Анализ результатов преддипломного исследования
Выборку исследования составляли 60 старших дошкольников, 5 воспитателей, 5 родителей старших дошкольников.
Анализ результатов анкетирования воспитателей представлен в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Агрессивность старших дошкольников по мнению воспитателей
Уровень развития агрессивности
| АВ
| %
| Высокий
|
| 8 %
| Средний
|
| 52 %
| Низкий
|
| 40 %
| Всего
|
| 100 %
|
Таким образом, по мнению 5 воспитателей, среди дошкольников встречается 8 % детей с высоким уровнем агрессивности, 52 % дошкольников со средним уровнем агрессивности и 40 % детей с низким уровнем агрессивности.
В графическом виде данные представлены на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Уровни развития агрессивности дошкольников по результатам анкетирования воспитателей.
Таким образом, на основе анкетирования воспитателей было выделено 5 дошкольников с высокой агрессивностью: Артем К., Дарья Н., Вера Т., Олег А., Марат В.
Для анализа особенностей проявления агрессивности было проведено анкетирование родителей 5 дошкольников с высоким уровнем агрессивности. Результаты анкетирования родителей дошкольников представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Средние значения по показателям проявления агрессивности
Показатель
| Среднее значение
| Стандартное отклонение
| 1. Вегетативные признаки
| 9,60000
| 5,128353
| 2. Длительность агрессии
| 11,20000
| 2,049390
| 3. Чувствительность к помощи взрослых
| 9,40000
| 2,966479
| 4. Отношение к собственной агрессии
| 11,00000
| 2,236068
| 5. Недостаточность в проявлении гуманных чувств
| 9,60000
| 5,128353
| 6. Реакция на новизну
| 10,40000
| 2,302173
| 7. Реактивность (чувствительность к агрессии других)
| 11,80000
| 1,643168
| 8. Чувствительность к присутствию других
| 10,40000
| 1,949359
| 9. Физическая агрессия, направленная на предмет
| 11,00000
| 1,224745
| 10. Агрессия, направленная на сверстников
| 8,80000
| 2,588436
| 11. Агрессия, направленная на взрослого
| 9,80000
| 3,701351
| 12. Агрессия, направленная на себя
| 6,60000
| 3,911521
| 13. Агрессия направленная на животных
| 4,00000
| 2,345208
| 14. Вербальная (словесная) агрессия
| 9,20000
| 3,701351
| 15. Физическая агрессия, направленная на человека
| 10,00000
| 4,062019
|
Анализ средних значение показал, что, по мнению родителей, их дети с высоким уровнем агрессивности чаще всего демонстрируют следующие показатели агрессивного поведения:
- Реактивность – чувствительность к агрессии других (Х=11,8);
- Длительность агрессии (Х=11,2);
- Отношение к собственной агрессии (Х=11);
- Физическая агрессия, направленная на предмет (Х=11).
Иными словами, родители в поведении детей чаще всего отмечают их незамедлительную реакцию на агрессивное поведение других детей, длительность агрессии дошкольников (долго успокаиваются), признание своего поведения нормальным даже после замечаний взрослого, а также физическую агрессию по отношению к предметам (дети в состоянии агрессии ломают и портят свои и чужие вещи).
В то же время достаточно часто встречаемым являются следующие показатели агрессивного поведения:
- Реакция на новизну (Х=10,4);
- Чувствительность к присутствию других (Х=10,4);
- Физическая агрессия, направленная на человека (Х=10);
- Агрессия, направленная на взрослого (Х=9,8);
- Вегетативные признаки агрессии (Х=9,6);
- Недостаточность в проявлении гуманных чувств (Х=9,6);
- Чувствительность к помощи взрослых (Х=9,4);
- Вербальная агрессия (Х=9,2);
- Агрессия. направленная на сверстников (Х=8,8).
Менее всего у агрессивных дошкольников развиты следующие проявления агрессии:
- Агрессия, направленная на себя (Х=6,6);
- Агрессия, направленная на животных (Х=4).
Таким образом, родители агрессивных дошкольников отмечают, что в поведении таких детей преобладают чувствительность к агрессии других, длительность агрессии, отношение к собственной агрессии, а также физическая агрессия, направленная на предмет. Дошкольники с высоким уровнем агрессивности практически не склонны к аутоагрессии и агрессии по отношению к животным.
Результаты наблюдения за агрессивными дошкольниками представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Частота проявления агрессивности дошкольников по результатам наблюдения
Признаки поведения
| Частота проявления
| 1 р. в день
| 1 р. в 2-3 дня
| 1 р. в неделю
| Агрессивность
| 1. Физическая агрессия
| 4 (80 %)
| 1 (20 %)
| 0 (0 %)
| 2. Скрытая агрессия.
| 5 (100 %)
| 0 (0 %)
| 0 (0 %)
| 3. Вербальная агрессия
| 5 (100 %)
| 0 (0 %)
| 0 (0 %)
| 4. Агрессия в виде угрозы
| 0 (0 %)
| 2 (40 %)
| 3 (60 %)
| 5. Агрессия в мимике
| 2 (40 %)
| 2 (40 %)
| 1 (20 %)
| 6. Агрессия, как реакция на ограничения
| 2 (40 %)
| 2 (40 %)
| 1 (20 %)
| 7. Агрессия, направленная на себя
| 0 (0 %)
| 0 (0 %)
| 5 (100 %)
| Вспыльчивость
| 1. Вспыльчивость в физических действиях
| 0 (0 %)
| 4 (80 %)
| 1 (20 %)
| 2. Вспыльчивость в речи
| 4 (80 %)
| 1 (20 %)
| 0 (0 %)
|
Таким образом, у всех агрессивных дошкольников ежедневно проявляется скрытая и вербальная агрессия, т.е. они говорят обидные слова и толкают других в отсутствии воспитателя, а также ругаются, используют нецензурную лексику. В то же время практически ежедневно у старших дошкольников с высоким уровнем агрессии выявлена физическая агрессия и вспыльчивость в речи.
Чаще всего у агрессивных дошкольников раз в несколько дней проявляется вспыльчивость в физических действиях – неожиданное разбрасывание игрушек и т.д.
Режу всего (1 р. в неделю) у агрессивных дошкольников представлена аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная на себя.
В графическом виде данные представлены на рис. 2.2.

Рисунок 2.2. Частота проявления признаков агрессии в поведении дошкольников по результатам наблюдения
Таким образом, можно говорить о том, что у агрессивных дошкольников чаще всего скрытая, вербальная и физическая агрессия, а также вспыльчивость в речи. В то же время реже всего у старших дошкольников встречаются проявления аутоагрессии.
Результаты выполнения дошкольниками методики «Несуществующее животное» представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Средние значения по показателям проявления агрессивности в рисунке
Показатель
| Среднее значение
| Стандартное отклонение
| 1.Агрессивность в рисунке
| 16,40000
| 3,361547
| 2. Агрессивность в описании рисунка
| 7,00000
| 1,414214
|
Анализ выполнения агрессивными детьми методики «Несуществующее животное» показал, что все дети, на агрессивность которых указывали воспитатели и родители, продемонстрировали высокий уровень агрессивности в своих рисунках. Особенно высокие значения были получены в описании нарисованного: многие дети говорили о том, что животное питается людьми, крушит все вокруг, защищается от врагов, а также окружено злыми людьми и животными.
На рисунках всех агрессивных дошкольников животное одиноко и обладает острыми когтями, зубами, наростами на теле. Достаточно часто встречалось изображение рта с зубами или острого клюва.
Таким образом, проведение констатирующего эксперимента показало, что среди исследуемых старших дошкольников 5 детей (8 % от общего количества) обладали высоким уровнем агрессивности. Эти данные были подтверждены анкетированием воспитателей и родителей. наблюдением за детьми и проведением проективной методики «Несуществующее животное». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с агрессивными старшими дошкольниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|