Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ




 

В науке существует множество определений жан­ра, и ни одно из них нельзя признать вполне универ­сальным — применимым ко всем категориям публици­стических текстов. Единственное, что подчеркивается всеми без исключения исследователями, — это некая устойчивость и повторяемость той или иной разновид­ности текстов во времени и в различных типах газет­ных, журнальных изданий, теле- и радиопередач.

В самом общем виде жанр можно охарактеризовать как определенное сочетаний понятийных и формаль­ных характеристик. Однако такое понимание терми­на все же слишком широко. Оно не позволяет с доста­точной очевидностью выявлять типы текстов, которые публикуют СМИ и нуждается в уточнении. Достаточно взглянуть на общий перечень публицистических жан­ров, приводимый в книге А.А. Тертычного:

Аналитический отчет, журналистское расследование,

аналитическая корреспонденция, обозрение,

аналитическое интервью, обзор СМИ,

аналитический опрос, прогноз,

беседа, версия,

комментарий, эксперимент,

социологическое резюме, письмо,

анкета, исповедь,

мониторинг, рекомендация (совет),

рейтинг, аналитический пресс-релиз,

рецензия, очерк,

статья, фельетон,

памфлет, эпиграф,

пародия, эпитафия,

сатирический комментарий, анекдот,

житейская история, шутка,

легенда, игра,

 

Эти жанры, в свою очередь, подразделяются ис­следователем на информационные, аналитические, ху­дожественно-публицистические [Тертычный, 2000].

Следуя это же логике, другие ученые выявляют почти 400 (!) газетных жанров (и этот список, вероят­но, тоже едва ли можно считать конечным). По-види­мому, осознавая неудобоваримость и безграничность

 

 

такой тяжеловесной классификации, ученые пытают­ся поделить их по уже упомянутому выше чрезвычай­но широкому основанию понятия и формы: собственно информационные жанры; собственно публицистиче­ские; информационно-публицистические; художествен­но-публицистические; собственно художественные; рекламные; официально-деловые; остальные [Виногра­дова, 2001. С. 398].

Совершенно очевидно, что в приведенной классифи­кации незримо и удивительно, без всякого разбора эклек­тично переплелись критерии понятийные, языковые, сти­листические, а вершиной всего является бесконечность, нашедшая выражение в пункте — «остальные».

Если подходить к вопросу логически, в большин­стве существующих классификаций жанров отсутству­ет единое основание для деления. В одних случаях во внимание принимаются языковые характеристики тек­ста, в других — понятийные. Однако, как правило, все они оказываются в едином списке жанров. При этом часто подчеркивается, как бы в оправдание такой бес­системности, что газетные жанры отличаются много­образием и взаимопроникновением: «Строгое разделе­ние по жанрам существует лишь в теории, — пишет И. Кадыкова на страницах Интернет-издания «Медиа-спрут», — и, в определенной степени, в информацион­ных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимо­проникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых "бульвар­ных" изданиях)» [Кадыкова].

В упомянутом выше делении публицистических жанров на информационные, аналитические и художе­ственно-публицистические исследователи руководству­ются, по-видимому, неким абстрактным принципом доминанты (в одних доминирует чистая информация, в других — анализ информации, а в третьих — образ­ность). Приведем в связи с этим пространную, но до­статочно показательную цитату из уже упоминавшего­ся выше издания «Медиаспрут», где автором делается попытка объяснить, как же все-таки необходимо делить материал но жанрам:

«Газетные жанры, — пишет исследователь, — от­личаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто чис­лом строк. Условно их можно разделить на три боль­шие группы: информационные, аналитические и худо­жественно-публицистические. <...> Главная цель ин­формационного материала <...> — сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ста

 

 

вится "свежий" факт — новость). Факт для журнали­стики так же важен, как человек для анатомии. Это — основа основ, без фактов журналистика немыслима.

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

Хроника — факт без подробностей. Небольшие (порой из одной-двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Информация — короткая информация или замет­ка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Со­стоит из десяти-тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке.

Интервью — изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщатель­но готовится к интервью, непременно владеет ситуаци­ей. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Отчет — по заданию редакции журналист расска­зывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. <...>

Обозрение — важнейшие события жизни города, завода, школы и т. п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж — наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репор­таж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное от­ступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстри­ровать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

Аналитические жанры — это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат ма­териалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К ана­литическим жанрам относятся: корреспонденция, ста­тья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализиру­ет группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья — это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все

 

 

происходит наоборот — от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Художественно-публицистические жанры — здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизиру­ется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам но себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной ли­тературы, конкретен, построен на фактическом мате­риале. Цель очерка — дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо.

Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон — это литературный материал, проникну­тый духом острой злободневной критики, С особыми при­емами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет — злободневное публицистическое про­изведение, цель и пафос которого — конкретное граж­данское, преимущественно социально-политическое обличение»1.

В описанной выше классификации понятны и до­статочно очевидны лишь традиционные названая жан­ров, но не критерии их выделения, и многие из них с успехом могут быть применены друг к другу. Здесь, к сожалению, также отсутствует строго научный подход, хотя в обиходе начинающим журналистам такие науч­но-популярные объяснения могут служить своего рода ориентиром.

Бесспорно, интересным является подход к опреде­лению жанров СМИ известного теоретика кино и лите­ратуры В.Б.Шкловского [цит. по: Шибаева, 2000]. «Жан­ры в теории и практике журналистики». «Постоянно установленные обычаи — этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами», — пи­шет В.Б. Шкловский. Здесь во всей полноте и ясности предстает разница между пониманием жанров в тео­рии функциональной стилистики и в практической жур­налистике. Если в первом случае жанр является клас­сификационной характеристикой в пределах функцио-

1 См.: http://www.med iaspriil.ni/joiir/thcorie/geiire/genrj-our.html

 

 

 

нального стиля и характеризуется неким инвариантным составом языковых и понятийных характеристик2, то во втором случае речь идет именно об «этикете», т, е. обы­чаях и правилах представления информации, в котором собственно языковой критерий хотя и важен, но все же занимает подчиненное положение но отношению к «пра­вилам поведения», которые каждый журналист должен знать,

В.Б. Шкловский выделяет три главных критерия этого «порядка осмотра мира», в соответствии с кото­рыми весь журналистский материал классифицирует­ся по жанрам-этикетам: предмет, функция, метод. «Предмет, функция, метод — три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр. При сохранении необходимых связей и зависимостей меж­ду ними возникает та самая "устойчивая форма", в ко­торой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль» [цит. по: Шибаева, 2000]. Иначе говоря, мате­риал распределяется по жанрам журналистики, в за­висимости от того, как он отвечает на три главных вопроса: что освещается, для каких целей и каким об­разом. Вот как описывает этот процесс, опираясь на Шкловского, Л. Шибаева:

«"Человеческое сознание исследует внешний мир, не восстанавливая каждый раз всю систему поиска, Внут­ренние связи становятся настолько привычными, что как бы отсутствуют..." — так описывает Шкловский процесс установления в общественном сознании "порядка осмот­ра мира". Сказывается и входит в обычай определенная система познавательных операций, закрепляется систе­ма сигналов, общая для тех, кто исследует действитель­ность, и тех, кому будет об этом рассказано.

" Жанр-конвенция-соглашение о согласовании сигна­лов". Так называет Шкловский негласный, незаметный договор между авторами и читателями о том, «в какой системе расположены те явления, которые подвергну­ты анализу». Медленно, усилиями тысяч известных и

2 См., например, в этой связи кн.: Бочарова Е., Конурбаев М.Э.

Лингвокультурологическийанализ текста и стилизованный пере­вод, — в которой приводится следующееопределение жанра: «а relatively stable form of a literary writing characterised by a particular:

a)notionallayer, b) composition;c) lexical-semanticstructure, d) size,

е)use of literary devices and decorative elements, predetermined by the set of notional parameters: 1) the work's communicative and aesthetic purport, 2) a historical epoch, 3) a literary tradition, 4) a literarytrend and 5) the author'sindividual perception of the world.The formersed ofparameters shall be provisionally called genreessendials while the second one —genredeterminers».

 

 

 

 

неизвестных творцов, общество вырабатывает наиболее эффективные «порядки осмотра мира», отбирает мето­ды познавательной деятельности... И закрепляет в жан­рах лучите технологии работы с информацией и набо­ры интеллектуальных операций, используемые всеми "договаривающимися сторонами [Шибаева, 2000].

В указанном смысле журналист обладает достаточ­но большой свободой и ограничен в представлении материала не языковым, а «поведенческим» критери­ем, т. е. критерием соответствия материала трем ука­занным выше параметрам. При этом собственно язы­ковой, стилистический критерий оказывается как бы включен в состав второй составляющей этикета, а именно функции, т. е. для чего, для достижения каких целей представляется материал. Именно этот критерий определяет ситуацию, которая, в свою очередь, явля­ется основой выбора языковых средств. Для журнали­ста параметр «предмет», т. е. «о чем написан матери­ал», значим, для языковеда же этот параметр нереле­вантен. Для журналиста параметр «метод», т. е. то, как добывается материал (в процессе интервью, исследо­вания архивных материалов и т.д.), значим, для языко­веда этот критерий имеет подчиненное значение — лишь как дополнительный критерий более четко опи­сывающий нюансы ситуации.

Любопытно, что полный состав собственно языко­вых жанров журналистики с четкой формулировкой функционально-стилистических критериев никто ни­когда не выявлял, за исключением тех случаев, когда речь идет материалах, в которых достаточно активно реализуются элементы функции воздействия (фелье­тон, памфлет, пародия, анекдот).

Говоря о функциях языковых, мы руководствуемся в первую очередь лексико-стилистическими и морфо-синтаксическими характеристиками текста, а затем анализируем, как эти языковые критерии используют­ся в текстах разной понятийной направленности. На данную тему имеется достаточно обширная литерату­ра, и мы не станем подробно описывать состав этих функций. Отметим лишь, что без практического зна­ния того, каковы языковые составляющие публицисти­ческого стиля и его жанров, опираясь лишь на доста­точно абстрактные импрессионистические описания жанров, типа: «материал проникнут духом острой зло-подневной критики, с особыми приемами изложения» или «для этого жанра обязательны живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка», невозможно создать по-настоящему профессиональный материал.

 

 

Кстати сказать, многие современные российские периодические издания, а также теле- и радиопере­дачи, в отличие от многих западных изданий, имеют именно этот недостаток. При всей злободневности, остроте и актуальности публикуемых материалов они полны языковых ошибок и неточностей. Объясняется это, по-видимому, тем, что сегодня профессиональные стандарты журналистики стали менее строги к ис­пользованию русского языка. Основной упор делает­ся на сенсационность, скандальность и претензии на новизну и необычность. Журналистом может стать каждый, чье мышление и взгляды не отличаются ба­нальностью и шаблонностью, при этом языковые спо­собности пишущей личности все-таки остаются на втором плане.

Литература

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информа­ция. М„ 1993.

Герхард М. Искусство повествования, М., 1984. Гребенина A.M. Обзор печати: Проблемы теории жанра. М., 1980.

Дзялашинский ИМ. Проективная деятельность в структу­ре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999.С. 185-227. ИвинА.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосемко.СПб.,2000.С. 125-168.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журнали­ста. М., 2000.

Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1985.

Роот А. А. История жанра переломом статьи. Казань, 1980. Солтник Г.Я. Стиль репортажа. М., 1970. Солганпк Г.Я., Вакурое В.И. и др. Стилистика газетных жанров. М„ 1978.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1990. Справочник для журналистов стран Восточной и Цент­ральной Европы. М, 1993.

Спиофляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

 

 

 

УченоваВ.В. Современные тенденции развития журнали­стских жанров // Вестник Моск. ун-та. Сер. П. Журнали­стика. 1986. № 6.

Учепова В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 89. Шандра В.А., Попова М.Ф., Макашина Л.П. Аналитиче­ские жанры газеты. Екатеринбург, 1996. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // Журналистика. 2000. № 17 (47). 8 сент. Шкловский В.Б. Тетива: О несходство сходного // Собр. соч.Т.З.М„1974. С. 755.

Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать?»: Метод ии-тервьювжурыалистике.М., 1976.

■Контрольные вопросы

1,Какие существуют определения жанра?

2. Каковы основы выявления жанра в журналисти­ке?

З.В чем основное отличие журналистских жанров от жанров собственно языковых?

4.Приведите примеры текстов, демонстрируя разницу между двумя подходами.

 

 

 

 

Язык СМИ и тексты политического дискурса

 

В.З. Демьянков

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных