Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория разделения властей.




Власть обладает двумя сторонами при осуществлении политики: субъект власти, независимо от ее формы, при руководстве государством выражает не только свою волю, а действует в соответствии с политической необходимостью в рамках существующих норм; во-вторых, этот субъект не может отрешиться от «человеческого, которое ему не чуждо», поэтому к исторической необходимости, интере­сам государства, справедливости и т.д. всегда примеши­вается воля личности лидера. Достаточно ясно, что под­данные всегда заинтересованы в максимально «объектив­ном» и беспристрастном управлении. А власть имущие, наоборот, стремятся к тому, чтобы их субъективная воля была тождественной объективной необходимости, спра­ведливости: «Государство — это Я».

Кроме того, абсолютная власть, как правило, монар­хия в Европе, всегда преследовала интересы аристокра­тии. В процессе того, как новые социальные силы, «тре­тье сословие», начинают осознавать свои интересы и об­ретают социально-политическую мощь, они, естественно, начинают претендовать на участие в политике. Если по­мнить о том, что и аристократия всегда имела партии, которые стремились к ограничению абсолютной власти, то будет понятно, почему в головах многих мыслителей Нового времени (Локк, Монтескье, Кант) сформировались идеи о необходимости распределения функций власти между различными субъектами и институтами для огра­ничения произвола, нейтрализации возможных ошибок и т.д. В теории и в политической практике четко выдели­лись три «ветви» власти — законодательная, исполни­тельная и судебная, или правоохранительная.

Законодательные собрания, парламенты и иные кол­легиальные органы, в которых концентрируются интере­сы населения, создают обязательное для всех правовое пространство. Исполнительные органы власти, опираясь на эту нормативную основу, руководят государством.

Правоохранительная система контролирует выполнение законности и, используя законное насилие, восстанавли­вает законность и справедливость в государстве.

Идея простая, понятная и вполне обоснованная: за счет «сдержек и противовесов» различных ветвей вла­сти общество добивается тех условий социально-поли­тической организации, которые назвали правовым го­сударством.

В то же время для того, чтобы эта схема работала, не­обходимо выполнение ряда условий. Например, в обще­стве на уровне абсолютизма должна быть отработана схе­ма власти, осуществляющая воспроизводство необходи­мых для жизнедеятельности социальных процессов; правовая основа соответствует реальным условиям жиз­недеятельности общества; исполнительная власть работа­ет профессионально, контролируется различными госу­дарственными и общественными институтами; судебная власть быть профессиональной, независимой и правотождественной, общество граждански развитым, политичес­кая культура населения активистской; обязательно нали­чие легитимности, высокого уровня политического учас­тия и т.д.

Другими словами, разделение властей является не просто формой политики, которая может автоматически выполнять функции высокоорганизованного управления, а представляет собой форму власти, которая, постепенно развиваясь, доходит до высокой степени институционали- зации и политической дифференциации, которая позволя­ет осуществлять рационально-бюрократическое управле­ние обществом (М. Вебер) при осуществлении правовых гарантий субъектов общественного процесса и реализа­ции прав и свобод граждан.

 

12. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.

Первую модель социальной системы подложил амери­канский социолог Т. Парсонс. Системность обществу при­дают различные виды взаимодействий людей. При этом общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная система включает эко­номику, гражданское общество, культуру и политику. По­ литика выполняет функцию целедостижения. Модель по литической системы впервые разработал Девид Истон в 50-е гг. XX в. Системные идеи развивали Г. Алмонд, К. Дойч, Э. Шилз и др.

Термин «политическая система» стал широко исполь­зоваться в политологических исследованиях в послевоен­ный период. Политическая система имеет свою специфику:

1. Через политическую систему осуществляется власть в обществе.

1. Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом.

1. Политическая система относительно самостоятельна, и эта самостоятельность обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов системы, а также функций и ролей, которые они выполняют.

Полити че ская система совокупность государственных и негосударственных организаций, посредством которых реализуется политическая власть. Политическая система общества — это совокупность всех элементов, институтов, которые принимают участие в формировании и реализа­ции власти в государственно-организованном сообществе.

В современном обществознании политическая система изучается исходя из двух подходов: системного и институ­ционального. Тогда как Д. Истон рассматривал политику с позиций теории систем, в отечественной правовой литературе (и ли­тературе советского периода) политическая система чаще всего определяется через перечисление совокупности со­ставляющих ее государственных и негосударственных ин­ститутов. Такое определение политической системы назы­вают институциональным.

Осн овной элемен т политической системы — институциональная подсистема как совокупность институтов (го­сударственных, партийных, общественно-политических). Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институ­том политической системы общества является государство.

Функции политической системы в точки зрения ин­ституционального подхода: определение социально-значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управление политически­ми процессами; контроль за выполнением законов и пра­вил, пресечение действий, направленных на их нарушение.

Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функ­ций политической системы.

1. Функции системы в целом: рекрутирование и социа­лизация, коммуникация. Они действую как на «входе», так и на «выходе», определяют устойчивость и изменчивость политической системы.

2. Функции процесса: «на входе» — артикуляция и агре­гирование интересов; «на выходе»: определение полити­ческого курса (policy making), осуществление политиче­ского курса (policy implementation), вынесение судебных ре­шений (policy adjudication). Функции процесса связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают пе­редачу требований к структурам, принимающим решения.

3. Функции политического курса (policy function): регу­лятивная (интеграция), экстрактивная (привлечение ре­сурсов в систему), дистрибутивная (распределительная), реактивная, символическая (способность отстаивать цен­ности общества внутри системы и во внешнем мире).

Типы: В соответствии с цивилизационным подходом полити­ческие системы подразделяют на традиционные, модер­низированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы ак­тивно обмениваются ресурсами с внешним миром, спо­собны воспринимать ценности других стран. Закрытые по­литические системы характеризуются ограниченными кон­тактами с внешней средой, не воспринимают иные систе­мы ценностей. Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом по­литической культуры выделил англо-американскую, кон- тинентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы (см. вопрос «Политическая культура»). Ж. Блондель предложил в качестве критерия классифи­кации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выделил пять основных типов: либеральные демократии, коммунисти­ческие (авторитарно-радикальные), традиционные, попу­листские, авторитарно-консервативные политические сис­темы. Д. Эптер выделял диктаторскую, олигархическую и консервативно-представительную типы систем.

Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политическо­го режима. Политический режим — это совокупность спо­собов и методов осуществления власти, отражающих ре­альное состояние прав и свобод граждан в обществе. По типам политических режимов: 1) тоталитарные, 2) авторитарные, 3) де мокра тические политические системы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных