рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
проблема аккорда как конструктивного элементаПроблема аккорда как конструктивного элемента гармонической системы — одна из важнейших в теоретических исследованиях XX века. Связь решения этой проблемы с определением категории аккорда в условиях сложной конструктивно-многоплановой организации современной музыки и со систематизацией характерных для этой организации гармонических созвучий по их структуре и конструктивному значению. Основные трудности, возникающие на пути к решению названной проблемы: сложность дифференциации тех или иных вертикальных звуковых комплексов как самостоятельных конструктивных единиц музыкальной ткани, то есть как аккордов, а не просто вертикальных сочетаний многоголосной ткани или созвучий, возникающих в качестве иной, отличной от аккорда категории; разнообразие интервального строения созвучий, которые выступают в музыкальной ткани в качестве самостоятельных конструктивно-гармонических элементов, обладающих подчас далеким от традиционного значением и ярко индивидуальной структурой. Понятие аккорда ** Традиционное представление об аккорде как о терцовой форме связи звуков в одновременности, как основном и самостоятельном конструктивно-гармоническом элементе с терцовым принципом структуры. Необходимость изменения этого представления, обновления содержания, вкладываемого в понятие аккорда. Основные причины, принуждающие к таким изменениям: принципиальное и значительное обогащение современной ткани различными по структуре созвучиями, выступающими в ней, подобно терцовым аккордам, в качестве основных и самостоятельных, конструктивно-гармонических элементов, то есть тех же аккордов, но несколько иной природы; участие в музыкальном процессе наряду с этими созвучиями вертикальных комплексов конструктивно нетипичных для данного стиля и даже произведения, неосновных для них, однако имеющих опреде- * 57; 39; 63; 73.203-204; 64; 75.174-175; 56.43; 7.338; 32.79; 90.24; 3.362; 85.172-178; 13.Л1.8; 14.22-65; 10; 15; 92; 97; 22.Гл.2. ** 73.27-28; 75.132-153; 43; 85.24-30, 282, 440; 13.Л5.20; 14.26; 93.39-42; 90.25, 440. ленное структурное сходство с их основными созвучиями ("мнимые аккорды"); разнообразие конструктивно-гармонических назначений созвучий как с терцовой, так и с другой интервальной структурой. Частая отдаленность этих значений от традиционных; применение в сочинениях XX века принципиально новых по звуковому материалу вертикальных комплексов, также претендующих на роль аккорда, но обладающих конструктивной природой и назначениями очень далекими, а то и абсолютно отличными от созвучий обычного звукового состава (например, СОНОРЫ микрохроматического содержания); насыщение современных музыкальных композиций созвучиями самых разных категорий и в том числе разнообразнейшими сочетаниями, под которыми понимаются формы совпадения, но не объединения звуков по вертикали ("сочетания" в многоголосии, где каждый из голосов индивидуален в мелодико-тематическом или линеарном отношениях; "сочетания", отдельные компоненты которых принципиально изолированы друг от друга в конструктивно-смысловом, регисторовом, ритмическом, тембровом, динамическом отношениях — "дискретные вертикали" в пуантилистических и сериальных структурах; "сочетания" как одновременное звучание неаккордовых тонов с аккордом). Современное представление об аккорде как созвучии различной структуры и назначения, являющемся основным и самостоятельным конструктивным элементом гармонической системы. Его понимание и как созвучия, выступающего в качестве логически дифференцируемого представителя конкретной гармонической системы. Неизбежная обусловленность структурных, конструктивно-гармонических и других свойств аккорда конструктивными принципами той формы гармонической организации, представителем которой он выступает. Соответствие различным формам гармонической системы различных по своим свойствам аккордов. Общехарактерные свойства аккордов, наблюдаемые в условиях разных форм гармонической системы: 1) способность к материальной и смысловой отчлененности при отношении друг с другом, к выступлению в роли однокачественных элементов; 2) способность к материальной и смысловой взаимосвязи, соподчинению, установлению между собой определенных иерархических отношений; 3) способность к линеарности в своем движении, то есть таким переходам от тонов одного аккорда к соответствующим тонам другого, вследствии которых образуются разнонаправленные голосовые линии; при этом каждая из них не обретает той мелодической самостоятельности, что присуща отдельным голосам полифонической ткани. Фактурное и ритмическое обособление созвучий как важный фактор, способствующий их объединению в самостоятельные комплек- сы — аккорды. Определение вышеназванных свойств аккордов как соответсвенно: автономность, иерархичность и линеарность. Эти свойства — важнейшее условие логической дифференциации созвучий в качестве определенных представителей конкретной гармонической системы, то есть аккордов. строение аккордов Современная звуковысотная система — обобщение характерных ладогармонических закономерностей многонационального народного и профессионального музыкального искусства. Аккордика — одна из богатейших граней звуковысотной системы. Историческая эволюция категории аккорда. Двузвучия эпохи органума (европейская музыка IX — XI веков) с октавным удвоением (квинт- и квартоктава) — исторические предшественники аккорда. Интервальная концепция аккорда (аккорд как сумма интервалов, двухголосных соединений) в полифонии Средневековья и Возрождения (приблизительно до конца XVI века). Работа с аккордами как связанными гармоническими комплексами в XVII — первой половине XVIII веков. Их осмысление в этот период в основном как объединения интервалов на полифонической основе. Трактовка аккорда как самостоятельного конструктивно-монолитного элемента структуры с середины XVIII столетия. Подчеркивание в нем в этот период тонально-функционального начала; активизация конструктивного значения его красочных свойств, ведущая к развитию сонорной трактовки аккорда как ведущего фактора построения гармонического процесса в музыке XX века. Становление в наше время представления об аккорде как элементе, в котором связаны в единое целое разнофункциональные компоненты: основные и добавочные тоны, консонирующие и диссонирующие интервалы, органные пункты, отдельные субаккорды, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимозависимости. Понятие внутриаккордовой функциональности, связанное с различными смысловыми значениями таких компонентов аккорда. Многообразие интервального строения аккордов в музыке XX века. Терцовые, квартовые1, квинтовые2, 6, секундовые18, 31а, смешанно-интервальные3, 12, 114, моногармонические и полигармонические варианты структуры современной аккордики. Терцовые аккорды — основные конструктивно-гармонические созвучия классической тональной системы. Сохранение за ними важного места в ладогармоническом языке нашего времени. Возникновение терцовых аккордов в процессе становления мажорно-минорной организации. Их дальнейшие неоднократные модификации в результате исторически длительного и непрерывного процесса постоянного интонационно-конструктивного обогащения музыкальной ткани. Основные пути этого процесса: закрепление неаккордовых звуков среди аккордовых или вместо них, заключающееся в исторически постепенном освобождении этих звуков от приготовления (эпоха перехода от староконтрапунктического стиля к новой и свободной полифонии на рубеже XVI и XVII веков), от разрешения (примерно середина XIX столетия) и их включения в общее гармоническое единство квинты и терции в качестве аккордовых тонов: септим, нон, кварт и т.п.; ассимиляция острохарактерных мелодико-гармонических элементов народной музыки в новой для них интонационно-ладовой сфере профессионального искусства. Их последующее утверждение в качестве ее полноправных конструктивно-интонационных компонентов, в том числе и как оригинальных по структуре аккордов гармонического и мелодического вида; образование разнообразных созвучий многопланового строения и их постепенное утверждение в качестве самостоятельных конструктивных единиц, иначе говоря, ПОЛИГАРМОНИЙ, с появлением которых перед художественной практикой открылась громадная область новых по звуковому составу, необычных по структуре и своим интонационно-гармоническим связям выразительных средств. Сходство основных этапов истории образования этих аккордов с историей происхождения и утверждения в ладогармонической системе различного рода диссонирующих созвучий; широкое применение "упрощенных" гармонических созвучий, так называемых АККОРДОВ-ИНТЕРВАЛОВ, в качестве ведущих интонационно-конструктивных элементов, приносящих с собой яркие красочно-гармонические эффекты, отличающиеся часто большой оригинальностью и выразительной индивидуальностью (ср. с интервальной концепцией аккорда в эпоху начального органума IX — XI веков). мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|