![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ НОВЕЙШЕЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СМИДля современных западных исследований СМИ становится все более значимым учет тендерных аспектов языка и культуры. Применение английского слова Gender как термина гуманитарного знания призвано отличить «социальный пол» как некий культурный конструкт от биологического пола. Применительно к СМИ тендерная позиция предполагает исследование внутренней конструктивной составляющей информационных технологий и обозначение социально-культурного контекста их реализации. Понятие тендера обязано своим возникновением феминистской критике культуры, которая появилась на гребне политической активности феминистского движения 1970-х гг теоретически же она базируется на развитии культурной критики и французском постструктурализме. Таким образом общим исследованием оказываются связаны теория коммуникации, философия языка и новейший феминизм. Тендерные стереотипы восприятия информации ее интерпретации и трансляции оказываются базисными по отношению к другим стратификационным стереотипам — возрастным, национальным и классовым Особенность стратификации по полу состоит в том' что, оказываясь предметом определения, она предполагает лишь две страты. Разделение и противопоставление по признаку пола в рамках традиционного мышления предполагает аксиологическую асимметрию Воспроизводится не просто оппозиция полов или определений по признаку пола, а существующее в данном обществе иерархическое отношение между ними обусловленное экономически, политически, с точки зрения культуры. Следовательно, воспроизводится оценка одного полюса эгой бинарной оппозиции как положительного, а другого — как негативного. Гендерная стратификация в ее современном понимании не сводится к делению по половому признаку она включает в себя прежде всего социальные функции той или иной страты (согласно некоторым концепциям, их насчитывается более 30, которые связаны с определенными физиологическими потенциями, с обра
зованием, национальностью, индивидуальными чертами и с состоянием общества в целом. Характерные для данного общества или социальной группы оценки являются отправными для индивидуальной самооценки. Человек стремится оправдать социальные ожидания и соответствовать по своему поведению, внешнему облику и даже мыслям тем стереотипам, которые существуют в обществе и формируют общественное мнение. Самоосознание, таким образом, тоже носит тендерный характер и его результатом становится достаточно подвижная тендерная самоидентификация. Гендерный подход к самоопределению коммуникативного субъекта позволяет учитывать то, что часто упускали исследователи СМИ, — их множественность и относительную неустойчивость. Субъектные идентификации — это социальные конструкты, они возникают в процессе социализации и восприятия тендерных стереотипов, в том числе посредством СМИ. Таким образом, именно тендерные стереотипы лежат в основании коммуникации как важнейшая определяющая часть мировоззренческих установок человека. Как именно человек на протяжении всей своей сознательной жизни осваивает существующие в обществе оценки, связанные с принадлежностью к определенному полу, — это вопрос о тендерной социализации. Именно в процессе социализации, или включения культурных и социальных запретов и норм в качестве особой инстанции Сверх-Я, как считал 3. Фрейд, формируется психическое. Ее результатом становится соответствующая картина психологии половых различий — тендерные представления. Это то, что репрезентирует в нашем сознании пол, — существующие в данном обществе представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах. Подобные представления получили в исследовательской тендерной литературе обозначение «маскулинности» и «феминности». В современных демократических государствах, где опросы общественного мнения, распространяемые через СМИ, легитимируют предлагаемые средствами массовой информации стереотипы, именно СМИ становятся особым агентом тендерной социализации. Для современного процесса коммуникации развертывание и артикуляция этих стереотипов становится самостоятельным предметом, информационным поводом, усиливая, таким образом, тендерную составляющую современной коммуникации в целом. Трудность анализа СМИ с этой точки зрения состоит в том, что предметом исследования должна стать
вся деятельность средств массовой информации, все их аспекты. Поэтому центральной темой такого рода исследований становится представление в СМИ идеалов «маскулинности» или «феминности». Непосредственной трансляцией сексистских тендерных представлений в XX в. стала реклама, которая, представляя товар, опирается на идеальную ситуацию потребления. Эта ситуация воспринимается зрителем, слушателем или читателем как второстепенная, уже знакомая. Ему кажется, что она воспроизводит существующие в обществе представления о нормах бытового общения. Это не совсем так. Отсылая к известному, или, как говорят специалисты, реализуя стратегию универсализации темы, реклама легитимирует представляемый идеал, создавая новый миф. Как это описывал Р. Барт, происходит подмена означаемого означающим, и возникает новая реальность, где настоящая женщина именно потому, что она настоящая женщина, стирает «лучшими» порошками, пользуется «лучшей косметикой» и т. д. Специфика трактовки женских образов как товарных или страдательных не меняется и продолжает существовать в современной бульварной литературе, телесериалах и рекламных роликах. Их моральное значение неизменно в патриархатной культуре: хорошей, правильной женщиной может называться лишь та, которая отдается домашнему труду, рождению и воспитанию детей (естественные репродуктивные функции) и / или обладает другими товарными качествами — умением ухаживать за своим телом и лицом, а также за своим мужчиной (ее функции как объекта сексуального влечения мужчины). Даже если обоснование дается в феминистском ключе: «Ведь ты этого достойна». Особенность формирования и распространения тендерных представлений связана прежде всего с товарной сущностью экономических отношений. Как отмечает Ж. Бодрийар, все становится объектом символического обмена. Это относится не только к женщине, но и к мужчине, и к ребенку, и к возрастному субъекту — тендерные представления оказываются самым зримым означающим, которое воспроизводится согласно требованиям сегодняшней рыночной ситуации. Изменение ситуации отчасти зависит от позиции СМИ, которая, в свою очередь, согласно традиционным феминистским концепциям, обусловлена развитием экономической, социальной, а также политической ситуации. Но, как правило, для большинства людей асимметричные стереотипы остаются, несмотря на все тре
бования «политкорретности» (соблюдение равенства прав и даже преимущественное право, квотирование для дискриминируемых групп): у мужчин возникают трудности восприятия женщины как равноправного партнера, а у женщин — трудности самореализации в этом качестве. Во многих странах начиная с конца 1980-х гг., не без участия средств массовой информации, наметилась тенденция ретроспективного распространения патри-архатного мышления, что особенно ярко проявилось в постсоциалистических странах, в том числе и в России. Скрытая женская безработица была представлена в СМИ как возвращение женщины к ее «естественному» состоянию. Это обосновывалось разножанровыми материалами СМИ. В них речь шла о специфических биологических, физиологических качествах женщины и, соответственно, об ее месте в обществе. Коммерческие интересы западных издателей «женских» журналов во многом определили «женскую тему» после перестройки как журналистику, примитивную по стилю и ограниченную по содержанию. В соответствии с проведенными исследованиями эту тему рассматривают как дискриминационную даже те мужчины-журналисты, которые считают себя отнюдь не феминистами [Здравомыслова, 2002]. Это прежде всего тема семьи и воспитания детей, тема моды, косметики или так называемой сферы чувств. Лишь пятая часть журналистов понимает «женскую тему» как права женщин и их участие в общественном производстве. Таким образом, освещение тендерной асимметрии, в частности, положения женщин в обществе и существующих в общественном сознании стереотипов в отношении женщин, определяется тендерными стереотипами журналистского сознания. Согласно указанному исследованию, существует четыре основных понимания места женщины в обществе: как неполноценное, как синоним любви, как излишне активное и как нейтральное по отношению к проблеме прав человека. В рамках первого типа осознания женской темы женщина мыслится только в ее отношениях с мужчиной, который оказывается полноценным членом общества. Второй взгляд — эротизация женской темы и соответствующее объяснение самой постановки проблемы равноправия полов. Согласно третьей точке зрения, проблематика политической самореализации женщин не является собственно демократической проблемой, а решается индивидуально каждой женщиной в каждом конкретном случае. По сути, это своеобразный отказ, как и в последнем
случае, обсуждать тендерную иерархию, закрепленную не только психологически, но и политически. Опасность, которая наблюдается при анализе женской журналистики, характеризует все аспекты производства и воспроизводства гендерных стереотипов в современных СМИ. Это можно наблюдать и по динамическим изменениям тендерных представлений, которые транслируются посредством рекламы. В последние годы, например, открылся новый рынок мужских линий в секторе производства средств косметического ухода, в области высокой моды, парфюмерии, на рынке косметических услуг, что сразу повлекло за собой активную пропаганду новой идеи — мужчины должны следить за своей внешностью. Не только женское, но и мужское тело должно быть, согласно рекламе, заявлено как результат работы и вложения средств, чтобы подтвердить успешность его владельца. Гендерные представления тесно связаны с представлением о социальном статусе и экономической успешности отдельного человека. Динамически развивающиеся гендерные представления, включающие сегодня и те представления, которые все меньше предполагают жесткое противопоставление по полу, артикулируются традиционным языком. Язык оперирует символами господствующей культуры, прежде всего символами власти мужчин, которые закрепляются с помощью их ритуального манипулирования: от обрядов примитивных культур до правил современного этикета и правовых норм. Поэтому все так же актуальна критика языка как того инструмента, который по своей природе воспроизводит асимметрию и иерархию, прежде всего тендерную. Для языка трансляции закрепленных в культуре тендерных правил стало характерно приписывание земному женскому — качеств пассивности, страдательности, вторичности, а мужскому — активности, господства, первичности. Это отражалось и закреплялось в языке: во многих современных языках в обозначениях женщины отражается значение их зависимости от мужчины: слово «человек» является часто синонимом слова «мужчина», а женщина — это жена человека (мужчины). Язык закрепляет половую асимметрию не только семиотически (смыслообразующими ассоциациями и коннотациями), но и грамматически (в определенных правилах управления, отсутствии формообразования женского рода Вили, наоборот, существовании отдельных терминов для обозначения лиц женского пола), т. е. в том, что называ
ется лингвистическим сексизмом, а также лексически (в специфике распространенных определений, богатстве словарного запаса для тех или иных специфических ощущений, в том числе и сексуальности). Дискурс — социальная речевая деятельность — постоянно воспроизводит традиционную дискриминацию по признаку пола в каждом акте общения. Устное народное творчество — сказки, легенды, былины — утверждали эти идеи явным или неявным противопоставлением образов сильных мужчин или мальчиков (основных действующих лиц) образам страдающих персонажей женского пола, которые могут добиться цели — удачного замужества или просто освобождения от злодея — качественным обслуживающим трудом, страданием и терпением. Научный анализ большого эмпирического материала, базирующийся на этом разделении, в существующих социально-культурных условиях всегда оказывается тенденциозным, ценностно (аксиологически) окрашенным и, как следствие, дискриминационным: все мужские проявления качества оцениваются как положительные, определяющие по отношению к самому качеству, все женские — как ущербные и маргинальные. Даже логика, понимаемая как законы человеческого мышления, применяемые в любом повествовании, оказывается только мужской логикой, а «женская логика» — это полное отрицание соответствующих законов, использование недозволенных приемов (подмена тезиса, непоследовательность аргументации, переход на обсуждение личности собеседника, преувеличение как метод спора и др.). Задачей тендерных исследований становится создание или поиск иного неиерархического языка как основы современных СМИ и соответствующей им новой культуры. Для этого следует, как писал Ж. Деррида, перевернуть все привычные представления о смысле, знаке, знании всех традиционных концептов, в особенности концепта коммуникации. Ключевой проблемой тендерных исследований, становится проблема нового способа выражения этого нового взгляда, проблема текста и языка, попытка построить язык, предполагающий различие или исключающий иерархию. Новый концепт письма, граммы или разнесения (различения) призван разглядеть возникновение смысла в разрыве метафизических представлений. Деконструкция как выявление «следов» других текстов — та текстологическая практика, которая может быть обращена и сама на себя.
Более подробно описывает новую модель языка, или письма, собственно феминистский постструктурализм. Он связывается прежде всего с концепцией Ю. Кристевой. Она считает, что маргинальное феминистское письмо способно изменить существующий «колониальный» уклад. Ее концепция основывается на теории двух типов означивания — неосознанном (семиологическом) и сознательном (семиотическом), а также на идее Р. Барта об изменении языка, которая представляет собой проект освобождения подавленного иррационального, мистического (семиологического) в языке. Современные СМИ, прежде всего аудиовизуальные по доминирующему способу организации информации, — пример «неколониального» письма. Для объяснения своей реформы языка Ю. Кристева обращается к поэтическому языку, в котором важным смыслообразу-ющим оказывается ритм, дыхание, звучание, вводя понятие «материнского» языка, особого языка желания, которое испытывает женщина, радуясь своему ребенку одновременно как части самой себя — т. е. субъекту, и как отдельному уже от нее человеку — объекту. Образ, который связан с «материнским языком», призван показать качественно иной язык, не зависящий от биологического пола, — язык чувств и желаний, которые не направлены непосредственно на обладание объектом желания. Ю. Кристева основывается на идеях Ж. Лакана, который понимает желание как основание субъективности, как бесконечное, т.е. не связанное с обязательным получением объекта желания (как это было у Фрейда), а значит — не цельное, разорванное внутри самого себя. С данной точки зрения различные («классические» и новейшие) варианты феминистской критики закономерно вписываются в общий проект деконструкции. В этом сила и одновременно источник внутренних противоречий тендерной теории постмодернистского толка: если новое мышление действительно продуктивно при анализе форм сопротивления традиционным властным структурам (структуре как концепту), то оно часто выглядит антигуманным с точки зрения традиционного понимания субъективности как индивидуальности. Новейшие тендерные концепции позволяют более дифференцированно прогнозировать реакцию мужчин и женщин на ту или иную информацию, возможные способы ее подачи и обработки в зависимости от так называемого тендерного пола. Если говорить об общих тенденциях изменения коммуникационных практик, то тендер следует рас-
сматривать как переходный этап в дальнейшей «децентрации» общества и культуры. Во-первых, нет неизменного субъекта. Любой участник коммуникации изменяется. Во-вторых, даже если бы было возможно статическое описание индивидуального опыта работы с информацией, то он не мог бы быть воспринят однозначным образом. Речь о новом, не приемлющем статики и однозначных определений взгляде на мир. Движение от философии модерна и философского структурализма к постструктурализму и философскому постмодернизму было одновременно попыткой преодолеть бинарное рассмотрение мира и дихотомичное построение самой философии. Философский постмодернизм, в отличие от всей предшествующей традиции, предлагает новый — неантитетический (т. е. не требующий противоположения) способ мышления: ничто не противополагается в ходе размышления, ничто не требует альтернативности в принятии некоторого промежуточного его итога. Традиционная альтернатива общего и единичного, индивида и общества, возможности и действительности, проекта и его реализации, нового и старого, интуиции и рациональности, веры и разума, экспрессии и депрессивных средств, мужского и женского наконец становится в новейшей философии, в том числе феминистской, темой историко-философской критики, по отношению к которой формируется новая атмосфера постмодерна, т.е. новый стиль философского мышления. Это поиск третьего, безальтернативного пути. В основании такого подхода лежит принципиальное отличие всей, в том числе философской, культуры постмодерна, рассматривающей человека, его восприятие мира и мир в тесной взаимосвязи. Симптоматично нивелирование различий, в том числе гендерных, в тех дискурсивных практиках, которые сегодня становятся определяющими для стабильности социальных институтов. Ярким примером тому служит дискурс прав человека, который строится на отрицании различий и приоритете понятий «свобода» и «равенство». Отказ от традиционного концепта знака, основанного на оппозиции означающего и означаемого, приводит к трансформации многие другие концепты, «поворачивает их против их же предпосылок. Как не может быть единственно верного варианта интерпретации, так и не должно быть однозначных, а значит, иерархических отношений. Современные СМИ, «всемирная паутина» — лучшая иллюстрация нового типа функционирования зна
ка. Общество, культура «децентрируются». И в этом смысле постмодернистская концепция плюрализации, или, используя терминологию Деррида, «колониализации», культуры скорее затрудняет процесс коммуникации, так как проблематизирует многие казавшиеся бесспорными идеи, прежде всего — исходную стратификационную идентификацию субъектов-участников коммуникационного процесса. В зависимости от того, насколько отличия субъектов-участников коммуникационного процесса понимаются и транслируются как противоречащие друг другу, можно говорить о сексистской, в том числе радикально-феминистской, или тендерной интерпретации темы. Причем тендерные исследования могут рассматривать эти черты нейтрально (объективистски) — как факт общественного сознания, что является предметом социологических исследований, позитивно — как демократическую тенденцию (например, когда речь идет о толерантном отношении к сексуальным меньшинствам) и критически (например, когда речь идет о манипулировании традиционными представлениями о маскулинности и феминности в рекламе потребительских товаров). Таким образом, критика иерархической культуры, основывалась и основывается на критике сексистско-го языка. На ней базируются и более конкретные, социальные, политические, собственно культурологические аспекты критического исследования СМИ, — т. е. критика с точки зрения последствий функционирования сексистского языка, тем более что коммуникативное толкование языка само по себе подталкивает к междисциплинарному его пониманию. Согласно постмодернизму, субъект «наименовывает себя» в процессе языкового общения. Но со времен Вавилона нет единого языка, нет единого способа выразить себя. Самоидентификация — процесс одновременного формирования самого себя и осознания себя, предполагает совершенно новый язык восприятия и экспрессии, язык принципиально неоднозначный и вариативный, поскольку субъект не статичен, его нельзя свести к стратификационному статусу: по национально-расовой принадлежности, возрасту, классу и полу. Последнее — проявление области бессознательного, телесная экспрессия субъективного. Вопрос о сексуальности, таким образом, переформулируется в вопрос о сексуальной идентичности как социальном конструкте и формах его проявления. Термин «феминное» используется для обозначения принципиально нового подхода к проблеме субъективной
идентичности, подхода, предполагающего множественность конкретных решений. Апелляция к «женскому», «феминному», которую мы находим у «классиков» постмодерна, оказывается скорее поиском знакомого и адекватного обозначения нового, символического, неуловимого и неоднозначного мышления. Мыслить «инвариант» феминного как ключ к пониманию вечно изменяющегося общества — специфическая черта тендерных исследований, нашедших в «женском» не альтернативу «мужскому», а отказ от альтернативности. Речь должна идти о гораздо более широком и значимом явлении, чем новый этап в экономическом положении и организации домашней работы женщины, — о новом способе конструирования того, что можно было бы назвать «феминной» идентичностью. С нашей точки зрения, это вполне закономерно. Постклассическая философия, а позже психология и социология, пытаясь определить тему исследований, их стиль или метод уже за рамками гегелевской науки, так или иначе обращались к анализу сексуальности или ее обозначению в символических формах культуры. Но лишь тендерные исследования открыто заявили об этом как о предмете своих исследований. Тендерные исследования, как и вся культура постмодерна выполняет двоякую функцию: представляет новый предмет, до той поры скрытый от публики, и представляет его совершенно новым способом. В этом смысле показателен центральный термин «гендер», который фиксирует одновременно новый предмет исследования — отношения полов в конкретном социально-историческом ситуационном контексте — и новый, чисто постмодернистский подход к данному предмету — стремление «снять» иерархичность этих отношений, приучить все общество и отдельного человека к мысли о праве на индивидуальность. В исследованиях современных СМИ — это проблема тотальности новых «прозрачных» сетевых технологий и культивируемой уникальности потребляющего информацию зрителя-творца, которая особенно ярко иллюстрируется распространением тендерных стереотипов в СМИ и стремлением их преодолеть самим способом существования современных средств массовой информации. Подобные задачи ставятся в рамках требования так называемой гендерной экспертизы СМИ. Первая составляющая — развитие гендерной чувствительности, т.е. осознание множественности функционирующих в общественном сознании стереотипов в отношении
пола. Вторая составляющая — гендерный анализ, предполагающий исследование специфики выделенной гендерной группы. И, наконец, гендерное планирование СМИ, которое предполагает необходимое с точки зрения экономического и политического состояния общества вмешательство СМИ в процесс формирования тендерных ролей.
■Контрольные вопросы __ 1.Как закрепляются гендерные стереотипы в культуре и СМИ? 2.Что понимается под «женской темой» в СМИ? З.Что такое лингвистический сексизм? 4. Какова роль субъекта в гендерном подходе к коммуникации? 5. В чем специфика гендерных аспектов новейшей философии языка? Литература_______________________________________ Введение в тендерные исследования. М., 2000. Тендер: язык, культура, коммуникация. М., 1999; М., 2001. Кириллина А.В. Тендер: лингвистические аспекты. М., 1999. Костикова АЛ. Эпистемологический кризис: феминизм как вариант выхода? // Тендерные исследования. 1999. №2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|