ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гигиенические требования к организации питания в детских учрежденияхПитание оказывает непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. При организации питания в детских учреждениях учитывается не только возрастная потребностьдетей в пищевых веществах и энергии, но и повышенная восприимчивocть детей к инфекциям и пищевым отравлениям. Недаромименно в детских коллективах регистрируется наибольшее количecтвo вспышек этих заболеваний. В нашей стране действуют санитарные правила, предъявляющие требования к устройству, содержанию, организации работы и питания в дошкольных, общеобразовательных, оздоровительных детских учреждениях, детских домах и школах-интернатах. Гигиенические требования к организации питания школьников. Согласно действующим санитарным правилам питание обучающихся может быть организовано в пищеблоках трех основных типoв: в столовых, работающих на сырье; в столовых, работающихна полуфабрикатах; в буфетах-раздаточных. Столовые предусматриваются в учреждениях с числом обучающихся более 100 чел. В столовой, работающей на сырье, должны быть: набор складcкиx помещений (кладовые для сухих продуктов и овощей, охлаждаемые и низкотемпературные камеры), заготовочные цеха (мясорыбный и овощной), горячий, холодный и кондитерский цеха, атакже моечные для столовой и кухонной посуды. При проектировании такой столовой следует предусматривать загрузочное помещение, моечную для тары, холодильную камеру для пищевых отходов, бытовые помещения с санузлом для персонала пищеблока. В столовой, работающей на полуфабрикатах, должны быть: кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры дляполуфабрикатов, доготовочный и горячий цеха, моечные для столовой и кухонной посуды, бытовые помещения с санузлом дляперсонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов. В буфете-раздаточной должны быть: помещение для подогрева пищи, оборудованное плитой, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; моечная столовой и кухоннойпосуды; моечная для тары; подсобное помещение; бытовые помещения с санузлом для персонала. По гигиеническим показателям предпочтительнее организация питания учащихся в столовых, работающих на полуфабрикатах. Снабжение таких столовых продуктами, полуфабрикатами высокой степени готовности, кулинарными и кондитерскими изделиями производится из базовых столовых, комбинатов школьногопитания, заготовочных предприятий и т. п. В централизованных предприятиях условия производства более совершенны: используются поточно-механизированные линии; рецептуры и технологические операции унифицированы; продукция стандартизирована; обеспечиваются хорошие санитарно-эпидемиологические условия производства и надежный контроль качества продукции в лаборатории предприятия. В самих же школьных столовых-доготовочных при такой организации исключаются самые трудоемкие и эпидемиологически небезопасные процессы изготовления полуфабрикатов. Скомплектованные в функциональные емкости (гастроемкости) полуфабрикаты и кулинарные изделия доставляются в школьную столовую к определенному времени, прямо в емкостях они транспортируются в цеха, где доводятся до готовности. При столовых и буфетах общеобразовательных учреждений обязательно предусматривается обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2 на одно место в зале. Количество мест рассчитывают, исходя из посадки 100 % учащихся в три очереди. Для мытья рук передприемом пищи перед входом в обеденный зал следует установитьумывальники. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом. Количество умывальников определяется из расчета 1 кран на 20 посадочных мест в зале. В сельских общеобразовательных учреждениях требования к организации питания те же, что и в городских. В общеобразовательных учреждениях для всех учащихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтраком и обедом), а при длительном пребывании в учреждении и полдником. Горячий завтрак должен составлять около 20 %, обед - около 35 %, полдник - около 10 % энергетической ценности суточного рациона питания школьника. В школьных столовых рекомендуется применять цикличное меню с учетом обеспечения физиологических потребностей детского организма разных возрастных групп. Меню составляется на десять или более дней с учетом требований нормативно-технической и методической документации. В некоторых учебных учреждениях организуются «экспресс-столы», «шведские столы», кафе с СВЧ-аппаратами для старшеклассников. В этих случаях свободный выбор блюд может не соответствовать требованиям рационального питания. Организация и рацион питания учащихся подлежит обязательному согласованию с органами тоссанэпиднадзора. Все школьные столовые должны пройти сертификацию и соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырьяи пищевых продуктов, гигиеническим требованиям к условиямхранения и срокам годности пищевых продуктов, к организациирационального питания обучающихся в общеобразовательных учpeждeнияx (СП и СанПиНы). В общеобразовательных учреждениях для питания обучающихся запрещается использовать: фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); творог и сметану в натуральном виде без обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют в виде соусов и при приготовлении первого блюда за 5...10 минут до его готовности); молоко и простоквашу «самоквас» В натуральном виде, а также для приготовления творога; зеленый горошек без термической обработки, грибы; макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни; окрошки, паштеты, форшмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); макароны с рубленым яйцом, яичницу-глазунью; пирожные и торты кремовые; жареные во фритюре пирожки, пончики; напитки, морсы без термической обработки, квас. В общеобразовательных учреждениях предъявляются повышенныe санитарные требования к содержанию пищеблоков. Уборку столовой проводят после каждого завтрака, обеда, полдника. График уборки должен быть утвержден и вывешен в залестоловой. После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мьшом или содой. Ежедневная уборка помещений проводится с использованием дезинфицирующих средств. Кроме хлорной извести, хлорамина, гипохлорита кальция для дезинфекции помещений рекомендуется использовать 0,2%-ный раствор сульфохлорантина, 3%-ный раствор амфолана, 1 %-ный раствор полисепта или перамина, 3%-ный раствор перекиси водорода. Моечные столовой посуды в столовых должны быть оборудованы посудомоечными машинами, в которых обработка посуды производится в соответствии с прилагаемой инструкцией. Мытье посуды ручным способом допускается в виде исключения. Порядок обработки столовой посуды, стеклянной посуды истоловых приборов должен соответствовать требованиям, установленным для всех предприятий общественного питания. Очередность процессов обработки посуды меняется во время карантина, объявляемого санитарными органами в случае вспышки инфекционного заболевания. Посуду, освобожденную от остатков пищи, сначала погружают на 60 минут в один из дезинфицирующих растворов (1 % - ный раствор хлорамина или хлорной извести, 0,5%-ный раствор сульфохлорантина, 3%-ный раствор катамина АБ) или кипятят в 2%-ном растворе соды 15 минут. После этого посуду моют, ополаскивают горячей водой и высушивают. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов после использования кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением соды или замачивают в дезинфицирующем растворе (0,5%-ный раствор хлорамина) 50 минут, затем прополаскивают, сушат и хранят в специальной маркированной таре. Остатки пищи обеззараживают кипячением в течение 15 минут или засыпают хлорной известью (200 г/кг) или гипохлоридом кальция (100 г/кг). Раз в месяц по установленному графику следует проводить генеральную уборку помещений с применением моющих идезинфицирующих средств. Должна проводиться борьба с мухами, тараканами и грызунами. К соблюдению правил личной гигиены сотрудникам пищеблока предъявляются повышенные требования. К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшиe медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями и прослушавшие курс по гигиеническойподготовке со сдачей зачета. Контроль соблюдения сроков прохождения медицинских осмотров возлагается на медицинского работника общеобразовательного учреждения. На каждого работника столовой заводится личнаямедицинская книжка, в которую вносят результаты медицинскихобследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума. Ежедневно перед началом работы медицинский работник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела наналичие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися ранами, ожогами, а также страдающие простудными заболеваниями верхних дыхательных путей, дисфункцией кишечника к работе не допускаются. Персонал пищеблока обязан соблюдать правила личной гигиены, установленные для всех предприятий общественного питания, и сообщать администрации при появлении признаков перечисленных заболеваний, а также о случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье. Территориальные центры Госсанэпиднадзора следует в установленном порядке срочно информировать о всех случаях пищевых отравлений или острых кишечных инфекций среди учащихся и персонала. Гигиенические требования к организации питания детей в дошкольных и оздоровительных детских учреждениях. В санитарныхправилах для детских дошкольных учреждений даются нормы питaния для детей двух возрастных групп - до 3 лет и от 3 до 7 лет сучетом времени пребывания (до 10,5ч; до 12 ч; до 24 ч). Режимпитания устанавливается с учетом возраста детей. Контроль выполнения норм фактического питания детей, санитарного состояния пищеблока и качества пищи возлагается наврача и диетсестру оздоровительного или дошкольного детского учреждения. В дошкольных и оздоровительных детских учреждениях требуется строгое соблюдение санитарного режима на пищеблоке и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на всех этапах приготовления и реализации пищи. В целях обеспечения более щадящего и безопасного питания дополнительно к приведенному ранее списку запрещенных продуктов (для общеобразовательных учреждений) в дошкольных и оздоровительных учреждениях добавляется запрет на использование: кровяных и ливерных колбас; рыбы без термической обработки; консервированных продуктов в томатном соусе; закусочных консервов; маринованных овощей и фруктов; острых соусов; горчицы; хрена; перца; уксуса; майонеза; натурального кофе; напитков в виде сухих концентратов и газированных напитков. В питании дошкольников не следует использовать жареные продукты. Рекомендуется применять щадящие методы тепловой обработки: отваривание, варку на пару, тушение и легкое запекание блюд. Пищу готовят на каждый прием отдельно и реализуют в течение часа с момента приготовления. К кулинарной обработке продуктов предъявляются повышенные требования: яйца варят неменее 10 минут после закипания воды; сосиски и вареные колбасы используют только после варки в течение 5 мин; творожные запеканки готовят не менее 20...30 минут при температуре 220...280 оС (слой готового блюда должен быть не более 3 см); омлет слоемне более 3 см запекают 8...10 мин; овощи для салатов и винегретов варят в кожуре; овощи для употребления в сыром виде послеочистки промывают кипяченой водой или выдерживают 10 минут в 3%-ном растворе уксусной кислоты; салаты и винегреты заправляют перед раздачей; фрукты, включая цитрусовые, передупотреблением тщательно промывают; макароны и рис для гарниров отваривают в шестикратном объеме воды без последующей промывки. В загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, согласно действующим санитарным правилам, организуется столовая, работающая на сырье и имеющая соответствующий набор производственных и складских помещений. Для оздоровления детей и подростков необходимо организовать полноценное питание с учетом физиологических потребностей растущего детского организма. Рекомендуется организовывaть 5-разовое питание со следующим распределением калорийности суточного рациона питания: завтрак - 25 %, обед - 35 %, полдник - 15 %, ужин - 20 %, второй ужин (кефир) - 5 %. Для обеспечения контроля за качеством приготовленной пищи от каждой партии приготовленных блюд дошкольных и оздоровительных учреждениях отбирается суточная проба - первые блюда, гарниры и напитки не менее 100 г, порционные - одна порция каждого блюда. Суточную пробу сохраняют 48 ч с моментаокончания срока реализации в специально отведенном холодильнике (или месте в холодильнике) при температуре 2...6 оС. Посуду (стеклянные емкости с крышками) для хранения суточнойпробы предварительно кипятят в течение 5 минут. Для профилактики гиповитаминозов в детских учреждениях рекомендуется проводить искусственную витаминизацию холодныхнапитков (компота) аскорбиновой кислотой или использоватьполивитаминные препараты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|