рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
центропостоянные и центропеременные разновидности ладовой организацииПодразделение всех форм ладовой организации на центропостоянные и центропеременные. Принципы "централизованной зависимости" и "относительной децентрализации" — общие и обязательные закономерности этих форм; их существование, а также преобладание одного из них в качестве конструктивно-ведущей закономерности — реальная предпосылка для такого разделения. Содержание этих принципов: принцип централизованной зависимости — принцип утверждения главенства одного элемента в качестве центра структуры и установления определенной зависимости от него остальных элементов; принцип относительной децентрализации — принцип автономизации ладовой периферии, обособления отдельных ладовых связей. Обязательность диалектического взаимодействия этих принципов как в центропостоянных, так и центропеременных формах ладовой организации. Конструктивно-определяющее значение принципа централизованной зависимости в центропостоянных формах системы. Его проявление в организации ладовых связей вокруг одного — основного центра, в их устремленности от периферии лада к ближайшему окружению этого центра и к нему самому. Непосредственные ("прямые") и опосредованные (через посредство других компонентов) связи между центром и его окружением, между центром и периферийными элементами. Общеструктурный, структурнотехнический и конкретноструктурный характер этих связей (см. ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ, СТРУКТУРНОТЕХНИЧЕСКИЕ и КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ). Конструктивноопределяющее значение принципа относительной децентрализации в центропеременных формах системы. Его проявление в стремлении отдельных элементов к автономной организации вокруг собственного МЕСТНОГО ЦЕНТРА, в усилении конструктивной самостоятельности таких организаций и их центров вплоть до предельного обособления. Возможность в последнем случае появления любого из местных центров в качестве заключительного, подобного в какой-то мере "финалису", возникновение которого обусловливалось, как известно, вовсе не привычными нам тонально-функциональными закономерностями, а рядом древнейших факторов, например, традицией вокально-регистрового окончания на "выдыхающем" тоне. Различный характер взаимодействия названных принципов в разных типах и категориях ладовой организации как центропостоянных, так и центропеременных. Переключение действия принципа центропостоянности с общеструктурного уровня на местные, точнее говоря, его сохранение только на этих уровнях при выдвижении на роль конструктивно-ведущего принципа относительной децентрализации. Разнообразие конкретных ладовых форм центропостоянного и центропеременного типа, связанное с многообразием вариантов взаимодействия этих принципов. Современный ладозвукорядный материал* Характерная закономерность современной музыкальной композиции — применение практически любого звукоряда в качестве основного ладового материала. Структурное разнообразие этих звукорядов. Наиболее распространенные в художественной практике XX века звукоряды: 1. Пентатонные: ангемитонные (бесполутоновые), гемитонные (с одним или большим числом полутонов). 2. Семиступенные диатонические средневековые: фригийский, дорийский, эолийский, ионийский, лидийский, миксолидийский, локрийский. 3. "Особые, комбинированные, а также искусственные" различного происхождения, структурно разделенные на симметричные и несимметричные: испанский восьмиступенный (1.2.1.1.1.2.2); цыганский мажор (1.3.1.2.1.3) и минор (2.1.3.1.1.3) с двумя увеличенными секун- * 33.57-60; 93; 13; 14; 88; 22 дами; лидийско-эолийский (2.2.2.1.1.2); фригийско-ионийский (1.2.2.2.2.2); акустический или лидийско-миксолидийский (2.2.2.1.2.1); мажоро-минор; комбинации сходных или различных тетрахордов путем их соединения или разделения полутоном, целым тоном; комбинации двух, трех, четырехзвуковых интервальных моделей (сочетаний интервалов, повторяющихся на новой позиции), включая сюда семь ладов "ограниченной транспозиции" Мессиана — (2)...132, (1.2)...142, 143, (2.1.1)...143, (1.1.3.1)..., (1.4.1)..., (2.2.1.1)...142, (1.1.1.2.1)...144 (последний звукоряд с пятизвуковой интервальной моделью); произвольно построенные, однооктавные (1.3.1.1.2.2.1) и многооктавные звукоряды диатонически трактованная хроматика (например, ряд 1 Хиндемита — см. на стр. 25) и многие другие звукоряды, включающие интервалику меньше полутона и ее комбинации между собой и с другими (традиционными) частями тона. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|