цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






тЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ГАРМОНИИ




д. ШУЛЬГИН

Учебное пособие для специальных курсов музыкальных вузов и колледжей

МОСКВА 1994

© Шульгин Д.И.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 6

ВВЕДЕНИЕ. 7

Музыкальная теория и практика в XIX и XX столетиях. 7

Современный звуковой материал. 8

Современный ритмический материал*. 9

Техника композиции в музыке XX века. 10

Изменение понятия гармонии в XX веке. 10

Основные закономерности современной гармонии. 11

Свободное применение диссонанса. 11

Звуковысотная структура. 11

Об общеструктурных законах. 14

Аккордика. 15

Проблема аккорда как конструктивного элемента. 15

Понятие аккорда **. 15

Строение аккордов. 16

О наименовании аккордов с различными структурами. 17

О классификации аккордов. 17

Групповая классификация П. Хиндемита*. 18

Таблица Распределение аккордов Хиндемита. 18

Общая классификация аккордов по интервальным особенностям их структуры.. 19

Полигармонические аккорды **. 20

Условия, способствующие полигармоническому расслоению аккордов. 20

Фактор диссонантности. 20

Фактор фактурной индивидуализации. 21

Разновидности полигармоний. 21

Отечественная теория о природе полиаккордов в тональной музыке*. 21

Красочно-декоративные созвучия. 23

Созвучия красочных (колористических, фонических) функций в условиях ладотональной гармонической системы.. 23

Тембровые средства — основной конструктивно-гармонический фактор *. 24

Неаккордовые звуки. Неаккордовые созвучия *. 25

Линеарность как ведущий конструктивно-гармонический фактор. 26

Аккорды в одноголосии*. 26

Аккорды в полифонии*. 27

Звуковысотная система. 27

К проблеме восприятия музыкальных произведений. 27

Интонационно-ладовая природа звуковысотной системы*. 28

Лад. Ведущий конструктивный принцип ладовой организации**. 29

Объективные предпосылки разделения звуковысотных элементов на опорные и неопорные *. 31

Полисистемность звуковысотной организации. Ее комплексно-интонационная природа ***. 31

Центропостоянные и центропеременные разновидности ладовой организации. 32

Современный ладозвукорядный материал*. 32

О систематизации современных ладовых форм. 33

О специфических сторонах проявления гармонии в полифонической и гомофонной формах изложения музыкальной ткани с ладовой организацией. 35

Модальные формы звуковысотной организации**. 36

Тональные формы ладовой организации. 40

1. Функциональная тональность: 41

II. Рыхлая тональность: 41

III. Диссонантная тональность: 41

IV. Парящая тональность (атоникальность): 41

V. Инверсионная тональность: 42

VI. Переменная тональность: 42

VII. Колеблющаяся тональность: 42

VIII. Многозначная тональность: 42

IX. Снятая тональность: 42

X. Политональность: 42

Мажоро-минорные модификации хроматической тональности. 44

Основные пути становления тональности как хроматической и полисистемной формы ладовой организации. 45

Альтерация. Альтерированные аккорды. Политональность. 46

Хроматические ступени*. 51

Функция. 52

Понятие функции звуковысотных элементов. 52

Смысловая сторона. 54

Материальная сторона. 54

Общелогическая сторона. 54

Функциональная логика. 55

Общеструктурные функции центра и центроподчинения в различных формах ладовой организации. 56

Тональные функции. 59

Тоническая функция. 60

Диссонирующие тоники. 61

"Ладоотражающие" свойства диссонирующих тоник или тоники в значении "собирательного" центра лада*. 62

Нетонические функции. 63

Отдельные разновидности нетонических функций. 64

Автентические и плагальные последования гармонических элементов. 66

Доминантовая и субдоминантовая группы нетонических функций. 67

Некоторые характерные особенности современной функциональной теории. 67

Функциональная логика в тональных формах звуковысотной организации. 68

Основные факторы объединения в гармонических структурах. 70

Дополнительные факторы объединения в гармонических структурах. 71

Атональность. 72

Свободная атональность. 74

Основные факторы движения в атональной ткани. 76

"Ладоатональные" формы звуковысотной организации. 77

Основные конструктивные закономерности атональных форм ладовой организации. 78

Ладогармонические центры и их окружение в атональности. 79

Организованная атональность. 79

Серийные формы организации атональности*. 79

Додекафония*. 81

Основные положения додекафонной техники. 83

Работа с серийным материалом в полифонической одновременности. 87

Работа с серийным материалом в гармонической одновременности. 87

Сериальные формы организации атональности*. 89

Прогрессии и серии ритма *. 90

Ритмические прогрессии. 91

Ритмические серии. 92

Пуантилистические формы атональной организации *. 94

Сонористика. Сонорная гармония*. 95

Методические рекомендации. 95

Содержание курса. Примерная сетка часов. 97

Методика гармонического анализа. 99

Принцип системного подхода*. 100

Первый объект анализа при определении типа звуковысотной системы.. 101

Общие принципы метода анализа различных гармонических проекций высотной структуры.. 102

Метод анализа. Общеструктурные приемы.. 103

Специфические приемы.. 104

Основные положения методики гармонического анализа тональных структур. 105

Основные положения методики гармонического анализа додекафонных структур*. 107

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.. 109

Нотные примеры.. 141

1. ШЕНБЕРГ. "КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ" [квартовые аккорды ] 141

2. САРКИСЯН. МИНИАТЮРА [квинтовые аккорды] 142

3. ЩЕДРИН. ЗВОНЫ. 2-й КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА (1968) [смешанно-интервальные аккорды ] 142

4. РАВЕЛЬ. КОНЦЕРТ D-DUR, II ЧАСТЬ [(например, созвучие "c-es-e-g" может называться "двутерцовой квинтаккорд"4)] 142

5. AHTOHИУ."SYLLABES". I Parechesis [кластер — созвучие из секунд — "c-des-d" можно назвать "двусекунд"5] 143

6. БЕРГ. "ЛИРИЧЕСКАЯ СЮИТА", I ["пентаккорд" или "пентаккорд квартовый (квинтовый)] 143

7. СТРАВИНСКИЙ. "ПЕТРУШКА", КАРТ. IV. 144

8. МЕССИАН "ПОЛНОЧЬ: ОБРАТНАЯ И ЛИЦЕВАЯ СТОРОНЫ" ("MINUIT PILE ET FACE") 144

9. ШЕНБЕРГ. "СВИДЕТЕЛЬ ИЗ ВАРШАВЫ". 145

10. ШНИТКЕ. СОНАТА № 1(1963). III ч. 145

11. ЩЕДРИН. ЗВОНЫ. 2-й КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА.. 146

12. ШНИТКЕ. СОНАТА № 2 [смешанно-интервальные аккорды ] 146

13-14. ШНИТКЕ. СЕРЕНАДА. II ЧАСТЬ. 147

15. БРИТТЕН. ЭХО ПОЭТА, "ЭХО". 147

16. ШЁНБЕРГ. "СВИДЕТЕЛЬ ИЗ ВАРШАВЫ". 148

17. МЕССИАН "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ" №9. 148

18. ШНИТКЕ. РЕКВИЕМ. №13 CREDO (партия фортепиано) [секундовые аккорды, "эолийский аккорд"18, "фригийский тетрахорд"18…] 148

19. BRUBECK. IN YOUR OWN SWEET WAY. 149

20. ПРОКОФЬЕВ. "САРКАЗМЫ", op 17. II 149

21. МЕССИАН. "СПОКОЙНАЯ ЖАЛОБА". 150

22. ШОСТАКОВИЧ. "КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА". 5 КАРТИНА.. 150

23. БАНЩИКОВ. СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО №2, ЧАСТЬ III 150

24. БЕРГ. ПЬЕСА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ор. 5 №2. 151

25. МЕССИАН "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ", №10. 151

26. ЩЕДРИН ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ. 152

27. ЩЕДРИН. 24 ПРЕЛЮДИЯ И ФУГИ, ФУГА XX.. 152

28. МЕССИАН. "ХАОС РАДУГ...". 153

29. ШЁНБЕРГ. СЮИТА ДЛЯ Ф-НО, ор.25, ГАВОТ.. 153

30 (см. 33b).АНТОНИУ. SYLLABES. VI 154

31. ШНИТКЕ. "PIANISSIMO..." (1-3 тт. Первая из 12 "вариаций" на серию, "малосекундовая") 154

31а. ШНИТКЕ. "PIANISSIMO..." [секундовые аккорды] 156

32 Аккордоряд. МЕССИАН. "СПОКОЙНАЯ ЖАЛОБА". 158

33. ВЕБЕРН. "СВЕТ ГЛАЗ", ОР. 26. 159

33 а. 161

33b (см.30). АНТОНИУ. SYLLABES. VI 162

34. МЕССИАН. "ХАОС РАДУГ ДЛЯ АНГЕЛА". 164

35. ALES HAJEK. BAJKY. "Vcela a pavouk". 165

36 БАРТОК. 1-я СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО, ЧАСТЬ III 166

37. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, II 168

38а. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, IV. 169

38b. XVIII Spirituel et discret 170

39а. БЕРИО. ПАСТОРАЛЬ, I 171

39 b. СХЕМА МОДАЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ПРИМЕРУ 39. 173

40. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, X.. 175

41. ОНЕГГЕР. СИМФОНИЯ № 5, I ч. 176

42. РАВЕЛЬ. БЛАГОРОДНЫЕ ВАЛЬСЫ, II 176

43. БАРТОК. "КАТАНИЕ НА ЛОДКЕ". 177

44. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ, XXII 177

45. ШНИТКЕ. ГИМНЫ, I 178

46. ВИЛЛА-ЛОБОС. "КАРТОННАЯ КОШЕЧКА". 179

46а. СХЕМА К ПРИМЕРУ 46. 180

47. ДАНСТЭБЛ. CHRISTE SANCTORUM DECUS. 181

49. ШНИТКЕ. ПАСТОРАЛЬ. 183

50. ПРОКОФЬЕВ. JULIET.. 184

51 Andante. Languido. СКРЯБИН. ПОЭМА ЭКСТАЗА.. 184

52. ПРОКОФЬЕВ. ВОСЬМАЯ СОНАТА. I 186

53. ЦИНЦАДЗЕ. КВАРТЕТ №5, I 186

54. F.JOESSER, J.MCHUGH "CANT GET OUT OF THIS MOOD". 187

55. ДЕБЮССИ. "ВОЛОСЫ". 188

56. РАВЕЛЬ. ПАВАНА.. 190

57. ШОСТАКОВИЧ. Первый концерт для ф-но с оркестром, II 191

58. МЯСКОВСКИЙ. ВТОРАЯ СОНАТА.. 193

59а. ПРОКОФЬЕВ. ВОСЬМАЯ СОНАТА, 1. 193

59b. РАВЕЛЬ. БЛАГОРОДНЫЕ ВАЛЬСЫ, I 194

59с. ДЕБЮССИ. СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И Ф-НО, II 194

62. ХИНДЕМИТ. "ГРЕЗЫ". 197

63. СКРЯБИН. ПРЕЛЮДИЯ №4 ор. 74. 198

65. МЯСКОВСКИЙ, ЧЕТВЕРТАЯ СОНАТА, II 199

65а. ДЕБЮССИ. "ЗЕЛЕНЬ"*. 199

65b. MERCER, SCHERTZINGER. "TANGERINE". 200

65с. СКРЯБИН. ПРЕЛЮДИЯ ор.48 №4 [93.368] 200

66. ПРОКОФЬЕВ. ROMEO AND JULIET.. 201

67а. ОНЕГГЕР. СИМФОНИЯ № 5, I 201

67b. МЯСКОВСКИЙ. ЧЕТВЕРТАЯ СОНАТА, II 202

68а. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ,XIII 202

68b. БАРТОК. VOLKSLIEDARTIG. 203

69. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И Ф-НО ор.134. 203

70. ОНЕГГЕР. 2 СИМФОНИЯ, I 204

71. ПРОКОФЬЕВ. 9 СОНАТА, III 204

72d. ШОСТАКОВИЧ. 24 ПРЕЛЮДИИ, XXIV. 206

72e'. ШОСТАКОВИЧ. 2 СОНАТА, I 206

72e". КАРА КАРАЕВ. 24 ПРЕЛЮДИИ, XII 206

72f. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ, II 207

72g. 207

73. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, II 208

74а. ПРОКОФЬЕВ. САРКАЗМЫ, III 209

74b. БАРТОК. 14 БАГАТЕЛЕЙ, I 209

75. СКРЯБИН. GU1RLANDES. 210

76. ПРОКОФЬЕВ. ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ. 211

77. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, I (УПРОЩЕНО) 214

78. КОДАЙ. ИМПРОВИЗАЦИЯ (УПРОЩЕНО) 215

79. ПУЛЕНК. ПЕШКОМ.. 215

80. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, I 216

81. БАРТОК. VERMINDERTE. QUINTEN.. 216

82. BARTOK. MIKROKOSMOS. IV, 10: 217

83. MIKROKOSMOS. V, 136. 217

84. BARTOK. MIKROKOSMOS, IV, 105. 217

85. ПРОКОФЬЕВ. САРКАЗМЫ. IV *. 218

86. BARTOK. MIKROKOSMOS. V, 123. 219

88. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА № 2, I (УПРОЩЕНО) 220

89. ШНИТКЕ. СОНАТА №1, II 221

91. ШОСТАКОВИЧ. 4 СИМФОНИЯ, I (изложение упрощено) 222

92. ПРОКОФЬЕВ. ПЯТАЯ СОНАТА, I 223

93а. ПАЛЕСТРИНА. РИЧЕРКАР В I ТОНЕ. 225

93b. ПЕРСЕЛЛ. MODERATO (ФУГА) ИЗ V СОНАТЫ.. 225

93с. БАХ. "371 CHORALGESANGE", 304. 225

93d. ФРЕСКОБАЛЬДИ. КАНЦОНА ВО II ТОНЕ. 226

93е. БАХ. ПАРТИТА ЛЯ-МИНОР, ФАНТАЗИЯ. 226

94b. БАХ. ПАРТИТА ДО-МИНОР, СИМФОНИЯ. 227

95. ЯЖЕМБСКИЙ. КАНЦОНА ДЛЯ КВАРТЕТА СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И BASSO CONTINUO.. 227

96. ШОСТАКОВИЧ. КВАРТЕТ №4, 1. 228

97. ХИНДЕМИТ. КОНЦЕРТ, ор. 38 "БАССО-ОСТИНАТО". 229

98. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА №3. 231

99. ШОСТАКОВИЧ. КВАРТЕТ №3, III 232

100. ШОСТАКОВИЧ. КВАРТЕТ №1, IV. 236

100 а. МИЙО. КОНЦЕРТ, II "РОМАНС" (упрощено) 238

101. ШОСТАКОВИЧ. СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИЯНО. ор. 134, I 240

102. МЯСКОВСКИЙ. ЧЕТВЕРТАЯ СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ор, 27. 241

103. МЯСКОВСКИЙ. ВТОРАЯ СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИЯНО, ор. 13. 242

104. ВИЛЛА ЛОБОС. МАЛЕНЬКАЯ НИЩЕНКА. 242

104 а. ПРОКОФЬЕВ. ВТОРАЯ СОНАТА, I 243

104b. ШОСТАКОВИЧ - ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ - Вокальный цикл Соч. 79 (1948) 243

I. Плач об умершем младенце. 243

105. ШОСТАКОВИЧ. ТРИ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ТАНЦА, I 245

106а. РАВЕЛЬ. МОГИЛА КУПЕРЕНА, МЕНУЭТ.. 245

106 b. РАВЕЛЬ. БЛАГОРОДНЫЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ ВАЛЬСЫ, I 246

106с. РАВЕЛЬ. ВИСЕЛИЦА. 246

106d. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ, II 247

106е. ПРОКОФЬЕВ. ОРИЕНТАЛИЯ (начальные такты) 248

107. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ. VI 249

Схема: 249

107 (продолжение) 251

108. МЯСКОВСКИЙ. ПРИЧУДЫ. VI 252

109а. ДЕБЮССИ. "ВЕТЕР НА РАВНИНЕ". 253

109b. ДЕБЮССИ. "...ДЕЛЬФИЙСКИЕ ТАНЦОВЩИЦЫ". 253

109с. ДЕБЮССИ. "ГЕНЕРАЛ ЛЯВИН", ЭКСЦЕНТРИК. 254

d. ДЕБЮССИ. "DOCTOR GRADUS AD PARNASSUM". 254

109 е. ЭКЕР. ДВЕ ПРЕЛЮДИИ, I 255

110 а. ЭКЕР. ДВЕ ПРЕЛЮДИИ, II 255

110 b. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 3. 256

111. ПРОКОФЬЕВ. СОНАТА № 8, 111. 256

112. СКРЯБИН. 24 ПРЕЛЮДИИ, op. 11 № 1. 257

113. BERG. SONATE, op.l 259

114. ШЕНБЕРГ. ТРИ ПЬЕСЫ, ор. 11, I [смешанно-интервальные аккорды ] 261

115. АНТОНИУ. СЛОГИ, I 264

116. ЖОЛИВЕ. 6 ПЬЕС "МАПА", 5. 265

(продолжение примера 116) 267

117. Sehr langsam. ШЁНБЕРГ. 6 ПЬЕС, ор. 19, VI 267

118а. КАРАЕВ. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ, I 269

118b. ВОЛКОНСКИЙ. MUSICA STRICTA, I 271

119а. ШНИТКЕ. СОНАТА № 1, III 272

119b. 272

120. БАНЩИКОВ. СИЛЛОГИЗМЫ, I 273

Центры-опоры: 273

"тональные" элементы.. 275

121а. ШНИТКЕ. СОНАТА №1, IV. 276

121b. БЕРГ. " ЛИРИЧЕСКАЯ СЮИТА", I 276

121с. ШНИТКЕ. СТРУННЫЙ КВАРТЕТ, I 277

122а. ДЕНИСОВ. "DSCH" (1969) 278

122b. ШНИТКЕ "ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА", ФУГА.. 278

122с. ЩЕДРИН. ФУГА A-MOLL. 279

123. ШЕНБЕРГ. МЕНУЭТ. 279

124. ДАЛЛАПИККОЛА. ВАРИАЦИИ ДЛЯ ОРКЕСТРА.. 279

125а. ШТОКХАУЗЕН. ДВЕ ПЬЕСЫ, II 280

125b. ТИЩЕНКО. 3 СОНАТА ДЛЯ Ф.-НО, I 281

СХЕМА 1 к примеру 125b. 282

СХЕМА 2 Серийные формы по горизонтали. 282

126а. Фуга ШНИТКЕ. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА.. 283

126b. ШНИТКЕ. ВАРИАЦИИ НА ОДИН АККОРД.. 284

127 а. ШЁНБЕРГ. ГАВОТ.. 285

127b. ДЕНИСОВ. "ПЛАЧИ", VI 286

128. КШЕНЕК. "УРОКИ 12-ТИ ТОНОВОГО КОНТРАПУНКТА". 288

129. КАРА КАРАЕВ. 3 СИМФОНИЯ, II 288

130. БАБАДЖАНЯН. НАРОДНАЯ. 289

131. ШНИТКЕ. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА Прелюдия. 289

132. ШНИТКЕ. ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ И КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА.. 290

133. ВЕБЕРН. ВАРИАЦИИ, III 296

134. КАРАЕВ. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, III 297

135а. ФЕЛЬД. СЮИТА ДЛЯ СТРУННОГО КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА, III 298

135b. ШНИТКЕ. СОНАТА №1, I 298

136. ВУСТИН. СОНАТА ДЛЯ 6 ИНСТРУМЕНТОВ. 299

137. МАНСУРЯН. ПЬЕСА №3. 300

137а. П.БУЛЕЗ. "СТРУКТУРА Iа". 302

137b. Серии высот, длительностей, интенсивностей и артикуляционных обозначений в "Структуре Iа". 303

(серия длительностей) 303

(серия ступеней интенсивности) 303

(серия артикуляционных знаков) 303

138. ДЕНИСОВ. КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ.. 303

139. Moran - Four visions, 1. 305

140. Stockhausen. Mixtur 307

141. STOCKAUSEN. ELECTRONISCHE STUD1E II 309

142. МЕССИАН. "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ...", № 19. 310

143. МЕССИАН. "ПРЕЛЮДИИ", № 5. 310

144. МЕССИАН. "ДВАДЦАТЬ ВЗГЛЯДОВ...", №4. 311

145а. СТРАВИНСКИЙ. ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ. 311

145b. 312

145с. 312

146. СТРАВИНСКИЙ. СКРИПКА СОЛДАТА.. 312

Библиография. 313

СОДЕРЖАНИЕ. 316

 

пРЕДИСЛОВИЕ

Сегодняшний курс гармонии в средних и высших музыкальных учебных заведениях нуждается в постоянном расширении своей тема­тики, ее активном приближении к новым художественным явлениям музыкального искусства XX столетия. Необходимость в этом продик­тована все более нарастающим интересом будущих музыкантов к про­изведениям нашего времени, к тайнам творческих лабораторий компо­зиторов разных школ и направлений.

Естественно, что решение этой задачи не мыслится вне целого ряда условий и, прежде всего, без специальной учебной литературы, в кото­рой нашли бы свое отражение важнейшие гармонические явления со­временной музыкальной ткани. В последние десятилетия в отечествен­ном музыковедении появилось много научных работ, содержащих зна­чительный материал о характерных закономерностях звуковысотной организации в музыке наиболее ярких представителей российского и зарубежного искусства. Предлагаемые в них теоретические обобще­ния, понятия, оценки и отдельные концепции представляют собой не­обходимую почву для создания разнообразных методических пособий, затрагивающих как отдельные существенные проблемы современной гармонии, так и более широкий круг вопросов. Введение информации, содержащейся в этих работах в курс гармонии наряду с материалами уже созданной учебной литературы — предпосылка к изучению совре­менной звуковысотной организации в плане ее концептуально-альтер­нативного понимания, как явления постоянно обогащающегося и об­новляющегося в своем содержании, то есть часто требующего опреде­ленной корректировки в ранее сложившихся научных представлениях о гармонии XX столетия, а на определенных этапах и их принципиаль­ного переосмысления. Подобный подход к изучению гармонии в музы­ке нашего времени представляется определенной гарантией успешного воспитания у учащихся и студентов научно-объективного подхода к исследуемым явлениям, становлению в их музыкальном мышлении прогрессивно-мобильных принципов восприятия и оценки данных яв­лений, развитию у них способности к свободной адаптации ко всему гармонически новому, его пониманию на различных системных уров­нях и с разных научных позиций, к возможности его переоценки как конструктивной закономерности в плане более широких теоретиче­ских концепций.

Настоящие "Теоретические основы современной гармонии" пред­ставляют собой специальный раздел курса современной гармонии для теоретических отделений музыкальных колледжей, исполнительских и музыковедческих факультетов музыкальных вузов, основная задача которого — изучение закономерностей современного музыкального

языка. Естественно, что в первую очередь, в нем рассматриваются конструктивные явления, представляющиеся наиболее важными, от­стоявшимися и нашедшими наибольшее распространение в творчестве композиторов XX столетия.

В содержании этого пособия нашли свое отражение многочислен­ные научные исследования, преимущественно отечественных музыко­ведов и композиторов, включая сюда и работы автора.

Изложение текста в предлагаемом пособии сделано в жанре лек­ции-конспекта. Теоретические положения, содержащиеся в нем, в ряде случаев излагаются в виде выводов с предельно сжатой аргументацией, которые в большинстве своем проиллюстрированы музыкальными примерами, взятыми автором из художественных произведений XX и других столетий. Наиболее сложные в своей структуре примеры сопро­вождаются комментариями и схемами.

В качестве приложений к основной части этой работы даются: "Методические рекомендации", которые относятся к содержанию форм и методов домашней и классной работы, связанной с практиче­ским изучением гармонического языка в музыке XX века; "Методика гармонического анализа" — раздел, содержащий краткое описание самых общих задач и способов исследования звуковысотных структур с разной техникой письма; словарь терминов и понятий (в большин­стве своем они относятся к гармоническим явлениям, получившим свое освещение только в последние десятилетия. Сюда же внесены и некоторые более традиционные термины и понятия, которые в насто­ящее время иногда получают свое обновленное толкование, в ряде случаев весьма отличное от прежнего. Составление такого словаря позволило увидеть среди них как аналогичные по значению, но разные в своем определении, так и, напротив, аналогичные по определению, но разные по своему значению, то есть смыслу. Установление послед­них особенно важно, поскольку именно здесь возникают предпосыл­ки для различных недоразумений.); нотные примеры; библиография. Как в словаре, так и в ссылках применена своя система сокраще­ний: все названия теоретических работ, перечисленных в библиогра­фии, не повторяются в основном тексте, а вместо них приводится цифра в квадратных скобках, являющаяся порядковым номером той или иной публикации в самой библиографии; эта цифра отделена от последую­щих точкой, если дальше идут страницы данной работы, или точкой с запятой, если за ней идет цифра, обозначающая другую публикацию (на первое место ставится публикация, цитата из которой изложена в тексте пособия, все остальные представлены в соответствии с датой издания — от более ранних к более поздним. В отдельных случаях на первое место выводится ссылка на исследование, содержащее наиболь­шее количество информации по данному вопросу)*. Рекомендуемая

* В сносках номера публикаций указаны без скобок.

дополнительная литература по тому или иному значительному вопросу или группе вопросов выносится к заглавию соответствующего раздела. Цифра без скобок в тексте, помещенная выше печатной строки, обозначает номер нотного примера или схемы.

Данная работа является непосредственным продолжением ранее изданных автором учебных пособий по аналогичной тематике. Их материалы нашли здесь свое отражение, однако существенно дополнены, а в ряде случаев принципиально переработаны.

В заключении автор считает необходимым подчеркнуть, что ясно осознавая дискуссионностъ, нерешенность отдельных из рассматриваемых в его работе вопросов, а также известную спорность некоторых моментов предлагаемой в ней систематики, он ни в коей мере не претендует на полноту и завершенность решения поставленных здесь проблем.

Автор считает приятным долгом выразить свою благодарность рецензентам, сделавшим ценные замечания, профессору В.Б. Пакетурас, доценту В.И. Чяпляускас, всем специалистам, принявшим участие в обсуждении основных положений рукописи на семинарах, посвященных проблематике курса современной гармонии в ССМШ, музыкальных училищах и музыкальных вузах, проводившихся в Вильнюсе, Каунасе, Киеве, Ереване, Кишиневе и Москве, своим коллегам по кафедре "Теория музыки" в высшем музыкальном училище им. М.М.Ипполитова-Иванова, чьи замечания, советы и отзывы на ранее опубликованные учебные пособия помогли автору и в работе над данной книгой, директору училища и.о. профессора А.Л. Корсаковичу, принявшему на себя нелегкий труд в осуществлении издания этой рукописи.

Особую признательность хочется выразить доктору искусствоведения, профессору Ю.Н. Холопову, под чьим руководством были начаты исследования, приведшие к возникновению замысла этой книги.

Автор

Москва, январь 1991

вВЕДЕНИЕ






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ