рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
созвучия красочных (колористических, фонических) функций в условиях ладотональной гармонической системыКрасочные функции — значения гармонических элементов, смысловое содержание которых раскрывается только в процессе взаимодействия этих элементов как их определенное красочно-выразительное звучание. Красочные свойства элементов, взятых вне контекста — это их собственное качество, воспринимаемое обычно вне какой-либо конструктивно-выразительной роли, то есть функции. Определенные отношения тех же свойств к аналогичным свойствам других элементов, участвующих вместе с ними в общем гармоническом движении — это уже определенные их функции, роли в конструировании красочно-выразительного состояния звуковысотной структуры. Активизация красочных свойств аккордов, их функций — явление, ведущее к частичному, а в отдельных случаях и к полному подавлению ладотонального значения аккордов. Обретение красочностью, в последнем случае, значения основного конструктивно-гармонического фактора. Условия активизации красочных функций: 1) нарушение традиционных форм ладрфункциональных связей (различные прерванные обороты); 2) нейтрализация ладофункциональных связей; 3) разрушение линеарных связей между аккордами. Особенно важное значение второго из этих условий. Приемы, способствующие нейтрализации ладофункциональных связей: расположение созвучий в крайних регистрах; максимальная плотность или, напротив, разряженность их структуры (особенно в сочетании с предыдущим приемом); резкие смены регистров, динамических оттенков, длительное паузирование и, более всего, острые акценты (удары, уколы и т.п.); значительная протянутость аккорда (различные педали, в том числе и фигурационные); очень быстрые смены аккордов (глиссандирующие многоголосные линии); применение аккордов в роли вспомогательных созвучий, дублирующих мелодические линии (МНОГОГОЛОСНАЯ МЕЛОДИЯ); лишение аккорда определенных временных границ (разновременное появление и исчезновение отдельных его тонов) или, другими словами, разрушение его временной целостности. Основные разновидности аккордов красочных функций* УДАРНЫЕ СОЗВУЧИЯ, "созвучия-фоны" (ФОНОВЫЕ СОЗВУЧИЯ), "созвучия-дублировки" (ДУБЛИРУЮЩИЕ АККОРДЫ) и им подобные — основные разновидности аккордов красочных функций. Ударные созвучия. Наиболее характерные условия их образова- * 64; 85.178,191-198; 19.128; 91.191-198; 72.145; 26; 12.ГЛ.7; 27.44-46; 48.77-82 ния: присутствие диссонирующих элементов в структуре аккорда, повышенная плотность расположения отдельных тонов, крайнее регистровое положение аккорда, острая акцентировка (различного рода удары, "уколы"* и т.п.), краткость звучания и т.д. Индивидуальный характер выразительности ударных созвучий. Ее прямая зависимость от интервального состава аккордов (ИНТЕРВАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ), характера расположения аккордовых тонов, их регистрового положения (РЕГИСТРОВЫЙ КОЛОРИТ), характера акцента и некоторых других факторов. Разнообразие этих условий — реальное основание для создания созвучий с различной индивидуально-тембровой выразительностью 11, 12. Шумовые созвучия — особо характерная разновидность ударных созвучий. Неизменность красочных свойств этих аккордов, или их незначительное изменение (слабо ощутимое) при некоторых усложнениях или упрощениях в интервально-звуковом составе. Характерность для шумовых созвучий наиболее крайних регистровых положений, плотных расположений аккордовых тонов, наибольшей диссонантности (по сравнению с другими аккордами ударных функций). Ограниченность выразительных возможностей шумовых созвучий, их ударно-подражательный (в основном) характер, напоминающий тембровые звучания шумовых инструментов. Применение ударных созвучий в качестве важного средства темброво-гармонического построения структуры и динамизации музыкального процесса. Особенно частое употребление этих созвучий в условиях ритмического движения, насыщенного неожиданными переменами, "поворотами"13, 14. Фоновые созвучия — различного рода длительно выдерживаемые гармонические педали. Наиболее важные условия, способствующие их выделению среди прочих красочных созвучий: длительность звучания (в том числе и многократная повторность), мелодическая оторванность от других элементов музыкальной ткани, тесситурная обособленность, индивидуализация структуры. Разнообразие структур фоновых созвучий и приемов их применения. Декоративные и изобразительные назначения фоновых созвучий. Наибольшая распространенность этих аккордов по сравнению с другими ТЕМБРОВЫМИ СОЗВУЧИЯМИ15, 16. Дублирующие аккорды — созвучия, отдельные тоны которых повторяют линию движения ведущего мелодического голоса. Значительное ослабление ладофункциональных связей между этими аккордами. Наибольшая их нейтрализация при полной идентичности голосов, сочетающихся в аккордах-дублировках. Быстрые смены созвучий, их крайнее регистровое положение, усложнение интервальной структуры, ее индивидуализация — важные факторы, способствующие названной нейтрализации. Отражение в движении дублирующих аккор- * 64 дов логики развития ведущего мелодического голоса. Выполнение дублирующими созвучиями функции декоративных гармонических элементов, раскрашивающих ведущий голос (МНОГОГОЛОСНАЯ МЕЛОДИЯ, ЛЕНТОЧНОЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ). Их сходство в этом отношении с действием различных оркестровых тембров, дублирующих мелодические линии (отсюда и название "тембровые созвучия"). Возникновение процесса красочно-тембрового варьирования мелодических структур при последовательной смене различных способов дублировки. Мелодическая политембровость как результат наложения разнообразных по красочному содержанию мелодических пластов, аккордов-тембров, их взаимного смешения 17, 18. Тембровые средства — основной конструктивно-гармонический фактор * Возможность получения яркой музыкальной образности на основе только тембровых средств (см. СОНОРИКА, СОНОРНАЯ ГАРМОНИЯ). Необходимое условие этого — применение в качестве главных конструктивных элементов музыкальной ткани звуковысотных комплексов с различной темброво-интонационной природой (СОНОРИСТИКА, СОНОРИСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ). Многообразие и богатство выразительного потенциала, присущего темброво-колористическим средствам. Его значительное увеличение в условиях конструктивно-многоплановых построении 139, 140, 141. Логика тембрового развития. Ее специфическое проявление в волнообразных изменениях местного и общего колорита (усиление и ослабление диссонантно-красочной напряженности, ее динамики; разнообразные общефактурные изменения) и полифонии тембровых пластов различного характера, "образного строя" (однородно-протяженных, плавно-меняющихся, резко-обновляющихся, разнородных в своем тембровом решении и т.д.)139-141. Приобретение разнообразными ритмическими элементами, их практически неограниченным в своих конструктивных формах развитием важного формообразующего значения в сонористических композициях. Применение тембровых средств в структурах различной звуковысотной природы (МИКРОХРОМАТИЧЕСКОЙ 138, "всечастотной" 141 и др.) как ведущих или сопутствующих конструктивных элементов наряду с другими звуковыми образованиями различного конструктивного назначения. Использование этих средств в условиях двенадцатитоновой темперированной системы в качестве материала, несущего с собой много дополнительных выразительных возможностей, способно- * 3.329-332; 24.93-108; 64; 91; 92.197-205 гозначительно обогатить музыкальные композиции с различным принципом звукового письма. Неаккордовые звуки. Неаккордовые созвучия * Мелодическая фигурация — особая форма соотношения мелодического движения с гармонией, не являющаяся самостоятельным мелодическим явлением, а выступающая как средство мелодизации отдельных голосов гармонии (голосовых линий). Неаккордовые звуки — основные формы мелодической фигурации гармонии. Концентрация в этих звуках типизировавшихся элементов мелодического движения гармонических голосов. Логика образования неаккордовых звуков как принцип их связи с аккордовыми тонами посредством скачков или плавного секундового движения. Определение функции этих звуков в соответствии с характером такой связи: задержание, проходящий, вспомогательный звуки, в том числе, вспомогательные взятые и брошенные скачком (скачковые ноты, камбиата), предъем. Включение в понятие мелодической фигурации наряду с неаккордовыми звуками и ГАРМОНИЧЕСКИХ НОТ. Активное применение всех названных форм мелодической фигурации — важный фактор, способствующий повышенной мелодизации голосов гармонической ткани, усложнению и обновлению аккордики. НЕАККОРДОВЫЕ СОЗВУЧИЯ — многозвучные сочетания из неаккордовых звуков, возникающих в нескольких голосах гармонической ткани. Разновидности этих созвучий: а) многозвучия, образующиеся на слабых долях (ПРОХОДЯЩЕЕ и ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СОЗВУЧИЯ, СОЗВУЧИЕ-ПРЕДЪЕМ); б) многозвучия, образующиеся из разных форм мелодической фигурации. Их многообразные варианты как результат различных комбинаций тех или иных форм мелодической фигурации по вертикали и горизонтали (в частности, СОЗВУЧИЯ-ФАЗЫ, возникающие в качестве мощного задержания, в процессе разрешения которого часть тонов обретает значение местных опор, окруженных собственными вспомогательными элементами, в то время как другие или разрешаются, или обретают новое значение). НЕАККОРДОВЫЕ ПОЛИСОЗВУЧИЯ — многоплановые комплексы, состоящие из нескольких неаккордовых созвучий различного или сходного звукового состава, структуры, функций (двойные и более сложные созвучия-задержания; комплексы, состоящие из проходящих и вспомогательных созвучий и т.п.). Возможность применения понятия "субаккорды" к самостоятельным гармоническим частям этих полисозвучий. * 72; 29.42; 63.110-146; 85. 116-171; 75; 73 Условия, способствующие становлению неаккордовых созвучий в качестве относительно самостоятельных частей полиаккордов — субаккордов особой линеарной природы: а) разрыв во времени между неаккордовыми созвучиями и их разрешением, осуществляемый путем длительного выдерживания неаккордовых звуков наряду с аккордовыми; б) появление между неаккордовыми созвучиями и их разрешением других форм мелодической фигурации. (Появление одних неаккордовых звуков на более сильных долях такта, а других на более слабых — важное условие, способствующее утверждению первых в качестве местных опорных элементов и в целом местных опорных созвучий, окруженных собственными неаккордовыми элементами. Активное развитие мелодической фигурации второго порядка — причина значительного повышения гармонической самостоятельности неаккордовых субсозвучий, их возможного осознания как собственно субаккордов, а всей вертикали как полигармонического комплекса.); в) структурная однородность всех элементов вертикали (аккордовых и неаккордовых); г) регистровый разрыв между неаккордовыми элементами и их разрешением. Ослабление связей между неаккордовыми созвучиями и их разрешением, возникающее в этом случае; д) появление рядом с полисозвучиями, состоящими из нескольких неаккордовых созвучий или из неаккордовых и аккордовых, собственно полигармоний с родственной интервальной структурой. Выступление последних по отношению к первым в роли конструктивных аналогов, ориентирующих на понимание неаккордовых полисозвучий как полиаккордов особого линеарного содержания, как "мнимых полиаккордов". Сохранение линеарной аккордикой, порожденной мелодической фигурацией, своей производной зависимости от аккорда как конструктивно-гармонического элемента музыкальной ткани. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|