рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
общая классификация аккордов по интервальным особенностям их структурыВозможность построения современных аккордов из любых интервалов. Наибольшая распространенность созвучий терцового строения (терцовые аккорды или терцаккорды), меньшая — квартового (квартовые аккорды или квартаккорды), квинтового (квинтовые аккорды или квинтаккорды), секундового (секундовые аккорды или секундаккорды, они же кластеры). Подразделение всех аккордов на моноинтервальные и полиинтервальные (термины "моноинтервальные" и "полиинтервальные" принадлежат С. Слонимскому, но применяются им только по отношению к созвучиям нетерцовой структуры [59.156]). МОНОИНТЕРВАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — созвучия, состоящие из сходных интервалов, ПОЛИИНТЕРВАЛЬНЫЕ — из различных. Две разновидности моноинтервальных аккордов: однородноинтервальные и условнооднородные. Однородноинтервальные — созвучия, состоящие из абсолютно сходных интервалов (например, увеличенное трезвучие, малый квартсептаккорд, целатонаккорд и т. д.). Условнооднородные аккорды — более многочисленная группа созвучий, состоящая из одноименных интервалов различного тонового состава (например, мажорное трезвучие, "минорный трихорд", "аккорд 2-1-1")67а. Полиинтервальные аккорды — наиболее многочисленная группа созвучий разнообразного интервального содержания. Их подразделение на две разновидности: полиинтервальные созвучия, которые могут быть представлены в виде однородного или условнооднородного созвучия (например, аккорды: ми — соль — до или до — фа — соль) и полиинтервальные созвучия, которые такой возможности не имеют (напри- * 33.57 мер, аккорд "до — фа — ля — си бемоль)*. Возможность подразделения моноинтервальных и полиинтервальных аккордов в условиях конкретного текста, конкретных гармонических стилей на созвучия — обращения и созвучия — основные виды. Трудность такого разделения на более общем уровне. Ее обусловленность исключительной подвижностью отдельных граней между этими группами аккордов в художественной практике. Возможность перехода аккордов из одной группы в другую, связанная с различием действия принципов высотного конструирования, которые в разных ситуациях могут привести к образованию аккордов, имеющих только внешнее интервальное сходство, но обладающих разным характером своей структуры (ее основным или производным содержанием). Полигармонические аккорды ** В зависимости от своей функционально-гармонической однородности все вышеназванные интервальные разновидности современных созвучий делятся на МОНОГАРМОНИЧЕСКИЕ и ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЕ. Моногармонические аккорды — созвучия, отдельные элементы. которых не выделяются в виде гармонически самостоятельных частей, то есть частей, обладающих интервальной, звуковой и функциональной индивидуальностью, выступающих как структурно автономное явление. Полигармонические аккорды — созвучия, состоящие из нескольких гармонически самостоятельных частей *** 7-10. 67а, 72j, 74f, 76 80, 82, 85, 87, 92. Фактурная и регистровая многоплановость в моногармонических созвучиях, сближающая их с полигармоническими Внешний характер этой общности. Сохранение гармонической функции общего для отдельных частей такой многоплановой вертикали звука во всех его повторениях снизу доверху — характерный признак ее моногармонического содержания. Наиболее характерные черты собственно полигармоний: частич- * Н. С. Гуляницкая предлагает разделение полиинтервальных аккордов на другие группы: аккорды с побочными тонами и составные аккорды. Этот подход предполагает учет контекста, характерных условий применения тех или иных аккордов, я зависимости от чего и решается вопрос их принадлежности к какой-либо из названных групп [13.Л1.23-28; 14.36,45-49]. ** [85.98-116; 48.39-46, 262-265; 14.50-60) *** Если считать полигармонией расщепление аккорда на относительно самостоятельные элементы, то многоголосную ткань, включающую обособившиеся звуки и двузвучия, очевидно, следует также отнести к области полигармонии. По-видимому, возможно и такое сочетание двух звуков, которое даже при отсутствии регистрового разрыва может восприниматься как нечто раздельное, как объединение элементов, имеющих различный гармонический смысл, то есть явление полигармонического порядка... Конечно, нельзя называть такую ткань собственно полигармонической (звук — это не "гармония"), но следует условно относить ее к полигармоническому типу, как родственное явление [85.107]. ное или полное несовпадение отдельных частей полигармонии (интервалов, аккордов) по звуковому или интервальному составу; самостоятельность гармонического значения (функции) этих частей; изменение функции общего (если такой имеется) для отдельных частей полигармонии звука в зависимости от его отношения к той или иной из этих частей. Возможность явления полигармонии в роли ведущего конструктивного элемента звуковысотной системы. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|