Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд




Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала печальную одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано стем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Рубаха более раннего происхождения сшита из четырех полотнищ грубого конопляного холоста (два спереди, два сзади), соединенных вверху прямыми поликами и прямоугольными вставками- «фарботами» из белого коклюшечного кружева. Верхние края полотнищ и поликов присобраны в мелкие сборки под невысокий воротник- стойку. Грудной разрез, верх воротника и место соединения воротника с полотнищами обшиты черными нитями. Рукав сшит из одного узкого прямых полотнищ, присобранных внизу под узкую обшивку- тесьму красного цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы из малинового сатина. Место соединения кружевных вставок отмечены узкими полосками белого строчевышитого узора в виде продольных цепочек.

Более поздний вариант «старушечьей» рубахи имеет аналогичный край. Его отличительной особенностью является орнаментация плечевой части. Небольшой полик соединяется с рукавом и полотнищами спины и переда тремя полосами белого коклюшечного кружева со сложным ромбическим узором.

Двум вариантам «старушечьих» рубах соответствуют два варианта кроя венчальных сарафанов. Черный шерстяной сарафан в этих местах использовался не только как венчальная, но и вообще как девичья одежда. Если женщина не выходила замуж, она носила сарафан, дополненный передником и поясом, всю жизнь.


Отличительной особенностью сарафана - «широколямошника» является туникообразный крой, что свидетельствует о его древнем происхождении; широкие лямки выкроены из центрального полотнища, перекинутого на плечах. Он имеет неглубокий прямоугольный вырез для головы, боковые полотнища под мышками собраны в густые сборки, зафиксированные изнутри и снаружи нашивкой из черной хлопчатобумажной ткани. Единственным украшением сарафана является вышивка в виде неширокой полосы, составленной из красных, желтых, зеленых и темно- синих прямоугольных фигур, и узкая красная плетеная тесьма, проходящие по подолу.

На смену сарафану - «широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полосками вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.

Передник - «завеска»сшит из двух коротких полотнищ конопляного холста; в верхней части они присобраны под узкую бело- розовую обшивку-тесьму с длинными петлями по краям, предназначенными для продевания в них узкого пояса. Низких край полотнищ очерчен черной вышивкой в виде цепочки стилизованных цветов- кустиков и красной зигзагообразной линии.

Близким по характеру узором отмечено место стыка полотнищ в нижней части передника. К подолу пришита полоска белой строчевой вышивки и широкая фабричного изготовления оранжево- красная тесьма с узкими пробежками синих, зеленых и желтых нитей. Края полотнищ и белой вышивки обшиты черными хлопчатобумажными нитями. Любопытно, что в настоящее время в деревне бывшего Бирюченского уезда белое плетеное на коклюшах кружево и покупную многоцветную тесьму называют «фарботами».


Ярким акцентом наряда является широкий шерстяной красный пояс-«подпояска» с зелеными, лиловыми, белыми и желтыми продольными полосками.

Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевой» наряд воронежской девушки- невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве- женщины- жены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных