ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Социология труда (на Западе чаще именуется индустриальной социологией ) начала развиваться в 1920-30-х гг. Хотя проблемы трудовой деятельности обстоятельно исследовал еще Г.Спенсер. 1. Впервые к социальным резервам производства в своем полном виде обратился и обосновал Фред Тейлор (1856-1915). Именно он не только высказал идею о необходимости заинтересовать работника в результатах своего труда, но научно обосновал и воплотил ее в жизнь через КОНЦЕПЦИЮ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА». Некоторые его идеи:
Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже у старых и ленивых рабочих. Тейлоровский подход быстро распространялся. Его идеи не оставались неизменными - они совершенствовались, дополнялись. У Г.Форда они нашли выражение в стимулировании высокоэффективного труда в условиях конвейерного производства. Проблемы оплаты труда волновали и таких видных представителей НОТ, как А.Файоль, Г.Черч, Г.Эмерсон. В 1920-е гг. этими проблемами очень интенсивно занимались советские ученые А.К. Гастев, П.М.Керженцев, О.А.Ерманский, П.А.Попов и др. Что касается практики, то надо обратить внимание на результаты, связанные со стахановским движением. Реализуя принципы заинтересованности работника в достойной оплате труда, Ф.Тейлор вышел на следующую научно-практическую проблему: как организован труд работника, насколько он рационален и учитывает физические и физиологические возможности человека. Им была выдвинута и обоснована идея научной организации труда (НОТ) на рабочем месте. Наступила эра т.н. «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА».
Кстати, советские ученые А.К.Гастев и П.М.Керженцев также доказали, что возможности эффективного развития материального производства зависят не только от орудий и предметов труда, но и от таких факторов, как организация труда, навыки, опыт, профессиональная подготовка и сноровка рабочего. Еще в 1920-х гг. благодаря их творчеству родилось движение по НОТ. Организованный в 1920 г. Гастевым Центральный институт труда (ЦИТ) осуществлял научно-исследовательскую работу и стал важным звеном внедрения научных методов организации труда во всех отраслях народного хозяйства. Процесс внедрения НОТ в стране шел в несколько этапов.
Помимо разработки форм и методов организации труда внимание науки, производства и предпринимателей обращено на необходимость профессиональной подготовки работников. Суть этого подхода: помочь работнику занять достойное место в производственном процессе. Это стремление базируется на биологических (реакция, сноровка, сообразительность, приспособляемость) и социальных (понимание, стремление, подражание и т.д.) резервах. Профессионализация работника прошла несколько этапов.
2. Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 1920-30-х гг. американского ученого Элтона Мэйо хотонские эксперименты в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго. Изучая влияние факторов на повышение эффективности производства (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства и т.п.), Э.Мэйо показал роль человеческого и группового фактора. В КОНЦЕПЦИИ “ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ” («социально-психологического» человека) Мэйо доказывает, что увеличение производительности труда может быть достигнуто, если будут налажены благоприятные взаимоотношения в первичной производственной ячейке. Данный подход назван менеджментом человеческих отношений. В частности, в создании благоприятного социально-психологического климата выявлена важная роль непосредственного руководителя на производстве - мастера, бригадира, прораба, и администрации предприятия.
Исследование процесса адаптации работника к производству свидетельствует, что на его поведение влияют не только производственные, но и внепроизводственные факторы (общественная ситуация, быт, досуг, общение, семья).
Среди социально-психологических параметров развития производства одно из центральных мест занимает вопрос об оптимальном размере первичной производственной организации.
3. Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван СИТУАТИВНЫМ МЕНЕДЖМЕНТОМ, где используются материальные и социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд увязывается с достижениями конкретных целей в трудовом процессе, а главной заботой менеджера стала оценка результатов деятельности работника и дозирование материальных и моральных стимулов. 4. Важной ступенью в осмыслении социальных резервов производства, начиная с 1920-х гг., стали исследования условий труда. Уже тогда было сформулировано представление о работнике как элементе процесса производства, на который (в отличие от др. элементов) самым непосредственным образом влияют практически все без исключения факторы производственной среды: · шум, · вибрация, · температура, · влажность, · освещение, · загазованность, · окраска помещений и оборудования. Серьезный вклад в изучение этих проблем внесли фран. исследователь А.Файоль и советские ученые С.Г.Струмилин, B.C.Немчинов и др. Учет требований социально-биологического характера ( т.н. «БИОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК) способствовал поиску резервов по сохранению высокой работоспособности человека в течение длительного времени. Видное место на этом этапе заняла разработка мер по улучшению техники безопасности, чтобы защитить человека от возможных тяжелых и даже трагических последствий в процессе взаимодействия с техникой (П.М.Керженцев). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|