цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






разновидности полигармоний




Три разновидности полигармоний: полимелодические аккорды, полигармонические аккорды и мелодико-гармонические полиак­корды.

ПОЛИМЕЛОДИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — созвучия, возникающие в процессе взаимодействия различных мелодических пластов — МНО­ГОГОЛОСЫХ МЕЛОДИЙ. (О природе отдельных частей этих аккор­дов см. ДУБЛИРУЮЩИЕ АККОРДЫ.)7, 8

ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — созвучия сложнокомп­лексной природы, выполняющие роль конструктивно-самостоятель­ных элементов системы 10.

"Мелодико-гармонические аккорды" — полигармонии, совмещающие в себе черты полимелодических и полигармонических созвучии9, 92.

Возможность подразделения полиаккордов на две группы: полиак­корды из однородных составляющих единиц и неоднородных. Включе­ние в состав первой группы полигармоний, составленных из терцовых созвучий (трезвучные, нетрезвучные-септаккорды и другие) и нетер­цовых (секундаккорды, квартаккорды, квинтаккорды). Включение во вторую группу двух видов полиаккордов: созвучия, содержащие терцо­вый аккорд в качестве одного из компонентов вертикали, и созвучия без терцовых субаккордов**.

* 75.148 ** 14.52-59

Отечественная теория о природе полиаккордов в тональной музыке*

Характерная для этой теории тенденция к разделению полиаккор­дов в тональной музыке на две большие группы: однотональные пол­игармонии (монотональные) и разнотональные (политональные). Тесная взаимосвязь однотональной и политональной полигармоний, их редкое "единоличное" появление в музыкальной ткани, поскольку сама переменность функций сочетающихся голосов часто приводит к образованию политональных моментов, правда, кратковременных. Принципиальное различие монотональной и политональной полигар­моний, заключающееся прежде всего в характерности для первой фун­кционального противоречия между составляющими ее гармонически­ми элементами — СУБАККОРДАМИ, которое не нарушает тонально­го единства вертикали, а для второй, напротив — противоречия, кото­рое это единство нарушает.

Простейшие полигармонические образования, представляющие собой "сочетание трезвучия с чуждым басом"89. Конкретный признак простейших случаев полигармонии — всякое "в достаточной мере са­мостоятельное... разобщение" в созвучиях, но "не на основе мелоди­ческой фигурации, в частности, задержаний"**. Более сложные пол­игармонии как соединение из аккордов и двузвучий, из двух (реже из трех и более) аккордов различного звукового и интервального состава.

Усиление и ослабление гармонической самостоятельности отдель­ных пластов не только в зависимости от действия ранее названных факторов полигармонического расслоения, но и от характера конкрет­ных связей того или иного полигармонического созвучия с другими аккордами. Возникающая в связи с этим возможность образования различных более или менее "полигармоничных вертикалей".

Восприятие полигармонических созвучий. Его важнейшая особен­ность, связанная с осознанием отдельных компонентов конструктивно-многопланового созвучия как гармонически самостоятельных элемен­тов, которые в силу этой самостоятельности воздействуют на слух как индивидуальное звучание, но в то же время воспринимаются и как части выразительного целого, поскольку находятся в непосредствен­ной связи друг с другом и действуют на слух совместно.

Основные направления развития гармонии, приведшие к станов­лению полиаккордики в качестве самостоятельного и общехарактерно­го конструктивного явления:

"умножение" терцовой структуры моноаккордов, путем увеличе­ния числа терций входящих в них;

* 48; 90; 85; 36; 13; 24; 32; 27; 14; 22; 75; 71; 68

** 71.189; 68.16-17; 85.107-108

"поиски новых, нетерцовых гармоний и принципов построения аккордов, достаточно диссонантных и плотных по звучанию и в то же время позволяющих сохранять не слишком насыщенную фактуру (ориентируясь на традиционное четырехголосие как оптимальный ва­риант гармонической структуры ткани)" как обратная реакция на "обилие многотерцовых аккордов, утяжеляющих фактуру большим числом голосов"*;

внедрение в структуру терцовых аккордов побочных и заменных тонов (диатонических и хроматических). Эта линия усложнения ак­кордики — также путь к введению в музыкальную ткань созвучий нетерцового строения, к вертикали с резкой диссонантной звучностью и в конечном итоге к образованию полиаккордики новой интерваль­ной природы. Взаимосвязь движений названных линий — фактор, приведший в течение нескольких десятилетий к широкому употреб­лению в одном комплексе субаккордов любого интервального соотношения.

Отнесение начала систематического применения полиаккордов к концу XIX столетия. Трезвучие с чуждым басом — исходная точка родословной полигармонических комплексов. Параллельность процес­са зарождения полиаккордики с развитием полифункциональности. Связь последней с органным пунктом и с полигармоническими образо­ваниями, существующими вне его. Кадансовый квартсекстаккорд — отправная точка для развития полифункциональности.

Осознание ряда септ- и нонаккордов в музыкальной ткани от­дельных сочинений конца XIX века в одних случаях как моно-, а в других — полифункциональных гармоний. Отнесение их в этом смыс­ле к аккордовым формам, промежуточным между простой терцовой гармонией и полигармонией [48.40]. Более отчетливое расслоение на составные части, наблюдающееся в ундецимаккордах и терцдецимаккордах — ярких представителях полигармонии конца XIX и начала XX столетия. Характерный момент в становлении полигармонической техники первых десятилетий XX века — ее применение в условиях так называемой "расширенной тональности", неразрывно связанной с прин­ципом централизованных отношений, с применением традиционных и новых аккордовых структур, их соотношений, последований, звукоря­дов, а также и с элементами децентрализованного порядка. Обретение полигармонической техникой в этих условиях более широких выра­зительных и конструктивных возможностей. Наиболее поздний вари­ант решения полигармонии — техника наслоения гармонических пла­стов, решенных в различной стилистической и конструктивно-высотной манере (технике письма).

* 48.43






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ