Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности социальной ситуации развития дошкольника




В дошкольном возрасте ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".

2) Психологические новообразования дошкольного возраста

В дошкольном возраста впервые возникают следующие нобвообразования:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д.Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей. Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка.

2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. "Красивое не может быть плохим". Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький". У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

2.Упражнение «Разбор ситуаций»

1) Во время завтрака мальчик разбил чашку, а другой ребенок, осуждая, начинает ругать его: «Ты такой неуклюжий, как медведь, тебя нужно наказать за это!» — убегает жаловаться воспитателю.

2) Девочки строят большой дом. Мальчик подходит и выбивает ногой кирпич из основания постройки. Вся постройка падает.

3) Во время игры «Семья» дети исключают девочку из игры, так как она отказывалась выполнять действие, предписанное ролью (убирать игрушки).

4) Девочка украшала разделочную доску в подарок маме к 8 Марта. С большой любовью, аккуратно она выводила розовые лепестки. Завершив работу, она вышла на прогулку и взяла с собой мамин подарок и положила его на веранду, чтобы краски высохли. Внезапно на веранду забежал мальчик и со злобным смехом бросил в доску снежный ком. Когда розовые лепестки стали растекаться, на его лице выразилось удовольствие. Девочка заплакала.

5) На занятии по рисованию в группе детского сада мальчик старательно выводил морские волны и кораблик с белыми парусами. Ему очень понравился этот рисунок, поскольку он напоминал мальчику путешествие. Воспитатель, обсуждая его работу, привлекла внимание детей. Она заметила, что волны так не рисуют. К ее оценкам присоединился мальчик, сидевший рядом, рисунок которого воспитатель оценила положительно. «У тебя не море, а лужа какая-то получилась. И кораблик твой не настоящий, а бумажный!» Это вызвало смех всех детей. На глазах мальчика выступили слезы.

Родителям предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

- Почему ребенок так поступил?

- О чем говорят его эмоции?

- Что бы Вы ему сказали?

- Что чувствовал обиженный ребенок?

- Как вести себя в подобных ситуациях?

Рефлексия

- Какая ведущая деятельность характерна для дошкольного возраста?

- Что происходит с поведением ребенка в старшем дошкольном возраста?

- Какие новообразования свойственны для дошкольного возраста?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных