цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






диссонирующие тоники




Диссонирующие созвучия в функции тоники — характерное явле­ние в современной тональной музыке.

* 29.Ч.1. 66-67; 79.282-311; 78; 43; 1.185-189; 75; 76.309-310; 48.47-50; 83.307-308

Обретение диссонирующими элементами конструктивной само­стоятельности в ходе длительного исторического развития ладовой си­стемы. Выведение их в процессе этого развития на роль центральных компонентов структуры.

Терцовые32, 53, 54, 56, 58, 64, 106 a и другие 62, 75, 100 c-e, 106 с-е, 107 разновидности диссонирующих тоник. Наиболее частое применение диссонирующих созвучий в роли местных центров, более редкое — основных и, в част­ности, начального и конечного. Нехарактерность употребления диссо­нирующих тоник в конце крупных разделов произведения и его самого. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ — исключение из этого правила 63, 75, 107, 117.

Понимание большинства диссонирующих тоник как усложненных или видоизмененных мажорных и минорных трезвучий 48, 54, 56, 61, 63, 64. Существование в музыкальной практике диссонирующих тоник, в ко­торых установление мажорной или минорной основы не всегда возможно 75, 106c-e.

Необходимое условие превращения диссонанса в опорный эле­мент — притупление противоречий, существующих между составляю­щими его компонентами. Невозможность полного выполнения этого условия — основная причина известной слабости централизующего действия диссонирующих тоник. Путь к укреплению тоникальности — устойчивости диссонирующих центров — придание устойчивости не только их основным тонам, но и компонентам, находящимся с ними, а также с терцией и квинтой аккорда в диссонирующих отношениях. Факторы, с действием которых связано укрепление устойчивости дис­сонирующего центра во всех его компонентах:

метро-ритмическое доминирование диссонирующего комп­лекса;

его многократная повторность;

отсутствие разрешений и непосредственных переходов в более простые по структуре (особенно консонирующие) созвучия, вытесне­ние последних на внекаденционные, внекульминационные, вненачальные участки структуры;

относительно кратковременное и немногочисленное появление элементов, противопоставляемых диссонирующей тонике;

окружение диссонирующих компонентов аккордов-тоник их соб­ственными неаккордовыми звуками, прежде всего вспомогательными, особенно подчеркивающими опорность того или иного элемента как центра местной линеарной системы;

обособление отдельных компонентов сложных диссонантных ком­плексов в группы консонирующих элементов (двузвучий, трезвучий). Связь этого фактора с политональностью и полиладовостью, где диссо­нирующий центр часто обретает значение сложного тонического ком­плекса, элементы которого однородны по своему функциональному содержанию и потому органически связаны (СЛОЖНАЯ ТОНИКА), но обладают определенной конструктивной самостоятельностью, дей-

ствуя до известного момента независимо друг от друга в мелодически обособленных пластах музыкальной ткани 74a, 76, 79, 80, 85, 87, 92, 98, 104.

Характерная закономерность, связанная с восприятием сложных то­ник: чем значительнее проявление их гармонической однородности, тем меньше ощущается полиструктурный характер их содержания 85, 92, 98, 104.

фактор ТОНАЛЬНОГО ПОСЛЕДОВАНИЯ. (Значительное ос­лабление его действия в построениях, где ведущими конструктивными элементами являются диссонирующие аккорды со сложной структурой 10, 19, 32, 55, 58, 59 а, 61. 63, 65b, 75,,107 Основная предпосылка такого ослабления — меньшая конструктивная определенность основных тонов диссонирующих аккордов, то есть определенность подчиняю­щего действия этих тонов на остальные звуки аккордов по сравнению с простыми консонантными созвучиями, в силу чего заметно ослабе­вает гармоническая связанность основных тонов самих диссонирую­щих созвучий между собой и с основным тоном диссонирующей тоники.)

"Ладоотражающие" свойства диссонирующих тоник или тоники в значении "собирательного" центра лада*

Отражение в диссонирующем тоническом созвучии характерных свойств гармонического материала структуры, его звукорядных и других особенностей, явление, характерное для сложных тональных построений современной музыки и имеющее давние традиции, свою историю развития в предшествующих тональных ("старотональных") стилях**. Особая ощутимость этой закономерности в тех тональных структурах, гармонический материал которых отличается подчеркну­той индивидуальностью, специфичностью. Наиболее частое ее прояв­ление во взаимосвязи гармонического материала с заключительной ("конечной")тоникой, в которой концентрируются наиболее харак­терные из специфических черт этих структур, что придает тонике значение не просто центрального аккорда, а именно собирательно­го — необходимого только для данной конкретной структуры — то­нического завершения, естественного и закономерного в своем появ­лении.

Проявление ладоотражающих свойств в заключительных тониках происходит и в тех случаях, когда значительная протяженность от-

* 75; 79.292-294; 43.366-375

** Например, "связь между наличием функциональности классического типа Т — S — D — Т и трезвучностью тонального центра" или способностью совершенного консо­нанса допускать в качестве ЦЭ различные варианты своего ладового истолкования и "той свободой ладовой переменности, которая не характерна для самой старой тональной системы" [82; 73.96].

дельных субсистем и сильная усложненность их функционального пла­на приводит к тому, что в момент завершения всей структуры начинает утрачиваться ощущение собственно тонального последования, взаимо­связи отдельных гармонических элементов между собой. Здесь появле­ние "собирательной тоники" воспринимается не просто как фактор восстановления нарушенного устоя, но и как фактор восстановления именно данной, индивидуальной в своем гармоническом содержании тональности.

Особая разновидность таких "собирательных тоник" — центры, в которых соединяются элементы структуры, выполняющие в предшест­вующем гармоническом развитии функцию местных тоник. Наиболь­шая характерность такого вида "собирательных тоник" для тональных структур с очень высокой концентрацией тонально-неустойчивых эле­ментов, с минимальным показом обычной тоники и с многократными появлениями диссонансов в качестве ладового центра различного по­рядка, а также для структур, в которых ведущее место принадлежит линеарным формам движения.107

Применение "собирательных тоник" наряду с трезвучными и дру­гими простыми центрами в рамках одного построения — особая форма "тонической переменности" или, другими словами, "вариаций на фун­кцию" вообще и тоническую в частности. Ее далекий прообраз — ва­риантность классической тоники, функцию которой в одном произве­дении выполняют мажорное и минорное одноименные трезвучия и их обращения.

Многодиссонантные комплексы в функции заключительных то­ник — явление нетипичное для тональных структур. (Обычно после них приходят тоники с традиционной простой структурой: трезвучие, октава, квинта, что, естественно, создает упрощение, разрешение внутри самой тонической функции, поскольку более сложные, а следо­вательно, и более напряженные тонические созвучия сменяются более простыми и менее напряженными.)






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ