цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






мажоро-минорные модификации хроматической тональности




Ведущая роль в современной музыкальной практике ладотональ­ных построений, связанных со смешением ладов противоположного наклонения — мажорного и минорного и получивших общее определе­ние — мажоро-минорные.

Первые этапы развития мажоро-минора как системы, выразивши­еся первоначально через смешение ладов противоположного наклоне­ния в форме их чередование, то есть ладопеременной форме МИКСОДИАТОНИЧЕСКОГО типа. Характерные признаки такой системы — непосредственная прямая связь каждого аккорда с тоникой внутри своей "субдиатонической" субладовой сферы (со своей мажорной или минорной тоникой). Участие в этом процессе смешения ладов различ­ных звукорядов (прежде всего фригийского, тесно примыкающего к минору, параллельных ладов).

Дальнейшее варьирование и обогащение гармонического содержа­ния мажоро-минорной системы на протяжении длительного историче­ского ее развития*. Его основные пути: расширение состава ступеней тональности; обогащение ее функциональных связей и мелодико-интервальной структуры; усложнение природы этих связей; обновление трактовки тонической функции и структуры аккордики, связанной с выполнением тональных функций и структуры аккордики, связанной с выполнением тональных функций; привлечением дополнительных конструктивных элементов, новых форм внутритонального гармони­ческого движения. Становление в процессе этого развития мажора-ми­нора как собственно хроматической системы, специфическая природа которой связана с возможностью использования всех ее хроматических элементов в непосредственном контакте как с тоникой, так и между собой 48, 50.

"Неполные", "полные", "расширенные" варианты тональности мажоро-минорного типа как "десятиступенной системы"** и в том чис­ле: ОДНОТЕРЦОВЫЙ ЛАД, 12-ти ступенный вариант [62.137-138], 17-ти ступенный [29.Ч.1, 69-82; 62.139-144; 27.65-72,74-86; 69.133-135, 137].

Множественность наименований, предложенных отечественными теоретиками по отношению к современной форме мажоро-минорной тональности: ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННАЯ СИСТЕМА [5.118 ], ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННЫЙ ДИАТОНИЧЕСКИЙ ЛАД [53.35; 47.34,964, ПОЛУТОНОВЫЙ ЛАД [3.346], ХРОМАТИЧЕСКАЯ ТО­НАЛЬНОСТЬ [79.280], ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА [62.143] и другие. Ее обусловленность стремлением авторов этих наименований отразить в них наиболее характерные черты современной мажоро-ми­норной тональности: многоступенность, выходящую за пределы преж­них десяти тонов лада; диатонический и хроматический принципы взаимодействия ладоступенных компонентов; многообразие форм ре­ализации названных принципов и ряд других важных гармонических закономерностей.

Современное представление о мажоро-минорной форме тонально-

* 62; 72,48-51; 57; 36.294-311, 332-375; 87; 84; 10; 44; 93.221-227, 350-375

** 29.Ч.1,55-68; 70.117-122; 62.23-137; 85.232-242

сти как полисистемной ладовой организации преимущественно ма­жорного и минорного наклонения, основанной на двенадцатитоновом звукоряде, каждый из элементов которого может выступать и как про­изводная (альтерированная) и как самостоятельная (диатоническая или хроматическая) ступень этой организации на любом из ее конст­руктивных уровней. Многообразие выразительных свойств такой фор­мы тональности. Его обусловленность богатством ее конструктивно-гармонического и в том числе звукорядного потенциала. Возможность как относительно полной, так и частичной реализации этого потенци­ала в конкретных структурах. Возможность выполнения каждым из звуковых элементов современной мажоро-минорной тональности раз­личных тональных функций в последовательности и одновременности на разных структурных уровнях или одном (например, одним и тем же звуком роли основной и производной ступени, или диатонической и хроматической, вспомогательного и аккордового тона 66 и т.п.).

Ладопеременные (ладомобильные) формы мажоро-минора — од­ноименные, параллельные — исторически наиболее ранние формы ма­жоро-минорной тональной системы. Их диатоническая (МИКСОДИАТОНИЧЕСКАЯ) природа, связанная с чередованием отдельных диато­нических связей и звукорядных компонентов. Ладопостоянные (ладо-стабильные) формы мажоро-минора как более его поздние формы. Их хроматическая природа, связанная с эмансипацией отдельных ступе­ней от своего диатонического ладозвукорядного значения. Возмож­ность их осознания в наиболее поздних формах мажоро-минора и как хроматических ступеней энгармонического порядка, то есть не указы­вающих на свое определенное звукорядное происхождение (ХРОМА­ТИКА ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ). Характерность для современной ма­жоро-минорной тональности смешения разных ее форм в условиях конкретного художественного сочинения.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ