цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






о систематизации современных ладовых форм




Систематизация современных ладовых форм — проблема, не име­ющая на сегодняшний день своего законченного и общепринятого реше­ния. Многочисленность разработок, связанных с его поисками. Разно­образие принципов систематизации, предлагаемых в них. Связанное с этим разнообразием большое число различных и часто крайне "разно­речивых" классификационных концепций. Наибольшая распростра­ненность классификаций, опирающихся на звукорядно-структурный принцип. Его применение — реальная возможность для создания наибо­лее определенных и четких, исторически развернутых классификаций.

Две стороны выражения звукорядно-структурного принципа:

качественная характеристика звукорядного материала той или иной ладовой формы — определенной последовательности интервалов, связывающей это материал и измеряемой в полутонах или частях меньше полутона (звукоряды с элементами "микрохроматической" природы);

количественный показатель — число звуков, входящих в эти ла­довые формы.

Известная ограниченность классификаций, построенных исклю­чительно на основе звукорядно-структурного принципа. Ее обуслов­ленность практическим отождествлением лада и звукоряда, в то время как современное понятие лада (структуры лада) "предполагает опре­деленную систему отношений, а не только расположение звуков в порядке высоты"*, то есть представляет его явлением более высокого

* 88.268

порядка, по отношению к которому сам звукоряд выступает как один, но не единственный и обязательный признак.

Одна из главных трудностей, стоящих на пути создания классифи­каций современных ладовых форм в соответствии со звукорядным принципом — оценка отдельных звуков того или иного ладового по­строения как основных или производных элементов звукоряда, с чем, в конечном итоге, связана объективность качественных и количествен­ных характеристик звукорядов этих построений.

Классификации Ю.Н.Холопова (1971) и Н.С.Гуляницкой (1977) как наиболее всеобъемлющие из первых систематизации современных ладовых форм, построенных в соответствии со звукорядно-структур­ным принципом. Их конструктивные отличия, обусловленные разны­ми принципами деления и единицами отсчета на отдельных уровнях классификаций.

Классификация Ю.Н.Холопова [88.273-275 ], в которой все звуко­ряды делятся на три вида:

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ — замкнуто-симметричные ряды, со­стоящие из одинаковых по структуре интервальных моделей, замыка­ющиеся при малом числе повторений;

несимметричные лады — "все системы с определенным звукорядом, не образованным делением октавы на равные части идентичного строения "*;

"полные двенадцатизвуковые полиладовые" и "вселадовые" сис­темы, специфика которых заключается в том, что они охватывают все звуки темперированного строя и не отличаются поэтому друг от друга в своем "внешнем" — звукосоставном "одеянии", но обладают при этом разнообразными формами внутренней организации тех же две­надцати звуков (например, двенадцати- и более ступенность как "ус­ложнение, обогащение обычного (семиступенного) мажора или мино­ра" (Прокофьев, Бриттен, иногда у Хиндемита), как "нейтрально-полиладовая тональность", не являющаяся "ни мажором, ни минором" (Хиндемит), как "особая ладотональная конструкция, далекая от диа­тонических элементов, даже в малом плане", как ладовая формация, встречающаяся как правило в додекафонной музыке**

Включение первых двух видов в качестве составной части третье­го — характерное явление в ладовой технике XX века.

Классификация Н.С.Гуляницкой, в которой семиступенность при­нимается "за единицу отсчета и основание деления на первом этапе классификации ладов — "гептатонные" (семиступенные. — Д.Ш.), "негептатонные" [13.Л2.10,11 ]. Содержание гептатонной группы: "модусы — старинные натуральные лады" (формы "чистые" и "сме-

* 88.273 ** 88.274

шанные"); "оригинальные лады различного происхождения, струк­турно разделяемые на "симметричные" и "несимметричные". Содер­жание негептатонной группы: "однооктавные — пентатоника, гексатоника, с другим количеством тонов (8, 9, 10) — также симметричного и несимметричного деления; неоднооктавные"*.

Группировка ладов по различным, а не только звукорядному при­знакам — принцип классификаций, получающий все большее распро­странение в научно-теоретических исследованиях нашего времени. Его применение — важное условие более глубокого проникновения в природу ладовой системы, понимание стилистики музыкально-выра­зительных средств. Возможность изменения содержания таких класси­фикаций, то есть перераспределения ладов из одного класса в другой в зависимости от задач гармонического анализа. Наиболее существен­ные признаки ладов, учитывающиеся в классификациях этого направ­ления: характер взаимосвязи ладовых элементов, взаимодействие ла­дов в конкретной гармонической структуре, источник их материала, объем звукоряда, его структурный принцип. Отражение этих и других ладовых признаков в классификации Н.С.Гуляницкой, предложенной в работе "Введение в современную гармонию" (1984 г.). Способы деле­ния в этой классификации:

1) по источнику материала (заимствованные из народной или про­фессиональной музыки и незаимствованные; оригинальные лады Мес­сиана, Яворского, Шостаковича и другие, не исключающие в контексте своей "похожести" на заимствованные);

2) по принципу изначальной заданности и незаданности: стабиль­ные формы, выступающие до начала сочинения в виде "звукорядной таблички"; "нестабильные, мобильные формы, складывающиеся в процессе интонирования и оформляющиеся post factum в определен­ный ладовый звукоряд"**;

3) по принципу строения отдельных ладовых звеньев и их соотно­шения: симметричные звукоряды, состоящие из сходных ладовых звеньев, делящих октаву на одинаковые части; несимметричные, со­стоящие из сходных или разных ладовых звеньев, не делящих октаву на одинаковые части;

4) по объему звукоряда: звукоряды от двух до семи тонов; от восьми до одиннадцати тонов; двухоктавные и многооктавные, состоящие из сходных и разных составляющих;

5) по взаимоотношению ладов в "двух фактурных координатах — горизонтальной и вертикальной"*** (см. МУТИРУЮЩИЕ ЛАДЫ, ПЕ­РЕМЕННЫЙ ЛАД, МНОГОСОСТАВНЫЙ ЛАД, ПОЛИЛАДОВЫЙ

* 13.Л2.11

** 14.78, см. также с. 58

*** 14.88

ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД, ЛАДОВОЕ КОЛОРИРОВАНИЕ, ПОЛИДИАТОНИКА, ПОЛИЛАД, ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕД­НЫЙ ЛАД, МНОГОПЛАНОВАЯ ДИАТОНИКА);

6) по зависимости одного лада от другого в определенном контек­сте: основные и ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ (Гаджибеков У. Основы азер­байджанской народной музыки. Баку, 1957; см. об этом способе деле­ния, но уже на примерах из современной музыки в работе А.Адама [2]).

Новая классификация Ю.Н.Холопова (1988 г. 93.36-39). Специ­фические аспекты этой классификации, обусловленные привлечением к ней наряду с традиционными критериями деления ладов и ряда отно­сительно новых, в том числе: этнических, культурных, исторических и стилевых особенностей этих ладов; интервальной сложности и фун­кционально-системных особенностей их структуры; а также генетиче­ской стадии развития ладового мышления. Сохранение за свойствами ладового звукоряда роли решающего фактора в данной классифика­ции. Основные типы входящих в нее ладовых систем: ЭКМЕЛИКА, АНГЕМИТОНИКА, ДИАТОНИКА, МИКСОДИАТОНИКА, ГЕМИОЛИКА, ХРОМАТИКА, МИКРОХРОМАТИКА. (Ю.Н.Холопов ука­зывает на возможность выделения также в особую группу самостоя­тельных ладовых систем восточноазиатских ладов: слендро и пелог — пяти и семиступенных, не совпадающих ни с пентатоникой, ни с диа­тоникой и ряда смешанных, помимо миксодиатонических ладов [93.39]).

Отнесение в этой классификации к понятию "лад" всех высотных систем, в которых наблюдается логическая связанность и функцио­нальная дифференцированность звукоотношений. Деление в ней это­го понятия на ряд более узких, конкретизирующих ту или иную группу таких систем в зависимости от их конструктивно-гармониче­ских закономерностей (например, ЛАД МОДАЛЬНЫЙ, ЛАД ТО­НАЛЬНЫЙ* сонорные структуры, серийные структуры и другие) и от склада изложения музыкальной ткани (одноголосные — монодия,

* Как пишет Ю.Н.Холопов [93.160] в связи с постоянным смешением "признаков лада" и "тональности" терминологически более конкретно противопоставление не столь­ко этих категорий, сколько двух типов ладовых структур: модального (за основу прини­мается звукоряд) и тонального (за основу берется соответственно система тональных функций S-D-T). При этом подчеркивается, что понятия тональности и модальности не исключают одно другое (не коррелятивны), а потому возможны и разнообразные взаимо­действия между ними. Мажор или минор, в частности, может быть ограничен как лад тонального типа определенным звукорядом, но если этого ограничения нет, то это "ни­сколько не мешает ему быть мажором или минором" [92.30]. И, напротив, для лада модального типа (характеризующегося специфическим признаком — соблюдением оп­ределенного звукоряда, а не привязанностью к тонике в отличие от ладов тонального типа) столь же маловажным оказывается наличие у него определенного центра, ясного устоя или его отсутствие. В любом случае это "нисколько не мешает ему быть определенным ладом" [92.30].

С точки зрения модальности Ю.Н.Холопов предлагает разделение ладов на две главные группы: диатонические или условно диатонические и хроматические (с преоб­ладанием хроматической интервалики).

мелодия в составе многоголосной ткани и многоголосные — полифо­ния, гомофония).

Разнообразные формы ладовой организации как гармонические явления

Отнесение всех форм ладовой организации к разряду гармониче­ских явлений. Обоснованность такого положения — результат ранее изложенного понимания гармонии (см. стр. 10) и в том числе следую­щего:

1. "Гармония — область выразительных средств музыки, основан­ная на закономерном объединении тонов в созвучия и на закономерной связи созвучий"*.

2. "Всякое одновременное сочетание звуков относится к гармо­нии"**. "Нельзя утверждать, что данное созвучие и их последования не "гармоничны", не относятся к гармонии, так как не основываются на известных нам закономерностях"***.

3. "Сущность... музыкальной гармонии — упорядочивание звуко­высотных отношений.... Подобное упорядочивание касается, естест­венно, не только отношений между звуковыми высотами в одновремен­ности (гармоническая вертикаль), но также и в их последовании (гар­моническая горизонталь)"*** *.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ