Закономерности и принципы обучения. Закономерности процесса обучения – объективно существующие повторяющиеся устойчивые и существенные связи между явлениями
Закономерности процесса обучения – объективно существующие повторяющиеся устойчивые и существенные связи между явлениями, отдельными сторонами и различными факторами процесса обучения.
1. цели, характер и содержание обучения определяется объективными потребностями общества, интересами государства, социо-культурными и этническими нормами и традициями.
2. единство и взаимосвязь обучения, воспитания и развития личности.
3. положительная реакция личности на педагогическое воздействие обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей.
Принципы обучения – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в процессе обучения. Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
2. Научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современными научными знаниями.
3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.
5. Принцип наглядности. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Я. Коменский: «В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты».
6. Принцип природосообразность – следовать природе ребенка это значит учитывать индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип доступности – обучение должно быть легким для учащегося.
8. Принцип прочности знания, умения, навыков. Обучение невозможно без упражнений и повторений. Глубокое усвоение знаний основано на сознательности и активности.
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности:
§ Естественная наглядность,
§ Экспериментальная (опыты, эксперименты),
§ Объемная (модели, макеты),
§ Изобразительная (картины, фотографии, рис.),
§ Звуковая,
§ Символическая или графическая (графики, схемы),
§ Внутренняя (образы, создаваемые речью ученика).
6. Принцип доступности обучения.
7. Принцип прочности результатов обучения.
8. Принцип связи обучения с жизнью.
9. Принцип рационального сочетания индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|