Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекционная педагогика как на­ука, ее объект и предмет.




Разобрав длительный и сложный процесс становления и развития коррекционной педагогики, определив основные составляющие её компоненты, связь с общей педагогикой и дефектологией, современные проблемы специального образования, мы можем сказать, что коррекционная педагогика – это наука о воспитании и обучении детей с нарушением развития.

В ходе развития общей педагогики и дефектологии коррекционная педагогика всё больше приобретает статус самостоятельной науки, которую можно характеризовать как область человеческой деятельности, где происходит разработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности. А именно о ребёнке, имеющем психофизические отклонения в развитии, о педагоге-дефектологе, о их совместных действиях. В сферу деятельности данной науки входит определение, разработка и внедрение в практику содержания образовательного процесса методов и средств обучения и воспитания, организационных форм, т. е. всего комплекса помощи и поддержки детей с проблемами развития на всех этапах становления личности.

Главная функция коррекционной педагогики состоит в научном обосновании практики обучения и воспитания лиц с дефектами развития, и её необходимо учитывать в первую очередь при определении предмета этой науки.

При обосновании объекта и предмета коррекционной педагогики много путаницы. Эти два направления познания чётко не разделяются. Бытует мнение, что в процессе практической коррекционной деятельности можно получить необходимые научные данные и что наука создаётся практикой. Коррекционная педагогика так же, как и общая педагогическая наука, должна быть нацелена на практику, но её задача состоит не только в отражении практики обучения и воспитания учащихся с психофизическими нарушениями, но и в воздействии на неё, в оказании помощи педагогам-дефектологам, в содействии совершенствованию учебно-воспитательного и коррекционно-восстановительного процессов.

Для определения предмета коррекционной педагогики необходимо учитывать фундаментальное положение теории познания о единстве теории и практики.

Диалектика рассматривает познание не как процесс простого отражения действительности, а в том смысле, что последняя дана человеку в форме практической деятельности.

Процесс научного познания осуществляют исследователи-профессионалы, а эмпирическое познание проводят все, занятые практической деятельностью. В решении практических задач и научных проблем есть определённые отличия (П. И. Пидкасистый и др., 1998).

К примеру, ставится практическая задача: преодоление недостатков у умственно отсталых детей при обследовании природных объектов. Эту задачу можно решить без специально организованного научного исследования, но это решение не будет столь эффективным по сравнению с аналогичным решением на научной основе. Практическая задача может и не совпадать с научной проблемой. Последняя, применительно к нашему примеру, может формулироваться следующим образом: формирование у умственно отсталых школьников сенсомоторных умений и навыков восприятия, т. е. обозначенная практическая задача может быть решена на основе исследования нескольких научных проблем, и, наоборот, одна проблема может способствовать решению нескольких практических задач.

Предметы и объекты окружающего мира существуют объективно, вне зависимости от познающих их субъектов. Они доступны для процесса познания, что определяет его мотивационно-активизирующую сторону. Это адресуется к отношениям объекта и субъекта. Эффективность работы исследователя зависит от того, насколько хорошо он знает природу изучаемого объекта. Но в методологическом аспекте важно определить не только объект и субъект исследования, но и предмет, который занимает промежуточное положение.

Необходимо различать объект науки и её предмет. В педагогике понимание этого различия позволит правильно организовать работу по всестороннему изучению объекта и на основании этого разработать обоснованные практические рекомендации. Особенно важно учитывать данное различие тогда, когда объектом изучения становится человеческая деятельность, а именно, обучение и воспитание детей с проблемами развития. Чтобы объединить усилия учителей, воспитателей, исследователей-дефектологов и направить их на решение задач по совершенствованию работы дошкольных и школьных образовательных учреждений для детей с дефектами развития, необходимо чётко осознать и разделить, в каком предмете работает каждый из них.

Под объектом науки понимают исследуемую область действительности, а предмет – это отражение способа видения объекта исследователем с позиций науки. К. К. Платонов (1972, 2) определяет сущность различия между предметом и объектом науки как отличие между отражаемым (объектом) и отражённым (предметом), т. е. той системой понятий, в которой отражены явления действительности и их связи.

В определении объекта и предмета в коррекционной педагогике существует много мнений и определённых разногласий, это дело совсем не простое и его следует обязательно рассматривать в контексте определений, принятых в общей педагогике.

Самое распространенное определение объекта общей педагогики увязывается с общим воспитанием человека в широком смысле. Ю. К. Бабанский (1983) рассматри­вает четыре значения термина «воспитание», и возникает большая сложность в соотнесении этих значений с объектом педагогики.

Исторически и традиционно термин «образование» больше относили к формированию интеллектуальных качеств личности, а под воспитанием понимали более ёмкий процесс «...социализации личности, подготовки ее к жизни, к месту в обществе, где она может принести максимум общественной пользы и испытывать личное удовлетворение» (Г. И. Щукина, 1977, 7).

Термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуется неоднозначно, много путаницы в терминологическом значении и структурном построении данного процесса. «Причём дело тут не только в субъективных особенностях авторов, сколько в том, что педагогика в целом ещё объективно не созрела до уровня развитой теории, эвристическая сила которой проявлялась бы в логически безупречной форме» (Сов. педагогика, 1972. № 11. – С. 32-39).

Это заключение ещё в большей мере относится к коррекционной педагогике, процесс формирования которой осуществляется в настоящее время.

Систему образования в педагогической литературе зачастую отожествляют с воспитанием или обучением (в широком смысле), образовательную функцию трактуют как одну из функций обучения, либо объединяют понятия «образование» и «содержание образования».

По мере развития общей и коррекционной педагогики меняется социальная значимость и понятийные аспекты категорий данных наук. Образование выходит из рамок только интеллектуального звучания и овладения учащимися основами научных знаний. Этот термин распространяется на весь биосоциальный процесс становления личности, границы его расширяются, он становится наиболее общим и, с одной стороны, вводит объект педагогики в общий социальный контекст, а с другой – открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях (П. И. Пидкасистый и др., 1998, 7). В законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

Современное рассмотрение термина «образование» всё больше идет по пути его расширения и определяющей роли в отношении обучения, воспитания и развития. На наш взгляд, наиболее полное определение понятия образования дал В. С. Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование – это общественно организуемый и нормированный процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, методами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие» (1989, 47).

Таким образом, образование включает в себя три основных компонента: обучение, воспитание и развитие. Все три процесса, составные части образования, выступают едино, органично связанные друг с другом.

Коррекционная педагогика изучает образовательную деятельность в отношении людей с нарушениями психического и физического развития. Это особый вид деятельности, который учитывает своеобразие познавательных и других процессов при сенсорно-физической недостаточности и осуществляется с коррекционно-компенсаторной направленностью по преодолению недостатков развития людей, связанных с тем или иным дефектом.

Таким образом мы можем определить, что объектом коррекционной педагогической науки является специальное образование лиц с нарушением развития как особая функция общества.

Теперь следует определить способ видения объекта исследования с позиций коррекционной педагогики, т. е. предмет.

Предмет познания – это зафиксированные в опыте и заключённые в процессе практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, которые исследуются с определённой целью в конкретных условиях и обстоятельствах. В нашем случае это условия, движущие силы, возможности обучения, воспитания и развития детей и взрослых с нарушением психофизической сферы в специальных образовательных учреждениях. Выбор предмета познания в каждом отдельном случае, по видимости, может быть произвольным и субъективным, но в конечном итоге он определяется потребностями и уровнем развития общества.

Признавая за коррекционной педагогикой определённый теоретический уровень, мы можем выйти на следующую формулировку её предмета: это система компонентов, свойств и отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом коррекционной педагогической науки.

Коррекционная педагогика изучает различные компоненты, формы проявления свойств и отношений в обучении, воспита­нии и развитии лиц с различными дефектами и на основе этого изучения разрабатывает специальные педагогические системы, направленные на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию инвалидов и лиц с нарушением развития, на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Эти формы и системы конкретно реализуются в содержании образования, в специальных стандартах, воплощаются в учебных планах, программах, методических пособиях. Они находят своё конкретное выражение в коррекционной направленности методов, средств и организационных формах учебно-воспитательного и коррекционно-восстановительного процессов. В сфере деятельности коррекционной педагогики находятся не только процессы общего и специального обучения и воспитания лиц с аномалиями развития, но и создание благоприятных условий для социально-трудовой адаптации, реабилитации и последующей их интеграции в общество.

Коррекционная педагогика открывает большие возможности для осуществления системы непрерывного специального образования, включающей все звенья: от дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений до многообразных форм общего, профессионального образования и повышения квалификации специалистов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных