Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция для воспитателей




Тема лекции – «Социометрический статус дошкольников».

Цель лекции – сформировать понятие о социометрическом статусе дошкольников.

Текст лекции

Социометрический статус дошкольников имеет огромное значение для их дальнейшей жизни. Именно благодаря социометрическому статусу формируется самооценка, самосознание, нравственные нормы, доверие либо недоверие к окружающим. Анализируя качество и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников.

Вопрос о статусе, который занимает ребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих, исследовался как зарубежными, так и отечественными психологами. Решающим фактором и развития психики, и личностного развития любого индивида, в том числе и дошкольника, является, прежде всего, отношение межличностной значимости, то есть система эмоционально насыщенных и деятельностно опосредствованных контактов и связей.

Первый опыт социального взаимодействия и установления межличностных отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный интрагрупповой статус и начинает его осознавать. Примерно в пять лет дети начинают отчетливо понимать, что они нужны друг другу. Маленькие дети видят в других прежде всего себя - отношение к себе и предмет для сравнения с собой. А сам сверстник (его интересы, действия, качества) как бы совсем не замечается. Ребенку трудно понять, что сверстнику тоже нужны поддержка и похвала. Только к шести-семи годам у детей можно увидеть интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями и дети начинают заботиться друг о друге. Полноценность подобного опыта в существенной степени определяет успех или неудачу дошкольника на следующем этапе его социализации – при поступлении в школу.

В зарубежной психологии широко исследовался вопрос о поведении детей с различным социальным статусом. Так по данным Уолкера отвергаемые дети были меньше всего вовлечены в просоциальную активность и, хотя они не были склонны к демонстрации агрессивного или разрушающего поведения, они все равно оценивались педагогами как агрессивные. Была установлена отрицательная корреляция между оценками воспитателей и индивидуальной несоциальной игрой детей и положительная корреляция между оценками педагогов и параллельным взаимодействием детей в игре со сверстниками. Эти данные указывают на то, что оценки взрослых могут влиять на характер социального поведения детей.

В работе Браза было показано, что в социальных взаимоотношениях детей наибольшие различия обнаруживают два показателя: лидерство и готовность следовать за лидером, то есть быть ведомым. Авторы считают эти показатели наиболее важными для формирования социальных способностей дошкольников. При этом они сделали предположение, что эти качества формируются в ходе диадического взаимодействия детей, эффективность которого также во многом зависит от подкрепляющих действий взрослого.

Косвенное подтверждение роли взрослого в установлении социометрического статуса ребенка было получено в исследованиях Крантц. Оказалось, что социометрический статус ребенка-дошкольника положительно коррелирует со степенью его участия в просоциальной деятельности. Просоциальная активность детей дошкольного возраста целиком организуется и поддерживается взрослым, поэтому данные Krantz свидетельствуют в пользу влияния оценок взрослого на социометрический статус ребенка-дошкольника. Также оказалось, что дети, вовлеченные в социальное взаимодействие, могут предсказать свой социометрический статус точнее детей, не участвующих в просоциальной деятельности.

В отечественной психологии вопрос о социальном статусе дошкольников всесторонне изучен. По мнению Л.С. Выготского, личностное развитие ребенка можно рассматривать как результат присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. Следовательно, влияние на социально-психологическое развитие дошкольников оказывает взрослый, в первую очередь, родители ребенка.

Взрослые не только определяют систему требований, но и влияют на социометрический статус ребенка в группе сверстников. В исследованиях Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, было установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в группе сверстников: более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений с детьми и т.п.) сочетаются с высоким социометрическим статусом шести-семилетнего ребенка среди сверстников в детском саду, а неблагоприятные - с низким. Для матерей низкостатусных детей были характерны преимущественно негативные и контролирующие высказывания, в отличие от матерей высокостатусных дошкольников, преимущественно реагирующих на их активность высказываниями одобряющего и поддерживающего характера. Следовательно, большое влияние на формирование социометрического статуса дошкольников имеет семейное воспитание. В работах Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой обращается внимание на значимость взаимодействия детей друг с другом для формирования психологической готовности к школе.

В дошкольном образовательном учреждении в роли значимого для ребенка взрослого выступает, прежде всего, воспитатель. То, что именно он оказывает самое существенное влияние на развитие межличностных отношений дошкольников со сверстниками, проявляется, в первую очередь, во взаимооценках самих детей.

Факты, подтверждающие достаточно выраженную дифференциацию в группах дошкольников, были получены целым рядом исследователей, использовавших различные модификации социометрической процедуры. Так, было показано, что в группе дошкольников представлены практически те же социометрические категории, что и в группах детей более старшего возраста - высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные дети. Дошкольники с низким статусом оказываются изолированными, прежде всего, в ситуациях, когда деятельность не регламентируется педагогом. Высокостатусные, как правило, занимают лидирующие позиции в совместной деятельности сверстников, а среднестатусные дошкольники могут либо объединяться между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым объединениям во главе с высокостатусными детьми.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит, с одной стороны, достаточно активная интеграция ребенка в группу сверстников, что выражается, в частности, в увеличении числа игровых объединений, в позитивной динамике как количества социометрических выборов, получаемых одним ребенком, так и в уровне их взаимности, а с другой – активизация процессов групповой дифференциации, выражающейся в появлении в группе различных достаточно устойчивых социальных позиций, активном адресном обращении детей друг к другу, в переходе от мотивации по внешним признакам к мотивации на основе устанавливаемых межличностных отношений. По данным Т.А.Репиной, старший дошкольник может не только относительно точно предсказать количество выборов, которое он сам получит, но и указать, кто из детей занимает высокий социометрический статус.

Положение ребенка в группе определяется не только его социометрическим статусом и видимым благополучием в реальном общении, но и тем, как высоко сверстниками группы оцениваются его достоинства и как сурово осуждаются его недостатки. Особой любовью, популярностью среди дошкольников пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками, необходимыми для разных видов деятельности, веселые, эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные. Согласно исследованиям Я.Л. Коломинского, дети, получающие наибольшее число выборов одноклассников (“звезды”) обладают ровным характером, обязательны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазий; большинство из них хорошо учится, девочки имеют привлекательную внешность.

В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся, как правило, противоположными качествами. Это часто дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или же, напротив, - сверхобщительные, назойливые, агрессивные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются, вызывая неудовольствие сверстников. Группа школьников, имеющих неблагополучный социальный статус, обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявиться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и замкнутостью; нередко их отличает ябедничество, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Анализ характеристик, которые воспитатели давали детям с различным социальным статусом, показывают, что изолированных детей не любят сами воспитатели. Это значит, что воспитатели вольно или невольно сами могут способствовать изоляции ребенка в группе. Отрицательные систематические оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребенка становятся для остальных детей своеобразным “ярлыком”, характеризующим сверстника, и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают понимать сверстников. Негативное влияние на положение дошкольника в системе межличностных отношений может оказаться и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всей группе в качестве примера для подражания.

Таким образом, дошкольники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание воспитатель.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ И






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных