Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средства и методы обучения. Классификация методов




Метод обучения – (от греч. Methodos – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату) упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.

Метод обучения характеризуется 3 признаками – цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Метод обучения отражает: способы обучающей работы учителя и способы учебной деятельности учащихся в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Наиболее ранней является классификация методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Но самая распространенная классификация – по источнику получения знаний.

· словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово). К ним относятся:

1. рассказ – устное повествовательное изложение содержан учебного материала,

2. объяснение – словесное ис­толкование закономерностей,

3. беседа – тщательно продуманная система вопросов, слу­жащая для подведения учеников к пониманию нового материала (может быть индивидуальная или фронтальная),

4. дискуссия – основана на обмене взглядами по определенной проблеме,

5. лекция – способ изложения объемного материала, для старших классов,

6. работа с учителем и книгой (конспект, составление плана, тезирование, цитирование, рецензирование)

· наглядные методы – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

Наглядные методы делят на 2 группы:

1 – метод иллюстраций (пла­каты картины карты зарисовки на доске),

2 – метод демонстраций (приборы, технические установки, ки­нофильм, диафильм)

· практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. К ним относятся:

1. упражнения (устные, письменные, графические, учебно-тру­довые).

2. лабораторная работа – проведение опытов по заданию учителя.

3. практическая работа проводится после крупных тем, может быть вне школы. Классификация М.Н.Скаткина и И.Я.Порчера в зависимости от характера познавательной деятельности:

1 – объяснительно-иллюстрационная – учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик ее воспринимает;

2 – репродуктивная – учитель дает образец, а ученик делает по образцу;

3 – проблемный – учитель ставит проблему и наталкивает на путь ее решения;

4 – частично-поисковый (эвристический) – учитель расчленяет проблему на подпроблемы, а ученик осуществляет от­дельные шаги поиска ее решения;

5 – исследовательский – учащиеся, овладев методами научного познания, формируют опыт исследовательской деятельности.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который «помещен», ме­жду учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта по­знава­тельной и практической дея­тельности. Средство обучения оказывает влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становле­ние.

Средства обучения можно класси­фицировать по свой­ствам, субъектам деятельности, влия­нию на качество знаний и на развитие различных способно­стей их эффективности в учебном процессе. Средство обучения помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала и т.д.

По составу объектов средства обучения делят на материальные (учебники, пособия, модели, макеты, оборудование, микроклимат, расписание занятий) и идеальные (усвоенные ранее знания). Материальные средства связаны с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний, идеальные – с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.

Эффективность использования средств обучения достигается при рациональном сочетании их с содержанием и методами обучения.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания (оборудование демонстрационного эксперимента) и средства учения (оборудование лабораторного практикума). Средства преподавания помогают возбудить и поддержать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе.

Группы:

· натуральные играют ведущую роль в обучении,

· изобразительные – различные виды таблиц (иллюстративные, текстовые), схемы (текстовые, циф­ровые), учебные картины, диаграммы, портреты, модели и макеты,

· технические – за счет них улучшается представление учащихся о предмете изучения. К ним относят: проектор, графопроектор, компьютер.

· на печатной ос­нове – учебники, тетради, мето­дические пособия,

· аудиовизуальные (экранно-звуковые) – видео и кинофильмы, слайды, диафильмы,

· дидактические материалы.

Сочетая различные средства обучения необходимо найти опти­мальный вариант и большое внимание уделить натуральным средствам обучения. Перед проведением урока необходимо продумать место и сочетание всех средств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных