цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






понятие функции звуковысотных элементов




Функция в наиболее широком по смыслу определении — конст­руктивное значение и связь различных компонентов музыкальной ткани.

Функция гармонических элементов — конструктивное значение и отношение этих элементов в звуковысотной структуре или, иначе го­воря, конструктивное значение и отношение гармонических элементов звуковысотной организации.

Связь понятия функции с конструктивными значениями элемен-

* 68, 62.106-141; 25; 27.74-86; 79.260-262; 53; 59; 85; 93.399-409

**106

тов в различных, не обязательно только тональных, формах звуковы­сотной организации. Возможное применение вместо этого термина других понятий: "значение", "конструктивное значение". Воплоще­ние в функциях элементов звуковысотной организации:

смыслового логического отношения между ними, то есть отноше­ния между этими элементами по их смыслу, по назначению их дейст­вия в структуре;

материально-гармонического отношения, то есть отношения между этими элементами по их материалу (звуковое и интервальное сходство или контраст);

общей логики гармонического движения.

Становление конкретного содержания функций высотных элемен­тов в процессе их соотнесения, связывания и взаимодействия с другими элементами, то есть в процессе самого структурообразования.

Обусловленность функциональной природы этого процесса, его функционально-логических закономерностей действием различных принципов звуковысотного конструирования: ОБЩЕСТРУКТУР­НЫХ, СТРУКТУРНОТЕХНИЧЕСКИХ и КОНКРЕТНОСТРУКТУР­НЫХ.

Общеструктурные функции (общие функции) — значения и отно­шения элементов, присущие всем гармоническим проекциям структу­ры. Обусловленность содержания этих функций действием ОБЩЕ­СТРУКТУРНЫХ ЗАКОНОВ (принципов) звуковысотного письма.

Структурнотехнические функции (технические функции) — зна­чения и отношения элементов, присущие определенным техникокомпозиционным (техническим) разновидностям структуры (серийным, модальным, тональным, сонористическим и др.). Обусловленность со­держания этих функций действием ОБЩЕСТРУКТУРНЫХ и СТРУКТУРНОТЕХНИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ высотного конструиро­вания. Технические разновидности таких функций: тональные, мо­дальные, серийные, сонорные, функции, связанные с техникой интер­вальных групп и т. д.

Индивидуализация содержания общеструктурных функций или, другими словами, индивидуальный характер его преломления в раз­личных структурнотехнических разновидностях музыкальной компо­зиции. Предпосылки этой индивидуализации — характерные отличия

Для классификации функций гармонических элементов существенно и "фак­турное различие двух основных типов структур — одноголосных (монодических) и мно­гоголосных (аккордо-гармонических). Элементы системы возможно также разделить на простые и составные. Простые — отдельные звуки ("монады"); интервалы, двузвучия ("диады"); трезвучия ("триады"); прочие аккорды, созвучия как единицы системы. Со­ставные — разного рода объединения простых: "микролады" в составе монодического лада (имеется в виду роль, например, тетрахордов, триходов, прочих полихордов в пределах более объемных структур), определенные аккордовые последования — форму­лы, субсистемы в составе системы (например, опорный аккорд с прилегающими неак­кордовыми звуками или созвучиями в многоголосных ладах)" [93.243].

принципов высотного конструирования, присущих различным техни­кам письма.

Конкретноструктурные функции (конкретные функции) — зна­чения и отношения элементов в условиях конкретных гармонических проекций структуры, то есть определенных музыкальных сочинениях. Обусловленность их содержания действием общеструктурных, техни­коструктурных и КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫХ ЗАКОНОВ (прин­ципов) звуковысотного письма. Индивидуализация содержания струк­турнотехнических функций в различных конкретных проекциях той или иной технической разновидности структуры. Основные предпо­сылки этой индивидуализации: характерные отличия в воплощении тех или иных технических законов звуковысотного письма в конкрет­ных гармонических условиях; их смешение в одной конкретной проек­ции структуры; воплощение одних законов в качестве конструктивно-ведущих, а других — конструктивно-сопутствующих принципов по­строения структуры; индивидуальные особенности начально избран­ного гармонического материала, выполняющего конкретно те или иные "технические функции"; своеобразие фактурных условий, склада му­зыкального изложения.

Отсутствие на сегодняшний день каких-либо общепринятых опре­делений и классификаций общеструктурных и отдельных видов техни­ческих функций (исключение — тональные, старомодальные, отчасти серийные и сонорные). Наиболее характерные общеструктурные фун­кции, нашедшие свое непосредственное осмысление в современной теоретической литературе: функции главных и побочных элементов (или "главного" и "побочного"); основные и переменные; функции целого (общего) и части (частного).(Например, полигармония как це­лое, а субгармонии как его части; или главный элемент как общее, а центральный элемент и его окружение в составе этого главного как его частное; или СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР как общее, а местные цен­тры, нашедшие в нем свое отражение, как его частное и т. п.); функции начала и конца ("начальная", "конечная" или "финальная"); функции "границ" и "промежутка" ("граничная" и "промежуточная"); функ­ции центра и центроподчинения; функции центростремительности и центробежности; "функции движения" (восходящего, нисходящего, остинатного) и "функции остановки" ("окончательной", "промежу­точной")*; "функции гармонического напряжения" (нарастающего, спадающего и неизменного) и его отсутствия — "гармонической пау­зы" (то есть такие роли элементов, которые связаны с внесением ими каких-либо изменений в гармоническую напряженность структурного процесса или ее сохранением); "функции верха" и "низа", "края" и

* Другими словами, на вопрос: "Что ты здесь делаешь?" следуют ответы: "Я — конструктивная единица восходящего движения", или: "Я — пятый в ряду восходящих элементов", или — на более высоком системном уровне: "Я — линия восхождения" и т.д.

"середины" (например, мелодическое остинато в роли "середины" — "среднего пласта" — "средней части", а гармоническое остинато в роли окружающих его "краев" — "крайних пластов" — "крайних частей" в составе гармонического полиостинато, выполняющего, в свою очередь, по отношению к ним функцию "целого" — "общего") и другие.

Возможность выполнения одним и тем же гармоническим элемен­том в конкретной структуре разных общеструктурных функций в по­следовательности и одновременности (здесь — "низ", "частное", "на­чальный", там — "верх", "частное", "конечный" и т.п.)

Та же возможность в монотехническом или политехническом ре­шении того же элемента (здесь трезвучие — "низ", "часть" "началь­ной" полигармонии, ее доминантовый субаккорд, там трезвучие — "верх", часть "конечной" полигармонии, "сегмент" ее серийного слоя и т. п.).

Существенное изменение природы одних и тех же общеструктур­ных функций в различных вариантах своего технического решения *.

Возможность выполнения одних и тех же общеструктурных функ­ций разными гармоническими элементами в пределах одного сочине­ния как в одновременном (полигармоническом, полипластовом), так и разновременном (последовательном) вариантах, как в монотехниче­ском, так и политехническом решении (КОЛЛАЖ, ПОЛИСТИЛИ­СТИКА)**.

* Так, например, "заключительный" элемент в строго модальном построении — "финалис", а в тональном — "тоника" — это принципиально разные в своем общекон­структивном значении структурные компоненты, по разному влияющие на ход гармони­ческого движения, на окружающие и отдаленные элементы: "тоника" — всегда искомое по логике движения и, связанное с этой логикой, особое стремление — тяготение "послед­нее слово". Это тяготение к ней ощущается даже в моменты ее отсутствия, а само ее появление может прогнозироваться с достаточной вероятностью; "финалис" — тоже "последнее слово", но появление которого однако не связано со столь же определенными коструктивными "обязательствами" и "тяготеющими устремлениями" со стороны даже близлежащих, не говоря уже о более отдаленных элементах, то есть "финалис" — это компонент уже значительно меньше, чем "тоника", влияющий на содержание предыду­щего гармонического движения.

** Так, общеструктурная функция "центрального элемента" (ЦЭ) может выпол­няться и отдельными созвучиями, и мотивами, и комплексами из отдельных тонов, интервалов, созвучий. При этом понятие "ЦЭ" может быть отнесено к звукокомплексу сонорного типа, к последовательности звуков типа "серия" или "ладозвукоряд", к "пуан­тилистическому фрагменту" и другим, которые оказываются для данного сочинения основным конструктивным материалом, то есть элементом, из которого производится все остальное или наиболее важное и в силу этого оказывается ему подчиненным в структур­ном и логическом отношениях. В то же время реализация общеструктурной функции "ЦЭ" в условиях одной и той же композиции может происходить и на разных системных уровнях, а потому может иметь и разное гармоническое исполнение. Например, по отношению к серийной структуре таким ЦЭ становится на высоком уровне основной вариант серии, а "центроподчиненными" — производные от серии ее различные формы, их модификации. На более частном уровне в роли ЦЭ может появиться "часть" серии — ее сегмент, а центроподчиненными остальные ее части — сегменты. В процессе серийного развертывания возможны и какие-то "вариации" с той же серией, ее сегментами, кото­рые ведут к своеобразной переменности "гармонического образа" и самой серии как ЦЭ, и ее отдельных частей как ЦЭ более низкого системного целого. Те же выводы применительны и к сонористической композиции, где на низшем уровне роль ЦЭ исполняет какой-либо красочный звукокомплекс, ведущий в структурно-логических отношениях, а на уровне более высоком — "сонороряд" — ряд ведущих соноров данной структуры, связанных определенным системным порядком по принципу нарастания или убывания в них каких-либо красочных свойств. Аналогично складываются и конкретноструктурные проявления функции ЦЭ в тональных произведениях: ЦЭ как местная тоника, ЦЭ как основная тоника, ЦЭ как совокупность тоники с примыкающими элементами, то есть в расширенном варианте (см. ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ) по отношению к центроподчинен­ным элементам с их окружением (см. ПРОИЗВОДНЫЙ ЭЛЕМЕНТ) и, наконец, ЦЭ как все, что было в тональной структуре 1 части сонанто-симфонического или другого цикла, по отношению ко всему, что будет в тональных структурах последующих частей. В политехнической композиции, естественно, возникает возможность смешения (колла­жа) различных "технических вариантов" ЦЭ, каждый из которых может в свою очередь варьироваться в своем гармоническом решении и системном значении. Естественно, что выполнение тех или иных общеструктурных функций может происходить и в различных вариантах музыкального склада: мелодико-линеарных, аккордово-гомофонных, "диск­ретных" и в одном. При этом неизбежно и изменение "облика" того или иного "техниче­ского воплощения" общеструктурных функций, обретающего то четкие границы в своем пространственном явлении, то, напротив, лишаясь их — конструктивные элементы с "растекающейся", "растянутой", "изломанной" конфигурацией (АККОРДЫ-ФАЗЫ, СОНОРЫ с относительно устанавливаемыми "границами", "фазы-фрагменты" в пуан­тилистических и некоторых сериальных структурах с каким-либо специфическим внеш­ним контуром и др.).

Технические функции. Отсутствие каких-либо общепринятых подходов к решению этой проблемы в плане их подробной классифика­ции и определений. Исключение — тональные функции, старомодаль­ные функции, отчасти серийные (см. соответствующие разделы, посвя­щенные этим техникам композиции).

Возможность выполнения одних и тех же технических функций как разными, так и сходными гармоническими элементами в пределах одного сочинения. Обновление природы этих функций, ее характера при изменении содержания их гармонического материала.

Конкретноструктурные функции — непосредственное воплоще­ние общеструктурных и технических функций в конкретном гармони­ческом построении. Звуковысотные, метро-ритмические, конструк­тивно-логические и фактурные условия как конструктивно-определя­ющие по отношению к конкретноструктурным функциям их содержа­нию и характеру этого содержания. Процессуальный характер станов­ления содержания функций [73.31-34; 88.53-56; 86; 43; 85.389, 397]. Специфические формы этой процессуальности, связанные с постепен­ным переходом гармонического материала одних элементов в материал других (например, последования из АККОРДОВ-ФАЗ, каждый из ко­торых постепенно возникает отдельными своими компонентами в структуре предыдущих созвучий, заменяя их отдельные звуки, интер­валы, субаккорды; или аналогичные проникновения красочных частей одного соноро-аккорда в другой; или перетекание звуковых компо­нентов одной "фазы-фрагмента" дискретного пространства в состав другой; или ИНТЕРПОЛЯЦИЯ тонов одного серийного сегмента в другой и т. п.).

Применение к таким гармоническим явлениям понятия "функци­ональная текучесть".

Смысловая, материальная и общелогическая стороны конкретно­структурных (конкретных) функций:

смысловая сторона

— смысловое значение элементов в возника­ющем между ними взаимодействии. Воплощение в смысловой стороне конкретных функций общего содержания тех или иных общеструктур­ных (общих) функций. Неизбежная корректировка этого содержания в каждом конкретном случае. Ее обусловленность спецификой техни­ческого и материального исполнения общих функций в конкретных гармонических условиях. (Так, как уже говорилось ранее, "конечный" элемент типа "тоника" и типа "финалис" — это в смысловом отноше­нии далеко не одинаковое явление. То же различие, хотя и в значитель­но меньшей степени, возникает между тониками трезвучиями и их обращением, тониками консонансами и диссонансами и т.п.)






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ