цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






созвучия красочных (колористических, фонических) функций в условиях ладотональной гармонической системы




Красочные функции — значения гармонических элементов, смыс­ловое содержание которых раскрывается только в процессе взаимодей­ствия этих элементов как их определенное красочно-выразительное звучание. Красочные свойства элементов, взятых вне контекста — это их собственное качество, воспринимаемое обычно вне какой-либо кон­структивно-выразительной роли, то есть функции. Определенные от­ношения тех же свойств к аналогичным свойствам других элементов, участвующих вместе с ними в общем гармоническом движении — это уже определенные их функции, роли в конструировании красочно-вы­разительного состояния звуковысотной структуры. Активизация кра­сочных свойств аккордов, их функций — явление, ведущее к частич­ному, а в отдельных случаях и к полному подавлению ладотонального значения аккордов. Обретение красочностью, в последнем случае, зна­чения основного конструктивно-гармонического фактора.

Условия активизации красочных функций:

1) нарушение традиционных форм ладрфункциональных связей (различные прерванные обороты);

2) нейтрализация ладофункциональных связей;

3) разрушение линеарных связей между аккордами.

Особенно важное значение второго из этих условий. Приемы, спо­собствующие нейтрализации ладофункциональных связей: располо­жение созвучий в крайних регистрах; максимальная плотность или, напротив, разряженность их структуры (особенно в сочетании с пред­ыдущим приемом); резкие смены регистров, динамических оттенков, длительное паузирование и, более всего, острые акценты (удары, уко­лы и т.п.); значительная протянутость аккорда (различные педали, в том числе и фигурационные); очень быстрые смены аккордов (глиссандирующие многоголосные линии); применение аккордов в роли вспо­могательных созвучий, дублирующих мелодические линии (МНОГО­ГОЛОСНАЯ МЕЛОДИЯ); лишение аккорда определенных временных границ (разновременное появление и исчезновение отдельных его то­нов) или, другими словами, разрушение его временной целостности.

Основные разновидности аккордов красочных функций*

УДАРНЫЕ СОЗВУЧИЯ, "созвучия-фоны" (ФОНОВЫЕ СОЗВУ­ЧИЯ), "созвучия-дублировки" (ДУБЛИРУЮЩИЕ АККОРДЫ) и им подобные — основные разновидности аккордов красочных функций.

Ударные созвучия. Наиболее характерные условия их образова-

* 64; 85.178,191-198; 19.128; 91.191-198; 72.145; 26; 12.ГЛ.7; 27.44-46; 48.77-82

ния: присутствие диссонирующих элементов в структуре аккорда, по­вышенная плотность расположения отдельных тонов, крайнее регист­ровое положение аккорда, острая акцентировка (различного рода уда­ры, "уколы"* и т.п.), краткость звучания и т.д.

Индивидуальный характер выразительности ударных созвучий. Ее прямая зависимость от интервального состава аккордов (ИНТЕР­ВАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ), характера расположения аккордовых тонов, их регистрового положения (РЕГИСТРОВЫЙ КОЛОРИТ), характера акцента и некоторых других факторов. Разнообразие этих условий — реальное основание для создания созвучий с различной индивидуаль­но-тембровой выразительностью 11, 12.

Шумовые созвучия — особо характерная разновидность ударных созвучий. Неизменность красочных свойств этих аккордов, или их незначительное изменение (слабо ощутимое) при некоторых усложне­ниях или упрощениях в интервально-звуковом составе. Характерность для шумовых созвучий наиболее крайних регистровых положений, плотных расположений аккордовых тонов, наибольшей диссонантно­сти (по сравнению с другими аккордами ударных функций). Ограни­ченность выразительных возможностей шумовых созвучий, их ударно-подражательный (в основном) характер, напоминающий тембровые звучания шумовых инструментов. Применение ударных созвучий в качестве важного средства темброво-гармонического построения структуры и динамизации музыкального процесса. Особенно частое употребление этих созвучий в условиях ритмического движения, на­сыщенного неожиданными переменами, "поворотами"13, 14.

Фоновые созвучия — различного рода длительно выдерживаемые гармонические педали. Наиболее важные условия, способствующие их выделению среди прочих красочных созвучий: длительность звучания (в том числе и многократная повторность), мелодическая оторванность от других элементов музыкальной ткани, тесситурная обособленность, индивидуализация структуры. Разнообразие структур фоновых созву­чий и приемов их применения. Декоративные и изобразительные на­значения фоновых созвучий. Наибольшая распространенность этих аккордов по сравнению с другими ТЕМБРОВЫМИ СОЗВУЧИЯ­МИ15, 16.

Дублирующие аккорды — созвучия, отдельные тоны которых по­вторяют линию движения ведущего мелодического голоса. Значитель­ное ослабление ладофункциональных связей между этими аккордами. Наибольшая их нейтрализация при полной идентичности голосов, со­четающихся в аккордах-дублировках. Быстрые смены созвучий, их крайнее регистровое положение, усложнение интервальной структу­ры, ее индивидуализация — важные факторы, способствующие на­званной нейтрализации. Отражение в движении дублирующих аккор-

* 64

дов логики развития ведущего мелодического голоса. Выполнение дуб­лирующими созвучиями функции декоративных гармонических эле­ментов, раскрашивающих ведущий голос (МНОГОГОЛОСНАЯ МЕ­ЛОДИЯ, ЛЕНТОЧНОЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ). Их сходство в этом от­ношении с действием различных оркестровых тембров, дублирующих мелодические линии (отсюда и название "тембровые созвучия"). Воз­никновение процесса красочно-тембрового варьирования мелодиче­ских структур при последовательной смене различных способов дублировки. Мелодическая политембровость как результат наложения раз­нообразных по красочному содержанию мелодических пластов, ак­кордов-тембров, их взаимного смешения 17, 18.

Тембровые средства — основной конструктивно-гармонический фактор *

Возможность получения яркой музыкальной образности на основе только тембровых средств (см. СОНОРИКА, СОНОРНАЯ ГАРМО­НИЯ). Необходимое условие этого — применение в качестве главных конструктивных элементов музыкальной ткани звуковысотных комп­лексов с различной темброво-интонационной природой (СОНОРИСТИКА, СОНОРИСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ). Многообразие и богатство выразительного потенциала, присущего темброво-колористическим средствам. Его значительное увеличение в условиях конструктивно-многоплановых построении 139, 140, 141.

Логика тембрового развития. Ее специфическое проявление в вол­нообразных изменениях местного и общего колорита (усиление и ос­лабление диссонантно-красочной напряженности, ее динамики; разно­образные общефактурные изменения) и полифонии тембровых пла­стов различного характера, "образного строя" (однородно-протяжен­ных, плавно-меняющихся, резко-обновляющихся, разнородных в сво­ем тембровом решении и т.д.)139-141.

Приобретение разнообразными ритмическими элементами, их практически неограниченным в своих конструктивных формах разви­тием важного формообразующего значения в сонористических компо­зициях.

Применение тембровых средств в структурах различной звуковы­сотной природы (МИКРОХРОМАТИЧЕСКОЙ 138, "всечастотной" 141 и др.) как ведущих или сопутствующих конструктивных элементов на­ряду с другими звуковыми образованиями различного конструктивно­го назначения. Использование этих средств в условиях двенадцатито­новой темперированной системы в качестве материала, несущего с собой много дополнительных выразительных возможностей, способно-

* 3.329-332; 24.93-108; 64; 91; 92.197-205

гозначительно обогатить музыкальные композиции с различным принципом звукового письма.

Неаккордовые звуки. Неаккордовые созвучия *

Мелодическая фигурация — особая форма соотношения мелоди­ческого движения с гармонией, не являющаяся самостоятельным мело­дическим явлением, а выступающая как средство мелодизации отдель­ных голосов гармонии (голосовых линий).

Неаккордовые звуки — основные формы мелодической фигурации гармонии. Концентрация в этих звуках типизировавшихся элементов мелодического движения гармонических голосов. Логика образования неаккордовых звуков как принцип их связи с аккордовыми тонами посредством скачков или плавного секундового движения. Определе­ние функции этих звуков в соответствии с характером такой связи: задержание, проходящий, вспомогательный звуки, в том числе, вспо­могательные взятые и брошенные скачком (скачковые ноты, камбиата), предъем. Включение в понятие мелодической фигурации наряду с неаккордовыми звуками и ГАРМОНИЧЕСКИХ НОТ. Активное при­менение всех названных форм мелодической фигурации — важный фактор, способствующий повышенной мелодизации голосов гармони­ческой ткани, усложнению и обновлению аккордики.

НЕАККОРДОВЫЕ СОЗВУЧИЯ — многозвучные сочетания из неаккордовых звуков, возникающих в нескольких голосах гармониче­ской ткани.

Разновидности этих созвучий:

а) многозвучия, образующиеся на слабых долях (ПРОХОДЯЩЕЕ и ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СОЗВУЧИЯ, СОЗВУЧИЕ-ПРЕДЪЕМ);

б) многозвучия, образующиеся из разных форм мелодической фи­гурации. Их многообразные варианты как результат различных ком­бинаций тех или иных форм мелодической фигурации по вертикали и горизонтали (в частности, СОЗВУЧИЯ-ФАЗЫ, возникающие в каче­стве мощного задержания, в процессе разрешения которого часть тонов обретает значение местных опор, окруженных собственными вспомо­гательными элементами, в то время как другие или разрешаются, или обретают новое значение).

НЕАККОРДОВЫЕ ПОЛИСОЗВУЧИЯ — многоплановые комп­лексы, состоящие из нескольких неаккордовых созвучий различного или сходного звукового состава, структуры, функций (двойные и более сложные созвучия-задержания; комплексы, состоящие из проходящих и вспомогательных созвучий и т.п.). Возможность применения понятия "субаккорды" к самостоятельным гармоническим частям этих пол­исозвучий.

* 72; 29.42; 63.110-146; 85. 116-171; 75; 73

Условия, способствующие становлению неаккордовых созвучий в качестве относительно самостоятельных частей полиаккордов — суб­аккордов особой линеарной природы:

а) разрыв во времени между неаккордовыми созвучиями и их раз­решением, осуществляемый путем длительного выдерживания неак­кордовых звуков наряду с аккордовыми;

б) появление между неаккордовыми созвучиями и их разрешением других форм мелодической фигурации. (Появление одних неаккордо­вых звуков на более сильных долях такта, а других на более слабых — важное условие, способствующее утверждению первых в качестве ме­стных опорных элементов и в целом местных опорных созвучий, окру­женных собственными неаккордовыми элементами. Активное разви­тие мелодической фигурации второго порядка — причина значитель­ного повышения гармонической самостоятельности неаккордовых суб­созвучий, их возможного осознания как собственно субаккордов, а всей вертикали как полигармонического комплекса.);

в) структурная однородность всех элементов вертикали (аккордо­вых и неаккордовых);

г) регистровый разрыв между неаккордовыми элементами и их разрешением. Ослабление связей между неаккордовыми созвучиями и их разрешением, возникающее в этом случае;

д) появление рядом с полисозвучиями, состоящими из нескольких неаккордовых созвучий или из неаккордовых и аккордовых, собствен­но полигармоний с родственной интервальной структурой. Выступле­ние последних по отношению к первым в роли конструктивных анало­гов, ориентирующих на понимание неаккордовых полисозвучий как полиаккордов особого линеарного содержания, как "мнимых полиак­кордов".

Сохранение линеарной аккордикой, порожденной мелодической фигурацией, своей производной зависимости от аккорда как конструк­тивно-гармонического элемента музыкальной ткани.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ