рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
тЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ГАРМОНИИд. ШУЛЬГИН Учебное пособие для специальных курсов музыкальных вузов и колледжей МОСКВА 1994 © Шульгин Д.И.
ПРЕДИСЛОВИЕ. 6 ВВЕДЕНИЕ. 7 Музыкальная теория и практика в XIX и XX столетиях. 7 Современный звуковой материал. 8 Современный ритмический материал*. 9 Техника композиции в музыке XX века. 10 Изменение понятия гармонии в XX веке. 10 Основные закономерности современной гармонии. 11 Свободное применение диссонанса. 11 Звуковысотная структура. 11 Об общеструктурных законах. 14 Аккордика. 15 Проблема аккорда как конструктивного элемента. 15 Понятие аккорда **. 15 Строение аккордов. 16 О наименовании аккордов с различными структурами. 17 О классификации аккордов. 17 Групповая классификация П. Хиндемита*. 18 Таблица Распределение аккордов Хиндемита. 18 Общая классификация аккордов по интервальным особенностям их структуры.. 19 Полигармонические аккорды **. 20 Условия, способствующие полигармоническому расслоению аккордов. 20 Фактор диссонантности. 20 Фактор фактурной индивидуализации. 21 Разновидности полигармоний. 21 Отечественная теория о природе полиаккордов в тональной музыке*. 21 Красочно-декоративные созвучия. 23 Созвучия красочных (колористических, фонических) функций в условиях ладотональной гармонической системы.. 23 Тембровые средства — основной конструктивно-гармонический фактор *. 24 Неаккордовые звуки. Неаккордовые созвучия *. 25 Линеарность как ведущий конструктивно-гармонический фактор. 26 Аккорды в одноголосии*. 26 Аккорды в полифонии*. 27 Звуковысотная система. 27 К проблеме восприятия музыкальных произведений. 27 Интонационно-ладовая природа звуковысотной системы*. 28 Лад. Ведущий конструктивный принцип ладовой организации**. 29 Объективные предпосылки разделения звуковысотных элементов на опорные и неопорные *. 31 Полисистемность звуковысотной организации. Ее комплексно-интонационная природа ***. 31 Центропостоянные и центропеременные разновидности ладовой организации. 32 Современный ладозвукорядный материал*. 32 О систематизации современных ладовых форм. 33 О специфических сторонах проявления гармонии в полифонической и гомофонной формах изложения музыкальной ткани с ладовой организацией. 35 Модальные формы звуковысотной организации**. 36 Тональные формы ладовой организации. 40 1. Функциональная тональность: 41 II. Рыхлая тональность: 41 III. Диссонантная тональность: 41 IV. Парящая тональность (атоникальность): 41 V. Инверсионная тональность: 42 VI. Переменная тональность: 42 VII. Колеблющаяся тональность: 42 VIII. Многозначная тональность: 42 IX. Снятая тональность: 42 X. Политональность: 42 Мажоро-минорные модификации хроматической тональности. 44 Основные пути становления тональности как хроматической и полисистемной формы ладовой организации. 45 Альтерация. Альтерированные аккорды. Политональность. 46 Хроматические ступени*. 51 Функция. 52 Понятие функции звуковысотных элементов. 52 Смысловая сторона. 54 Материальная сторона. 54 Общелогическая сторона. 54 Функциональная логика. 55 Общеструктурные функции центра и центроподчинения в различных формах ладовой организации. 56 Тональные функции. 59 Тоническая функция. 60 Диссонирующие тоники. 61 "Ладоотражающие" свойства диссонирующих тоник или тоники в значении "собирательного" центра лада*. 62 Нетонические функции. 63 Отдельные разновидности нетонических функций. 64 Автентические и плагальные последования гармонических элементов. 66 Доминантовая и субдоминантовая группы нетонических функций. 67 Некоторые характерные особенности современной функциональной теории. 67 Функциональная логика в тональных формах звуковысотной организации. 68 Основные факторы объединения в гармонических структурах. 70 Дополнительные факторы объединения в гармонических структурах. 71 Атональность. 72 Свободная атональность. 74 Основные факторы движения в атональной ткани. 76 "Ладоатональные" формы звуковысотной организации. 77 Основные конструктивные закономерности атональных форм ладовой организации. 78 Ладогармонические центры и их окружение в атональности. 79 Организованная атональность. 79 Серийные формы организации атональности*. 79 Додекафония*. 81 Основные положения додекафонной техники. 83 Работа с серийным материалом в полифонической одновременности. 87 Работа с серийным материалом в гармонической одновременности. 87 Сериальные формы организации атональности*. 89 Прогрессии и серии ритма *. 90 Ритмические прогрессии. 91 Ритмические серии. 92 Пуантилистические формы атональной организации *. 94 Сонористика. Сонорная гармония*. 95 Методические рекомендации. 95 Содержание курса. Примерная сетка часов. 97 Методика гармонического анализа. 99 Принцип системного подхода*. 100 Первый объект анализа при определении типа звуковысотной системы.. 101 Общие принципы метода анализа различных гармонических проекций высотной структуры.. 102 Метод анализа. Общеструктурные приемы.. 103 Специфические приемы.. 104 Основные положения методики гармонического анализа тональных структур. 105 Основные положения методики гармонического анализа додекафонных структур*. 107 ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.. 109 Нотные примеры.. 141 1. ШЕНБЕРГ. "КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ" [квартовые аккорды ] 141 2. САРКИСЯН. МИНИАТЮРА [квинтовые аккорды] 142 3. ЩЕДРИН. ЗВОНЫ. 2-й КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА (1968) [смешанно-интервальные аккорды ] 142 4. РАВЕЛЬ. КОНЦЕРТ D-DUR, II ЧАСТЬ [(например, созвучие "c-es-e-g" может называться "двутерцовой квинтаккорд"4)] 142 5. AHTOHИУ."SYLLABES". I Parechesis [кластер — созвучие из секунд — "c-des-d" можно назвать "двусекунд"5] 143 6. БЕРГ. "ЛИРИЧЕСКАЯ СЮИТА", I ["пентаккорд" или "пентаккорд квартовый (квинтовый)] 143 7. СТРАВИНСКИЙ. "ПЕТРУШКА", КАРТ. IV. 144 8. МЕССИАН "ПОЛНОЧЬ: ОБРАТНАЯ И ЛИЦЕВАЯ СТОРОНЫ" ("MINUIT PILE ET FACE") 144 9. ШЕНБЕРГ. "СВИДЕТЕЛЬ ИЗ ВАРШАВЫ". 145 10. ШНИТКЕ. СОНАТА № 1(1963). III ч. 145 11. ЩЕДРИН. ЗВОНЫ. 2-й КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА.. 146 12. ШНИТКЕ. СОНАТА № 2 [смешанно-интервальные аккорды ] 146 13-14. ШНИТКЕ. СЕРЕНАДА. II ЧАСТЬ. 147 15. БРИТТЕН. ЭХО ПОЭТА, "ЭХО". 147 16. ШЁНБЕРГ. "СВИДЕТЕЛЬ ИЗ ВАРШАВЫ". 148 17. МЕССИАН "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ" №9. 148 18. ШНИТКЕ. РЕКВИЕМ. №13 CREDO (партия фортепиано) [секундовые аккорды, "эолийский аккорд"18, "фригийский тетрахорд"18…] 148 19. BRUBECK. IN YOUR OWN SWEET WAY. 149 20. ПРОКОФЬЕВ. "САРКАЗМЫ", op 17. II 149 21. МЕССИАН. "СПОКОЙНАЯ ЖАЛОБА". 150 22. ШОСТАКОВИЧ. "КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА". 5 КАРТИНА.. 150 23. БАНЩИКОВ. СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО №2, ЧАСТЬ III 150 24. БЕРГ. ПЬЕСА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ор. 5 №2. 151 25. МЕССИАН "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ", №10. 151 26. ЩЕДРИН ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ. 152 27. ЩЕДРИН. 24 ПРЕЛЮДИЯ И ФУГИ, ФУГА XX.. 152 28. МЕССИАН. "ХАОС РАДУГ...". 153 29. ШЁНБЕРГ. СЮИТА ДЛЯ Ф-НО, ор.25, ГАВОТ.. 153 30 (см. 33b).АНТОНИУ. SYLLABES. VI 154 31. ШНИТКЕ. "PIANISSIMO..." (1-3 тт. Первая из 12 "вариаций" на серию, "малосекундовая") 154 31а. ШНИТКЕ. "PIANISSIMO..." [секундовые аккорды] 156 32 Аккордоряд. МЕССИАН. "СПОКОЙНАЯ ЖАЛОБА". 158 33. ВЕБЕРН. "СВЕТ ГЛАЗ", ОР. 26. 159 33 а. 161 33b (см.30). АНТОНИУ. SYLLABES. VI 162 34. МЕССИАН. "ХАОС РАДУГ ДЛЯ АНГЕЛА". 164 35. ALES HAJEK. BAJKY. "Vcela a pavouk". 165 36 БАРТОК. 1-я СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО, ЧАСТЬ III 166 37. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, II 168 38а. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, IV. 169 38b. XVIII Spirituel et discret 170 39а. БЕРИО. ПАСТОРАЛЬ, I 171 39 b. СХЕМА МОДАЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ПРИМЕРУ 39. 173 40. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, X.. 175 41. ОНЕГГЕР. СИМФОНИЯ № 5, I ч. 176 42. РАВЕЛЬ. БЛАГОРОДНЫЕ ВАЛЬСЫ, II 176 43. БАРТОК. "КАТАНИЕ НА ЛОДКЕ". 177 44. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, XXII 177 45. ШНИТКЕ. ГИМНЫ, I 178 46. ВИЛЛА-ЛОБОС. "КАРТОННАЯ КОШЕЧКА". 179 46а. СХЕМА К ПРИМЕРУ 46. 180 47. ДАНСТЭБЛ. CHRISTE SANCTORUM DECUS. 181 49. ШНИТКЕ. ПАСТОРАЛЬ. 183 50. ПРОКОФЬЕВ. JULIET.. 184 51 Andante. Languido. СКРЯБИН. ПОЭМА ЭКСТАЗА.. 184 52. ПРОКОФЬЕВ. ВОСЬМАЯ СОНАТА. I 186 53. ЦИНЦАДЗЕ. КВАРТЕТ №5, I 186 54. F.JOESSER, J.MCHUGH "CANT GET OUT OF THIS MOOD". 187 55. ДЕБЮССИ. "ВОЛОСЫ". 188 56. РАВЕЛЬ. ПАВАНА.. 190 57. ШОСТАКОВИЧ. Первый концерт для ф-но с оркестром, II 191 58. МЯСКОВСКИЙ. ВТОРАЯ СОНАТА.. 193 59а. ПРОКОФЬЕВ. ВОСЬМАЯ СОНАТА, 1. 193 59b. РАВЕЛЬ. БЛАГОРОДНЫЕ ВАЛЬСЫ, I 194 59с. ДЕБЮССИ. СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И Ф-НО, II 194 62. ХИНДЕМИТ. "ГРЕЗЫ". 197 63. СКРЯБИН. ПРЕЛЮДИЯ №4 ор. 74. 198 65. МЯСКОВСКИЙ, ЧЕТВЕРТАЯ СОНАТА, II 199 65а. ДЕБЮССИ. "ЗЕЛЕНЬ"*. 199 65b. MERCER, SCHERTZINGER. "TANGERINE". 200 65с. СКРЯБИН. ПРЕЛЮДИЯ ор.48 №4 [93.368] 200 66. ПРОКОФЬЕВ. ROMEO AND JULIET.. 201 67а. ОНЕГГЕР. СИМФОНИЯ № 5, I 201 67b. МЯСКОВСКИЙ. ЧЕТВЕРТАЯ СОНАТА, II 202 68а. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ,XIII 202 68b. БАРТОК. VOLKSLIEDARTIG. 203 69. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И Ф-НО ор.134. 203 70. ОНЕГГЕР. 2 СИМФОНИЯ, I 204 71. ПРОКОФЬЕВ. 9 СОНАТА, III 204 72d. ШОСТАКОВИЧ. 24 ПРЕЛЮДИИ, XXIV. 206 72e'. ШОСТАКОВИЧ. 2 СОНАТА, I 206 72e". КАРА КАРАЕВ. 24 ПРЕЛЮДИИ, XII 206 72f. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ, II 207 72g. 207 73. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, II 208 74а. ПРОКОФЬЕВ. САРКАЗМЫ, III 209 74b. БАРТОК. 14 БАГАТЕЛЕЙ, I 209 75. СКРЯБИН. GU1RLANDES. 210 76. ПРОКОФЬЕВ. ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ. 211 77. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, I (УПРОЩЕНО) 214 78. КОДАЙ. ИМПРОВИЗАЦИЯ (УПРОЩЕНО) 215 79. ПУЛЕНК. ПЕШКОМ.. 215 80. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, I 216 81. БАРТОК. VERMINDERTE. QUINTEN.. 216 82. BARTOK. MIKROKOSMOS. IV, 10: 217 83. MIKROKOSMOS. V, 136. 217 84. BARTOK. MIKROKOSMOS, IV, 105. 217 85. ПРОКОФЬЕВ. САРКАЗМЫ. IV *. 218 86. BARTOK. MIKROKOSMOS. V, 123. 219 88. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, I (УПРОЩЕНО) 220 89. ШНИТКЕ. СОНАТА №1, II 221 91. ШОСТАКОВИЧ. 4 СИМФОНИЯ, I (изложение упрощено) 222 92. ПРОКОФЬЕВ. ПЯТАЯ СОНАТА, I 223 93а. ПАЛЕСТРИНА. РИЧЕРКАР В I ТОНЕ. 225 93b. ПЕРСЕЛЛ. MODERATO (ФУГА) ИЗ V СОНАТЫ.. 225 93с. БАХ. "371 CHORALGESANGE", 304. 225 93d. ФРЕСКОБАЛЬДИ. КАНЦОНА ВО II ТОНЕ. 226 93е. БАХ. ПАРТИТА ЛЯ-МИНОР, ФАНТАЗИЯ. 226 94b. БАХ. ПАРТИТА ДО-МИНОР, СИМФОНИЯ. 227 95. ЯЖЕМБСКИЙ. КАНЦОНА ДЛЯ КВАРТЕТА СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И BASSO CONTINUO.. 227 96. ШОСТАКОВИЧ. КВАРТЕТ №4, 1. 228 97. ХИНДЕМИТ. КОНЦЕРТ, ор. 38 "БАССО-ОСТИНАТО". 229 98. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА №3. 231 99. ШОСТАКОВИЧ. КВАРТЕТ №3, III 232 100. ШОСТАКОВИЧ. КВАРТЕТ №1, IV. 236 100 а. МИЙО. КОНЦЕРТ, II "РОМАНС" (упрощено) 238 101. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИЯНО. ор. 134, I 240 102. МЯСКОВСКИЙ. ЧЕТВЕРТАЯ СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ор, 27. 241 103. МЯСКОВСКИЙ. ВТОРАЯ СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИЯНО, ор. 13. 242 104. ВИЛЛА ЛОБОС. МАЛЕНЬКАЯ НИЩЕНКА. 242 104 а. ПРОКОФЬЕВ. ВТОРАЯ СОНАТА, I 243 104b. ШОСТАКОВИЧ - ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ - Вокальный цикл Соч. 79 (1948) 243 I. Плач об умершем младенце. 243 105. ШОСТАКОВИЧ. ТРИ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ТАНЦА, I 245 106а. РАВЕЛЬ. МОГИЛА КУПЕРЕНА, МЕНУЭТ.. 245 106 b. РАВЕЛЬ. БЛАГОРОДНЫЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ ВАЛЬСЫ, I 246 106с. РАВЕЛЬ. ВИСЕЛИЦА. 246 106d. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ, II 247 106е. ПРОКОФЬЕВ. ОРИЕНТАЛИЯ (начальные такты) 248 107. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ. VI 249 Схема: 249 107 (продолжение) 251 108. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ. VI 252 109а. ДЕБЮССИ. "ВЕТЕР НА РАВНИНЕ". 253 109b. ДЕБЮССИ. "...ДЕЛЬФИЙСКИЕ ТАНЦОВЩИЦЫ". 253 109с. ДЕБЮССИ. "ГЕНЕРАЛ ЛЯВИН", ЭКСЦЕНТРИК. 254 d. ДЕБЮССИ. "DOCTOR GRADUS AD PARNASSUM". 254 109 е. ЭКЕР. ДВЕ ПРЕЛЮДИИ, I 255 110 а. ЭКЕР. ДВЕ ПРЕЛЮДИИ, II 255 110 b. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 3. 256 111. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 8, 111. 256 112. СКРЯБИН. 24 ПРЕЛЮДИИ, op. 11 № 1. 257 113. BERG. SONATE, op.l 259 114. ШЕНБЕРГ. ТРИ ПЬЕСЫ, ор. 11, I [смешанно-интервальные аккорды ] 261 115. АНТОНИУ. СЛОГИ, I 264 116. ЖОЛИВЕ. 6 ПЬЕС "МАПА", 5. 265 (продолжение примера 116) 267 117. Sehr langsam. ШЁНБЕРГ. 6 ПЬЕС, ор. 19, VI 267 118а. КАРАЕВ. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ, I 269 118b. ВОЛКОНСКИЙ. MUSICA STRICTA, I 271 119а. ШНИТКЕ. СОНАТА № 1, III 272 119b. 272 120. БАНЩИКОВ. СИЛЛОГИЗМЫ, I 273 Центры-опоры: 273 "тональные" элементы.. 275 121а. ШНИТКЕ. СОНАТА №1, IV. 276 121b. БЕРГ. " ЛИРИЧЕСКАЯ СЮИТА", I 276 121с. ШНИТКЕ. СТРУННЫЙ КВАРТЕТ, I 277 122а. ДЕНИСОВ. "DSCH" (1969) 278 122b. ШНИТКЕ "ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА", ФУГА.. 278 122с. ЩЕДРИН. ФУГА A-MOLL. 279 123. ШЕНБЕРГ. МЕНУЭТ. 279 124. ДАЛЛАПИККОЛА. ВАРИАЦИИ ДЛЯ ОРКЕСТРА.. 279 125а. ШТОКХАУЗЕН. ДВЕ ПЬЕСЫ, II 280 125b. ТИЩЕНКО. 3 СОНАТА ДЛЯ Ф.-НО, I 281 СХЕМА 1 к примеру 125b. 282 СХЕМА 2 Серийные формы по горизонтали. 282 126а. Фуга ШНИТКЕ. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА.. 283 126b. ШНИТКЕ. ВАРИАЦИИ НА ОДИН АККОРД.. 284 127 а. ШЁНБЕРГ. ГАВОТ.. 285 127b. ДЕНИСОВ. "ПЛАЧИ", VI 286 128. КШЕНЕК. "УРОКИ 12-ТИ ТОНОВОГО КОНТРАПУНКТА". 288 129. КАРА КАРАЕВ. 3 СИМФОНИЯ, II 288 130. БАБАДЖАНЯН. НАРОДНАЯ. 289 131. ШНИТКЕ. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА Прелюдия. 289 132. ШНИТКЕ. ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ И КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА.. 290 133. ВЕБЕРН. ВАРИАЦИИ, III 296 134. КАРАЕВ. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, III 297 135а. ФЕЛЬД. СЮИТА ДЛЯ СТРУННОГО КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА, III 298 135b. ШНИТКЕ. СОНАТА №1, I 298 136. ВУСТИН. СОНАТА ДЛЯ 6 ИНСТРУМЕНТОВ. 299 137. МАНСУРЯН. ПЬЕСА №3. 300 137а. П.БУЛЕЗ. "СТРУКТУРА Iа". 302 137b. Серии высот, длительностей, интенсивностей и артикуляционных обозначений в "Структуре Iа". 303 (серия длительностей) 303 (серия ступеней интенсивности) 303 (серия артикуляционных знаков) 303 138. ДЕНИСОВ. КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ.. 303 139. Moran - Four visions, 1. 305 140. Stockhausen. Mixtur 307 141. STOCKAUSEN. ELECTRONISCHE STUD1E II 309 142. МЕССИАН. "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ...", № 19. 310 143. МЕССИАН. "ПРЕЛЮДИИ", № 5. 310 144. МЕССИАН. "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ...", №4. 311 145а. СТРАВИНСКИЙ. ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ. 311 145b. 312 145с. 312 146. СТРАВИНСКИЙ. СКРИПКА СОЛДАТА.. 312 Библиография. 313 СОДЕРЖАНИЕ. 316
пРЕДИСЛОВИЕ Сегодняшний курс гармонии в средних и высших музыкальных учебных заведениях нуждается в постоянном расширении своей тематики, ее активном приближении к новым художественным явлениям музыкального искусства XX столетия. Необходимость в этом продиктована все более нарастающим интересом будущих музыкантов к произведениям нашего времени, к тайнам творческих лабораторий композиторов разных школ и направлений. Естественно, что решение этой задачи не мыслится вне целого ряда условий и, прежде всего, без специальной учебной литературы, в которой нашли бы свое отражение важнейшие гармонические явления современной музыкальной ткани. В последние десятилетия в отечественном музыковедении появилось много научных работ, содержащих значительный материал о характерных закономерностях звуковысотной организации в музыке наиболее ярких представителей российского и зарубежного искусства. Предлагаемые в них теоретические обобщения, понятия, оценки и отдельные концепции представляют собой необходимую почву для создания разнообразных методических пособий, затрагивающих как отдельные существенные проблемы современной гармонии, так и более широкий круг вопросов. Введение информации, содержащейся в этих работах в курс гармонии наряду с материалами уже созданной учебной литературы — предпосылка к изучению современной звуковысотной организации в плане ее концептуально-альтернативного понимания, как явления постоянно обогащающегося и обновляющегося в своем содержании, то есть часто требующего определенной корректировки в ранее сложившихся научных представлениях о гармонии XX столетия, а на определенных этапах и их принципиального переосмысления. Подобный подход к изучению гармонии в музыке нашего времени представляется определенной гарантией успешного воспитания у учащихся и студентов научно-объективного подхода к исследуемым явлениям, становлению в их музыкальном мышлении прогрессивно-мобильных принципов восприятия и оценки данных явлений, развитию у них способности к свободной адаптации ко всему гармонически новому, его пониманию на различных системных уровнях и с разных научных позиций, к возможности его переоценки как конструктивной закономерности в плане более широких теоретических концепций. Настоящие "Теоретические основы современной гармонии" представляют собой специальный раздел курса современной гармонии для теоретических отделений музыкальных колледжей, исполнительских и музыковедческих факультетов музыкальных вузов, основная задача которого — изучение закономерностей современного музыкального языка. Естественно, что в первую очередь, в нем рассматриваются конструктивные явления, представляющиеся наиболее важными, отстоявшимися и нашедшими наибольшее распространение в творчестве композиторов XX столетия. В содержании этого пособия нашли свое отражение многочисленные научные исследования, преимущественно отечественных музыковедов и композиторов, включая сюда и работы автора. Изложение текста в предлагаемом пособии сделано в жанре лекции-конспекта. Теоретические положения, содержащиеся в нем, в ряде случаев излагаются в виде выводов с предельно сжатой аргументацией, которые в большинстве своем проиллюстрированы музыкальными примерами, взятыми автором из художественных произведений XX и других столетий. Наиболее сложные в своей структуре примеры сопровождаются комментариями и схемами. В качестве приложений к основной части этой работы даются: "Методические рекомендации", которые относятся к содержанию форм и методов домашней и классной работы, связанной с практическим изучением гармонического языка в музыке XX века; "Методика гармонического анализа" — раздел, содержащий краткое описание самых общих задач и способов исследования звуковысотных структур с разной техникой письма; словарь терминов и понятий (в большинстве своем они относятся к гармоническим явлениям, получившим свое освещение только в последние десятилетия. Сюда же внесены и некоторые более традиционные термины и понятия, которые в настоящее время иногда получают свое обновленное толкование, в ряде случаев весьма отличное от прежнего. Составление такого словаря позволило увидеть среди них как аналогичные по значению, но разные в своем определении, так и, напротив, аналогичные по определению, но разные по своему значению, то есть смыслу. Установление последних особенно важно, поскольку именно здесь возникают предпосылки для различных недоразумений.); нотные примеры; библиография. Как в словаре, так и в ссылках применена своя система сокращений: все названия теоретических работ, перечисленных в библиографии, не повторяются в основном тексте, а вместо них приводится цифра в квадратных скобках, являющаяся порядковым номером той или иной публикации в самой библиографии; эта цифра отделена от последующих точкой, если дальше идут страницы данной работы, или точкой с запятой, если за ней идет цифра, обозначающая другую публикацию (на первое место ставится публикация, цитата из которой изложена в тексте пособия, все остальные представлены в соответствии с датой издания — от более ранних к более поздним. В отдельных случаях на первое место выводится ссылка на исследование, содержащее наибольшее количество информации по данному вопросу)*. Рекомендуемая * В сносках номера публикаций указаны без скобок. дополнительная литература по тому или иному значительному вопросу или группе вопросов выносится к заглавию соответствующего раздела. Цифра без скобок в тексте, помещенная выше печатной строки, обозначает номер нотного примера или схемы. Данная работа является непосредственным продолжением ранее изданных автором учебных пособий по аналогичной тематике. Их материалы нашли здесь свое отражение, однако существенно дополнены, а в ряде случаев принципиально переработаны. В заключении автор считает необходимым подчеркнуть, что ясно осознавая дискуссионностъ, нерешенность отдельных из рассматриваемых в его работе вопросов, а также известную спорность некоторых моментов предлагаемой в ней систематики, он ни в коей мере не претендует на полноту и завершенность решения поставленных здесь проблем. Автор считает приятным долгом выразить свою благодарность рецензентам, сделавшим ценные замечания, профессору В.Б. Пакетурас, доценту В.И. Чяпляускас, всем специалистам, принявшим участие в обсуждении основных положений рукописи на семинарах, посвященных проблематике курса современной гармонии в ССМШ, музыкальных училищах и музыкальных вузах, проводившихся в Вильнюсе, Каунасе, Киеве, Ереване, Кишиневе и Москве, своим коллегам по кафедре "Теория музыки" в высшем музыкальном училище им. М.М.Ипполитова-Иванова, чьи замечания, советы и отзывы на ранее опубликованные учебные пособия помогли автору и в работе над данной книгой, директору училища и.о. профессора А.Л. Корсаковичу, принявшему на себя нелегкий труд в осуществлении издания этой рукописи. Особую признательность хочется выразить доктору искусствоведения, профессору Ю.Н. Холопову, под чьим руководством были начаты исследования, приведшие к возникновению замысла этой книги. Автор Москва, январь 1991 вВЕДЕНИЕ мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|