цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






альтерация. Альтерированные аккорды. Политональность




Связь понятия "альтерация" с полутоновым обострением целотоновых тяготений в диатонических и хроматических формах тонально­сти. Альтерированные аккорды — созвучия, содержащие в своем соста­ве альтерированные звуки. Комплексно-альтерированные аккорды (ВВОДЯЩИЕ АККОРДЫ, ВВОДНАЯ или вводнотоновая СУБДОМИ­НАНТА и ДОМИНАНТА) — одна из характернейших форм альтерационного обогащения аккордики в тональной гармонии72, 73. Понима­ние под этими созвучиями тех, которые содержат два и более альтери­рованных тона. Специфика применения таких аккордов, проявляюща­яся: в своеобразии их акцентуации; в совмещении аккорда, обладаю­щего острым тяготением, с его же разрешением на сильной доле такта в момент кадансирования; в совмещении двух и более комплексно-аль­терированных созвучий.

Генетическая связь альтерации в этих созвучиях с проходящими и вспомогательными хроматическими неаккордовыми звуками72. По­нимание комплексно-альтерированных созвучий как явлений нового функционального порядка, нового гармонического качества в тех слу­чаях, когда перед их альтерированными тонами регулярно отсутствуют диатонические варианты этих тонов72 b-e, g, j, когда их альтерационное остронаправленное тяготение систематически не получает своего раз­решения, когда основными тонами этих аккордов оказываются звуки, не обязательно являющиеся основными тонами их диатонических или альтерированных "прототипов". Возможное определение созвучий та­кого типа уже не как комплексно-альтерированных, а как "постальтерационных аккордов"* (ПОСТАЛЬТЕРАЦИЯ)75.

ПОЛИСИСТЕМНОСТЬ — особая форма появления хроматиче-

* "Альтерация как-то "засыхает", иссякает источник ее функциональной энергии и она перерастает в постальтерацию, то есть тональную форму, связанную с последова­тельным применением альтерированных созвучий в новом "неальтерационном" качест­ве" 93.373.

ских отношений в ладотональных построениях. Проявление этого принципа в объединении разнообразных субсистем ладотональной природы как членов одной тональной организации. "Многоликость" их звукорядного материала. Его диатоническое, условно-диатониче­ское и хроматическое содержание. Опосредованная функциональная зависимость отдельных компонентов субсистемы от центрального эле­мента всей системы. Осуществление этой зависимости через посред­ство местных центров — центров субсистем, которым собственно и подчинены эти компоненты. Разнообразие связей, возникающих меж­ду местными центрами и основным. Их диатоническая и хроматиче­ская природа — местные центры как диатонические и хроматические ступени тональной структуры высшего порядка. Горизонтальные73 ("переменные") и вертикальные ("полигармонические") формы пол­исистемности. Ее наиболее сложные формы: ПОЛИЛАД 35, 36, 67, 68, ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ35, 36, 74 а, b, ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕН­НЫЙ ЛАД 73, 36.

Полилад и политональность (см. также ПОЛИЛАДОВОСТЬ)*. Сходство и различие этих форм полисистемности. Частое перерастание одной формы в другую, их сочетание в конкретных гармонических по­строениях. Трудность различения этих форм в тех случаях, когда кон­структивные элементы полилада — сублады — отличаются очень высо­кой конструктивной развитостью или, напротив, когда конструктив­ные элементы политональности — субтональности — значительно в этом отношении упрощены. Частое явление полилада в политональных структурах — разнозвукорядные сублады, подчиненные общей ПОЛ­ИТОНИКЕ 74 b, 78 и политональности в монозвукорядных ладовых постро­ениях — разные тональности с одним и тем же звукорядом 74 а, 80.

Разнообразие звукорядного, конструктивного содержания и фун­кциональных значений субтональностей и субладов в конкретных структурных проекциях полилада и политональности 76-92. Часто встре­чающееся неравенство этого содержания и значений. Выполнение в последнем случае отдельными субсистемами (субладами и субтональ­ностями) роли главенствующего гармонического "слоя", а другими — подчиненного 98-101.

Самостоятельная выразительность субладов и субтональностей — явление, осознаваемое на небольших участках гармонического процес­са. Более частое их восприятие как единого выразительного целого, обладающего единым своеобразным более или менее непривычным звучанием. Связь такой самостоятельности с резким подчеркиванием конструктивно-гармонической независимости отдельных субсистем, их звукорядным и структурным обособлением в виде отдельных "сло­ев" музыкального целого. Факторы, обусловливающие, напротив, кон­структивное единство полиладовых и политональных построений: ре-

* 48; 79; 32; 41.Гл IX-X; 13.Л2; 52.341 -350; 85; 75; 79; 92

гистровая однородность, звуковысотное родство отдельных субсистем, их интонационная, метро-ритмическая, структурно-функциональная, звукорядная, тембровая и фактурная близость, ДОПОЛНИТЕЛЬ­НЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ.

Основные отличительные признаки полиладовых и политональ­ных конструкций:

регулирование развития в полиладовых построениях относительно простым по структуре общеладовым центром, реже СЛОЖНОЙ ТО­НИКОЙ;

регулирование развития в политональных построениях ПОЛИТО­НИКАМИ, СЛОЖНЫМИ ТОНИКАМИ, реже простыми созвучиями (при этом сами сложные тоники и политоники появляются сравнитель­но редко, иногда только в начале и в конце структуры, или только в конце);

очень частое совпадение отдельных опорных элементов разных субладов в ПОЛИЛАДЕ и их объединение в аккорды простой структу­ры, обладающие достаточно определенной направленностью к общела­довому центру;

большая самостоятельность в указанном отношении у опорных элементов субтональностей, их местного окружения;

подчеркнутая индивидуализация гармонического материала каж­дой из субтональностей, в том числе и тематическая, и фактурная, что не характерно для отдельных субладов. Усиление этого качества в субтональностях вместе с расширением их звукового состава, привле­чением в него намного большего, чем это характерно субладам, числа хроматизмов, хроматических ступеней.

Наиболее четкое различие между субтональностями и субладами в тех случаях, когда первые обретают ярко индивидуальное интонаци­онное содержание, а их собственные субцентры находятся в диссонан­тных отношениях и "резко" изолируются друг от друга наряду с други­ми субтональными элементами76, 92, 97.

Варианты политональности и их классификация в работе Ю. Паисова [48 ] — наиболее разработанная систематика политональных яв­лений в музыке композиторов XX века. Основные критерии деления в этой классификации:

1) склад изложения политональности (у Ю.Паисова "фактура пол­итональности");

2) интервальное соотношение субтональностей;

3) звукорядная природа субтональностей;

4) уровень гармонической самостоятельности отдельных голосов музыкальной ткани;

5) стабильный (одновысотный) и мобильный (модулирующий) ха­рактер политонального процесса;

6) характер гармонического содержания политональности по отно­шению к различным разделам музыкальной формы (формообразую­щая роль политональной гармонии);

7) семантическая природа политональности;

8) стилистические особенности политональности. Содержание классификации (излагается в соответствии с выше­названным порядком основных критериев деления политональностей):

1. Гармоническая 76, мелодическая 77 и смешанные 78-80 разновид­ности политональности. ("Гармоническую политональность образуют аккордовые сочетания, состоящие из гармонических комплексов, при­надлежащих различным тональностям. Смешанная политональ­ность — одновременное сочетание одноголосных и многоголосных (ли­бо двухголосных) слоев. Смешанная битональность имеет две разно­видности: 1) сочетание одноголосной мелодии с инотональным гармо­ническим сопровождением...78 и 2) сочетание нескольких голосов в одной тональности с басом в другой...79. К смешанной политональности (в отличие от "аккордово-мелодической") можно, разумеется, отнести и не столь уж редкие сочетания двухголосного тонального слоя с одно­голосным...80. Мелодическая политональность представляет собой со­единение в одновременности разнотональных одноголосных мело­дий..."*.)

2. Политональности с основным (терцовым77, 80, квинтовым79, се­кундовым62, 76, 78 и тритоновым81) и производно-обращенным (кварто­вым, септовым, секстовым) вариантом интервального соотношения субтональностей. (Наиболее частое применение в художественной практике первых.)

3. Диатоническая 78, 80, 8I и хроматическая 76, 77, 79 политонально­сти. (Отнесение к первой как редко встречающейся строго диатониче­ской, так и условно-диатонической политональности, в которой "диа­тоника образует основу лада при наличии одного или нескольких хро­матических (как правило, неаккордовых) звуков"**. Отнесение ко вто­рой политональных объединений, состоящих не только из хроматиче­ских, но и диатонических субтональностей, если последние находятся в далеком родстве81 (ХРОМАТИКА МИКСТОВАЯ, МИКСОДИАТОНИКА, ПОЛИДИАТОНИКА).

4. Реальная, мнимая и промежуточные формы политональности.

"Основное отличие мнимой политональности от реальной заклю­чается в отсутствии ПОЛИТОНИКИ (то есть опорного созвучия, пред­ставляющего собой акустический диссонанс). Признаки расслоения ткани в мнимой политональности бывают различными, сущность же ложного политонального эффекта сводится к следующему: если мело­дии или гармонические слои — компоненты гармонической вертика­ли — сыграть или представить звучащими отдельно друг от друга, они обнару­жат свою принадлежность к разным тональностям, но при совместном звучании оказываются монотональными...68, 69, 77, 83, 84. Кажущаяся при

* 48.67-68 ** 48.70-71

поочередном вслушивании тональная автономия голосов исчезает при их реальном гармоническом объединении из-за недействительности (или неяркости) важнейших факторов расслоения ткани на субтональ­ности, отсутствия характерной структуры политоники в созвучии, ис­полняющем роль ладового центра.... Мнимая политональность... по существу не входит в сферу действительной политональности и по своему ладовому смыслу оказывается принадлежащей к монотональ­ности"*. Отнесение к промежуточным формам политональности следу­ющих структурных явлений: тональные построения с органным пунк­том и отклонениями в ведущем пласте (замкнутые органные пункты)88, 89, тональные построения с органным пунктом и модуляцией в ведущем пласте88 (разомкнутые органные пункты); построения с органным пун­ктом на неустойчивой ступени (бас одновременно выполняет функции местной тоники и побочной ступени общей тональности)72f, 89; постро­ения, в которых отдельные голоса содержат дублировку, создающую резкую диссонантную звучность по отношению к гармоническому ок­ружению этих голосов87 (эта диссонантность может быть связана и с выходом звукового содержания дублировок за пределы звукоряда ве­дущего голоса); "скрытая политональность"82 — едва заметные пол­итональные расслоения (у "мнимой" они, напротив, внешне очень подчеркнуты), связанные обычно с активизацией переменности функ­ций в одном из голосов, которая ведет к противоречию тонального содержания данного голоса с тональным содержанием остальных.

5. Стабильная (однопозиционная)62, 79, 81, 74b, мобильная (модули­рующая)74a, 76-78, 80, 85, 87, 88 формы политональности. Деление мобиль­ной на варианты: политональность с субтональными модуляциями — в тональном переходе участвуют не все субтональности76, 88; политональ­ность с общей модуляцией всех субтональностей (1. Синхронно-парал­лельный переход во всех субтональностях — транспонирующая общая модуляция86; 2. Неодновременный переход в отдельных субтонально­стях — трансформирующая общая модуляция 77, 80). Секвентные74а, 76, 86, имитационные80, 86, 90, 91 виды мобильной политональности. Полито­нальность с отклонениями: с замкнутым субтональным отклонением (с возвращением к прежней субтональности)88, развивающий вид (с но­вым переходом опять к новой субтональности)88, "сближающий"74a, 76, 87 (направленный к тональному сближению субтональностей вплоть до сведения их к монотональности. Сравнительная редкость последнего варианта [48.136]. (Принципиальное различие формообразующих функций у "развивающих" и "замкнутых" политональных форм с субтональным отклонением. "Развивающие отклонения как средство ладовой динамизации приводят к тональному сдвигу или модуляции, а замкнутые — образуют миниатюрную политональную трехчастность и подчеркивают устойчивость обрамляющей политональности. Соот-

* 48.73-74, 77, 82

ветственно различно и типичное местонахождение тех и других откло­нений: первые помещаются чаще всего в конце начального или сере­динного раздела, а вторые внутри темы... или в завершающем разделе формы"*.)

Субтональное обращение 92 — самый специфичный способ звуко­высотных смещений в политональности, возникающее изменение битональной структуры воспринимается не как ее смена, а как "зеркаль­ное обновление"; образующаяся в ходе субтонального обращения сме­на тональностей в обоих слоях ведет к его восприятию как модуляци­онного явления, другими словами, сам факт субтонального обращения воспринимается одновременно и как "стабильный", и как "мобиль­ный" варианты политональности. Сочетание этих черт — предпосылка восприятия субтонального обращения как перехода в близкую битональность (независимо от соотношения субтональностей). Возмож­ность, но не необходимость модуляционной связки в таком переходе.

6. Политональность в экспозиционных, серединных, предъиктовых разделах и в замыкании произведений.

("Помимо своей основной роли — создания зоны относительной ладовой неустойчивости — (политональность. — Д.Ш.) в развиваю­щей середине выступает и как средство интенсивного гармонического варьирования, продолжая на ином уровне линию развития, начатую в первой части произведения.... Еще более ярко выраженную функцию неустойчивости выполняет политональность в предъиктах, способст­вуя нагнетанию перед освобождающей разрядкой в начале нового раз­дела. Политональные предъикты, характеризующиеся гармонической жесткостью и неустойчивостью, обычно отличаются и внутренней ста­тичностью, например, из-за "упорных" повторений одной мелодико-гармонической формулы.... Особые функции получает политональ­ность, вводимая на завершающей стадии гармонического разви­тия..."**. Частое выступление в этом случае политональных и квазипо­литональных эффектов как последнего противоречия в гармоническом движении произведения: наложение на тонику комплекса звуков, об­разующих вторичный субаккорд и вместе с основным аккордом — то­ническую полигармонию; "каденционные" и "предкаденционные" от­клонения в политональность; введение в репризу или коду разверну­тых политональных построений. Последний вариант политональности — явление обобщающего значения, вбирающее в себя тональности предшествующих частей***.)

7. Политональность как явление, связанное с "целостным пред-

* 48.138-139 ** 48.153-155 *** 48.460

ставлением воплощенного образа, воспринимаемого как внутренне единый художественный феномен (несмотря на структурно-гармони­ческую многослойность)" и, напротив, как явление, связанное с под­черкиванием "расчлененности объекта изображения, его множествен­ности, противоречивости"*. Отнесение к первой группе лирической, экспрессивно-драматической и колористической трактовок полито­нальности. Включение во вторую — конфликтной, сатирико-комедийной и пространственно-изобразительной. Условность последнего раз­деления, связанная с включением в нее только наиболее распростра­ненных семантических типов и невключения "смешанных" семанти­ческих разновидностей.

Основные истоки политональности в музыкальном искусстве до XX века: ПОЛИЛАДОВОСТЬ; органный пункт как форма проявления полифункциональности; полифункциональность вне органного пунк­та; образование диссонантных и СЛОЖНЫХ ТОНИК (ведущее к фор­мированию ПОЛИТОНИКИ).

Развитие полиладовости еще в старинной полифонии как средства обогащения лада вариантами одной и той же ступени (обычно VI в миноре) 93a-f, 94. Начало развития полифункциональности от перемен­ности функций, лежащей в ее основе. Главная из ранних форм полила­довости — минорная, порождаемая одновременным звучанием разно­видностей полного минора и их несовпадающих ступеней93c, 94a-b. Даль­нейшее ее развитие, связанное с взаимопроникновением мажора и минора и объединением в одновременности разновидностей VII и III ступеней.93d, 95 Разнообразие конструктивных и стилистических вари­антов полиладовости, связанные с контрастом мажорной и минорной терций: от обычая заканчивать в старинной музыке минорные произведения мажорной тоникой к их последующему совмещению в од­новременном звучании в профессиональном искусстве XX столетия (негритянская музыка, произведения А.Копленда, Д.Гершвина, позд­него А.Скрябина и др.)33b, 63. Применение полиладовости с вариантами трех и более ступеней — путь, ведущий к хроматической тональности из-за снижения полиладового эффекта. Обилие случаев промежуточ­ных между полиладовостью и политональностью в музыке XX столе­тия.

Органный пункт — первоначальная форма полифункционально­сти, постепенно подготавливающая политональность. Его истоки в раннем многоголосии (бурдонный бас в искусстве Средневековья), ког­да органные пункты сопровождали одноголосую мелодию. Дальнейшее усиление его роли как опоры всей гармонической конструкции в мно­гоголосных структурах, ведущее к появлению первых черт полито­нальности — образование тональных переходов над органным пунк­том 96. Промежуточный, неустойчивый характер такой политонально-

* 48.166

сти. Ее историческое развитие, идущее по пути фактурного, мелодиче­ского, функционального и структурного обогащения и обособления органного пункта. Два основных варианта подобной полиорганизации: "тонально разомкнутый" (с отклонениями в надстройке, ведущими к модуляции)91 и "тонально замкнутый"96, 98. Перерастание политональ­ного органного пункта в систематическую политональность, связан­ную с мелодизацией баса, с возникновением развитой фигурации, фун­кциональной автоматизацией отдельных тональных слоев.

Полифункциональность и полиаккордика — две параллельно раз­вивающиеся стороны в истории рождения полифункциональной и мо­нофункциональной полигармонии (о полиаккордике см. стр. 26-28, 207). Кадансовый квартсекстаккорд — исходный момент рождения полифункци­ональности. Активизация ее развития в конце XIX столетия вместе с приходом в музыкальную практику многотерцовых созвучий и нетер­цовых комплексов, их усложнением побочными тонами, усилением диссонантности вертикальных гармоний. Монотональное67а,72j и пол­итональное76, 80, 85 явления полифункциональности и полиаккордики. Связь отдельных обособившихся субаккордов в автономно развиваю­щуюся мелодико-гармоническую линию функциональных последова­ний — характерный признак возникновения развитой политонально­сти.

ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — еще одна разно­видность тональной полисистемности. Характерные гармонические за­кономерности этого лада:

хроматический многоступенный звукоряд; центропеременность, связанная с действием характерных для нее факторов, в частности метро-ритмического;

слияние в последовательности различного рода ладовых звукоря­дов как частей единого ладового образования, то есть как субладов одного хроматического переменного лада (см. также МУТИРУЮЩИЕ ЛАДЫ, МНОГОСОСТАВНЫЕ ЛАДЫ, ПОЛИДИАТОНИКА). Диато­ническая природа субладовых образований в хроматическом перемен­ном ладе как наиболее характерное для него явление99, 100, 100а.

Диатонический переменный лад — предшественник хроматиче­ского (ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД). Смешение традиционных диатониче­ских звукорядов с разнообразными новыми звукорядами в хроматиче­ском переменном ладе101.

Частое явление хроматического переменного лада в мелодических пластах гомофонно-гармонической ткани на фоне относительно про­стого аккордового сопровождения, отличающегося подчеркнутой фун­кциональной определенностью, направленностью тонального движе­ния. Роль такого сопровождения как фактора компенсации той тональ­ной ослабленности, которая возникает вместе с хроматическим ладом в соответствующих мелодических пластах, то есть как фактора, спо­собствующего образованию тональной связанности на всех уровнях структуры в противовес "разрушительным" децентрализующим дей-

ствиям, наблюдающимся в хроматическом переменном ладе. Другие условия, способствующие общей тональной связанности в хроматиче­ском переменном ладе: родство звукового состава и интервальных структур отдельных его субладов; единообразие их метро-ритмическо­го содержания73, 96, 99.

ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ [2] — особая форма проявления принци­па полисистемности и хроматизации музыкальной ткани. Их понима­ние как ладов, образованных путем смещения центра (опоры) с первой ступени на другие (чаще пятую — доминантовый лад)102-104. Горизон­тальное100 и вертикальное99, 100 объединение производных ладов между собой и с основным ладом. Многообразие форм такого объединения: "переменно-производные лады", полилад, политональность. Наибо­лее простое и частое проявление "ладопроизводной" многопланово­сти — сочетание основного лада со своеобразными мелодическими и гармоническими оборотами, приближающимися в своем конструктив­но-гармоническом содержании к производным ладам. Дальнейшее рас­ширение таких оборотов, связанное с обогащением их новыми элемен­тами, с усложнением их функциональной природы — путь к перерож­дению этих оборотов в самостоятельные сублады — конструктивные элементы полилада и политональности. Высокая развитость субладов производной природы. Их разновидности, включающие в свой состав элементы одноименно-однотерцовых ладозвукорядов и альтерационные хроматизмы (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ЛАД)100. Общая не­устойчивость функциональных отношений в структуре производных ладов. Ее характерное проявление в определенной постоянно ощущае­мой зависимости центра производного лада от основного центра как одной из подчиненных ему (непосредственно-вертикальное взаимо­действие производного и основного ладов, опосредованно-горизонталь­ное) ступеней, а также в постоянно проявляемом стремлении отдель­ных элементов, участвующих в производных отношениях к возвра­щению в "лоно" своих основных взаимосвязей. Обусловленность такой неустойчивости различными факторами и в том числе: спецификой звукорядного содержания производных ладов, при которой выделение их центра (в отличие от основного) не подкрепляется характерным вводнотоновым тяготением VII ступени в I (ср. доминатовые аккорды в "доминантовом ладе" с аналогичными созвучиями в ионийском клас­сическом мажоре или гармоническом миноре и др.); более частым появлением производных ладов после основных и в серединных — то­нально неустойчивых участках гармонического движения, либо в экс­позиционных разделах перед основными, но в более простом гармони­ческом решении и на меньших временных участках.

Хроматические ступени*

Основное отличие ХРОМАТИЧЕСКИХ СТУПЕНЕЙ от прочих хроматизмов тональности — выступление в качестве полноправных членов всей системы звуковысотных отношений, самостоятельных то­нально-конструктивных звукорядных элементов. Характерные при­знаки этой полноправности и самостоятельности:

непосредственное соотношение хроматического звука с тональным центром в каденционном и других оборотах на правах основного тона аккорда 50, 53, 104а;

несвязанность хроматического звука характерным для диатоники немедленным разрешением в соседний диатонический звук, к которому направлено его тяготение48, 50, 70;

подчинение хроматическому звуку диатонического, лежащего на полутон от него, как неопорного (вспомогательного, задержания)66;

выполнение хроматическим звуком функции местного центра;

непосредственное соотношение с другими хроматическими звука­ми, переходящими прямо в основной центральный тон 76, 89;

объединение с другими хроматическими звуками в одном аккорде, вступающем в непосредственные отношения с центральным элементом или каким-либо диатоническим созвучием, не имея до себя своего диатонического прототипа 61, 66, 77

то же условие при связи с аккордами хроматической природы50, 105.

Появление одних и тех же звуков на различных уровнях струк­туры в разной функции, а именно как хроматических, альтерирован­ных и диатонических — частое явление в современных компози­циях.

Хроматические ступени — явление, имеющее свои "корни" в на­родном разнонациональном творчестве **.

функция






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ