ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задачи коррекционной педагогики.Тесная связь коррекционной педагогики с другими науками помогает в решении задач, которые стоят перед специальным образованием детей с нарушениями в развитии. Эти задачи не остаются неизменными, раз и навсегда поставленными, они периодически меняются в зависимости от требований жизни и социального заказа общества. Определяющее влияние на постановку задач и разработку содержания специального образования детей с дефектами развития во все исторические периоды оказывали уровень социально-экономического развития страны, состояние науки и производства, общественное отношение к инвалидам, потребности и интересы государства, уровень его цивилизации. В ходе исторического развития задачи и содержание обучения и воспитания людей с недостатками в развитии постоянно расширялись и обогащались. «Ещё недавно вся та область теоретического знания и научно-практической работы, которую мы условно называем общим именем «дефектология», считалась чем-то вроде малой педагогики, наподобие того как медицина выделяет малую хирургию. Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные» – писал Л. С. Выготский (1995, 147). Создавались теории, и совершенствовалась практика измерения уровня ненормальности ребёнка (снижение слуха, зрения, интеллекта...), но не изучался сам дефект и внутренняя структура личности, создаваемая им. «Считать и мерить в дефектологии стали раньше, чем экспериментировать, наблюдать, анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять» (1995, 147). В практике образовательного процесса решались в основном вопросы сокращённого и замедленного обучения детей с дефектами развития. Современные задачи коррекционной педагогики, как предвидел Л.С. Выготский, в основном направлены на глубокое научно-экспериментальное, комплексное и системное изучение проблем образования людей с психофизическими недостатками. Только при творческой реализации идеи качественного своеобразия тех явлений и процессов, которые изучает коррекционная педагогика, она становится на твердую методологическую основу. Дети с сенсорно-физическими недостатками сначала получают начальное образование, затем неполное среднее и, наконец, мы первые в мире выходим по всем аномалиям (кроме умственно отсталых) на полное (цензовое) среднее образование. В стране созданы дошкольные (коррекционные) образовательные учреждения, школы и учебно-производственные предприятия для взрослых инвалидов, организована и действует широкая сеть центров реабилитации, научных учреждений и др. На современном этапе развития коррекционная педагогика решает следующие основные задачи: 1. Выявление и изучение основных закономерностей в области обучения, воспитания и развития детей с различными недостатками, установление связей этих процессов с коррекционно-педагогической работой по преодолению психофизических дефектов. 2. Дальнейшая дифференциация системы специального образования, отраслей коррекционной педагогики, ориентация их на новые структурно-функциональные подходы при определении типов и категорий детей с аномалиями развития. 3. Изучение интеграционных процессов в коррекционной педагогике, путей и механизмов взаимодействия массовых и коррекционных образовательных учреждений. 4. Комплексное клинико-генетическое, нейрофизиологическое, психологическое, педагогическое и другое изучение детей с проблемами в обучении, выработка единых методологических подходов и практики совершенствования диагностики и коррекционной педагогики, дальнейшее изучение связей и возможностей взаимодействия коррекционной педагогики с другими науками. 5. Выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной и др. деятельности, их генерализации, соподчинённости, условий реализации принципа полисенсорности восприятия, его компенсаторной направленности. 6. Определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка приёмов и способов её осуществления при различных формах организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 7. Разработка специальных методов обучения и воспитания детей и взрослых с дефектами развития, особенностей проведения специальных коррекционных и предметных занятий. 8. Разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, техническим средствам обучения; создание, совершенствование и модификация пособий и специального учебного оборудования. 9. Теоретическое обоснование и практическое осуществление индивидуализации и диифференциации обучения и воспитания 10. Определение и осуществление специальных эргономических, гигиенических и медико-психолого-педагогических рекомендаций с учётом клинической картины дефекта; разработка на этой основе зрительных, тактильных, слуховых, речевых, умственных и физических нагрузок, рекомендаций по структурному построению занятий. 11. Определение содержания, форм и методов трудового обучения и воспитания учащихся, их социально-трудовой адаптации, профессиональной ориентации на доступные виды труда; изучение путей и возможностей интеграции выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общество. 12. Определение типов и структурного построения специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей и взрослых с различными психофизическими нарушениями, разработка нормативно-методических документов, рекомендаций и реабилитационных программ. 13. Изучение и обобщение передового опыта работы, практики обучения, воспитания и развития лиц с сенсорно-физической депривацией, распространение и внедрение инноваций и оригинальных методов в учебно-воспитательный процесс. 14. Разработка и прогнозирование специального образования на определённые периоды, выявление основных направлений развития коррекционной педагогики и её взаимосвязей с практикой обучения и воспитания детей с дефектами развития. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|