноту изложения всех проблем указанной дисциплины. Автор уделил внимание наиболее трудным и малоразработанным положениям. РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЕДАГОГИКИ ГЛАВА I ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|