ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Учреждениях и санаторияхПри организации питания в лечебных учреждениях и санаториях следует учитывать, что оно является самостоятельным лечебным фактором в комплексном лечении (оздоровлении) больных людей и называется лечебным или диетическим питанием. Контингент потребителей лечебного питания - это люди с ослабленным иммунитетом и пониженной сопротивляемостью к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. В связи с этим они значительно легче подвергаются опасности пищевых отравлений и кишечных инфекций. Лечебное питание организуется на основе системы стандартных диет. В технологии изготовления диетических блюд используются различные виды кулинарной обработки, но в большинстве блюд во избежание механического повреждения пищеварительного тракта больных людей используется измельчение, протирание, что способствует росту бактериальной обсемененности готовой продукции. Это обуславливает необходимость повышенных санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в лечебных и лечебно- профилактических учреждениях, в том числе санаториях и санаториях - профилакториях. Гигиенические требования к организации питания в больницах. При крупных многопрофильных больницах чаще всего организуется централизованный пищеблок (столовая), работающий на сырье. Пищеблок лечебного учреждения следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспортнымитоннелями с лечебными отделениями (кроме инфекционного). Готовая пища транспортируется в буфетные отделения с использованием мармитных тележек, тележек -термосов или термосов ипосуды с крышками. Количество посадочных мест в столовых лечебных учреждений следует принимать равным 80 % от количества коек (для психиатрических, кожно- венерических, послеродовых, восстановительных и туберкулезных отделений) и равным 60 % - для остальных отделений. Устройство и содержание пищеблока, оборудование, инвентарь, условия транспортирования и хранения пищевых продуктовдолжны соответствовать санитарным правилам для предприятийобщественного питания. Эксплуатация пищеблока лечебного учреждения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Пищеблок лечебного учреждения должен иметь необходимый набор производственных цехов, обеспечивающих соблюдение гигиeничecкиx требований при технологических процессах приготовления блюд. Поточность технологического процесса приготовления блюд, в том числе с использованием в работе оборудования, должна исключать возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Все вопросы, связанные с организацией лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях систематически (не реже 1 раза в квартал) заслушиваются и решаются на заседаниях совета по лечебному питанию. Номенклатура действующих диет и режим питания устанавливаются в соответствии с профилем учреждeния и утверждаются на совете по лечебному питанию. Основой при составлении диет являются рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, иметь сопроводительные документы, удостоверяющие их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения) продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца срока годности (хранения) продукта. Для контроля качества поступающей продукции и сроков ее годности проводится органолептическая оценка и делается запись в журналебракеража продукции. В целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и отравлений на пищеблок лечебного учреждении не разрешается принимать: продовольственное сырье и пищевые продукты без документoв, подтверждающих их качество и безопасность; продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками годности, признаками порчи и загрязнения; подмоченHыe продукты в мягкой таре (муку, крупы, сахар и другие продукты); мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клеймa и ветеринарного свидетельства; непотрошенную птицу; мясо и яйца водоплавающей птицы (уток, гусей); яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам; кровяные и ливерные колбасы; консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты, продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные механическими примесями; овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили.
Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требованиям санитарных правил. При составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы составления меню диет, а также нормы питанияна одного больного в установленном порядке. На пищеблоках лечебных и лечебно – профилактических учреждений не допускается изготавливать: макароны с мясным фаршем «по-флотски», блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошку, паштеты, форшмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); яичницу-глазунью; кремы и кондитерские изделия с кремом; сырковую массу, творог; изделия во фритюре. Нельзя использовать: фляжное, бочковое, непастеризованное молоко, фляжный творог и сметану без тепловой обработки (кипячения); про кисшее молоко «самоквас»; консервированные продукты домашнего приготовления. Промывка гарниров, приготовленных из макаронных изделий и риса, не допускается. Для приготовления и хранения готовой пищи рекомендуется использовать посуду из нержавеющей стали. Алюминиевую посуду можно использовать только для приготовления и кратковремен ного хранения блюд. Не допускается использовать для приготовления и хранения блюд эмалированную посуду. В буфетных отделениях должно быть предусмотрено помещение для раздачи пищи площадью не менее 9 м2. Раздачу готовой пищи больным производят не позднее 2 ч после ее изготовления, включая время доставки пищи в отделение. Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения, которые должны быть одеты в халаты с маркировкой «для раздачи пищи». Не допускается к раздаче пищи младший обслуживающий и технический персонал (санитарки, уборщицы). Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку органолептических показателей и качества блюд проводит бракеражная комиссия лечебного учреждения, назначенная администрацией лечебного учреждения. Выдачу готовой пищи в отделения разрешает дежурный врач. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо к вьщаче не допускается до устранения выявленных кулинapныx недостатков. Результат бракеража регистрируется в журнале бракеража готовой продукции. Для членов бракеражной комиссии должны быть выделены отдельные халаты. На пищеблоках лечебных учреждений от каждой партии приготовленных блюд должна отбираться суточная проба. Отбор суточных проб готовой продукции производится в целях контролядоброкачественности и безопасности приготовленной пищи, обеспечения профилактики и расследования пищевых отравлений. Отбор суточной пробы проводит медицинский работник (или под его руководством повар) в специально выделенные стерильные и промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками - отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) отбирают в количестве не менее 100 г. Порционные вторые блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, бутерброды отбирают целиком поштучно (в объеме одной порции). Суточную пробу хранят не менее 48 ч с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном в холодильнике месте при температуре 2...6 ОС. Посуда для хранения суточной пробы (емкости с крышками) обрабатывается путем кипячения в течение 15 мин. Не допускается оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами. Личные скоропортящиеся продукты питания больные хранят в специальном холодильном шкафу, а сухие и другие нескоропортящиеся - в тумбочке. Медицинская сестра должна ежедневнопроверять ассортимент личных продуктов больных, соблюдениеусловий их хранения и сроков годности. На пищеблоке при экспедиции должно быть выделено помещение для мытья и хранения кухонной посуды из буфетных отделений (термосы, кастрюли, ведра и т.д.). Мыть и хранить кухонную посуду, используемую в централизованном пищеблоке, а также посуду из инфекционных отделений в этом помещении не допускается. Допускается мытье и хранение буфетной кухонной посуды в моечных буфетных отделений. В этом случае необходимо предусмотреть дополнительную установку ванны соответствующего размера и выделение места для хранения кухонной посуды. В помещениях буфетных при отделениях больницы выделяют место или отдельное помещение для мытья посуды, где устанавливают не менее двух моечных ванн с подводкой к ним холоднойи горячей воды со смесителем. Требуется наличие бака для дезинфeкции или кипячения посуды. Во всех посудомоечных помещениях (в том числе в буфетных отделениях) должны быть установлены резервные электрические водонагревательные установки сподводкой воды к моечным ваннам. Посуду обрабатывают в соответствии с санитарными правилами, установленными для предприятий общественного питания, для обработки посуды следует использовать моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в лечебных учреждениях в установленном порядке (хлорамин, сульфохлорантин, дезоксон и др.). В моечных отделениях вывешивают инструкцию оправилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств. Для обеззараживания посуды вместо дезинфицирующих средств можно использовать метод кипячения в течение 15 мин. В инфекционных лечебных учреждениях или при возникновении случаев инфекционных заболеваний в неинфекционных отделениях последовательность обработки посуды отличается от обычного порядка. Посуда и остатки пищи от больных подвергаются обеззараживанию. Средства и методы обеззараживания приразличных болезнях установлены соответствующими инструкциями. Мочалки для мытья и ветошь для протирки столов по окончании уборки кипятят в течение 15 мин или замачивают в дезинфициpyющиx растворах. После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений буфетных в отделениях с применением дезинфицирующих средств. Уборочный инвентарь после мытья полов заливают раствором дезинфицирующего средства (1 % раствором хлорамина) на 60 минут в том же ведре, которое использовалось для уборки, далее прополаскивают в воде и сушат. Гиmенические требования к организации питания в санаториях. В санаториях организуется диетическое питание для больных с учетом того, что основной кентингент - это больные с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии. При формировании стандартных диет для детей и взрослых используют более дорогие сорта продуктов с учетом установленных норм питания в санаторияхи санаториях- профилакториях. Пищеблоки санаториев работают обычно на сырье и имеют полный набор складских помещений и заготовочных цехов. В столовых на 500 и более мест вьщеляют отдельно цехи для обработкияиц и птице-гольевой и камеру пищевых отходов. Как правило, планируется наличие кондитерского цеха. Здание столовой располагается в пристройке или отдельно от корпусов санатория, нодолжно быть связано с ними переходами. Вблизи обеденных заловрасполагают умывальные комнаты или отдельные умывальникииз расчета 1 умывальник на 50 мест. Требования к санитарномусодержанию пищеблоков санаториев такие же как и для других лечебно- профилактических учреждений. На пищеблоке лечебного или оздоровительного учреждения врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания, соблюдение технологии изготовления и выход диетических блюд, осуществляет контроль за качеством готовой пищи. В отсутствии врача-диетолога ответственной за эту работу является медицинская диетическая сестра.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|