рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
о систематизации современных ладовых формСистематизация современных ладовых форм — проблема, не имеющая на сегодняшний день своего законченного и общепринятого решения. Многочисленность разработок, связанных с его поисками. Разнообразие принципов систематизации, предлагаемых в них. Связанное с этим разнообразием большое число различных и часто крайне "разноречивых" классификационных концепций. Наибольшая распространенность классификаций, опирающихся на звукорядно-структурный принцип. Его применение — реальная возможность для создания наиболее определенных и четких, исторически развернутых классификаций. Две стороны выражения звукорядно-структурного принципа: качественная характеристика звукорядного материала той или иной ладовой формы — определенной последовательности интервалов, связывающей это материал и измеряемой в полутонах или частях меньше полутона (звукоряды с элементами "микрохроматической" природы); количественный показатель — число звуков, входящих в эти ладовые формы. Известная ограниченность классификаций, построенных исключительно на основе звукорядно-структурного принципа. Ее обусловленность практическим отождествлением лада и звукоряда, в то время как современное понятие лада (структуры лада) "предполагает определенную систему отношений, а не только расположение звуков в порядке высоты"*, то есть представляет его явлением более высокого * 88.268 порядка, по отношению к которому сам звукоряд выступает как один, но не единственный и обязательный признак. Одна из главных трудностей, стоящих на пути создания классификаций современных ладовых форм в соответствии со звукорядным принципом — оценка отдельных звуков того или иного ладового построения как основных или производных элементов звукоряда, с чем, в конечном итоге, связана объективность качественных и количественных характеристик звукорядов этих построений. Классификации Ю.Н.Холопова (1971) и Н.С.Гуляницкой (1977) как наиболее всеобъемлющие из первых систематизации современных ладовых форм, построенных в соответствии со звукорядно-структурным принципом. Их конструктивные отличия, обусловленные разными принципами деления и единицами отсчета на отдельных уровнях классификаций. Классификация Ю.Н.Холопова [88.273-275 ], в которой все звукоряды делятся на три вида: СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ — замкнуто-симметричные ряды, состоящие из одинаковых по структуре интервальных моделей, замыкающиеся при малом числе повторений; несимметричные лады — "все системы с определенным звукорядом, не образованным делением октавы на равные части идентичного строения "*; "полные двенадцатизвуковые полиладовые" и "вселадовые" системы, специфика которых заключается в том, что они охватывают все звуки темперированного строя и не отличаются поэтому друг от друга в своем "внешнем" — звукосоставном "одеянии", но обладают при этом разнообразными формами внутренней организации тех же двенадцати звуков (например, двенадцати- и более ступенность как "усложнение, обогащение обычного (семиступенного) мажора или минора" (Прокофьев, Бриттен, иногда у Хиндемита), как "нейтрально-полиладовая тональность", не являющаяся "ни мажором, ни минором" (Хиндемит), как "особая ладотональная конструкция, далекая от диатонических элементов, даже в малом плане", как ладовая формация, встречающаяся как правило в додекафонной музыке** Включение первых двух видов в качестве составной части третьего — характерное явление в ладовой технике XX века. Классификация Н.С.Гуляницкой, в которой семиступенность принимается "за единицу отсчета и основание деления на первом этапе классификации ладов — "гептатонные" (семиступенные. — Д.Ш.), "негептатонные" [13.Л2.10,11 ]. Содержание гептатонной группы: "модусы — старинные натуральные лады" (формы "чистые" и "сме- * 88.273 ** 88.274 шанные"); "оригинальные лады различного происхождения, структурно разделяемые на "симметричные" и "несимметричные". Содержание негептатонной группы: "однооктавные — пентатоника, гексатоника, с другим количеством тонов (8, 9, 10) — также симметричного и несимметричного деления; неоднооктавные"*. Группировка ладов по различным, а не только звукорядному признакам — принцип классификаций, получающий все большее распространение в научно-теоретических исследованиях нашего времени. Его применение — важное условие более глубокого проникновения в природу ладовой системы, понимание стилистики музыкально-выразительных средств. Возможность изменения содержания таких классификаций, то есть перераспределения ладов из одного класса в другой в зависимости от задач гармонического анализа. Наиболее существенные признаки ладов, учитывающиеся в классификациях этого направления: характер взаимосвязи ладовых элементов, взаимодействие ладов в конкретной гармонической структуре, источник их материала, объем звукоряда, его структурный принцип. Отражение этих и других ладовых признаков в классификации Н.С.Гуляницкой, предложенной в работе "Введение в современную гармонию" (1984 г.). Способы деления в этой классификации: 1) по источнику материала (заимствованные из народной или профессиональной музыки и незаимствованные; оригинальные лады Мессиана, Яворского, Шостаковича и другие, не исключающие в контексте своей "похожести" на заимствованные); 2) по принципу изначальной заданности и незаданности: стабильные формы, выступающие до начала сочинения в виде "звукорядной таблички"; "нестабильные, мобильные формы, складывающиеся в процессе интонирования и оформляющиеся post factum в определенный ладовый звукоряд"**; 3) по принципу строения отдельных ладовых звеньев и их соотношения: симметричные звукоряды, состоящие из сходных ладовых звеньев, делящих октаву на одинаковые части; несимметричные, состоящие из сходных или разных ладовых звеньев, не делящих октаву на одинаковые части; 4) по объему звукоряда: звукоряды от двух до семи тонов; от восьми до одиннадцати тонов; двухоктавные и многооктавные, состоящие из сходных и разных составляющих; 5) по взаимоотношению ладов в "двух фактурных координатах — горизонтальной и вертикальной"*** (см. МУТИРУЮЩИЕ ЛАДЫ, ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД, МНОГОСОСТАВНЫЙ ЛАД, ПОЛИЛАДОВЫЙ * 13.Л2.11 ** 14.78, см. также с. 58 *** 14.88 ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД, ЛАДОВОЕ КОЛОРИРОВАНИЕ, ПОЛИДИАТОНИКА, ПОЛИЛАД, ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕДНЫЙ ЛАД, МНОГОПЛАНОВАЯ ДИАТОНИКА); 6) по зависимости одного лада от другого в определенном контексте: основные и ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ (Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. Баку, 1957; см. об этом способе деления, но уже на примерах из современной музыки в работе А.Адама [2]). Новая классификация Ю.Н.Холопова (1988 г. 93.36-39). Специфические аспекты этой классификации, обусловленные привлечением к ней наряду с традиционными критериями деления ладов и ряда относительно новых, в том числе: этнических, культурных, исторических и стилевых особенностей этих ладов; интервальной сложности и функционально-системных особенностей их структуры; а также генетической стадии развития ладового мышления. Сохранение за свойствами ладового звукоряда роли решающего фактора в данной классификации. Основные типы входящих в нее ладовых систем: ЭКМЕЛИКА, АНГЕМИТОНИКА, ДИАТОНИКА, МИКСОДИАТОНИКА, ГЕМИОЛИКА, ХРОМАТИКА, МИКРОХРОМАТИКА. (Ю.Н.Холопов указывает на возможность выделения также в особую группу самостоятельных ладовых систем восточноазиатских ладов: слендро и пелог — пяти и семиступенных, не совпадающих ни с пентатоникой, ни с диатоникой и ряда смешанных, помимо миксодиатонических ладов [93.39]). Отнесение в этой классификации к понятию "лад" всех высотных систем, в которых наблюдается логическая связанность и функциональная дифференцированность звукоотношений. Деление в ней этого понятия на ряд более узких, конкретизирующих ту или иную группу таких систем в зависимости от их конструктивно-гармонических закономерностей (например, ЛАД МОДАЛЬНЫЙ, ЛАД ТОНАЛЬНЫЙ* сонорные структуры, серийные структуры и другие) и от склада изложения музыкальной ткани (одноголосные — монодия, * Как пишет Ю.Н.Холопов [93.160] в связи с постоянным смешением "признаков лада" и "тональности" терминологически более конкретно противопоставление не столько этих категорий, сколько двух типов ладовых структур: модального (за основу принимается звукоряд) и тонального (за основу берется соответственно система тональных функций S-D-T). При этом подчеркивается, что понятия тональности и модальности не исключают одно другое (не коррелятивны), а потому возможны и разнообразные взаимодействия между ними. Мажор или минор, в частности, может быть ограничен как лад тонального типа определенным звукорядом, но если этого ограничения нет, то это "нисколько не мешает ему быть мажором или минором" [92.30]. И, напротив, для лада модального типа (характеризующегося специфическим признаком — соблюдением определенного звукоряда, а не привязанностью к тонике в отличие от ладов тонального типа) столь же маловажным оказывается наличие у него определенного центра, ясного устоя или его отсутствие. В любом случае это "нисколько не мешает ему быть определенным ладом" [92.30]. С точки зрения модальности Ю.Н.Холопов предлагает разделение ладов на две главные группы: диатонические или условно диатонические и хроматические (с преобладанием хроматической интервалики). мелодия в составе многоголосной ткани и многоголосные — полифония, гомофония). Разнообразные формы ладовой организации как гармонические явления Отнесение всех форм ладовой организации к разряду гармонических явлений. Обоснованность такого положения — результат ранее изложенного понимания гармонии (см. стр. 10) и в том числе следующего: 1. "Гармония — область выразительных средств музыки, основанная на закономерном объединении тонов в созвучия и на закономерной связи созвучий"*. 2. "Всякое одновременное сочетание звуков относится к гармонии"**. "Нельзя утверждать, что данное созвучие и их последования не "гармоничны", не относятся к гармонии, так как не основываются на известных нам закономерностях"***. 3. "Сущность... музыкальной гармонии — упорядочивание звуковысотных отношений.... Подобное упорядочивание касается, естественно, не только отношений между звуковыми высотами в одновременности (гармоническая вертикаль), но также и в их последовании (гармоническая горизонталь)"*** *. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|