рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
разновидности полигармонийТри разновидности полигармоний: полимелодические аккорды, полигармонические аккорды и мелодико-гармонические полиаккорды. ПОЛИМЕЛОДИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — созвучия, возникающие в процессе взаимодействия различных мелодических пластов — МНОГОГОЛОСЫХ МЕЛОДИЙ. (О природе отдельных частей этих аккордов см. ДУБЛИРУЮЩИЕ АККОРДЫ.)7, 8 ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — созвучия сложнокомплексной природы, выполняющие роль конструктивно-самостоятельных элементов системы 10. "Мелодико-гармонические аккорды" — полигармонии, совмещающие в себе черты полимелодических и полигармонических созвучии9, 92. Возможность подразделения полиаккордов на две группы: полиаккорды из однородных составляющих единиц и неоднородных. Включение в состав первой группы полигармоний, составленных из терцовых созвучий (трезвучные, нетрезвучные-септаккорды и другие) и нетерцовых (секундаккорды, квартаккорды, квинтаккорды). Включение во вторую группу двух видов полиаккордов: созвучия, содержащие терцовый аккорд в качестве одного из компонентов вертикали, и созвучия без терцовых субаккордов**. * 75.148 ** 14.52-59 Отечественная теория о природе полиаккордов в тональной музыке* Характерная для этой теории тенденция к разделению полиаккордов в тональной музыке на две большие группы: однотональные полигармонии (монотональные) и разнотональные (политональные). Тесная взаимосвязь однотональной и политональной полигармоний, их редкое "единоличное" появление в музыкальной ткани, поскольку сама переменность функций сочетающихся голосов часто приводит к образованию политональных моментов, правда, кратковременных. Принципиальное различие монотональной и политональной полигармоний, заключающееся прежде всего в характерности для первой функционального противоречия между составляющими ее гармоническими элементами — СУБАККОРДАМИ, которое не нарушает тонального единства вертикали, а для второй, напротив — противоречия, которое это единство нарушает. Простейшие полигармонические образования, представляющие собой "сочетание трезвучия с чуждым басом"89. Конкретный признак простейших случаев полигармонии — всякое "в достаточной мере самостоятельное... разобщение" в созвучиях, но "не на основе мелодической фигурации, в частности, задержаний"**. Более сложные полигармонии как соединение из аккордов и двузвучий, из двух (реже из трех и более) аккордов различного звукового и интервального состава. Усиление и ослабление гармонической самостоятельности отдельных пластов не только в зависимости от действия ранее названных факторов полигармонического расслоения, но и от характера конкретных связей того или иного полигармонического созвучия с другими аккордами. Возникающая в связи с этим возможность образования различных более или менее "полигармоничных вертикалей". Восприятие полигармонических созвучий. Его важнейшая особенность, связанная с осознанием отдельных компонентов конструктивно-многопланового созвучия как гармонически самостоятельных элементов, которые в силу этой самостоятельности воздействуют на слух как индивидуальное звучание, но в то же время воспринимаются и как части выразительного целого, поскольку находятся в непосредственной связи друг с другом и действуют на слух совместно. Основные направления развития гармонии, приведшие к становлению полиаккордики в качестве самостоятельного и общехарактерного конструктивного явления: "умножение" терцовой структуры моноаккордов, путем увеличения числа терций входящих в них; * 48; 90; 85; 36; 13; 24; 32; 27; 14; 22; 75; 71; 68 ** 71.189; 68.16-17; 85.107-108 "поиски новых, нетерцовых гармоний и принципов построения аккордов, достаточно диссонантных и плотных по звучанию и в то же время позволяющих сохранять не слишком насыщенную фактуру (ориентируясь на традиционное четырехголосие как оптимальный вариант гармонической структуры ткани)" как обратная реакция на "обилие многотерцовых аккордов, утяжеляющих фактуру большим числом голосов"*; внедрение в структуру терцовых аккордов побочных и заменных тонов (диатонических и хроматических). Эта линия усложнения аккордики — также путь к введению в музыкальную ткань созвучий нетерцового строения, к вертикали с резкой диссонантной звучностью и в конечном итоге к образованию полиаккордики новой интервальной природы. Взаимосвязь движений названных линий — фактор, приведший в течение нескольких десятилетий к широкому употреблению в одном комплексе субаккордов любого интервального соотношения. Отнесение начала систематического применения полиаккордов к концу XIX столетия. Трезвучие с чуждым басом — исходная точка родословной полигармонических комплексов. Параллельность процесса зарождения полиаккордики с развитием полифункциональности. Связь последней с органным пунктом и с полигармоническими образованиями, существующими вне его. Кадансовый квартсекстаккорд — отправная точка для развития полифункциональности. Осознание ряда септ- и нонаккордов в музыкальной ткани отдельных сочинений конца XIX века в одних случаях как моно-, а в других — полифункциональных гармоний. Отнесение их в этом смысле к аккордовым формам, промежуточным между простой терцовой гармонией и полигармонией [48.40]. Более отчетливое расслоение на составные части, наблюдающееся в ундецимаккордах и терцдецимаккордах — ярких представителях полигармонии конца XIX и начала XX столетия. Характерный момент в становлении полигармонической техники первых десятилетий XX века — ее применение в условиях так называемой "расширенной тональности", неразрывно связанной с принципом централизованных отношений, с применением традиционных и новых аккордовых структур, их соотношений, последований, звукорядов, а также и с элементами децентрализованного порядка. Обретение полигармонической техникой в этих условиях более широких выразительных и конструктивных возможностей. Наиболее поздний вариант решения полигармонии — техника наслоения гармонических пластов, решенных в различной стилистической и конструктивно-высотной манере (технике письма). * 48.43 мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|