Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчество Л.Кулешова 3 страница




 

В мастерской "ФЭКС" Герасимов прошёл школу эксцентрического актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии "Ленфильм".

 

Режиссёрским дебютом Сергея Герасимова был фильм "Двадцать два несчастья" (1930, совм. с С. Бартеневым); затем он поставил фильм "Сердце Соломона" (1932, сцен. С. Герасимова совм. с М. Кресиным), "Люблю ли тебя" (1934, сцен. Герасимова). Эти первые работы молодого режиссёра обнаружили его пристальный интерес к современной тематике, проблемам советской морали, жизни и быту советской молодёжи. В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Сергей Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

 

Предвоенные годы и ВОВ

 

Своеобразие дарования Сергея Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме "Семеро смелых" (1936, сцен. С. Герасимова совм. с Ю. Германом). Сергей Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Макарова, П. Алейников и др.).

 

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме "Семеро смелых" создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике.

 

Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя - все эти черты были присущи и фильму "Комсомольск" (1938), поставленному Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с З. Маркиной и М. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 30-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.

 

Значительной работой Сергея Герасимова в предвоенном кино был фильм "Учитель". В этом фильме построенном на материале жизни современной колхозной деревни, режиссёр ставил своей задачей показать то новое, что внесла в характер человека Октябрьская революция. В фильме нашли глубокое и яркое воплощение изменения в духовном облике людей советской деревни, отличающая их высокая моральная требовательность к себе и окружающим. Поэтически рассказанная в фильме история любви молодой колхозницы Аграфены Шумилиной и Степана Лаутина, вернувшегося в родную деревню, чтобы стать в ней учителем, является крупным достижением С. Герасимова и актёров Т. Макаровой и Б. Чиркова.

 

В то же время, придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития современного человека, Герасимов поставил фильм "Маскарад" (1941, сценарий С. Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин - Н. Мордвинов). Одной из самых значит, актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

 

Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: "В нашем понимании современная тема в киноискусстве - это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства".

 

В годы Великой Отечественной войны Сергей. Герасимов принимал участие в создании Боевого киносборника № 1 (1941), поставил фильм "Непобедимые" (1943, совместно с М. Калатозовым) и "Большая Земля" (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

 

Молодая гвардия

 

В 1944-46 Герасимов возглавлял Центр, студию документальных фильмов. В 1944 Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Он осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. Фадеева "Молодая гвардия" (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля Герасимов поставил в 1948 одноименный фильм.

 

Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. С эпической широтой передавая события, описанные в романе Фадеева, фильм создал обширную галерею образов советских патриотов, показав их не только в героических делах, но, прежде всего, во всём богатстве их духовной жизни. Глубина психологических характеристик, широта образного подтекста, точность передачи трагической атмосферы событий - всё это сделало фильм этапным произведением в развитии реалистического метода советского киноискусства. Кинороман "Молодая гвардия" так же, как и роман Фадеева, был одним из первых произведений, углублённо рассматривавших события 2-й мировой войны через психологию людей. Герасимов показал героизм советской молодёжи как естественное проявление нового советского характера.

 

Совместно с киноработниками КНР Сергей Герасимов создал документальный фильм "Освобождённый Китай" (1950; Гос. пр. СССР, 1951), в 1952 поставил фильм "Сельский врач" о людях новой советской деревни. В 1956 по сценарию Герасимова поставлен фильм "Дорога правды" (реж. Я. Фрид), в 1958 фильм "Память сердца" (реж. Т. Лиознова).

 

Тихий Дон

 

В 1939 году режиссер Сергей Герасимов обратился в ГУФК с предложением экранизировать роман "Тихий Дон". Естественно, получил отказ - после 1938 года стало очевидным все возрастающее отдаление Шолохова от вождя, равно как и Сталина от него. И хотя в 1941 году Шолохов получит Сталинскую премию за "Тихий Дон", в 1939 году станет академиком Академии наук СССР, а еще раньше, в 1937 году, депутатом Верховного Совета СССР, дистанция, отдаляющая Шолохова от Сталина и ЦК, неуклонно увеличивалась. Неудивительно, что руководство ГУФК не сочло нужным экранизировать роман опального писателя.

 

"Мне было сказано, - вспоминал позже режиссер, - что едва ли имеет смысл экранизировать роман, который при всех своих достоинствах выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей".

 

В 1956 году Сергей Герасимов решил, что пришло наконец время осуществить творческий замысел. После смерти И.В. Сталина начался процесс освобождения от наследия тоталитарного режима и стала возможной экранизация "опасного" романа ("Тихий Дон" боялись переиздавать до самой смерти Сталина).

 

Сценарий режиссера одобрил сам Шолохов и Герасимов приступил к работе над трехсерийным цветным фильмом. "Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике, - справедливо полагал Герасимов. - То обстоятельство, что в середине 50-х годов уже не нужно было, скажем, защищать Шолохова от обвинений в том, что его Мелехов - это "гамлетианствующий казачок", "донской Гамлет", не снимало вопрос "А кто же он такой, Григорий Мелехов?"

 

Съемки фильма начались в августе 1956 года в павильонах киностудии, а в начале октября съемочная группа отправилась в экспедицию. Декорации "хутор Татарский" построили там же, где снимали первую, "немую" версию "Тихого Дона" - на территории хутора Диченск. В 3-х километрах от Диченска "построили" усадьбу Листницких.

 

В сентябре 1957 года начался монтаж фильма. Сергей Герасимов старался приурочить выход первых двух серий к 40-летию Великой Октябрьской революции. Так и получилось - фильм вышел в ноябре 1957 года, а полгода спустя, в 1958 году, на экраны страны вышла третья серия "Тихого Дона".

 

В прокате 1958 года фильм собрал 47 млн. зрителей, заняв первое место.

 

Дальнейшие работы

 

Сергей Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 он закончил двухсерийный фильм "Люди и звери", охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Фильм поднимает важные проблемы современной морали. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта князя Львова-Щербацкого.

 

Характерную особенность творчества Сергея Герасимова как сценариста и режиссёра составляет умение глубоко исследовать внутренний мир человека, создавать подробные психологические портреты своих героев, в повседневности, "прозе жизни" раскрывать поэзию труда и быта советских людей.

 

Герасимов - режиссёр по преимуществу "актёрский", свои замыслы он раскрывает через актёрское творчество, все его фильмы отличает тщательная работа с актёрами, цельность ансамбля, внимание к эмоциональному подтексту действия и его атмосфере. Творческая деятельность режиссёра, актёра и сценариста Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Бондарчук, Л. Кулиджанов, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Рыбников, 3. Кириенко, Ж. Болотова и многие другие. Является также художеств, руководителем творческого объединения московской киностудии им. Горького.

 

Сергей Герасимов выступает и как драматург - он автор пьес "Учитель" (1939) и "Наши дни" (1940) и эпизодически как театр, режиссёр.

 

В 1960-х годах Герасимов перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин (Журналист, У озера, Любить человека) социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений).

 

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на киностудии им. Горького.

 

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм "Красное и чёрное" по одноимённому роману Стендаля.

 

Знаменитый фильм Александра Аскольдова «Комиссар» обязан Герасимову в полном смысле слова своим существованием. Выяснилось, что Герасимов проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ, предписывавший смыть все негативы "антисоветского" фильма "Комиссар". После смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный уцелевший негатив фильма, хранившийся там все эти годы.

 

Последние годы

 

Актёрам не рекомендуется ложиться в гроб, даже если это требуется по ходу сцены. Считается, что снятый в гробу исполнитель вскоре окажется в нём по ходу уже совсем иного сценария. Суеверные стараются подложить вместо себя двойника.

 

На съёмках «Льва Толстого» Сергея Герасимова уговаривали отказаться от этой сцены. Но Герасимов был создателем фильма. Он вложил в него всё. И стоял на своём, считая непорядочным и по отношению к творчеству, и просто по-человечески подстраховаться двойником.

 

Умер Герасимов спустя год после выхода на экраны «Льва Толстого» 26 ноября 1985 года после операции на сердце.

 

Был женат на актрисе Тамаре Макаровой, которая играла главные роли во многих его фильмах.

 

Режиссер

1984 Лев Толстой

1980 Юность Петра

1980 В начале славных дел

1976 Красное и чёрное (телесериал)

1974 Дочки-матери

1973 Любить человека

1969 У озера

1967 Журналист

1962 Люди и звери

1959 Говорит спутник (документальный)

1958 Тихий Дон

1957 Die Windrose (Russian segment)

1954 Надежда

1953 Великое прощание (документальный)

1951 Сельский врач

1951 Освобождённый Китай (документальный/КНР)

1950 Новый Пекин (документальный)

1948 Молодая гвардия

1945 Берлинская конференция

1945 Московский мюзикхолл

1944 Большая земля

1943 Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (фильм-концерт)

1942 Непобедимые

1941 Старая гвардия

1941 Маскарад

1941 Встреча с Максимом (в Боевом к/сб № 1)

1939 Учитель

1938 Комсомольск

1936 Семеро смелых

1932 Сердце Соломона

1932 Лес

1930 Двадцать два несчастья

 

Сценарист

1984 Лев Толстой

1980 Юность Петра

1980 В начале славных дел

1976 Красное и чёрное

1973 Любить человека

1969 У озера

1967 Журналист

1962 Люди и звери

1959 Говорит спутник (документальный)

1958 Тихий Дон

1958 Память сердца

1956 Дорога правды

1954 Надежда

1948 Молодая гвардия

1944 Большая земля

1941 Чапаев с нами

1941 Маскарад

1939 Учитель

1938 Комсомольск

1936 Семеро смелых

1934 Люблю ли тебя?

1932 Сердце Соломона

1932 Лес

 

Фильмография:

1984 Лев Толстой … Лев Толстой

1974 Пётр Мартынович и годы большой жизни

1974 Дочки-матери … Пётр Никанорович Воробьёв

1969 У озера

1967 Журналист … Алексей Колесников

1962 Люди и звери … русский эмигрант Львов-Щербацкий

1941 Маскарад … неизвестный

1938 Комсомольск … шпион

1935 Граница … Яков, портной

1934 Разбудите Леночку … роль

1933 Дезертир … 2-й бонза

1932 Три солдата … командир Стального полка

1931 Одна … председатель сельсовета

1929 Обломок империи … меньшевик

1929 Новый Вавилон … журналист Лутро

1927 Чужой пиджак … Скальковский, агент Рыбтреста

1927 С. В. Д. … Медокс

1926 Шинель … Ярыжка, шулер-шантажист

1926 Чёртово колесо … человек-вопрос

1926 Братишка … второй шофер

1925 Мишки против Юденича … эпизодическая роль

 

Награды и премии

1986 В честь Герасимова назван Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК)

1985 Главный спец. приз и диплом ВКФ («Лев Толстой»)

1984 Ленинская премия

1984 Большая премия «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах («Лев Толстой»)

1981 Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики» ВКФ («Юность Петра»)

1981 Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики» ВКФ («В начале славных дел»)

1978 Действительный член Академии педагогических наук СССР

1974 Герой Социалистического Труда

1973 Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы» ВКФ («Любить человека»)

1971 Гос. премия СССР («У озера»)

1970 Главный приз МКФ в Карловых Варах («У озера»)

1967 Большой приз МКФ в Москве («Журналист»)

1966 Орден Ленина

1959 Диплом МКФ в Мехико («Тихий Дон»)

1958 Большая премия «Хрустальный глобус» «За создание широкой панорамы жизни народа» МКФ в Карловых Варах («Тихий Дон»)

1958 Диплом лучшему иностранному фильму гильдии режиссёров США («Тихий Дон»)

1958 Премия за лучшую режиссуру ВКФ («Тихий Дон»)

1958 Первая премия фильму на Всесоюзном кинофестивале («Тихий Дон»)

1951 Сталинская премия («Освобожденный Китай»)

1950 Орден Трудового Красного Знамени

1949 Сталинская премия I степени («Молодая гвардия»)

1948 Народный артист СССР

1946 Профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК)

1946 Доктор искусствоведения

1944 Орден Красной Звезды

1941 Сталинская премия II степени («Учитель»)

1940 Орден Трудового Красного Знамени

1937 Почетный диплом на Международной выставке декоративных искусств в Париже («Семеро смелых»)

 


27. Творчество М.Ромма

Михаил Ромм родился 11 (24) января 1901 года в Иркутске, куда был сослан его отец Илья, социал-демократ, врач по профессии. Мать происходила из семьи интеллигентов. Она страстно любила театр и свою любовь к искусству передала детям.

«Лет с девяти я рос в Москве, — писал Михаил Ромм. — В Москве я окончил гимназию в 1917 году и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Я решил стать скульптором. Это не мешало мне также подвизаться на театральном поприще — в качестве актёра».

В годы военного коммунизма Ромм стал продагентом и много разъезжал по стране, затем попал в Красную армию, где был и рядовым, и телефонистом, и даже инспектором.

В 1925 году он закончил скульптурный факультет. Ещё одной его страстью была литература. В 1920-е годы он переводил французских классиков — Флобера, Мопассана, Золя. Кроме того, сам писал романы, повести, новеллы.

Когда в начале 1930-х годов Ромм пришёл в кино, режиссёр с похожей фамилией — Абрам Роом, при встрече намекнул молодому коллеге, что ему следует взять псевдоним: «А то нас будут путать». Михаил ответил: «Я сделаю всё, чтобы нас с вами не путали».

Ромм работал ассистентом режиссёра, когда ему предложили самостоятельную постановку на жёстких условиях: картина должна быть немой, срок написания сценария — две недели, всего лишь десять актёров, ни одной массовки и смета минимум в три раза дешевле обычной картины.

Михаил Ромм решил экранизировать «Пышку» (1934). Он никогда не бывал во Франции, но у него оказалось достаточно литературных знаний и ассоциаций для того, чтобы воссоздать колорит мопассановской Франции. С этой картины началось сотрудничество Ромма с оператором Борисом Волчеком. Ромм был учеником Эйзенштейна. При монтаже «Пышки» были утеряны несколько кадров, когда Ромм пришел к Эйзенштейну с вопросом «Что делать»? Эйзенштейн, дал Ромму совет повлиявший на его дальнейшее творчество. Эйзенштейн посоветовал собирать картину без недостающих кадров, оставив «недосказанность»

В 1936 году маршал Ворошилов посмотрел вестерн «Потерянный патруль» Джона Форда и предложил сделать свой вариант советским кинематографистам. Михаил Ромм снял фильм «Тринадцать» (1936), прославивший подвиг горстки красноармейцев, вступающих в бой с басмачами у артезианского колодца.

Единственную женскую роль в этой картине сыграла Елена Александровна Кузьмина, которая стала женой Ромма «на всю оставшуюся жизнь». У неё была дочь Наташа от Бориса Барнета. Но своим отцом девочка считала Михаила Ильича.

Девять месяцев съёмочная группа провела в экспедиции, в тяжелейших условиях пустыни Кара-Кум. Заснятые с превеликим трудом кадры браковались в Москве, на студии, где лаборанты с удивлением смотрели на плёнку со сползшей от жары эмульсией. Пришлось вырыть в пустыне глубокий колодец и держать там, на льду, коробки с плёнкой.

Актёры не очень-то верили в молодого Ромма. Вот тут и проявился его характер. Оказалось, что этот добрейший человек обладал железной волей, упрямством, настойчивостью. Картина была успешно завершена.

В 1937–1939 годах выходит знаменитая роммовская дилогия о Ленине («Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»). Роль вождя режиссёр доверил театральному актёру Борису Щукину.

Эффект появления Щукина в гриме Ленина в коридорах студии многократно описан. Вот что рассказывала Елена Кузьмина: «Когда я шла по коридору, ко мне навстречу шагал человек. Что-то в его облике показалось мне знакомым. Когда мы поравнялись, я увидела, что это шёл живой Владимир Ильич. Одна рука у него была в кармане пальто, другая размашисто загребала воздух. На голове наивно и смешно кривилась кепочка. Я в первую минуту не поняла, что это загримированный Щукин. Я увидела только Ленина и задохнулась от волнения».

После официального признания «ленинианы» Михаил Ромм вошёл в когорту ведущих советских кинорежиссёров. Ромм и дальше хотел развивать эту тему. Но смерть Бориса Щукина опрокинула планы.

Вершиной творчества Михаила Ромма считается картина «Мечта» (1943). Снималась она перед самой войной. Действие «Мечты» происходит в Западной Украине 1930-х годов. Глубокий духовный кризис, материальную и душевную нищету обывателей, убожество их идеалов и целей режиссёр раскрывал на примере нескольких обитателей меблированных комнат под названием «Мечта».

В этой картине замечательно сыграли Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Войцик, М. Астангов, М. Болдуман и, конечно, Е. Кузьмина, постоянная участница роммовских картин.

Замкнутый в себе мирок был исследован Роммом с большой социальной точностью и художественным мастерством. «Сочетание смешного, драматического, иронии и лиризма делает фильм примечательным явлением на советском экране; в нём, может быть, впервые удалось нащупать зерно трагикомедии», — писал Сергей Юткевич.

«Мечту» посмотрел американский президент Рузвельт и сказал, что это один из величайших фильмов земного шара.

«Последний день перезаписи звука в „Мечте" попал на ночь с субботы 21-го на воскресенье 22 июня 1941 года, — вспоминал Ромм. — Мы закончили перезапись в восемь часов утра. Был ясный солнечный день. Мы поздравили друг друга с окончанием работы, а через три часа я узнал о нападении фашистской Германии на Советский Союз».

Во время войны семью разбросало: дочка Наташа оказалась в Уфе, в составе группы кинематографистов эвакуировалась в Ташкент Елена Кузьмина; Ромм жил в гостинице «Москва».

В конце войны он поставил фильм «Человек 217» (1945), удостоенный Сталинской премии и премии кинофестиваля в Каннах. Это произведение искреннее, сильное и яркое. История советской девушки Тани Крыловой, угнанной в немецкое рабство, вызывала чувство ненависти к фашистам.

Михаил Ромм не был в простое даже в тяжёлую пору «малокартинья». В конце 1940-х — начале 1950-х годов он поставил несколько фильмов, таких как «Русский вопрос» (1947) по пьесе К. Симонова и «Секретная миссия» (1950).

Ромм оказался в числе трёх режиссёров, которым посчастливилось запустить фильмы в 1951 году. Историческая дилогия «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1952–1953) была создана по пьесе А. Штейна «Флаг адмирала». Эти постановочные, костюмные картины отняли у Ромма много сил.

В 1956 году Ромм выпускает свою самую спорную картину «Убийство на улице Данте», в которой поднималась тема растлевающего, губительного воздействия войны и фашизма на молодёжь Запада.

К этому времени уже вышел запрет на съёмку жён режиссёров в их фильмах. Это был удар, от которого Михаил Ильич так, не смог оправиться в ходе работы над «Убийством на улице Данте». На главную роль была утверждена театральная актриса Е. Козырева.

Несмотря на большой успех в кинотеатрах, эта работа оставила у режиссёра чувство разочарования.

Ромм обрекает себя на шестилетнее молчание. Он преподаёт, пишет, руководит вместе с Ю. Райзманом Третьим творческим объединением на «Мосфильме», ведёт два режиссёрских курса во ВГИКе. Михаил Ильич воспитывает целую плеяду режиссёров, среди его учеников Г. Чухрай, А. Тарковский, Р. Чхеидзе, Г. Данелия, Г. Панфилов, В. Басов, В. Шукшин, Д. Асанова, Н. Михалков, А. Митта, Т. Абуладзе, И. Таланкин и многие другие. И каждому он помогал в работе над их фильмами, часто повторяя слова Эйзенштейна: «Режиссёр — это ум».

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года» (1962). По определению режиссёра, это произведение о молодых учёных-физиках явилось «картиной-размышлением». Он почувствовал, что растёт интерес к этим людям, к их особому быту, к их таинственному труду, к их жизни в романтическом ореоле секретности.

Последней работой Ромма стал монтажный фильм о Третьем рейхе «Обыкновенный фашизм» (1966).

Отобранная из сотен тысяч метров архивная плёнка, немногие специально доснятые документальные кадры и авторский текст, который произносит сам режиссёр, — таковы компоненты фильма. Ромм сталкивал два пласта времени — прошлое, проходящее в кадрах хроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии.

Вместе со съёмочной группой Ромм выезжал в Польшу и Германию. Толпы экскурсантов проходили по территории лагеря Освенцим. Михаил Ильич следил за ними, повторял их маршруты, пытаясь понять, как современный человек воспринимает то, что он видит.

Фильм «Обыкновенный фашизм» завоевал зрителя общим количеством свыше сорока миллионов. Такой аудитории не знал до этого ни один историко-документальный фильм. Ромм объездил с картиной весь мир.

Ромм был свободным человеком, не боялся спорить с учёным Андреем Сахаровым и с интересом читал его запрещённые труды. Он наговаривал на маленький магнитофон свои рассказы-наблюдения о жизни, встречах с Эйзенштейном, Хрущёвым, Сталиным.

Ромм задумал ещё один хронико-документальный фильм «Мир сегодня». Но завершить его не успел. Михаил Ильич, сидя дома за письменным столом, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры фильма. Когда в кабинет заглянула Елена Александровна, он сказал: «Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Жена помогла ему перебраться на диван. Через несколько мгновений его не стало.

Михаил Ильич Ромм умер 1 ноября 1971 года. В его записях, оставшихся в архиве, есть фраза: «Мне нужно только десять лет жизни, и я всё успею…»

Фильм «Мир сегодня» заканчивали Э. Климов, Г. Лавров, М. Хуциев, на экраны он вышел под названием «И всё-таки я верю» (1976). Но голос Ромма прозвучал с экрана… Он готовился к этой роли, наговаривал на плёнку. Фонограммы хватило на две мировые войны, до атомного взрыва в Хиросиме. Потом на экране возник текст: «Здесь обрывается голос автора фильма… Дальше пойдут надписи».

 


28. Творчество С.Параджанова

Имя Сергея Параджанова вот уже четыре десятка лет фигурирует в списках лучших кинематографистов мира, — после триумфального шествия его великого фильма «Тени забытых предков». «Огненные кони» — под таким названием фильм демонстрировался на Западе — возвестили о рождении на Украине нового поэтического кино.

Картины Параджанова — это совершенно новое эстетическое восприятие мира

Сергей Параджанов становится студентом Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако пройдет всего лишь год, и Параджанов поймет, что поступил опрометчиво — любовь к искусству возьмет свое. Он бросает железнодорожный институт и поступает сразу в два творческих вуза: на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при оперном театре. В 1945 году он переводится в Московскую консерваторию в класс профессора Нины Дорлиак. Параллельно с учебой в консерватории Параджанов в 1946 году сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (сначала учится в мастерской Игоря Савченко, а после его смерти у Александра Довженко).

Это был талантливый курс, на котором учились многие в будущем известные режиссеры советского кино: А. Алов, В. Наумов, Ю. Озеров, М. Хуциев, Ф. Миронер, Г. Габай, Н. Фигуровский, Л. Файзиев, Г. Мелик-Аваков. Ученики этого курса принимали активное участие в съемках фильмов своего учителя И. Савченко — «Третий удар» (1948) и «Тарас Шевченко» (1951). Последний фильм после кончины режиссера пришлось «доводить» его ученикам. Параджанов закончил ВГИК в 1951 году. Его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» (так звали пастушка из молдавской сказки), где впервые обозначилось его стремление к поискам в области цветовой экспрессии и поэтической метафоры.

В 1949 году он устроился ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссером на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».

Свои фильмы ему приходилось снимать на разных студиях Его произведения становились событиями национальных кинематографий, даже если это не признавалось официально. Они всегда считались слишком сложными «для народа», приученного к логике повествовательного кино, с их живописной культурой и поэтической символикой.

Ему не давали работать годами. Великий режиссер мирового уровня, каждый кадр и каждое мнение которого специалисты ловили на вес золота, ходил без работы, метался между киностудиями страны, предлагая свои услуги, свои сценарии и режиссерские замыслы и только изредка добиваясь разрешения на постановку: тогда происходило чудо, человечество получало шедевр киноискусства:

По воле рока судьба этого солнечного человека-«праздника» оказалась горько трагической. Его звездный фильм «Тени забытых предков» принес ему всеобщее признание и стал началом его конца. Его сажали в тюрьмы по придуманным обвинениям, а он выживал и там благодаря своему творчеству. А, выйдя оттуда, снова возрождался, как Феникс, и снова творил. По словам Беллы Ахмадулиной, «он был виноват в том, что свободен».







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных