Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ
Конфликтующие субъекты (их часто называют агентами конфликтов):
• непосредственные участники конфликта, отстаивающие свои интересы;
• группы, косвенно участвующие в конфликте;
• группы, заинтересованные в разрешении конфликта.
| Возможны четыре исхода конфликта:
1) подчинение требованиям (забастовщиков, стачечников и т.д.);
| 2) компромисс;
3) сдача позиций или бегство от конфликта;
| 4) интеграция, объединение усилий конфликтующих сторон в поисках разумного преодоления противоречий. В этом случае конфликт смягчается действием таких факторов, как:
| • ориентация на кооперацию, сотрудничество и взаимопомощь как ценности уравнительного коллективизма;
| • участие работников в коллективном принятии решений, что
| • позволяет удерживать конфликт в допустимых границах;
| • переплетение ролевых позиций, исключающее структурный источник конфликта.
|
В трудовом коллективе можно разделить на два вида: горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями).
По форме конфликты могут быть скрытыми (подспудными) и явными, а также “сглаженными” и острыми.
Кроме того, конфликты принято делить на деловые, возникшие между людьми и группами из-за различия целей при выборе тактики действий, из-за различия в истолковании фактов и т.д., и эмоциональные, в основе которых могут лежать чувство антипатии или враждебности, личное несоответствие, психологическая несовместимость.
Наиболее полная типология производственных конфликтов основана на взаимоотношениях людей в рамках их отношений в трудовом коллективе.
Выделяют 4 основных типа конфликтов и их вариаций в зависимости от горизонтальной/вертикальной направленности конфликтов.
I. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению основных целей трудовой деятельности:
• Горизонтальные конфликты, возникающие при непосредственней технологической взаимосвязи работников в процессе труда, когда успешность деятельности одного определяет успешность деятельности другого (напр., при работе в потоках, на конвейере и др.).
| • Горизонтальные конфликты организационного характера, когда проблемы, решение которых должно было идти по вертикали, переносятся на горизонтальный уровень (напр., конфликты из-за нехватки оборудования, инструментов и т.д.).
| • Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации, когда руководитель не обеспечивает условий успешной деятельности подчиненного.
| • Вертикальные конфликты, когда подчиненный по тем или иным причинам создает препятствия для успешного достижения руководителем целей его деятельности - обеспечения нормального функционирования производства, решения какой-либо производственной проблемы, выполнения задания и т.д. К этому варианту относится случай невыполнения подчиненным его прямых должностных обязанностей или поручений руководителя, и т.д.
| II. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению вторичных целей трудовой деятельности:
• Горизонтальные конфликты, возникающие при наличии таких взаимосвязей, когда достижение цели одного зависит от других людей (напр., при работе на один наряд зарплата каждого зависит и от работы всех, нарушение одним членом коллектива дисциплины может привести к лишению премии всего коллектива).
| • Горизонтальные конфликты организационного типа, возникающие из-за сменности, условий труда и др. причин, ставших следствием ряда нерешенных проблем по вертикали по причине слабости руководства.
| • Вертикальные конфликты, когда руководитель не обеспечивает подчиненному удовлетворительных возможностей достижения личных целей (напр., неритмичность в обеспечении работой приводит к простоям и влияет на заработную плату работающих сдельно).
| • Вертикальные конфликты, когда достижение личных целей руководителей в процессе деятельности (напр. престиж, материальное поощрение и т.д.) зависит от подчиненных.
| III. Конфликты, возникающие из противоречия действий человека принятым в коллективе нормам:
• Горизонтальные конфликты, возникающие в группах с развитой групповой моралью и имеющие характер требований, предъявляемых к человеку со стороны группы.
| • Вертикальные конфликты, имеющие характер острого противоречия между стилем работы руководителя и ожиданиями его подчиненных.
| • Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации неудовлетворения требований, предъявляемых руководителем к качествам подчиненного как носителя определенной социальной роли.
| IV. Личные конфликты:
• Горизонтальные личностные конфликты, возникающие как проявление той или иной личной несовместимости, т.е. несовместиморти шаблонов поведения, потребностей и т.д.
| • Вертикальные личностные конфликты, возникающие между лидерами и ведомыми, авторитетными и неавторитетными, предпочитаемыми и не предпочитаемыми членами коллектива из-за несовместимости культурных основ и уровней личных притязаний.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|