цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






центропостоянные и центропеременные разновидности ладовой организации




Подразделение всех форм ладовой организации на центропостоянные и центропеременные. Принципы "централизованной зависимо­сти" и "относительной децентрализации" — общие и обязательные закономерности этих форм; их существование, а также преобладание одного из них в качестве конструктивно-ведущей закономерности — реальная предпосылка для такого разделения. Содержание этих прин­ципов:

принцип централизованной зависимости — принцип утверждения главенства одного элемента в качестве центра структуры и установле­ния определенной зависимости от него остальных элементов;

принцип относительной децентрализации — принцип автономизации ладовой периферии, обособления отдельных ладовых свя­зей.

Обязательность диалектического взаимодействия этих принципов как в центропостоянных, так и центропеременных формах ладовой организации.

Конструктивно-определяющее значение принципа централизо­ванной зависимости в центропостоянных формах системы. Его прояв­ление в организации ладовых связей вокруг одного — основного цент­ра, в их устремленности от периферии лада к ближайшему окружению

этого центра и к нему самому. Непосредственные ("прямые") и опосре­дованные (через посредство других компонентов) связи между центром и его окружением, между центром и периферийными элементами. Общеструктурный, структурнотехнический и конкретноструктурный характер этих связей (см. ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ, СТРУКТУРНО­ТЕХНИЧЕСКИЕ и КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ).

Конструктивноопределяющее значение принципа относительной децентрализации в центропеременных формах системы. Его проявле­ние в стремлении отдельных элементов к автономной организации вокруг собственного МЕСТНОГО ЦЕНТРА, в усилении конструктив­ной самостоятельности таких организаций и их центров вплоть до предельного обособления. Возможность в последнем случае появления любого из местных центров в качестве заключительного, подобного в какой-то мере "финалису", возникновение которого обусловливалось, как известно, вовсе не привычными нам тонально-функциональными закономерностями, а рядом древнейших факторов, например, тради­цией вокально-регистрового окончания на "выдыхающем" тоне.

Различный характер взаимодействия названных принципов в разных типах и категориях ладовой организации как центропостоянных, так и центропеременных. Переключение действия принципа центропостоянности с общеструктурного уровня на местные, точнее говоря, его сохранение только на этих уровнях при выдвижении на роль кон­структивно-ведущего принципа относительной децентрализации. Раз­нообразие конкретных ладовых форм центропостоянного и центропеременного типа, связанное с многообразием вариантов взаимодействия этих принципов.

Современный ладозвукорядный материал*

Характерная закономерность современной музыкальной композиции — применение практически любого звукоряда в качестве основного ладового материала. Структурное разнообразие этих звукорядов. Наиболее распространенные в художественной практике XX века зву­коряды:

1. Пентатонные: ангемитонные (бесполутоновые), гемитонные (с одним или большим числом полутонов).

2. Семиступенные диатонические средневековые: фригийский, до­рийский, эолийский, ионийский, лидийский, миксолидийский, локрийский.

3. "Особые, комбинированные, а также искусственные" различно­го происхождения, структурно разделенные на симметричные и несим­метричные: испанский восьмиступенный (1.2.1.1.1.2.2); цыганский мажор (1.3.1.2.1.3) и минор (2.1.3.1.1.3) с двумя увеличенными секун-

* 33.57-60; 93; 13; 14; 88; 22

дами; лидийско-эолийский (2.2.2.1.1.2); фригийско-ионийский (1.2.2.2.2.2); акустический или лидийско-миксолидийский (2.2.2.1.2.1); мажоро-минор; комбинации сходных или различных тет­рахордов путем их соединения или разделения полутоном, целым то­ном; комбинации двух, трех, четырехзвуковых интервальных моделей (сочетаний интервалов, повторяющихся на новой позиции), включая сюда семь ладов "ограниченной транспозиции" Мессиана — (2)...132, (1.2)...142, 143, (2.1.1)...143, (1.1.3.1)..., (1.4.1)..., (2.2.1.1)...142, (1.1.1.2.1)...144 (последний звукоряд с пятизвуковой интервальной мо­делью); произвольно построенные, однооктавные (1.3.1.1.2.2.1) и мно­гооктавные звукоряды

диатонически трактованная хроматика (например, ряд 1 Хинде­мита — см. на стр. 25) и многие другие звукоряды, включающие интер­валику меньше полутона и ее комбинации между собой и с другими (традиционными) частями тона.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ