Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Местные особенности народного исполнительства




Переходя к рассмотрению средств музыкальной выразительности, характерной для южнорусского музыкального народного искусства, отметим, прежде всего весьма ощутимую особенность местного народного исполнительства.

При первом же знакомстве с пением крестьян на юге России обращает на себя внимание открытая, резкая манера их вокализации. Песня льется звонко, свободно, непринужденно. Основное положение губ поющих - на полуулыбке. Сквозь неширокую щель между зубами звук посылается жестко, прямо. Гласные намеренно суживаются, приближаясь по своей фонетической окраске к открытому «е». Женские голоса звучат в низком грудном регистре, сильно и полно, на крепкой грудной опоре. Мужчины используют в пении предельно высокий диапазон голоса, приближаясь к абсолютной высоте звучания к женским голосам. Вокальные партии в южнорусском многоголосии имеют тесное расположение. Возможна взаимозамена мужских и женских голосов в зависимости от условий сложившегося в той или иной момент импровизированного ансамбля.

Все эти свойства народного исполнительства: зычное открытое звучание как женских, так и мужских голосов с сильной, резкой подачей звука при плотности многоголосной фактуры - сообщают пению южнорусских крестьян большую полноту, насыщенность.

Правда возможно пение вполголоса, как говорят местные певицы, «тихонько» или «в полротика», но в таких случаях характер песни заметно изменяется: она во многом приобретает новую, несвойственную ей при обычном звучании выразительность.

Яркость, полетность звучания южнорусских песен определяет в значительной мере спецификой пространства, окружающего народных певцов: ведь песни южной России исполняются обычно под открытом небом,

на просторной сельской улице, в широкой степи. Отсюда, по - видимому, удивительная «носкость» народного вокала степных районов России.

Манера пения на Юге тесно связанно с особенностями художественной образности песен. О чем бы не пел местный крестьянин: о радости и счастье, о жизненных невзгодах, о комических сторонах действительности и о большом человеческом горе - обо всем он высказывается предельно очеркнуто эмоционально, с большим подъемом. Сама подача музыкального и поэтического текста, характер исполнения песни народными певцами говорит об основной образно - эмоциональной направленности местного музыкального фольклора: большинство традиционных тем трактуется мастерами пения на Юге России g повышенно экспрессивном плане.

При исполнении песен на открытом воздухе на юге России особенно ценилось, когда пение далеко разносилось по окрестности. Запевалы Белгородской области, то приближали, то удаляли ото рта ладонь. Видимо, это необходимо, чтобы звук летел лучше.

В комплексе, все исполнительские приемы, характерные для народного пения и музицирования на Юге России, способствуют ярко эмоциональному, подчеркнуто активному выражению чувств и переживаний.

Эмоциональная заостренность художественного песенного стиля во всех его проявлениях. Достаточно заметны эти особые черты в характере многоголосного изложения местных песен.

Гетерофония

За исключением сольных жанров (плачей и колыбельных) все песни и инструментальные наигрыши южных районов России многоголосны. Даже прибаутки в этих местностях нередко распевают на два - три голоса. Один самых распространенных в степной полосе инструментов - жалейка (по местному «пищик» представлен здесь чаще в двухголосной разновидности (двойная жалейка).

Народным певцам южной России знакома простейшая полифоническая форма многоголосья - гетерофония. Многие местные песни, принадлежащие

к наиболее ранним пластам, в многоголосном распеве представляют собой одновременное сочетание близких вариантов одной мелодии. Каждый певец в песни весь объем звукоряда песни. Голоса непринужденно меняются местами, перекрещиваются. Унисонные построения перемежаются с двух - трехголосными. Как правило, диапазон гетерофонных напевов не превышает интервалов квинты.

Отличительная особенность южнорусской геторофонии состоит в том, что уже в рамках этой простейшей формы многоголосья намечается путь к индивидуализации голосов.

В ряде песен на стыке двух музыкально - поэтических строф (в конце первой из них одновременно звучит тонический устой и звук, расположенный квартой выше тоники. Это создает впечатление не полного, частичного завершения формы, так как верхний квартовый тон, не устойчивый, функционально противоречит нижнему, устойчивому. Таким образом, оба голоса в подобных случаях имеют известную интонационную самостоятельность.

Употребление каденционных оборотов указанного типа является частным случаем определенной композиционной закономерности, типичной для южнорусской гетерофонии: когда песня звучит в исполнении вокального ансамбля или хора, достаточно характерны мелодические обороты, синхронно образующиеся в двух разных голосах, подчас будто бы противоречат по музыкальной логике один другому. Появляется это в одновременном звучании устойчивых и неустойчивых ступеней лада в одновременном интонировании звуков, находящихся в секундовом соотношении, что создает заметный функциональный конфликт. В пределах секунды голоса могут меняться местами. В подобных случаях функциональная противоречивость горизонталей выявляется особенно рельефно. Вообще сочетание в одновременности в разных голосах восходящих мелодических ходов с нисходящими, ведущие к перекрещиванию вокальных партий, является убедительным свидетельством

относительной самостоятельности голосов в напевах южнорусских песен гетерофонного склада.

Для гетерофонии русского Юга характерен не только мелодический, но и ритмический контраст голосов. Если, например, в одной из вокальной партии после двух шестнадцатых нот следует восьмая, то в другой на ту же часть такта падает синкопа. Как известно, ритмическая комплементарность является одним из существенных признаков полифонии. Индивидуализация горизонталей способствует так же сочетанию слогового распева в одном голосе с отсутствием распевания слога - в другом.

К сказанному необходимо еще добавить, что хотя чаще всего в южнорусских песнях гетерофонного склада наблюдается расслоение напева на два голоса, в хоровых вариантах изредка встречается трехголосное (и даже четырехголосное) звукосочетание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных