ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стадии общественного воспроизводства1. Производство. 2. Распределение. 3. Обмен д. 4. Потребление. Реальное движение денежных средств, движение стоимости в денежной форме происходит на второй и третьей стадиях общественного воспроизводства. Финансы возникают и функционируют на стадии распределения стоимости общественного продукта — каждый участник общественного производства должен получить свою долю этой стоимости. Поэтому важный признак финансов как экономической категории — распределительный характер финансовых отношений. Финансы возникают именно в процессе первичного распределения стоимости общественного продукта — она распадается на необходимый и прибавочный продукт, происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такие доходы называются первичными — с помощью финансов образуется прибыль предприятий, зарплата работников. Далее идет перераспределение стоимости, т. е. образуются доходы государства через налоговый механизм и направляются на выполнение функций I государства, а также предприятия направляют оставшуюся прибыль на развитие производства. И распределение, и перераспределение стоимости на I всех уровнях экономики происходит с помощью финансов. Но как конкретно? Обязательно необходимо движение денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений. К финансовым ресурсам относятся денежные доходы, накопления, поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспроизводства. Состав (виды) финансовых ресурсов: прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные отчисления. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки можно выделить прибыль, амортизацию, отчисления на социальное страхование и т.д. Финансовые ресурсы используются через денежные фонды специального назначения. Фондовая форма использования объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает преимуществами перед нефондовой формой: § более тесная связь потребностей с экономическими возможностями общества; I концентрация ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; § более объективная увязка общественных, коллективных и личных интересов. Главный источник денежных фондов — национальный доход (вновь созданная стоимость). Общий признак финансовых отношений для всех общественно-экономических формаций — формирование денежных доходов и накоплений в форме финансовых ресурсов и использование их через финансовые фонды, как составной части общей системы денежных фондов. Сущность финансов — это объективно обусловленный инструмент стоимостного распределения общественного продукта. Их специфическое общественное назначение — распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между субъектами хозяйства. Сущность финансов проявляется через их функции: 1. Распределительная функция — через нее реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми финансовыми ресурсами. Объекты функции — стоимость ВВП в денежной форме и часть национального богатства, принявшего денежную форму. То есть функция обеспечивает формирование первичных (основных) доходов на основе распределения вновь созданной стоимости, и в этот процесс вовлекается часть национального богатства при перераспределении стоимости ранее накопленного производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и т.д. Распределительная функция обслуживает все стадии воспроизводственного процесса, обеспечивает возмещение потребленных средств производства и образование доходов. Но этого еще недостаточно — нужно образовать общественные денежные фонды для развития приоритетных отраслей хозяйства, обеспечения социальной защиты населения, выполнения оборонных и управленческих задач государством. Поэтому необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода: § межотраслевое и межтерриториальное перераспределение средств в интересах предприятий как основы материального производства; § для обеспечения функционирования непроизводственной сферы, где не создается национальный доход; • § для перераспределения доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы (налоги, доходы непроизводственной сферы, инвестиции). Субъекты функции — государство, предприятия, население. С помощью финансов распределительный процесс протекает в материальном производстве, в сфере обращения, в сфере потребления. Финансовый метод распределения охватывает все уровни управления экономикой - федеральный, региональный и местный. Конечная цель функции — развитие производительных сил, создание рыночной структуры экономики, укрепление государства и обеспечение высокого качества жизни населения. 2.Контрольная функция — финансы обладают свойством количественно, через финансовые ресурсы и фонды, отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы, так как финансы связаны с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме. Эта функция показывает пропорции распределения общественного продукта, непрерывность воспроизводственного процесса, полноту и своевременность формирования фондов финансовых ресурсов в различных сферах экономики. Это позволяет контролировать отклонения и своевременно преодолевать их. Основа функции — движение финансовых ресурсов и в фондовой, и в нефондовой форме. Финансы прямо или косвенно присутствуют во всех сферах и на всех уровнях хозяйствования и, следовательно, являются универсальным орудием контроля за производством, распределением и обращением общественного продукта. Благодаря этой функции общество знает о пропорциях в распределении денежных средств, о своевременности, полноте, экономности использования финансовых ресурсов на всех уровнях хозяйствования. Инструмент реализации контрольной функции — финансовая информация, которая представлена финансовыми показателями бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности. Основное условие — достоверность финансовой информации, что важно для принятия обоснованных решений в ходе воспроизводственного процесса. Роль финансов в расширенном воспроизводстве Воспроизводство представляет собой воссоздание израсходованных факторов производства (рабочей силы, природных ресурсов, средств производства) посредством их последующего производства. Простое воспроизводство — это воспроизводство в неизменных размерах. Расширенное — воспроизводство во все увеличивающихся размерах. К. Маркс в своей работе «Капитал» отмечал, что процесс производства в любой общественной форме должен быть непрерывным, «должен периодически снова и снова проходить одни и те же стадии». Процесс труда выступает как средство для возрастания стоимости, а воспроизводство является средством «воспроизвести авансированную стоимость в качестве капитала, т. е. самовозрастающей стоимости». Прибавочная стоимость, как периодическое приращение капитальной стоимости обретает форму дохода, получаемого из капитала. Термин «капитал» (от лат. capitalis — главный) охватывает все, что способно приносить доход. В более узком смысле это вложенный в дело работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал) Под денежным капиталом понимают денежные средства, с помощью которых приобретен физический капитал. В условиях рынка доход не может служить лишь источником потребления, то есть невозможно ограничиться простым воспроизводством, так как необходимо постоянно выдерживать конкурентную борьбу, совершенствовать все бизнес-процессы, улучшать «линейку» продуктов и т.д. Поэтому значительная часть дохода поступает снова в производство для его развития на качественно новом уровне. Термин «капитал» в значении «капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство» называют также инвестициями. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса означает покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов. Такие ресурсы аккумулируются хозяйствующими субъектами и государством, затем происходит их распределение и перераспределение через фонды денежных средств. Финансовые ресурсы выступают важнейшим денежным источником расширения производства, обеспечения непрерывного инвестиционного процесса в экономике. Правовая основа: Федеральный закон от 02.01.2000 № 22-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения, иного полезного аффекта. Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Виды инвестиций По источникам: • государственные (бюджет); § иностранные (иностранные банки, государства, компании); § коллективные (частные) (граждане); § инвестиции российских предприятий (внутренние инвестиции). По целям: § прямые капитальные вложения (производственные) — в основные средства; § интеллектуальные — финансирование научных исследований; § портфельные (финансовые) — в ценные бумаги; § нефинансовые (неденежные) в форме прав, лицензий, имущества, know-how; § контролирующие — владение более 50% голосующих акций; § неконтролирующие — владение менее 50% голосующих акций. Особую роль в воспроизводственном процессе играют бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В соответствии со ст. 79 Бюджетного кодекса бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации я муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных)унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1791ВК РФ). Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 млрд руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями (право собственности на объект остается у государства, а права владения, пользования и распоряжения передаются частному инвестору для обеспечения эффективного функционирования данного объекта; государство определяет общие параметры работы инвестора и получает от инвестора определенный доход). Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации. Всоответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение правагосударственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|