рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
основные пути становления тональности как хроматической и полисистемной формы ладовой организацииДиатоника и хроматика — пара коррелятивных понятий, противопоставляющихся в отечественной учебно-теоретической литературе. Связь понятия хроматика в этой литературе с такими явлениями как альтерация, отклонение, модуляция, сопоставление, мажоро-минорные отношения, неаккордовые звуки, линеарно-мелодические отношения за пределами диатонического звукоряда (например, диатонический опорный тон — хроматический вспомогательный тон и т.п.). Дальнейшее расширение этого круга явлений в научной теоретической литературе последних лет: хроматизм как отношение одноименных звуков, относящихся к разным звукорядам и образующих между собой интервалы увеличенной примы, уменьшенной октавы, увеличенной октавы. Непосредственная (прямая) и опосредованная (косвенная) форма таких отношений. Их разновидности: хроматика как "одноступенное явление" — ХРОМАТИКА ОДНОСТУПЕННАЯ67 (например, "си" и "си бемоль" как седьмые ступени двух натуральных звукорядов при одном центре "до" или пятые ступени, соответственно, ионийского рада и ряда 1.2... 1.2 при центре "ми"); хроматика как "разноступенное явление" — ХРОМАТИКА РАЗНОСТУПЕННАЯ (например, "си" и "си бемоль", соответственно, VII и VI ступени ионийского "До" и эолийского "Ре") 68, 35. Диатоническая и хроматическая природа звукорядов, при взаимодействии которых образуются вышеназванные хроматические отношения (например, звук "си" — пятая ступень ионийского "Ми", а звук "си бемоль" — третья ступень звукоряда целотонного в позиции "Соль бемоль" и т.п.); хроматизм как самостоятельная ступень тональности мажоро-минорного типа 44, 50, 52, 53, 66, 70, 71, "нейтрально-полиладовой тональности"69, специфических конструкций, далеких от диатонических элементов даже в самом малом плане61; хроматизм как энгармоническое явление, находящее отражение и в современных формах мажоро-минорной тональности (модификации "одноименно-однотерцовых систем") и за ее пределами (например, в додекафонных структурах, в произведениях с техникой интервальных групп, сериальным и пуантилистическим письмом, в сонористических композициях)117, 133. Необходимость введения в учебную и музыкальную практику ряда терминов, которые бы разграничивали названные явления хроматики между собой. Некоторые из вариантов таких терминов, предлагаемые отечественными теоретиками: СУПЕРДИАТОНИКА [47 ], ДИАХРОМАТИКА [27.57, 70], ПОЛИДИАТОНИКА [79.271-272], ХРОМАТИКА МИКСТОВАЯ, МОДУЛЯЦИОННАЯ, СУБСИСТЕМНАЯ, ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ [93], РАЗНОСТУПЕННАЯ, ОДНОСТУПЕННАЯ. Основные формы явления хроматики в ладотональных построениях: 1) частичное изменение диатонических неустойчивых ступеней, связанное с их повышением или понижением — альтерация; 2) внутритональные отклонения — ХРОМАТИКА СУБСИСТЕМНАЯ; 3) модуляции — ХРОМАТИКА МОДУЛЯЦИОННАЯ; 4) соединение различных субсистем в качестве конструктивных элементов организации более высокого системного уровня — ХРОМАТИКА ПОЛИСИСТЕМНАЯ. Ее варианты: а) хроматика как следствие объединения диатонических субсистем — ДИАХРОМАТИКА (ПОЛИЛАДОВЫЙ ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД, ПОЛУТОНОВЫЙ ЛАД, ДИАТОНИКА СИНТЕТИЧЕСКАЯ, ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД, ПОЛИДИАТОНИКА, ХРОМАТИКА МИКСТОВАЯ); б) хроматика как следствие объединения диатонических и хроматических субсистем. Непосредственный и опосредованный варианты диахроматиче- ских отношений. "Диахроматизм" как одноступенное и разноступенное явление (ОДНОСТУПЕННАЯ ХРОМАТИКА, РАЗНОСТУПЕННАЯ ХРОМАТИКА); 5) хроматические звуки как самостоятельные ступени тональности — ХРОМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ. Первое появление хроматических ступеней в "условно-диатонических" ладах (например, VII высокая в гармоническом миноре), затем мажоро-минорных формах тональности и, наконец, в ХРОМАТИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОСТИ (ХРОМАТИКА ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ), ее звукорядно-нейтральных формах (ХРОМАТИКА ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ, ХРОМАТИКА АВТОНОМНАЯ). мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|