ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура коррекционно-педагогической науки.Процесс обучения, воспитания и развития детей с различными видами патологии требует учёта целевых установок, направлений, возрастных особенностей, структурно-функциональных показателей дефекта, психофизических возможностей учащихся, их профессиональной ориентации и др. По мере развития коррекционной педагогики, накопления знаний, расширения сферы их применения, углубления связей с другими науками и практикой обучения аномальных детей идёт процесс формирования новых теоретических и прикладных направлений. Развитие коррекционной педагогики определяет формулирование новых структурных построений внутри этой науки. Отдельные структуры существуют многие десятки лет, а некоторые только образуются. Так, например, в XIX и начале XX века существовало в основном начальное обучение детей с недостатками в развитии и формировалась коррекционная педагогика и её разделы применительно к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи младшего школьного возраста. По мере развития коррекционной педагогики и практики обучения детей и взрослых с различными аномалиями возникают новые педагогические образования. Это специальное дошкольное обучение и воспитание, расширение школьного охвата учащихся (сначала неполное, а затем полное среднее образование (кроме умственно отсталых), дальнейшая дифференциация специальных образовательных учреждений (для слабослышащих, слабовидящих...), становление образования взрослых с различными патологиями, профессионального обучения инвалидов и др. Особенно важно при учёте различных структурных компонентов коррекционной педагогики обратить внимание на возрастную периодизацию обучающихся, на клиническую картину дефекта. Каждый возраст обладает своеобразием развития, требует создания определённых условий, форм, методов и средств обучения и воспитания. Учёт возрастных особенностей позволяет организовать педагогическое изучение интеллектуального, эмоционального, волевого развития учащихся данной возрастной группы. При выделении этих групп учитываются анатомические данные, особенности протекания физиологических процессов, уровень и степень развития анализаторов и компенсаторных процессов. Устанавливаются аналитические характеристики, связанные с ростом, с развитием психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, со степенью духовно-нравственной зрелости. Современная система периодизации отмечает феномен ускоренного развития (особенно физического) детей (акселерация), что способствует объективной оценке их возможностей и определению параметров их социальной зрелости. Возрастная периодизация тесно связана с развитием сенсорной системы, которая во многом определяет приёмы и способы медицинской и педагогической коррекции, дифференцирует эту работу с учётом созревания структурно-функциональных компонентов анализаторных систем. Всё это необходимо изучать, педагогически и коррекционно осмысливать при структуризации образовательного процесса, при выделении составляющих компонентов коррекционно-педагогической работы. Процесс развития коррекционной педагогики проходит с выделением и формированием новых структур. Такое развитие приводит к тому, что наука об обучении, воспитании и развитии людей с различными дефектами оформляется как система со своими отдельными подразделениями. В настоящее время мы можем отдифференцировать следующие структуры: Дошкольная коррекционная педагогика изучает закономерности и специальные условия обучения, воспитания и развития детей с дефектами сенсорно-физической сферы. Этот возрастной период характеризуется тем, что дети от первоначальной адаптации к окружающей среде переходят к интенсивному накоплению социального опыта, от становления психофизических процессов к их развитию. Систематическое обучение дошкольников начинается с 6 лет (подготовительная группа детского сада или специальной школы) и происходит с учётом того, что ребёнок по своему сенсорно-физическому статусу должен быть полностью готов к обучению в школе. Дошкольная коррекционная педагогика изучает особенности развития детей с теми или иными нарушениями согласно их возрастным данным, разрабатывает теоретические основы и методы воспитания дошкольников, приёмы и средства коррекции вторичных отклонений в развитии, связанных с основным дефектом. В ходе этой работы определяются нормативно-методические рекомендации и положения, по которым работают государственные и частные дошкольные образовательные учреждения для детей с различными недостатками развития. Согласно исследованиям в области дошкольной коррекционной педагогики и медицины раннее детство является эффективным для организации основ коррекционной работы с детьми. Коррекционная педагогика начальной школы представляет собой науку о закономерностях развития и формирования личности младших школьников с трудностями обучения и неполноценным развитием. Она изучает условия, формы, методы, средства организации образования детей с ослабленным здоровьем и нарушениями в развитии в 1-4-х (5-6-х) классах специальных школ, в 1-х-(3-х) 4-х классах коррекционно-развивающего обучения в массовых школах, в 1-4-х классах специальных школ для умственно отсталых детей. Современные тенденции развития специальной школы, коррекционно-педагогические и медико-эргономические рекомендации говорят о нерациональности сокращения начального периода обучения аномальных детей до 3 лет, которое широко внедрилось в практику работы массовых школ. В период до обучения и воспитания в начальной школе у детей заканчивается первичное созревание психофизиологических компонентов головного мозга, наступает время зрелого детства. Этот период характеризуется эмоциональной активностью, стремлением к результативной деятельности, к её разнообразным формам. Коррекционно-педагогические исследования отводят значительную роль начальному образованию в формировании адаптивных умений и навыков, упорядочивающих и организующих поведение детей, позволяющих им координировать движения, ориентироваться в пространстве, определять предметы и процессы с помощью сохранных органов чувств. В этом возрасте отмечается у учащихся склонность к подражанию, на которой основываются коррекционные методики типа: «делай как я», которые используют учителя и воспитатели в своей педагогической деятельности. На основании коррекционно-педагогических исследований разрабатывается нормативно-методическая документация, определяющая деятельность педагогов в начальной школе, составляется стандарт начального образования детей с недостатками развития. В последнее время на базе дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с дефектами развития согласно исследованиям дефектологов, педагогов, психологов, врачей, развертывается новая сеть образовательных (коррекционных) учреждений – учебно-воспитательные комплексы (УВК), в которых сочетается дошкольное и начальное школьное образование. УВК для детей с нарушением развития создаются на базе дошкольных и школьных учреждений с целью организовать эффективную коррекционно-педагогическую и медико-восстановительную работу на протяжении всего сензитивного периода (3-11 (12) лет) развития ребёнка. Дело в том, что большинство детей (особенно «детей риска») из специализированных детских садов направляется для дальнейшего обучения в массовую школу, и те коррекционные наработки, которые были сделаны в специальном дошкольном учреждении, постепенно сходят на нет. В массовой школе нет коррекционных педагогов, должного медицинского обслуживания, и приобретенный эффект компенсации не закрепляется, угасают коррекционные умения у детей работать с учебным материалом, правильно использовать сохранные анализаторы в познавательной и другой деятельности. В УВК коррекционный базис, сформированный в дошкольный период, обогащается, расширяется и закрепляется в начальных классах, повышается эффективность реабилитационного и абилитационного процессов, степень компенсации дефекта. Всё это совершается при активной помощи педагогов-дефектологов и профильных медицинских работников, а главное охватывается весь сенситивный период онтогенеза. Таким образом УВК для детей с нарушением развития является наиболее эффективной формой обучения, воспитания и развития этого контингента детей. Такой результат подтверждается совместными исследованиями дефектологов, педагогов, психологов в области дошкольной и школьной коррекционной педагогики. Сейчас появляются УВК, которые объединяют детский сад, основную и среднюю (полную) школу в единое образовательное (коррекционное) учреждение для детей с психофизическими нарушениями в развитии. Коррекционная педагогика основной и средней школы изучает закономерности образовательного процесса, формирования личности детей и подростков юношеского возраста с различными нарушениями развития. В этом разделе специальной педагогики разрабатываются теоретические основы коррекционно-педагогического процесса по дальнейшему совершенствованию обучения и воспитания детей, по преодолению недостатков их развития, которые были начаты в специальном дошкольном образовательном учреждении и в начальной спецшколе. Особое внимание эта наука уделяет коррекционной направленности преподавания учащимся основ наук, особенностям трудового обучения и воспитания, профессиональной ориентации. На широком уровне изучаются проблемы социально-трудовой адаптации, компенсации дефекта, реабилитации и интеграции инвалидов детства в общество. Коррекционная педагогика основной и средней школы исследует становление и развитие системы специального образования детей с дефектами развития данных возрастных групп, прогнозирует дальнейшее развитие образовательных (коррекционных) учреждений, обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт обучения и воспитания подростков и юношей с сенсорно-физическими недостатками. Возрастной период учащихся основной и средней школы характеризуется для подростков половым созреванием и личным самоосознанием, для юношей – завершением физического и физиологического созревания, социальной готовностью к общественно полезному, производительному труду и гражданской ответственности (по Б. Т. Лихачеву). Учащиеся подросткового возраста с психофизическими нарушениями стремятся быть взрослыми, они осознают свои недостатки, хотят их преодолеть, проявить самостоятельность в этом стремлении, подчас без участия родителей и педагогов. Отмечается желание уйти от их опеки и приблизиться к старшим товарищам, острый интерес к жизни и запросам нормально развивающихся сверстников. Развитие в этот период критического мышления сочетается порой с недостатками представлений, со слабой обобщённостью понятий, неполнотой их чувственного подкрепления. Это приводит к формированию неадекватных оценок жизненных обстоятельств, отдельных людей, неверных знаний (или вербальных) по предмету. В подростковом возрасте происходит поиск идеалов, заимствование поступков и поведения, подражание старшим и сильным. В коррекционном отношении важно помочь подростку в этом направлении, корригировать формирование идеалов, подобрать образы, достойные подражания. В своём большинстве учащиеся с недостатками в развитии склонны к ласке, к покровительности, но вместе с этим могут грубить и бравировать, иногда дефект порождает агрессивность поведения, веру в безнаказанность. Педагогическое изучение подросткового возраста говорит о его сложности и противоречивости, о невозможности объективной оценки ребёнка без тщательного изучения клинической картины отклонений в развитии и всех функциональных недостатков. Коррекционно-педагогическую работу следует строить на определении активной позиции ученика в деятельности и самостоятельности, воспитывать у них чувство ответственности, формировать навыки самокоррекции. Подростковый период следует рассматривать как пропедевтический и коррекционный при переходе к юношеству. Это новый период онтогенеза, который характеризуется достаточно высокими познавательными возможностями и более совершенным скоррегированным уровнем преодоления недостатков в развитии. В то же время трудности коррекционно-педагогического процесса связаны с расширением стремления юношей к девушкам и наоборот, к свободному общению, к самостоятельности в жизненной ориентации. Эти процессы протекают очень сложно из-за их труднодоступности для педагогов. Учащиеся в большей степени осознают свой дефект, и это откладывает отпечаток на круг их интересов, привязанностей, устремлений, личностных отношений, на формирование эмоционально-волевой сферы. Коррекционная работа по преодолению этих трудностей должна быть направлена на вовлечение школьников в активную деятельность по самокоррекции и самовоспитанию, на установление правильных дружеских отношений, на учёт общественного мнения и на воспитание коллективизма. Школьники старших классов сталкиваются с изучением сложных положений и теорий по общеобразовательным предметам, резко возрастает учебная и информационная нагрузка, объём работы по подготовке к будущей профессии. Замедленность восприятия, щадящие темповые нагрузки, повышенная утомляемость детей с дефектами развития создают большие трудности в успешном усвоении программного и другого материала, что ставит перед коррекционной педагогикой задачу оказания всемерной помощи и поддержки учащимся. Здесь коррекция связана прежде всего с формированием высших психических функций, она направлена на совершенствование умений и навыков не только чувственного восприятия учебного материала, а главное – на его глубокое осмысление, на формирование ассоциативной деятельности, творческого абстрактного мышления, на укрепление морально-волевых качеств. В этот период развития учащихся важно показать им примеры выдающихся деятелей страны и зарубежья, которые были инвалидами детства, но смогли преодолеть свои недостатки благодаря воле, настойчивости, целеустремлённости и громадной трудоспособности. Людей, которые сумели победить дефект верой в свои силы и возможности, осознали свою общественную значимость и, несмотря на инвалидность, заняли достойное место в науке, искусстве, в производстве и других областях общественной деятельности (Л. С. Понтрягин, О. С. Скороходова, Э. Келлер и др.). Коррекционная педагогика среднего специального образования изучает проблемы подготовки людей с недостатками умственного и физического развития к профессиональному труду. Этот раздел педагогики находится в стадии становления и лежит на стыке среднего и высшего образования. Это направление в науке изучает возможности, условия, содержание, методы, средства и формы организации обучения выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и людей с приобретёнными дефектами в профессиональных классах, специальных ПТУ, изучает историю и практику этого процесса, обобщает передовой опыт. В нашей стране при некоторых специальных школах созданы профессиональные классы и организованы профильные ПТУ для лиц с нарушениями умственного и физического развития (классы массажистов, музыкантов, программистов при школах слепых; классы переплётчиков, картонажников при школах для умственно отсталых; музыкальные ПТУ и массажного дела для инвалидов по зрению и др.). Производственная коррекционная педагогика изучает проблемы, закономерности, условия и возможности профессионального обучения взрослых инвалидов. В нашей стране создана сеть учебно-производственных предприятий (УПП) при Всероссийском обществе слепых (ВОС) и глухих (ВОГ), организованы отдельные цеха при фабриках, заводах, фирмах, которые используют труд инвалидов (слепых, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.) Научные изыскания осуществляются в направлении совершенствования производственной сферы и специальностей, доступных для инвалидов, изучается профессиональная пригодность и соответствие видов труда структурно-функциональным нарушениям в организме человека, их возрасту, образованию, личностным качествам, наклонностям и др. Производственная коррекционная педагогика участвует в разработке нормативных материалов, программ повышения квалификации инвалидов, создаёт учебные планы, программы, спецкурсы для школ, центров восстановления трудоспособности инвалидов. Данная область педагогики изучает особенности проведения коррекционной работы на УПП, проблемы социально-трудовой адаптации и реабилитации взрослых инвалидов, создаёт и рекомендует специальные технические средства, методики их использования на рабочем месте. Коррекционная педагогика взрослых во многом перекликается с производственной коррекционной педагогикой, но имеет и свою особую.область деятельности. Она разрабатывает систему образования взрослых инвалидов. Многие взрослые люди получают инвалидность не в детском, а уже во взрослом возрасте в результате различных заболеваний, травм, с некоторыми эта беда случается в подростковом или юношеском возрасте, в результате чего они не смогли получить то или иное образование и профессию. Задача коррекционной педагогики изучить возможности, условия, формы и средства обучения таких людей (очное, заочное, экстернат и др.). В нашей стране была создана сеть межобластных очно-заочных школ для глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, но, к сожалению, с введением региональных условий финансирования образования она была почти полностью разрушена. В ряде областей она сохранилась на уровне отдельных мелких школ и учебно-консультационных пунктов. Несмотря на это, имеются исследования по специфике обучения взрослых инвалидов, которые помогают педагогам обучать этот контингент учащихся и во многом снимают боязнь людей с дефектом утратить активные позиции в жизни общества. Система очно-заочного обучения лиц с сенсорно-физическими дефектами нуждается в структурном изменении и реорганизации. Лечебная коррекционная педагогика изучает систему коррекционно-восстановительной работы в дошкольных и школьных образовательных учреждений для детей с нарушениями умственного и физического развития. Исследователи, педагоги, учителя, воспитатели должны знать медицинские основы патологии, участвовать в разработке медицинских, эргономических и гигиенических рекомендаций по учебным, зрительным, слуховым, тактильным, физическим и др. нагрузкам, причём эта работа должна осуществляться с учётом структурно-функциональных показателей дефекта. Лечебная коррекционная педагогика наука очень молодая, она реализуется на границе с медициной, физиологией и психологией, представляет собой необходимое междисциплинарное образование с большой перспективой развития. Эта область научных знаний, материалы её исследований помогают организовать и увязать педагогическую коррекцию с медицинской, разработать единую систему коррекционно-педагогической и медико-восстановительной работы в специальных образовательных (коррекционных) учреждениях для детей с нарушением развития. Социальная коррекционная педагогика только зарождается в наше время, хотя социальные факторы уже давно учитываются во всех программах развития специального образования детей и взрослых с особыми образовательными нуждами. Данный раздел науки изучает области образования людей вне специальной школы, его интересы затрагивают социальную среду, быт, досуг, коммуникабельные возможности, информационные источники инвалидов (в большей части взрослых). В нашей стране усилиями обществ и ассоциаций инвалидов при поддержке государства созданы во многих регионах библиотеки, кружки художественной самодеятельности, спортивные площадки, клубы, комнаты досуга и др., где занимаются и отдыхают инвалиды. Эта система нуждается в изучении, в разработке научно обоснованных рекомендаций по коррекции деятельности инвалидов, по содержанию работы, методам и средствам осуществления досуга и широкой социальной ориентации. Специальная социальная педагогика изучает среду обитания, условия обучения детей и взрослых, трудности интеграции в общество. Важно исследовать с социальных позиций и отношения внутри коллективов образовательных учреждений, пути трудоустройства и общественной занятости выпускников специальных школ. Хотя данная наука ещё очень молода, но она уже проявляет себя, есть исследования в этом направлении, в образовательных (коррекционных) учреждениях введена ставка социального педагога. История коррекционной педагогики развивалась в недрах отраслевых педагоги (сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии и др.). Эта довольно молодая наука, которая изучает закономерности развития системы специального образования в прошедшие эпохи и периоды. Только учёт ошибок, негативных положений и позитивных данных в развитии всех отраслевых педагогик и коррекционной педагогики в целом позволит избежать новых ошибок и неверных тенденций в деле совершенствования обучения и воспитания лиц с различными дефектами. В истории отечественной и зарубежной коррекционной педагогики важно установить периодизацию, выделить важнейшие этапы становления и развития системы специального образования, показать борьбу мнений, тенденций, школ по совершенствованию форм, методов и средств обучения и воспитания лиц с нарушениями психофизического статуса, по типизации специальных образовательных учреждений. Наиболее полные исследования по истории коррекционной педагогики, истории её составляющих наук проведены А. И. Дьячковым, X. С. Замским, Н. Н. Малофеевым, В. А. Феоктистовой и др. При проведении историко-педагогических исследований очень важно выявить имена великих педагогов, общественных деятелей, которые занимались обучением и воспитанием людей с дефектами в развитии, достигли определённых результатов и опыт которых подлежит изучению. Новое поколение педагогов-дефектологов должно знать, на «чьих плечах оно стоит». Особенно важно в этом отношении отметить заслуги наших отечественных педагогов и исследователей, приоритеты российской коррекционной педагогики. Коррекционно-педагогическая эргономика изучает и разрабатывает специальные технические средства, оборудование и условий их использования в школах и дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением умственного и физического развития. Эта область ещё очень молодая, но уже имеет определённые наработки, оригинальные технические средства, которые помогают детям с сенсорно-физической депривацией делать аналитические измерения при проведении самостоятельных и практических работ, используя сохранные анализаторы. Так, например, прибор «Фотофон» свето- и цветохарактеристики объектов и процессов перекодирует в звуковые сигналы разной тональности. Слепой ученик по тональности звукового сигнала определяет цвет предмета, светонасыщенность, пороги цвето- и светоконтраста. Констатация этих качественных характеристик помогает незрячему различать объекты и процессы, ориентироваться в пространстве. Разрабатываемые приборы, электронная, фоническая и оптическая аппаратура, различные приставки и устройства для работы с наглядным и другим материалом позволяют учащимся с дефектами развития изучать программный материал, выполнять практикум, делают доступными для восприятия и оценки результатов произведённых действий. С позиции доступности и помощи детям при изучении основ наук разрабатывается специальное оборудование, которым оснащаются учебные кабинеты, мастерские, классы, спортивные, игровые площадки и др. В систему коррекционной педагогики входят разнообразные методики обучения и воспитания детей с дефектами развития по отдельным предметам и дисциплинам. Частные методики отражают проблемы и специфику преподавания русского языка, литературы, математики, истории, физики, химии и других предметов в школах для детей с нарушениями умственного и физического развития. В них отражаются вопросы коррекционной направленности изучения основ наук, особенности проведения воспитательной работы, специфики проведения специальных коррекционных занятий по развитию чувствительности и высших психических процессов. В разработке отдельных методик участвуют помимо учёных и практические работники специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Это обогащает коррекционную педагогику, помогает из отдельных разработок создать методические системы, объединить их, обосновать фундаментальные положения и теории по специфике обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Говоря о структуре коррекционной педагогики, мы отметили ряд областей, в сфере деятельности которых изучается широкий круг проблем, связанных с образованием людей с психофизическими недостатками. Каждая из названных областей связана с другими, пользуется в своём развитии не только собственными наработками, но и результатами исследований, проведённых в родственных структурах. В целом всё это содействует совершенствованию и дальнейшему развитию нашей российской коррекционной педагогики. Она обогащается и зарубежным опытом, достижениями передовой практики и по праву занимает одно из ведущих мест в мире. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|