рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
линеарность как ведущий конструктивно-гармонический факторЯвление линеарности в качестве ведущего принципа звуковысотных отношений — характерная черта многих современных сочинений. Образование в этом случае особого вида аккордики, являющейся уже не вторичным фактором структурообразования, как это характерно для музыкальной ткани гомофонно-гармонической природы, а, напротив, первичным — прямым результатом широкого развития линий голосоведения. Разнообразие структуры созвучий, входящих в этот вид аккордики (ЛИНЕАРНАЯ ГАРМОНИЯ, ЛИНЕАРНОСТЬ, ЛИНЕАРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ). Наименование созвучий, возникающих в музыкальной ткани, в качестве конструктивно-гармонической основы которой выступают разнообразные формы линеарного движения как "линеарных аккордов", а самих форм дви- жения, воздействующих на слух как единые комплексы, растворяющие в себе интонационную напряженность каждого составляющего их интервала как "линеарных комплексов". Сохранение во взаимосвязи линеарных аккордов, линеарных комплексов взаимоотношений по принципу устой — неустой, опора — движение, центр — окружение. Ее простые, сложные и весьма относительные формы реализации. Возможность проявления в отношениях линеарных аккордов тонально-гармонических значений. Различная степень этого проявления, зависящая от темпа исполнения: большая ясность, отчетливость в медленном темпе, меньшая или совсем неуловимая — в быстром, а также уровня сходства линеарных аккордов со своими тонально-гармоническими прообразами19-24. Аккорды в одноголосии* Аккорды в одноголосном изложении — созвучия, звуки которых всегда выступают порознь. Разнообразие структуры этих аккордов. Сохранение гармонических "следов" в нашем сознании — одно из основных условий образования аккордов в одноголосии. Явление таких следов как результат свойства нашего мозга удерживать реакцию на звук и другие звуковые элементы в течение некоторого времени после их исчезновения. Сохранение или затушевывание гармонических следов от того или иного звукового элемента в зависимости от природы его индивидуального соотношения с последующим элементом структуры: при скачковых связях — сохранение, при секундовых — затушевывание. Другие факторы, способствующие образованию аккордов в одноголосии: а) определенные интервально-гармонические связи: наибольшая взаимосвязь тонов, находящихся в консонантных отношениях и значительно меньшая, но вполне ощутимая между звуками в диссонантной связи: септимы тритона; взаимоотталкивающий характер отношений при секундовых связях. (Проявление интервально-гармонических связей в вертикальном и горизонтальном аспектах, при соотношении как близлежащих элементов — "реальные связи", так и элементов, не связанных между собой непосредственно — "скрытые связи".); б) определенный темп: тенденция к срастанию интервалов в аккорды, а затем и аккордов между собой при убыстрении мелодического движения и, напротив, распадение мелодической линии на отдельные интервалы и звуки при значительном замедлении этого движения; в) регистровая, тембровая и ритмическая однородность отдельных звуков одноголосия; г) совпадение мелодико-синтаксического членения музыкальной ткани с "границами" структуры аккордов. * 73.14-16, 31-34, 49; 90.56-65 Наиболее активное образование в одноголосии аккордов при обилии в нем разнообразных интервальных скачков. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ФАЗЫ или АККОРДЫ-ФАЗЫ — созвучия, систематически не имеющие точных границ и выступающие как области своеобразной гармонической концентрации в условиях одноголосия. Основная особенность этих созвучий — "перетекание" — гармонических элементов из одного аккорда в последующий без какого-либо цезурного разделения. Быстрый темп и несовпадение мелодико-синтаксического членения с границами структуры аккордов — важные факторы, способствующие образованию "гармонических фаз". 25, 26 Аккорды в полифонии* Характерные особенности аккордов в полифонии — "полифонических аккордов": а) явление в качестве интервальных комплексов согласования линий-голосов, другими словами, вертикальных комплексов интервалов, но не возникающих (подобно аккордам в гомофонии) как исходная конструктивно-структурная вертикальная посылка в том числе и в смысле метро-ритмического изложения, то есть как априорное созвучие; б) нестрогая определенность вертикальных граней полифонических аккордов, своеобразная "текучесть", "растворимость" их границ в общем звуковом движении; в) слабая "слышимость" гармонии аккордов на больших участках полифонической ткани или ее практическое невосприятие. Характерность этого качества для полифонических созвучий, особенно в тех случаях, когда самостоятельность мелодических голосов заметно подчеркнута: метро-ритмически, фактурно, регистрово и т.д.; г) возможное отсутствие ярко выраженной "ответственности" за свою ладогармоническую функцию; д) явление в качестве "вариаций" на первоначальные гармонические соединения при удержанных противосложениях (!); е) движение (этих аккордов) за счет мелодических смен опорных тонов, главным образом, за счет гаммообразных смен; ж) наибольшая гармоническая слитность и функциональная определенность полифонических аккордов, образующихся из опорных тонов отдельных голосов полифонической ткани и прежде всего тех из них, которые появляются на гранях форм, то есть в моменты различных ладогармонических кадансов; з) основным средством объединения полифонической вертикали выступают: гармоническое родство тонов, входящих в нее и общий звукоряд во всех голосах музыкальной ткани; * 90.53-56, 66-94; 102; 21 и) возможное использование наряду с обычными аккордами гомофонно-гармонической природы или вместо них и так называемых ЛАДОВЫХ КОМПЛЕКСОВ — горизонтальных объединений интервалов, представляющих собой характерно-выразительное, повторяющееся и развивающееся ладоинтонационное единство, целостность которого закрепляется в процессе многократных повторений на разных или одной высоте в определенном соотношении со своим первоначальным изложением. Принципиальное отличие характера соотношений подобных комплексов между собой, их восприятия и восприятия взаимодействий между ними от связей и восприятия обычных аккордов, заключающееся, прежде всего, в "горизонтальной" природе ладовых комплексов и обусловленной этим рассредоточенности звуковых отношений во времени, то есть невозможности изложения этих комплексов "сразу" всем их звуковым составом. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|