![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Средства и методы обучения. Классификация методовМетод обучения – (от греч. Methodos – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату) упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Метод обучения характеризуется 3 признаками – цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Метод обучения отражает: способы обучающей работы учителя и способы учебной деятельности учащихся в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению различных целей обучения. Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Наиболее ранней является классификация методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Но самая распространенная классификация – по источнику получения знаний. · словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово). К ним относятся: 1. рассказ – устное повествовательное изложение содержан учебного материала, 2. объяснение – словесное истолкование закономерностей, 3. беседа – тщательно продуманная система вопросов, служащая для подведения учеников к пониманию нового материала (может быть индивидуальная или фронтальная), 4. дискуссия – основана на обмене взглядами по определенной проблеме, 5. лекция – способ изложения объемного материала, для старших классов, 6. работа с учителем и книгой (конспект, составление плана, тезирование, цитирование, рецензирование) · наглядные методы – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Наглядные методы делят на 2 группы: 1 – метод иллюстраций (плакаты картины карты зарисовки на доске), 2 – метод демонстраций (приборы, технические установки, кинофильм, диафильм) · практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. К ним относятся: 1. упражнения (устные, письменные, графические, учебно-трудовые). 2. лабораторная работа – проведение опытов по заданию учителя. 3. практическая работа проводится после крупных тем, может быть вне школы. Классификация М.Н.Скаткина и И.Я.Порчера в зависимости от характера познавательной деятельности: 1 – объяснительно-иллюстрационная – учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик ее воспринимает; 2 – репродуктивная – учитель дает образец, а ученик делает по образцу; 3 – проблемный – учитель ставит проблему и наталкивает на путь ее решения; 4 – частично-поисковый (эвристический) – учитель расчленяет проблему на подпроблемы, а ученик осуществляет отдельные шаги поиска ее решения; 5 – исследовательский – учащиеся, овладев методами научного познания, формируют опыт исследовательской деятельности. Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который «помещен», между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средство обучения оказывает влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становление. Средства обучения можно классифицировать по свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей их эффективности в учебном процессе. Средство обучения помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала и т.д. По составу объектов средства обучения делят на материальные (учебники, пособия, модели, макеты, оборудование, микроклимат, расписание занятий) и идеальные (усвоенные ранее знания). Материальные средства связаны с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний, идеальные – с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта. Эффективность использования средств обучения достигается при рациональном сочетании их с содержанием и методами обучения. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания (оборудование демонстрационного эксперимента) и средства учения (оборудование лабораторного практикума). Средства преподавания помогают возбудить и поддержать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Группы: · натуральные играют ведущую роль в обучении, · изобразительные – различные виды таблиц (иллюстративные, текстовые), схемы (текстовые, цифровые), учебные картины, диаграммы, портреты, модели и макеты, · технические – за счет них улучшается представление учащихся о предмете изучения. К ним относят: проектор, графопроектор, компьютер. · на печатной основе – учебники, тетради, методические пособия, · аудиовизуальные (экранно-звуковые) – видео и кинофильмы, слайды, диафильмы, · дидактические материалы. Сочетая различные средства обучения необходимо найти оптимальный вариант и большое внимание уделить натуральным средствам обучения. Перед проведением урока необходимо продумать место и сочетание всех средств. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|