Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадии общественного воспроизводства




1. Производство. 2. Распределение. 3. Обмен д. 4. Потребление.

Реальное движение денежных средств, движение стоимости в денежной форме происходит на второй и третьей стадиях общественного воспроизводства. Финансы возникают и функционируют на стадии распределения стоимости общественного продукта — каждый участник общественного производства должен получить свою долю этой стоимости. Поэтому важный признак финансов как экономической категории — распределительный характер финансовых отношений.

Финансы возникают именно в процессе первичного рас­пределения стоимости общественного продукта — она рас­падается на необходимый и прибавочный продукт, проис­ходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такие доходы называются первичными — с помощью финансов образуется прибыль предприятий, зар­плата работников. Далее идет перераспределение стоимо­сти, т. е. образуются доходы государства через налого­вый механизм и направляются на выполнение функций I государства, а также предприятия направляют оставшуюся прибыль на развитие производства.

И распределение, и перераспределение стоимости на I всех уровнях экономики происходит с помощью финансов. Но как конкретно? Обязательно необходимо движе­ние денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений. К финансовым ресурсам относятся денежные доходы, накопления, поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспроизводства. Состав (виды) финансовых ресурсов: прибыль, налоги, страхо­вые платежи, амортизационные отчисления.

Реальное формирование финансовых ресурсов начина­ется только на стадии распределения, когда стоимость ре­ализована и в составе выручки можно выделить прибыль, амортизацию, отчисления на социальное страхование и т.д.

Финансовые ресурсы используются через денежные фонды специального назначения. Фондовая форма исполь­зования объективно предопределена потребностями рас­ширенного воспроизводства и обладает преимуществами перед нефондовой формой:

§ более тесная связь потребностей с экономическими воз­можностями общества;

I концентрация ресурсов на основных направлениях раз­вития общественного производства;

§ более объективная увязка общественных, коллектив­ных и личных интересов.

Главный источник денежных фондов — национальный доход (вновь созданная стоимость).

Общий признак финансовых отношений для всех об­щественно-экономических формаций — формирование де­нежных доходов и накоплений в форме финансовых ре­сурсов и использование их через финансовые фонды, как составной части общей системы денежных фондов.

Сущность финансов — это объективно обусловленный инструмент стоимостного распределения общественного продукта. Их специфическое общественное назначение — распределять и перераспределять стоимость ВВП, выра­женную в денежной форме, между субъектами хозяйства. Сущность финансов проявляется через их функции:

1. Распределительная функция — через нее реализует­ся общественное назначение финансов — обеспечение каж­дого хозяйствующего субъекта необходимыми финансо­выми ресурсами.

Объекты функции — стоимость ВВП в денежной фор­ме и часть национального богатства, принявшего денеж­ную форму. То есть функция обеспечивает формирование первичных (основных) доходов на основе распределения вновь созданной стоимости, и в этот процесс вовлекается

часть национального богатства при перераспределении сто­имости ранее накопленного производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и т.д. Распределительная функция обслуживает все стадии воспроизводственного процесса, обеспечивает возмещение потребленных средств производства и образование доходов. Но этого еще недостаточно — нужно образовать общественные денежные фонды для развития приоритетных отраслей хозяйства, обеспечения социальной защиты на­селения, выполнения оборонных и управленческих задач государством.

Поэтому необходимо дальнейшее перераспределение на­ционального дохода:

§ межотраслевое и межтерриториальное перераспределе­ние средств в интересах предприятий как основы мате­риального производства;

§ для обеспечения функционирования непроизводствен­ной сферы, где не создается национальный доход; •

§ для перераспределения доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы (налоги, доходы непроизводственной сферы, инвестиции).

Субъекты функции — государство, предприятия, население. С помощью финансов распределительный процесс протекает в материальном производстве, в сфере обраще­ния, в сфере потребления. Финансовый метод распределения охватывает все уровни управления экономикой - федеральный, региональный и местный.

Конечная цель функции — развитие производительных сил, создание рыночной структуры экономики, укрепле­ние государства и обеспечение высокого качества жизни населения.

2.Контрольная функция — финансы обладают свой­ством количественно, через финансовые ресурсы и фон­ды, отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы, так как финансы связаны с движе­нием стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме.

Эта функция показывает пропорции распределения об­щественного продукта, непрерывность воспроизводствен­ного процесса, полноту и своевременность формирования фондов финансовых ресурсов в различных сферах эконо­мики. Это позволяет контролировать отклонения и своев­ременно преодолевать их.

Основа функции — движение финансовых ресурсов и в фондовой, и в нефондовой форме. Финансы прямо или косвенно присутствуют во всех сферах и на всех уровнях хозяйствования и, следовательно, являются универсаль­ным орудием контроля за производством, распределени­ем и обращением общественного продукта. Благодаря этой функции общество знает о пропорциях в распределении денежных средств, о своевременности, полноте, эконом­ности использования финансовых ресурсов на всех уров­нях хозяйствования.

Инструмент реализации контрольной функции — фи­нансовая информация, которая представлена финансовы­ми показателями бухгалтерской, статистической, оператив­ной отчетности. Основное условие — достоверность финан­совой информации, что важно для принятия обоснованных решений в ходе воспроизводственного процесса.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Воспроизводство представляет собой воссоздание израс­ходованных факторов производства (рабочей силы, природ­ных ресурсов, средств производства) посредством их после­дующего производства. Простое воспроизводство — это вос­производство в неизменных размерах. Расширенное — воспроизводство во все увеличивающихся размерах.

К. Маркс в своей работе «Капитал» отмечал, что про­цесс производства в любой общественной форме должен быть непрерывным, «должен периодически снова и снова проходить одни и те же стадии». Процесс труда выступа­ет как средство для возрастания стоимости, а воспроиз­водство является средством «воспроизвести авансиро­ванную стоимость в качестве капитала, т. е. самовозра­стающей стоимости». Прибавочная стоимость, как периодическое приращение капитальной стоимости обретает форму дохода, получаемого из капитала.

Термин «капитал» (от лат. capitalis — главный) охватывает все, что способно приносить доход. В более узком смысле это вложенный в дело работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал) Под денежным капиталом понимают денежные средства, с помощью которых приобретен физический капитал.

В условиях рынка доход не может служить лишь источ­ником потребления, то есть невозможно ограничиться про­стым воспроизводством, так как необходимо постоянно выдерживать конкурентную борьбу, совершенствовать все бизнес-процессы, улучшать «линейку» продуктов и т.д. Поэтому значительная часть дохода поступает снова в про­изводство для его развития на качественно новом уровне.

Термин «капитал» в значении «капитальные вложе­ния материальных и денежных средств в экономику, в производство» называют также инвестициями.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса означает покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов. Такие ресурсы аккумулируются хо­зяйствующими субъектами и государством, затем проис­ходит их распределение и перераспределение через фон­ды денежных средств. Финансовые ресурсы выступают важнейшим денежным источником расширения производ­ства, обеспечения непрерывного инвестиционного процесса в экономике.

Правовая основа: Федеральный закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуще­ствляемой в форме капитальных вложений».

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные пра­ва, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения, иного полезного аффекта.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — инвестиции в основной ка­питал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техничес­кое перевооружение действующих предприятий, приоб­ретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Виды инвестиций По источникам:

• государственные (бюджет);

§ иностранные (иностранные банки, государства, ком­пании);

§ коллективные (частные) (граждане);

§ инвестиции российских предприятий (внутренние ин­вестиции).

По целям:

§ прямые капитальные вложения (производствен­ные) — в основные средства;

§ интеллектуальные — финансирование научных ис­следований;

§ портфельные (финансовые) — в ценные бумаги;

§ нефинансовые (неденежные) в форме прав, лицензий, имущества, know-how;

§ контролирующие — владение более 50% голосующих акций;

§ неконтролирующие — владение менее 50% голосую­щих акций.

Особую роль в воспроизводственном процессе играют бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направ­ляемые на создание или увеличение за счет средств бюд­жета стоимости государственного (муниципального) иму­щества.

В соответствии со ст. 79 Бюджетного кодекса бюджет­ные ассигнования на осуществление бюджетных инвести­ций в объекты капитального строительства государствен­ной собственности Российской Федерации, государствен­ной собственности субъектов Российской Федерации я муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных)унитарных предприятий предусматриваются в соответ­ствии с долгосрочными целевыми программами.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строи­тельства за счет средств федерального бюджета осуществ­ляются в соответствии с федеральной адресной инвестици­онной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливаются Правительством Российской Фе­дерации (ст. 1791ВК РФ).

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджет­ных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной сто­имостью более 8 млрд руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в фе­деральном законе о федеральном бюджете в составе ве­домственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов..

Предоставление бюджетных инвестиций государствен­ному (муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующие увеличения уставного фонда государ­ственного (муниципального) унитарного предприятия в по­рядке, установленном законодательством о государствен­ных (муниципальных) унитарных предприятиях.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального стро­ительства государственной (муниципальной) собственнос­ти в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями (право собственности на объект остается у государства, а права владения, пользования и распоряже­ния передаются частному инвестору для обеспечения эф­фективного функционирования данного объекта; государство определяет общие параметры работы инвестора и по­лучает от инвестора определенный доход).

Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации.

Всоответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса предос­тавление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными уч­реждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение пра­вагосударственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется учас­тием Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации и муниципальных образований в уставных (скла­дочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных