рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
об общеструктурных законахХудожественное целое — форма отражения действительности. Гармония — один из важнейших компонентов этого целого, важное средство, участвующее в системе художественных образов музыки и придающее им со своей стороны неповторимый характер отраженной, исторически конкретной действительности. Музыкальная логика — обязательное условие существования музыкального прекрасного. Логика гармонической структуры — одна из важнейших сторон музыкальной логики. Множественность индивидуальных вариантов конкретной звуковысотной проекции структуры и соответствующая им множественность индивидуальных принципов конкретного структурообразования. Невозможность описания всех конкретных принципов структуры. Реальность установления и описания принципов структуры только на уровне, лежащем выше ее конкретных звуковых проекций, то есть на уровне самых общих законов современной гармонии. Регулирующее действие этих законов на основные измерения музыки: вертикаль (одновременные созвучия), горизонталь (разновременные созвучия) и систему как целое. Отражение в этих законах того закономерного, что действует в каждой конкретной звуковысотной проекции структуры. Подразделение всеобщих законов на законы материала и законы структуры. ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛА — законы, охватывающие наиболее общие особенности гармонического материала современной музыки. ЗАКОНЫ СТРУКТУРЫ — законы, охватывающие наиболее общие принципы структурных связей, присущие каждой индивидуальной системе. Содержание законов материала: принципиальная допустимость любого созвучия в качестве конструктивно-самостоятельного элемента структуры по вертикали, горизонтали и "диагонали"; принципиальная многоступенность системы. Распространение действия этих законов на звукорядные элемен- ты темперированной хроматической звукорядной шкалы и за ее пределами (МИКРОХРОМАТИЧЕСКИЕ элементы и элементы, возникающие в условиях непрерывной звуковысотной шкалы электроники). Возможность образования конструктивных элементов из звуковысотного материала любой природы, в том числе и смешанной. Возможность образования системы с многоступенностью различного количественного и качественного содержания, предполагающей использование звукорядных соотношений диатонического, хроматического, микрохроматического типа, а также практически непрерывную высотную шкалу электроники. Образование в этих условиях новых видов ступеней: микрохроматической природы ("микроступени"); сложнотембровой — многозвучной природы ("сонороступени", в роли которых выступают "соноротоны" — многозвучные элементы, представляющиеся одним неделимым целым, одним звуком высшего порядка). Ограничение действий законов материала в условиях конкретных структур. Ведущие принципы такого ограничения: принцип МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОГРАНИЧЕНИЯ, раскрывающийся как обязательное ограничение материала в зависимости от метода обращения с гармонией, индивидуально избираемого для каждого сочинения или его части, то есть от метода конкретного конструирования; принцип КОНСТРУКТИВНОЭЛЕМЕНТНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ, раскрывающийся как обязательное ограничение материала структуры в зависимости от свойств начально избранных для ее построения звуковысотных элементов. Содержание отдельных ведущих законов структуры: зависимость значения и конкретных связей элементов структуры от свойств их материала [90.38; 91.172 ]; принципиально разное проявление одних и тех же способов связи в материале разного типа [91.172]; образование системы структурных связей с учетом конкретных свойств целесообразно избираемых элементов структуры [90.173]; принцип комплементарности — основополагающий фактор становления, развития и завершения структуры [88.263, 280]; принципиальное повторение закономерностей начально избранного гармонического материала в материале всей структуры или ее отдельных частей [89.237, 90.161 ]; "образование системы отношений на основе целесообразно избранного центрального элемента" [90.161 ] (см. также ПРИНЦИП ВЫСОТНОЙ СТРУКТУРЫ, ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫСОТНОЙ СТРУКТУРЫ, ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ). аккордика мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|