Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методологические основы коррекционной педагогики, её связь с другими науками.




Одной из наиболее важных проблем современной коррекционной педагогики является дальнейшая дифференциация обучения и воспитания детей с дефектами в развитии. Во всех разделах этой науки идёт поиск и определение оптимальных условий и специфики образовательного процесса, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития всех категорий учащихся и эффективно решают проблемы преодоления недостатков в психофизическом развитии детей.

В то же время принципиально важно выявить общие законы и закономерности, которые проявляются в отраслевых специальных разделах коррекционной педагогики, для её дальнейшего развития и укрепления базисных положений этой науки.

Методологические положения, лежащие в основе развития коррекционной педагогики, имеют важное значение для выделения общих и специфических закономерностей обучения и воспитания детей при депривационных проблемах их развития.

Методология – это учение о структурных компонентах, логичности организации, методах, средствах деятельности и преобразования действительности.

Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Методологической основой коррекционной педагогики является философия познания (гносеология). Она рассматривает познание как процесс творческий и активный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей.

Процесс обучения и воспитания детей с дефектами в развитии следует рассматривать как процесс противоречивый и динамический, как развивающийся. Основным движущим противоречием является постоянно растущий поток информации, усложняющиеся требования к образованию подрастающего поколения, с одной стороны, и возможности детей с различными отклонениями в развитии – с другой. Совершенствование знаний, мотивации коррекционных способов преодоления дефектов и коррекционная направленность всего процесса познания, приведение их в соответствие с всё возрастающими требованиями обучения, воспитания и развития снимают противоречие в конкретный отрезок времени, а затем возникает новое противоречие в связи с новым витком требований, которые необходимо решать в ходе педагогического процесса. На основе такого движущегося противоречия происходит сложный процесс перехода от незнания к знанию, от умения к навыку.

Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с учащимися, имеющими дефекты в развитии, и естественно научной основой коррекционной педагогики являются учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, Л. С. Выготского о закономерностях развития ребёнка в норме и патологии, достижения отечественной и зарубежной де­фектологии и коррекционной педагогики.

Коррекционная педагогика является компонентом, как общей педагогики, так и дефектологии. Важным методологическим положением является то, что данная наука имеет связи с другими науками, что она не может успешно развиваться изолировано, вне этой связи.

Коррекционная педагогика (как мы показали на схеме 1) включает в себя сложившиеся к настоящему времени отраслевые педагогики, которые изучают особенности обучения и воспитания различных категорий детей с дефектами развития: сурдопедагогика – детей с нарушением слуха, тифлопедагогика – детей с нарушением зрения, олигофренопедагогика – детей с нарушением умственного развития, логопедия – детей с речевыми нарушениями. Все они имеют единые цели и задачи.

Формируются как самостоятельные отрасли коррекционной педагогики – педагогика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, педагогика детей со сложными (комбинированными) дефектами развития (слепоглухонемых, глухих с дефектами умственного развития, слабовидящих с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.), педагогика детей с ЗПР, педагогика детей с характерологическими нарушениями в развитии («дети риска»).

Процесс дифференциации научных отраслей в направлении детализации клинических характеристик, особенностей психического развития, нарушений поведения и других отклонений продолжается и в настоящее время на основе тех положений, которые уже обобщены и закреплены в теории коррекционной педагогики.

Важным методологическим фактором является связь коррекционной педагогики со специальной психологией и её отраслями (сурдопсихологией, тифлопсихологией, олигофренопсихологией, психологией детей с речевыми нарушениями и др.).

Эффективность обучения и воспитания детей с нарушением развития только тогда возможна, когда педагог-дефектолог знает особенности психики детей, своеобразие их познавательной и другой деятельности. Психические процессы связаны и зависят от структурно-функциональных показателей патологии, глубины и сложности дефекта. Научно-экспериментальные данные, полученные в специальной психологии, говорят о том, что у всех категорий детей с нарушениями в развитии (за исключением немногих) имеются потенциальные возможности в коррекционно-компенсаторном преодолении дефекта за счет формирования высших психических функций.

В настоящее время изучены структурные компоненты разных форм психической деятельности учащихся, выявлен системный характер строения высших психических функций, которые соотнесены к периодам онтогенеза. Установлены особенности аномального развития психических процессов при нарушении слуха, зрения, речи, умственной и двигательной сфер, что приводит к неадекватному познанию окружающего мира, обеднению социального опыта, средств общения, к трудностям усвоения основ наук и трудовой деятельности.

Очень важен учёт возрастных факторов и этиологии возникновения дефекта, его консерватизма и условий развития, что определяет дифференциацию и индивидуализацию психологической оценки, направление и динамику коррекционно-компенсаторного процесса.

Для того чтобы связь коррекционной педагогики с общей психологией была тесной, глубокой и органичной, чтобы она эффективно влияла на практику обучения детей с психофизическими недостатками, необходимо за исследованиями общей и специальной психологии признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области коррекционной педагогики и её отраслей. Констатация недостатков в изучении и усвоении учебного материала учащимися, разработка приёмов и способов их преодоления, средств и форм коррекции всегда основываются на точной психологической диагностике и своеобразности познавательной деятельности детей, вызванной наличием того или иного дефекта в развитии.

Многообразны и существенны связи коррекционной педагогики и медицины, особенно с такими её разделами, как педиатрия, невропатология, психиатрия, эмбриология, отоларингология, офтальмология и др. Процессы восприятия учебной информации учащимися с сенсорно-физическими недостатками во многом зависят от клинической картины той или иной аномалии, от структурно-функциональных нарушений, глубины и тяжести дефекта.

Педагог-дефектолог должен чётко знать познавательные возможности ученика, уровень сформированности его функциональной деятельности, потенциальные характеристики своеобразия его развития. В зависимости от этого намечаются пути коррекционной педагогической работы, определяются эргономические условия образовательного процесса.

Медико-эргономические рекомендации разрабатываются в отношении технических средств обучения, средств коррекции и компенсации дефекта, специального оборудования и аппаратуры. На их основе определяются требования к средствам обучения, к наглядным пособиям, к раздаточному дидактическому материалу и учебной литературе.

Исходя из медицинской диагностики, определяются режимные моменты в ходе учебно-воспитательного процесса: зрительные, слуховые, тактильные, физические и другие нагрузки для детей, разрабатывается требования к оборудованию классов, кабинетов, залов, рекреационных зон и др.

Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных теми или иными заболеваниями, осуществляется в тесном взаимодействии, комплексно и системно.

Коррекционная педагогика органично связана с физиологией, которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его органов и систем. Нарушения в развитии человека обуславливают изменения в работе той или иной системы и, как следствие, дефекты во многих других функциональных системах. Отмечаются видоизменения и в работе сохранных анализаторов, связанных с выработкой компенсаторных механизмов. Они зачастую начинают выполнять несвойственную им роль. Например, чтение слепыми с помощью тактильно-осязательной чувствительности специального рельефно-точечного шрифта.

Физиологические данные помогают правильно организовать коррекционно-компенсаторную деятельность учащихся. Физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека в зависимости от возрастной периодизации. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволяет более эффективно и целенаправленно организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях всех видов.

У коррекционной педагогики сложились тесные контакты и с социологией – наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с недостатками в психофизическом развитии. Данные социологических исследований обогащают коррекционную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь коррекционно-педагогическому процессу, особенно в части организации социально-трудовой адаптации, профессиональной ориентации и реабилитации детей-инвалидов.

Коррекционная педагогика и её отрасли имеют специфические и многообразные связи с другими науками. Так, например: «Для глубокого понимания аномалий, связанных... с патологией слуха, необходимо опираться не только на психолого-педагогические исследования, но и на данные отоларингологии, которая обеспечивает диагностику слуховой патологии и лечебные мероприятия при заболевании органа слуха. Здесь исследователь с неизбежностью сталкивается с проблемами аудиологии, фонетики и акустики, с акустической, визуальной и вибротактильной техникой, которые помогают диагностике, определяют условия возможной коррекции и развития остаточной слуховой функции, а также условия использования сохранной анализаторной сферы в целях компенсации дефектов слуха» (Т. А. Власова, 1972, 8).

Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи коррекционной педагогики с другими науками, но этот перечень далеко не полный, поскольку имеются прямые и косвенные контакты и в отношении с другими научными дисциплинами. Обучение, воспитание и развитие аномальных детей осуществляется на стыке наук, и этот фактор во многом определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на дефект.

Важно обратить внимание на тот факт, что связь коррекционной педагогики с другими науками не периодическая и односторонняя, а комплексная и обратимая. При правильной организации образовательного процесса детей с дефектами в развитии учитываются все многообразные связи с другими науками, определяется их детерминированность, оптимальные условия возникновения и целенаправленность.

Коррекционная педагогика взаимодействует с другими науками не в одностороннем порядке, она не только использует их достижения для своего развития, но и сама обогащает психологию, медицину, физиологию, социологию и др. материалом своих исследований и результатами практической деятельности.

При тесном сотрудничестве с науками, значимыми для коррекционной педагогики, она опирается на диалектический принцип единства общего, особенного и единичного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных