![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С нормой устной и ПИСЬМЕННОМ РЕЧИКонец XX и начало XXI в. — это время обостренного внимания к языковым процессам, к их научным типологизациям. С другой стороны, это время поверхностных и эмоциональных суждений (особенно в области СМИ) без знания законов развития языка в разные исторические эпохи, в разных слоях общества. В монографии «Русский язык и советское общество» |РЯСО, 1968] М.В. Панов, назвал две основные тенденции в развитии русского языка: развитие аналитизма в области грамматики и развитие агглютинации в области словообразования. Именно развитие аналитизма вызывает споры, что объясняется проблемой сознательного и бессознательного в речи носители» языка, и недостаточным разграничением таких понятий, как законы языка, неподвластные воле человека, и законы о языке, создаваемые человеком. Природным свойством носителя языка является субъективизм в оценках речи. Это проявляется в приверженности к избранному варианту, в готовности объявить неправильным другой, равноправный вариант. Носителю языка свойственно относиться к языковой системе как к управляемой. Между тем язык понимается как сложная система систем, которая проявляется в повседневной речевой практике людей. Носитель языка способен управлять лишь отдельными проявлениями системы: например, он может регулировать правила орфографии, запрещать агрессивную и нецензурную лексику в печатной продукции, неуместное употребление заимствованных слов и т.п. Знание свойств носителя языка необходимо для понимания многих речевых процессов, в том числе в СМИ. Рассмотрим развитие аналитизма в русском языке в аспекте норм письменной и устной речи, а также с
точки зрения рекомендаций редакторов радио и телевидения. Черты аналитизма проявляются по-разному, многие из них стали нормативными как в письменной, так и в устной речи. К числу активных процессов в грамматике русского языка М.Я. Гловицская относит «общее укрепление несклоняемости в морфологической системе литературного языка» [Гловинская, 1996], Это заимствованные существительные (метро, такси, кафе, меню и др.), иноязычная лексика 1980—1990-х гг. [видео, казино, крупье, шоу и др.), сложносокращенные слова и аббревиатуры (замминистра, завотделом, СССР и др.), аналитические прилагательные (цвета беж, маренго, индиго и др.). К числу спорных и обсуждаемых в редакциях СМИ вопросов относятся топонимы на - ова, -ева, -ино, -ыно (Домодедово, Переделкино, Царицыно и др.)' Здесь необходимо различать сочетание топонима с обобщающим словом (город Иваново, деревня Марьино) и топоним без обобщающего слова, В первом случае нормативна несклоняемость топонима: Я живу в городе Иваново, в деревне Марьино, Во втором случае нет общих закономерностей, приходится говорить о морфологии отдельных слов. Так, например, к числу сосуществующих вариантов относятся словоформы; Я живу в Иваново = в Иванове, в Пулково = в Пулкове. Но: Я живу в Пушкино, в Шахматова и др. Во многих редакциях СМИ нормой считается склоняемость. В подобных ситуациях начинается снижение эффективности редакторских рекомендаций, так как процесс изменений остановить нельзя. Кроме того, как уже говорилось выше, существует морфология отдельных слов и словосочетаний. Рекомендации должны быть дифференцированными. Конец XX и начало XXI века — это время ненормативного употребления предложно- местоименных сочетаний о том, что, например: «...эти факты показывают о том, что реформы буксуют»; «Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно»; «Она сообразила о том, что надо сделать»; Во всех приведенных примерах употребление о том, что не соответствует норме и письменной, и устной речи. Несоответствие норме осознается многими носителями языка. Нормативно: факты показывают, что...; я сомневаюсь, что (= в том, что); она сообразила, что. Как можно объяснить несоответствие норме? Можно предложить следующее объяснение. Один из активных процессов в современном русском языке связан с семантическим укрупнением союзных средств, с устра
нением избыточности детализаций, выражаемых с помощью падежных форм. Изъяснительные предложения включают глаголы, обозначающие процессы речи, мысли, восприятия: думает, что (о том, что); почувствовал, что...; я верю, что (в то, что) и др. Ненормативное употребление о том, что появляется в контекстах с глаголами, включающими компонент значения речи, мысли, восприятия; факты показывают (т. е. свидетельствуют, говорят), что... При этом в нормативном употреблении выбирается наиболее простая союзная связь, не требующая падежных форм. Ненормативное употребление о том, что можно назвать явлением переходного периода, когда устраняется избыточность форм союзных связей и изъяснительных предложениях и усиливается роль контекста конкретизирующего значения глаголов. Переходим к центральной и наиболее дискуссионной проблеме развития аналитизма: смешению падежных флексий. Наиболее частотным является употребление родительного падежа множественного числа существительных на -и, -ы (уроки, регионы и др.) вместо предложного: в других языков, в двух чемоданов, в городах и поселков, в регионов России, об этих прогульщиков, пока ни о каких выводов говорить нельзя, в таких сложных вопросов, во многих театров страны. Отмечается употребление предложного падежа вместо родительного: до двух тысяч фунтов стерлингах, в речи мхатовцах, что касается импрессионистах и др. Специалисты отмечают также межсловный сингармонизм флексий, например; Подойди в церкви к отцу Илью. Смешение падежей п подавляющем большинстве случаев наблюдается в устной речи. М.Я. Гловинская Приводит единичные примеры из письменных текстов: а западных южнорусских говоров; в наших материалов [Гловинская, 1998, С. 313]. В подавляющем большинстве случаев смешение падежей в письменной речи и,исторически не допускается и воспринимается как досадная опечатка. Действие внутренних законов развития языка составляет особую область проявления сознательного и бессознательного в речи носителей языка. В данном случае возникает противоречие между неосознанностью смешения падежей со стороны говорящих и слушающих в устной речи и недопустимостью, т. е. осознаностью этих же явлений в письменной речи. Развитие аналитизма - процесс длительный. Но так быть с нор
мой? Ведь языку приказать нельзя. Конечно, в письменной речи необходимо соблюдать нормативное употребление падежей, а те процессы, которые происходят в устной речи, необходимо понимать, наблюдать, не упрекать и не переучивать носителей языка. Относительная стабильность языковой ситуации будет обеспечена тем, что и слушающие, и говорящие не осознают ненормативность, обусловленную внутренними законами развития языка. В современной речи в области фонетики также есть неосознаваемые факты произношения, широко наблюдаемые на радио и телевидении, в научной, публицистической и разговорной речи. Это ненормативное произношение типа: сотрудни[к'и]ми, художии[к'и]ми, золожни[к'и]ми, мальчиш[к'и]ми, [к.'и]питолизм, с моими [к'и]лле[г'и]ми и др. Как видно из примеров, особенность произношения заключается в смягчении заднеязычных перед слогом с мягкими согласными. Сточки зрения восприятия это можно назвать расширением «иканья». Аналог такого произношения имеется в русских говорах, но связь с географическим происхождением говорящего отсутствует. Это непрямое диалектное влияние, отличающееся «заразительностью», которую можно метафорически назвать фонетическим вирусом, Произношение типа художии[к.'и]ми, ре[к'и]мендация варьируется с нормативным произношением у одного и того же говорящего. И опять надо отметить, что описанное ненормативное произношение не осознается пи говорящими, ни слушающими и таким образом не мешает разборчивости речи. Опыт показывает, что при изучении данного языкового материала наиболее эффективым является метод наблюдения. — Кто говорит? — [Знаем, что] говорят представители разных социальных слоев с разным уровнем образования: журналисты, вузовские и школьные преподаватели, студенты, врачи, продавцы и др. — В каких речевых ситуациях говорят? — [Знаем что] в разных речевых ситуациях: дома, па улице, на лекциях, на заседаниях ученых советов, по радио и телевидению (журналисты и их собеседники). — Есть ли колебания в нормативном / ненормативном употреблении падежей и в расширении «иканья»? — [Знаем, что] нормативность / ненормативность может чередоваться в речи одного и того же говорящего. — Осознают ли говорящие ненормативность своей речи? — [Знаем, что] в большинстве случаев не сознают, самопоправки отмечаются в редких случаях, — Как реагируют носители языка, если им объяснить их ненормативность речи «в двух контрактов».
«полити[к'и]ми»)? — [Знаем, что] считают это безграмотностью и не верят, что могли такое сказать. — Можно ли перевоспитать носителя языка в этой области? — [Знаем, что) осознание и самоконтроль сократят количество ненормативных, но в минуты ослабления самоконтроля автоматизм действия внутренних законов развития языка сделает свое дело, и образованный филолог скажет: ...в других языков мне это не встречалось... Меня ре[к'и]мендовали в аспирантуру... Можно выделить сферы русской устной речи, которые, с точки зрения восприятия структуры, долгое время оставались неосознанными. Это сферы устной речи, интонационной системы и ее связей с грамматикой и лексикой. Представление о норме формировалось на материале письменной речи, которая развивается в пространстве (главным образом на плоскости] и воспринимается зрением: можно перечитать, вникнуть, улучшить. Устная речь развивается во времени (миллисекунды, секунды, минуты) и воспринимается на слух, избегая синтаксических усложнений и связок, для понимания которых требуется возвращение к предшествующим частям. Информация развивается порциями, используется принцип нанизывания, как говорят историки русского синтаксиса XVI-XVII вв. Подготовленные материалы радио и телевидения учитывают условия развития и восприятия устной речи. В устных интервью и репортажах увеличивается объем разговорной лексики, появляются грамматические несогласованности словоформ, перебивы, повторы. «Смысл превалирует над формой», — обобщает чешский лингвист В.Барнет [Лаптева, 1999]. И все же такая речь на слух воспринимается лучше, объемнее по сравнению с устной речью с усложненными синтаксическими структурами. Здесь проходит еще одна граница между нормами письменной и устной речи. Переходим к вопросу о сосуществующих вариантах произношения. Это та сфера, где рекомендации редакторов радио и телевидения не всегда можно назвать корректными. Происхождение сосуществующих Вариантов в области словесного ударения в большинстве случаев понятно: это результат слияния той или иной морфемы под ударением, например корня, суффикса или приставки. Например, на произношение слова обеспйчение влияет ударение в корне слов обеспйчить, обеспйченный, а на произношение обеспечйние влияет ударный суффикс -йни- в таких словах, как решйние, увлечйние.
Приведенные выше сосуществующие варианты произношения с научной точки зрения равноправны. Специалисты по СМИ имеют право отдать предпочтение одному из вариантов и рекомендовать как норму. В начале XXI в. редакторы СМИ рекомендуют ударение в корне слова, т. е. обеспйчение, одноврйменно, рэшение. Но значительная часть носителей литературного языка, людей знающих, образованных автоматически будет следовать своим нормам: обеспечйние, одновремйнно. И это не будет ошибкой, это будет равноправный выбор равноправного варианта. В этом пункте проявляется этическая проблема для редакторов СМИ. Избирательный подход требуется также по отношению к сочетаниям чн / шн — достато[ч'н]о или достато[шн]о. Примерно через 20-30 лет наблюдается смена произношений этих сочетаний. И здесь возможны лишь рекомендации (в начале XXI в. частотны [ч'н]). Избирательный подход требуется и для норм в произношении заимствованных слов: [тйр]мин или [т ' йр]мин и др, Еще в середине XX в. распространенным было произношение мягкого [т'], казалось бы, заимствованное слово «обрусело» и будет существовать в таком звучании, но ожидания не оправдались, колебания продолжаются. Видимо, воздействует общее соотношение твердых / мягких согласных в звуковой системе языка, Переходим к рассмотрению той части проблематики, которая связана с качеством речи, т. е. оптимальных реализаций интонационно-звуковых средств, обеспечивающих хорошее понимание. Качество полностью контролируется говорящим и может быть определено в системе признаков со знаком плюс или минус. Основные из этих признаков: — Четкость / нечеткость артикуляционных переходов от звука к звуку — к слогу — к слову — к концу предложения. При этом необходимо дозировать речь, о которой говорят: «сыпет, как горох». Нечеткость ведет к образованию «культи» звука, когда артикуляции звука намечается, но не реализуется или не доводится до конца. Следующая ступень — компрессия слова, когда не произносятся один, два, три слога, при этом звуки, оформляющие провалы слогов, тоже являются неполноценными. При чтении текста вслух, глаза читающего опережают его голос на несколько слов. Эта закономерность называется «объем глаза-голоса» [Шварц, 1941; цитируется по: Гловинская, 1966. С. 166- 169]. При качест
венном чтении объем глаза-голоса не мешает разборчивости речи, более того, создает перспективу строки. При компрессии слова глаз «выхватывает» последующие звуки и слоги и пропускает предшествующие, что нередко приводит к бессмысленному сочетанию слов, например: страна восходящего солнца ® страна ходящего солнца; это вызывает недоверие ® это взывает двеpue; экономические проблемы ® комические проблемы (культя звука + компрессия слова). — Умение / неумение держать основной тон и интенсивность звука до конца предложения, односинтагменного и многосинтагменного. При неумении образуются звуковые ямы в середине и в конце предложения, чаще всего в постцентровых частях интонационных конструкций. — Умение / неумение владеть речевым дыханием. Умение заключается в том, что говорящий незаметно [автоматически] делает вдох в начале и в середине предложения так, чтобы воздушная струя была достаточной для произношения нужного количества слов: Одного, трех, десяти. Например, следующее предложение можно произнести в составе одной интонационной конструкции — ИК—2, которая характеризуется усилением словесного ударения на гласном центра, обозначенного цифрой два: Все его проблемы сводятся к тому, что еще не заказан номер гостиницы в Петербурге! Для этого необходимо сделать вдох и начать предложение с более высокой точки, постепенно снижая уровень тона по направлению к интонационному центру. ИК-2 передает активизацию эмоционального состояния говорящего (не заказана гостиница!) Неумение владеть речевым дыханием приводит к необоснованному выделению слов, создает навязчивую и громоздкую смысловую перегрузку, утомляет слух. — Умение / неумение использовать систему интонационных средств: это членение предложения на интонационно-смысловые части, типы интонации (интонационные конструкции), интонационная синонимия др. [Брызгунова,1984; 1997]. Подводя итог сказанному, отметим, что сегодня проблемы качества речи более актуальны, чем спор о склоняемости / несклоняемости топонимов или о выборе сосуществующих вариантов произношения, поскольку качество речи связано с пониманием слова и предложения.
Литература Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974. Брызгунова ЕЛ. Русская речь начала девяностых годов XX века // Русская словесность. 1994. № 3, Брызгунова ЕЛ. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984. Брызгунова ЕЛ. Интонация и синтаксис // Современный русский язык /Под ред. В.А. Боло танковой. М., 1997, 1999. Гловинская М.Я. В защиту одного фонетического приема// Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966. |Там же ссылка на кн.: ШварцЛ.М. Психология навыка чтения. М., 1941.] Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике // Русский язык конца XX столетия / Под ред. Е. А, Земской. М., 1996, Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. М„ 1999. Контрольные вопросы 1. Различие понятий: законы языка и законы о языке. 2. Действие внутренних законов языка и проблемы нормы в СМИ. 3. Основные признаки определения качества речи в СМИ.
О.В. Александрова Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|