рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
альтерация. Альтерированные аккорды. ПолитональностьСвязь понятия "альтерация" с полутоновым обострением целотоновых тяготений в диатонических и хроматических формах тональности. Альтерированные аккорды — созвучия, содержащие в своем составе альтерированные звуки. Комплексно-альтерированные аккорды (ВВОДЯЩИЕ АККОРДЫ, ВВОДНАЯ или вводнотоновая СУБДОМИНАНТА и ДОМИНАНТА) — одна из характернейших форм альтерационного обогащения аккордики в тональной гармонии72, 73. Понимание под этими созвучиями тех, которые содержат два и более альтерированных тона. Специфика применения таких аккордов, проявляющаяся: в своеобразии их акцентуации; в совмещении аккорда, обладающего острым тяготением, с его же разрешением на сильной доле такта в момент кадансирования; в совмещении двух и более комплексно-альтерированных созвучий. Генетическая связь альтерации в этих созвучиях с проходящими и вспомогательными хроматическими неаккордовыми звуками72. Понимание комплексно-альтерированных созвучий как явлений нового функционального порядка, нового гармонического качества в тех случаях, когда перед их альтерированными тонами регулярно отсутствуют диатонические варианты этих тонов72 b-e, g, j, когда их альтерационное остронаправленное тяготение систематически не получает своего разрешения, когда основными тонами этих аккордов оказываются звуки, не обязательно являющиеся основными тонами их диатонических или альтерированных "прототипов". Возможное определение созвучий такого типа уже не как комплексно-альтерированных, а как "постальтерационных аккордов"* (ПОСТАЛЬТЕРАЦИЯ)75. ПОЛИСИСТЕМНОСТЬ — особая форма появления хроматиче- * "Альтерация как-то "засыхает", иссякает источник ее функциональной энергии и она перерастает в постальтерацию, то есть тональную форму, связанную с последовательным применением альтерированных созвучий в новом "неальтерационном" качестве" 93.373. ских отношений в ладотональных построениях. Проявление этого принципа в объединении разнообразных субсистем ладотональной природы как членов одной тональной организации. "Многоликость" их звукорядного материала. Его диатоническое, условно-диатоническое и хроматическое содержание. Опосредованная функциональная зависимость отдельных компонентов субсистемы от центрального элемента всей системы. Осуществление этой зависимости через посредство местных центров — центров субсистем, которым собственно и подчинены эти компоненты. Разнообразие связей, возникающих между местными центрами и основным. Их диатоническая и хроматическая природа — местные центры как диатонические и хроматические ступени тональной структуры высшего порядка. Горизонтальные73 ("переменные") и вертикальные ("полигармонические") формы полисистемности. Ее наиболее сложные формы: ПОЛИЛАД 35, 36, 67, 68, ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ35, 36, 74 а, b, ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД 73, 36. Полилад и политональность (см. также ПОЛИЛАДОВОСТЬ)*. Сходство и различие этих форм полисистемности. Частое перерастание одной формы в другую, их сочетание в конкретных гармонических построениях. Трудность различения этих форм в тех случаях, когда конструктивные элементы полилада — сублады — отличаются очень высокой конструктивной развитостью или, напротив, когда конструктивные элементы политональности — субтональности — значительно в этом отношении упрощены. Частое явление полилада в политональных структурах — разнозвукорядные сублады, подчиненные общей ПОЛИТОНИКЕ 74 b, 78 и политональности в монозвукорядных ладовых построениях — разные тональности с одним и тем же звукорядом 74 а, 80. Разнообразие звукорядного, конструктивного содержания и функциональных значений субтональностей и субладов в конкретных структурных проекциях полилада и политональности 76-92. Часто встречающееся неравенство этого содержания и значений. Выполнение в последнем случае отдельными субсистемами (субладами и субтональностями) роли главенствующего гармонического "слоя", а другими — подчиненного 98-101. Самостоятельная выразительность субладов и субтональностей — явление, осознаваемое на небольших участках гармонического процесса. Более частое их восприятие как единого выразительного целого, обладающего единым своеобразным более или менее непривычным звучанием. Связь такой самостоятельности с резким подчеркиванием конструктивно-гармонической независимости отдельных субсистем, их звукорядным и структурным обособлением в виде отдельных "слоев" музыкального целого. Факторы, обусловливающие, напротив, конструктивное единство полиладовых и политональных построений: ре- * 48; 79; 32; 41.Гл IX-X; 13.Л2; 52.341 -350; 85; 75; 79; 92 гистровая однородность, звуковысотное родство отдельных субсистем, их интонационная, метро-ритмическая, структурно-функциональная, звукорядная, тембровая и фактурная близость, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ. Основные отличительные признаки полиладовых и политональных конструкций: регулирование развития в полиладовых построениях относительно простым по структуре общеладовым центром, реже СЛОЖНОЙ ТОНИКОЙ; регулирование развития в политональных построениях ПОЛИТОНИКАМИ, СЛОЖНЫМИ ТОНИКАМИ, реже простыми созвучиями (при этом сами сложные тоники и политоники появляются сравнительно редко, иногда только в начале и в конце структуры, или только в конце); очень частое совпадение отдельных опорных элементов разных субладов в ПОЛИЛАДЕ и их объединение в аккорды простой структуры, обладающие достаточно определенной направленностью к общеладовому центру; большая самостоятельность в указанном отношении у опорных элементов субтональностей, их местного окружения; подчеркнутая индивидуализация гармонического материала каждой из субтональностей, в том числе и тематическая, и фактурная, что не характерно для отдельных субладов. Усиление этого качества в субтональностях вместе с расширением их звукового состава, привлечением в него намного большего, чем это характерно субладам, числа хроматизмов, хроматических ступеней. Наиболее четкое различие между субтональностями и субладами в тех случаях, когда первые обретают ярко индивидуальное интонационное содержание, а их собственные субцентры находятся в диссонантных отношениях и "резко" изолируются друг от друга наряду с другими субтональными элементами76, 92, 97. Варианты политональности и их классификация в работе Ю. Паисова [48 ] — наиболее разработанная систематика политональных явлений в музыке композиторов XX века. Основные критерии деления в этой классификации: 1) склад изложения политональности (у Ю.Паисова "фактура политональности"); 2) интервальное соотношение субтональностей; 3) звукорядная природа субтональностей; 4) уровень гармонической самостоятельности отдельных голосов музыкальной ткани; 5) стабильный (одновысотный) и мобильный (модулирующий) характер политонального процесса; 6) характер гармонического содержания политональности по отношению к различным разделам музыкальной формы (формообразующая роль политональной гармонии); 7) семантическая природа политональности; 8) стилистические особенности политональности. Содержание классификации (излагается в соответствии с вышеназванным порядком основных критериев деления политональностей): 1. Гармоническая 76, мелодическая 77 и смешанные 78-80 разновидности политональности. ("Гармоническую политональность образуют аккордовые сочетания, состоящие из гармонических комплексов, принадлежащих различным тональностям. Смешанная политональность — одновременное сочетание одноголосных и многоголосных (либо двухголосных) слоев. Смешанная битональность имеет две разновидности: 1) сочетание одноголосной мелодии с инотональным гармоническим сопровождением...78 и 2) сочетание нескольких голосов в одной тональности с басом в другой...79. К смешанной политональности (в отличие от "аккордово-мелодической") можно, разумеется, отнести и не столь уж редкие сочетания двухголосного тонального слоя с одноголосным...80. Мелодическая политональность представляет собой соединение в одновременности разнотональных одноголосных мелодий..."*.) 2. Политональности с основным (терцовым77, 80, квинтовым79, секундовым62, 76, 78 и тритоновым81) и производно-обращенным (квартовым, септовым, секстовым) вариантом интервального соотношения субтональностей. (Наиболее частое применение в художественной практике первых.) 3. Диатоническая 78, 80, 8I и хроматическая 76, 77, 79 политональности. (Отнесение к первой как редко встречающейся строго диатонической, так и условно-диатонической политональности, в которой "диатоника образует основу лада при наличии одного или нескольких хроматических (как правило, неаккордовых) звуков"**. Отнесение ко второй политональных объединений, состоящих не только из хроматических, но и диатонических субтональностей, если последние находятся в далеком родстве81 (ХРОМАТИКА МИКСТОВАЯ, МИКСОДИАТОНИКА, ПОЛИДИАТОНИКА). 4. Реальная, мнимая и промежуточные формы политональности. "Основное отличие мнимой политональности от реальной заключается в отсутствии ПОЛИТОНИКИ (то есть опорного созвучия, представляющего собой акустический диссонанс). Признаки расслоения ткани в мнимой политональности бывают различными, сущность же ложного политонального эффекта сводится к следующему: если мелодии или гармонические слои — компоненты гармонической вертикали — сыграть или представить звучащими отдельно друг от друга, они обнаружат свою принадлежность к разным тональностям, но при совместном звучании оказываются монотональными...68, 69, 77, 83, 84. Кажущаяся при * 48.67-68 ** 48.70-71 поочередном вслушивании тональная автономия голосов исчезает при их реальном гармоническом объединении из-за недействительности (или неяркости) важнейших факторов расслоения ткани на субтональности, отсутствия характерной структуры политоники в созвучии, исполняющем роль ладового центра.... Мнимая политональность... по существу не входит в сферу действительной политональности и по своему ладовому смыслу оказывается принадлежащей к монотональности"*. Отнесение к промежуточным формам политональности следующих структурных явлений: тональные построения с органным пунктом и отклонениями в ведущем пласте (замкнутые органные пункты)88, 89, тональные построения с органным пунктом и модуляцией в ведущем пласте88 (разомкнутые органные пункты); построения с органным пунктом на неустойчивой ступени (бас одновременно выполняет функции местной тоники и побочной ступени общей тональности)72f, 89; построения, в которых отдельные голоса содержат дублировку, создающую резкую диссонантную звучность по отношению к гармоническому окружению этих голосов87 (эта диссонантность может быть связана и с выходом звукового содержания дублировок за пределы звукоряда ведущего голоса); "скрытая политональность"82 — едва заметные политональные расслоения (у "мнимой" они, напротив, внешне очень подчеркнуты), связанные обычно с активизацией переменности функций в одном из голосов, которая ведет к противоречию тонального содержания данного голоса с тональным содержанием остальных. 5. Стабильная (однопозиционная)62, 79, 81, 74b, мобильная (модулирующая)74a, 76-78, 80, 85, 87, 88 формы политональности. Деление мобильной на варианты: политональность с субтональными модуляциями — в тональном переходе участвуют не все субтональности76, 88; политональность с общей модуляцией всех субтональностей (1. Синхронно-параллельный переход во всех субтональностях — транспонирующая общая модуляция86; 2. Неодновременный переход в отдельных субтональностях — трансформирующая общая модуляция 77, 80). Секвентные74а, 76, 86, имитационные80, 86, 90, 91 виды мобильной политональности. Политональность с отклонениями: с замкнутым субтональным отклонением (с возвращением к прежней субтональности)88, развивающий вид (с новым переходом опять к новой субтональности)88, "сближающий"74a, 76, 87 (направленный к тональному сближению субтональностей вплоть до сведения их к монотональности. Сравнительная редкость последнего варианта [48.136]. (Принципиальное различие формообразующих функций у "развивающих" и "замкнутых" политональных форм с субтональным отклонением. "Развивающие отклонения как средство ладовой динамизации приводят к тональному сдвигу или модуляции, а замкнутые — образуют миниатюрную политональную трехчастность и подчеркивают устойчивость обрамляющей политональности. Соот- * 48.73-74, 77, 82 ветственно различно и типичное местонахождение тех и других отклонений: первые помещаются чаще всего в конце начального или серединного раздела, а вторые внутри темы... или в завершающем разделе формы"*.) Субтональное обращение 92 — самый специфичный способ звуковысотных смещений в политональности, возникающее изменение битональной структуры воспринимается не как ее смена, а как "зеркальное обновление"; образующаяся в ходе субтонального обращения смена тональностей в обоих слоях ведет к его восприятию как модуляционного явления, другими словами, сам факт субтонального обращения воспринимается одновременно и как "стабильный", и как "мобильный" варианты политональности. Сочетание этих черт — предпосылка восприятия субтонального обращения как перехода в близкую битональность (независимо от соотношения субтональностей). Возможность, но не необходимость модуляционной связки в таком переходе. 6. Политональность в экспозиционных, серединных, предъиктовых разделах и в замыкании произведений. ("Помимо своей основной роли — создания зоны относительной ладовой неустойчивости — (политональность. — Д.Ш.) в развивающей середине выступает и как средство интенсивного гармонического варьирования, продолжая на ином уровне линию развития, начатую в первой части произведения.... Еще более ярко выраженную функцию неустойчивости выполняет политональность в предъиктах, способствуя нагнетанию перед освобождающей разрядкой в начале нового раздела. Политональные предъикты, характеризующиеся гармонической жесткостью и неустойчивостью, обычно отличаются и внутренней статичностью, например, из-за "упорных" повторений одной мелодико-гармонической формулы.... Особые функции получает политональность, вводимая на завершающей стадии гармонического развития..."**. Частое выступление в этом случае политональных и квазиполитональных эффектов как последнего противоречия в гармоническом движении произведения: наложение на тонику комплекса звуков, образующих вторичный субаккорд и вместе с основным аккордом — тоническую полигармонию; "каденционные" и "предкаденционные" отклонения в политональность; введение в репризу или коду развернутых политональных построений. Последний вариант политональности — явление обобщающего значения, вбирающее в себя тональности предшествующих частей***.) 7. Политональность как явление, связанное с "целостным пред- * 48.138-139 ** 48.153-155 *** 48.460 ставлением воплощенного образа, воспринимаемого как внутренне единый художественный феномен (несмотря на структурно-гармоническую многослойность)" и, напротив, как явление, связанное с подчеркиванием "расчлененности объекта изображения, его множественности, противоречивости"*. Отнесение к первой группе лирической, экспрессивно-драматической и колористической трактовок политональности. Включение во вторую — конфликтной, сатирико-комедийной и пространственно-изобразительной. Условность последнего разделения, связанная с включением в нее только наиболее распространенных семантических типов и невключения "смешанных" семантических разновидностей. Основные истоки политональности в музыкальном искусстве до XX века: ПОЛИЛАДОВОСТЬ; органный пункт как форма проявления полифункциональности; полифункциональность вне органного пункта; образование диссонантных и СЛОЖНЫХ ТОНИК (ведущее к формированию ПОЛИТОНИКИ). Развитие полиладовости еще в старинной полифонии как средства обогащения лада вариантами одной и той же ступени (обычно VI в миноре) 93a-f, 94. Начало развития полифункциональности от переменности функций, лежащей в ее основе. Главная из ранних форм полиладовости — минорная, порождаемая одновременным звучанием разновидностей полного минора и их несовпадающих ступеней93c, 94a-b. Дальнейшее ее развитие, связанное с взаимопроникновением мажора и минора и объединением в одновременности разновидностей VII и III ступеней.93d, 95 Разнообразие конструктивных и стилистических вариантов полиладовости, связанные с контрастом мажорной и минорной терций: от обычая заканчивать в старинной музыке минорные произведения мажорной тоникой к их последующему совмещению в одновременном звучании в профессиональном искусстве XX столетия (негритянская музыка, произведения А.Копленда, Д.Гершвина, позднего А.Скрябина и др.)33b, 63. Применение полиладовости с вариантами трех и более ступеней — путь, ведущий к хроматической тональности из-за снижения полиладового эффекта. Обилие случаев промежуточных между полиладовостью и политональностью в музыке XX столетия. Органный пункт — первоначальная форма полифункциональности, постепенно подготавливающая политональность. Его истоки в раннем многоголосии (бурдонный бас в искусстве Средневековья), когда органные пункты сопровождали одноголосую мелодию. Дальнейшее усиление его роли как опоры всей гармонической конструкции в многоголосных структурах, ведущее к появлению первых черт политональности — образование тональных переходов над органным пунктом 96. Промежуточный, неустойчивый характер такой политонально- * 48.166 сти. Ее историческое развитие, идущее по пути фактурного, мелодического, функционального и структурного обогащения и обособления органного пункта. Два основных варианта подобной полиорганизации: "тонально разомкнутый" (с отклонениями в надстройке, ведущими к модуляции)91 и "тонально замкнутый"96, 98. Перерастание политонального органного пункта в систематическую политональность, связанную с мелодизацией баса, с возникновением развитой фигурации, функциональной автоматизацией отдельных тональных слоев. Полифункциональность и полиаккордика — две параллельно развивающиеся стороны в истории рождения полифункциональной и монофункциональной полигармонии (о полиаккордике см. стр. 26-28, 207). Кадансовый квартсекстаккорд — исходный момент рождения полифункциональности. Активизация ее развития в конце XIX столетия вместе с приходом в музыкальную практику многотерцовых созвучий и нетерцовых комплексов, их усложнением побочными тонами, усилением диссонантности вертикальных гармоний. Монотональное67а,72j и политональное76, 80, 85 явления полифункциональности и полиаккордики. Связь отдельных обособившихся субаккордов в автономно развивающуюся мелодико-гармоническую линию функциональных последований — характерный признак возникновения развитой политональности. ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — еще одна разновидность тональной полисистемности. Характерные гармонические закономерности этого лада: хроматический многоступенный звукоряд; центропеременность, связанная с действием характерных для нее факторов, в частности метро-ритмического; слияние в последовательности различного рода ладовых звукорядов как частей единого ладового образования, то есть как субладов одного хроматического переменного лада (см. также МУТИРУЮЩИЕ ЛАДЫ, МНОГОСОСТАВНЫЕ ЛАДЫ, ПОЛИДИАТОНИКА). Диатоническая природа субладовых образований в хроматическом переменном ладе как наиболее характерное для него явление99, 100, 100а. Диатонический переменный лад — предшественник хроматического (ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД). Смешение традиционных диатонических звукорядов с разнообразными новыми звукорядами в хроматическом переменном ладе101. Частое явление хроматического переменного лада в мелодических пластах гомофонно-гармонической ткани на фоне относительно простого аккордового сопровождения, отличающегося подчеркнутой функциональной определенностью, направленностью тонального движения. Роль такого сопровождения как фактора компенсации той тональной ослабленности, которая возникает вместе с хроматическим ладом в соответствующих мелодических пластах, то есть как фактора, способствующего образованию тональной связанности на всех уровнях структуры в противовес "разрушительным" децентрализующим дей- ствиям, наблюдающимся в хроматическом переменном ладе. Другие условия, способствующие общей тональной связанности в хроматическом переменном ладе: родство звукового состава и интервальных структур отдельных его субладов; единообразие их метро-ритмического содержания73, 96, 99. ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ [2] — особая форма проявления принципа полисистемности и хроматизации музыкальной ткани. Их понимание как ладов, образованных путем смещения центра (опоры) с первой ступени на другие (чаще пятую — доминантовый лад)102-104. Горизонтальное100 и вертикальное99, 100 объединение производных ладов между собой и с основным ладом. Многообразие форм такого объединения: "переменно-производные лады", полилад, политональность. Наиболее простое и частое проявление "ладопроизводной" многоплановости — сочетание основного лада со своеобразными мелодическими и гармоническими оборотами, приближающимися в своем конструктивно-гармоническом содержании к производным ладам. Дальнейшее расширение таких оборотов, связанное с обогащением их новыми элементами, с усложнением их функциональной природы — путь к перерождению этих оборотов в самостоятельные сублады — конструктивные элементы полилада и политональности. Высокая развитость субладов производной природы. Их разновидности, включающие в свой состав элементы одноименно-однотерцовых ладозвукорядов и альтерационные хроматизмы (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ЛАД)100. Общая неустойчивость функциональных отношений в структуре производных ладов. Ее характерное проявление в определенной постоянно ощущаемой зависимости центра производного лада от основного центра как одной из подчиненных ему (непосредственно-вертикальное взаимодействие производного и основного ладов, опосредованно-горизонтальное) ступеней, а также в постоянно проявляемом стремлении отдельных элементов, участвующих в производных отношениях к возвращению в "лоно" своих основных взаимосвязей. Обусловленность такой неустойчивости различными факторами и в том числе: спецификой звукорядного содержания производных ладов, при которой выделение их центра (в отличие от основного) не подкрепляется характерным вводнотоновым тяготением VII ступени в I (ср. доминатовые аккорды в "доминантовом ладе" с аналогичными созвучиями в ионийском классическом мажоре или гармоническом миноре и др.); более частым появлением производных ладов после основных и в серединных — тонально неустойчивых участках гармонического движения, либо в экспозиционных разделах перед основными, но в более простом гармоническом решении и на меньших временных участках. Хроматические ступени* Основное отличие ХРОМАТИЧЕСКИХ СТУПЕНЕЙ от прочих хроматизмов тональности — выступление в качестве полноправных членов всей системы звуковысотных отношений, самостоятельных тонально-конструктивных звукорядных элементов. Характерные признаки этой полноправности и самостоятельности: непосредственное соотношение хроматического звука с тональным центром в каденционном и других оборотах на правах основного тона аккорда 50, 53, 104а; несвязанность хроматического звука характерным для диатоники немедленным разрешением в соседний диатонический звук, к которому направлено его тяготение48, 50, 70; подчинение хроматическому звуку диатонического, лежащего на полутон от него, как неопорного (вспомогательного, задержания)66; выполнение хроматическим звуком функции местного центра; непосредственное соотношение с другими хроматическими звуками, переходящими прямо в основной центральный тон 76, 89; объединение с другими хроматическими звуками в одном аккорде, вступающем в непосредственные отношения с центральным элементом или каким-либо диатоническим созвучием, не имея до себя своего диатонического прототипа 61, 66, 77 то же условие при связи с аккордами хроматической природы50, 105. Появление одних и тех же звуков на различных уровнях структуры в разной функции, а именно как хроматических, альтерированных и диатонических — частое явление в современных композициях. Хроматические ступени — явление, имеющее свои "корни" в народном разнонациональном творчестве **. функция мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|