ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория разделения властей.Власть обладает двумя сторонами при осуществлении политики: субъект власти, независимо от ее формы, при руководстве государством выражает не только свою волю, а действует в соответствии с политической необходимостью в рамках существующих норм; во-вторых, этот субъект не может отрешиться от «человеческого, которое ему не чуждо», поэтому к исторической необходимости, интересам государства, справедливости и т.д. всегда примешивается воля личности лидера. Достаточно ясно, что подданные всегда заинтересованы в максимально «объективном» и беспристрастном управлении. А власть имущие, наоборот, стремятся к тому, чтобы их субъективная воля была тождественной объективной необходимости, справедливости: «Государство — это Я». Кроме того, абсолютная власть, как правило, монархия в Европе, всегда преследовала интересы аристократии. В процессе того, как новые социальные силы, «третье сословие», начинают осознавать свои интересы и обретают социально-политическую мощь, они, естественно, начинают претендовать на участие в политике. Если помнить о том, что и аристократия всегда имела партии, которые стремились к ограничению абсолютной власти, то будет понятно, почему в головах многих мыслителей Нового времени (Локк, Монтескье, Кант) сформировались идеи о необходимости распределения функций власти между различными субъектами и институтами для ограничения произвола, нейтрализации возможных ошибок и т.д. В теории и в политической практике четко выделились три «ветви» власти — законодательная, исполнительная и судебная, или правоохранительная. Законодательные собрания, парламенты и иные коллегиальные органы, в которых концентрируются интересы населения, создают обязательное для всех правовое пространство. Исполнительные органы власти, опираясь на эту нормативную основу, руководят государством. Правоохранительная система контролирует выполнение законности и, используя законное насилие, восстанавливает законность и справедливость в государстве. Идея простая, понятная и вполне обоснованная: за счет «сдержек и противовесов» различных ветвей власти общество добивается тех условий социально-политической организации, которые назвали правовым государством. В то же время для того, чтобы эта схема работала, необходимо выполнение ряда условий. Например, в обществе на уровне абсолютизма должна быть отработана схема власти, осуществляющая воспроизводство необходимых для жизнедеятельности социальных процессов; правовая основа соответствует реальным условиям жизнедеятельности общества; исполнительная власть работает профессионально, контролируется различными государственными и общественными институтами; судебная власть быть профессиональной, независимой и правотождественной, общество граждански развитым, политическая культура населения активистской; обязательно наличие легитимности, высокого уровня политического участия и т.д. Другими словами, разделение властей является не просто формой политики, которая может автоматически выполнять функции высокоорганизованного управления, а представляет собой форму власти, которая, постепенно развиваясь, доходит до высокой степени институционали- зации и политической дифференциации, которая позволяет осуществлять рационально-бюрократическое управление обществом (М. Вебер) при осуществлении правовых гарантий субъектов общественного процесса и реализации прав и свобод граждан.
12. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы. Первую модель социальной системы подложил американский социолог Т. Парсонс. Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. При этом общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная система включает экономику, гражданское общество, культуру и политику. По литика выполняет функцию целедостижения. Модель по литической системы впервые разработал Девид Истон в 50-е гг. XX в. Системные идеи развивали Г. Алмонд, К. Дойч, Э. Шилз и др. Термин «политическая система» стал широко использоваться в политологических исследованиях в послевоенный период. Политическая система имеет свою специфику: 1. Через политическую систему осуществляется власть в обществе. 1. Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом. 1. Политическая система относительно самостоятельна, и эта самостоятельность обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов системы, а также функций и ролей, которые они выполняют. Полити че ская система — совокупность государственных и негосударственных организаций, посредством которых реализуется политическая власть. Политическая система общества — это совокупность всех элементов, институтов, которые принимают участие в формировании и реализации власти в государственно-организованном сообществе. В современном обществознании политическая система изучается исходя из двух подходов: системного и институционального. Тогда как Д. Истон рассматривал политику с позиций теории систем, в отечественной правовой литературе (и литературе советского периода) политическая система чаще всего определяется через перечисление совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Такое определение политической системы называют институциональным. Осн овной элемен т политической системы — институциональная подсистема как совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических). Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство. Функции политической системы в точки зрения институционального подхода: определение социально-значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управление политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направленных на их нарушение. Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функций политической системы. 1. Функции системы в целом: рекрутирование и социализация, коммуникация. Они действую как на «входе», так и на «выходе», определяют устойчивость и изменчивость политической системы. 2. Функции процесса: «на входе» — артикуляция и агрегирование интересов; «на выходе»: определение политического курса (policy making), осуществление политического курса (policy implementation), вынесение судебных решений (policy adjudication). Функции процесса связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, принимающим решения. 3. Функции политического курса (policy function): регулятивная (интеграция), экстрактивная (привлечение ресурсов в систему), дистрибутивная (распределительная), реактивная, символическая (способность отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире). Типы: В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, кон- тинентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы (см. вопрос «Политическая культура»). Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выделил пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные политические системы. Д. Эптер выделял диктаторскую, олигархическую и консервативно-представительную типы систем. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим — это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. По типам политических режимов: 1) тоталитарные, 2) авторитарные, 3) де мокра тические политические системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|