цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






линеарность как ведущий конструктивно-гармонический фактор




Явление линеарности в качестве ведущего принципа звуковысот­ных отношений — характерная черта многих современных сочинений. Образование в этом случае особого вида аккордики, являющейся уже не вторичным фактором структурообразования, как это характерно для музыкальной ткани гомофонно-гармонической природы, а, напро­тив, первичным — прямым результатом широкого развития линий го­лосоведения. Разнообразие структуры созвучий, входящих в этот вид аккордики (ЛИНЕАРНАЯ ГАРМОНИЯ, ЛИНЕАРНОСТЬ, ЛИНЕАР­НЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ). Наименование со­звучий, возникающих в музыкальной ткани, в качестве конструктив­но-гармонической основы которой выступают разнообразные формы линеарного движения как "линеарных аккордов", а самих форм дви-

жения, воздействующих на слух как единые комплексы, растворяю­щие в себе интонационную напряженность каждого составляющего их интервала как "линеарных комплексов". Сохранение во взаимосвязи линеарных аккордов, линеарных комплексов взаимоотношений по принципу устой — неустой, опора — движение, центр — окружение. Ее простые, сложные и весьма относительные формы реализации. Воз­можность проявления в отношениях линеарных аккордов тонально-гармонических значений. Различная степень этого проявления, зави­сящая от темпа исполнения: большая ясность, отчетливость в медлен­ном темпе, меньшая или совсем неуловимая — в быстром, а также уровня сходства линеарных аккордов со своими тонально-гармониче­скими прообразами19-24.

Аккорды в одноголосии*

Аккорды в одноголосном изложении — созвучия, звуки которых всегда выступают порознь. Разнообразие структуры этих аккордов.

Сохранение гармонических "следов" в нашем сознании — одно из основных условий образования аккордов в одноголосии. Явление таких следов как результат свойства нашего мозга удерживать реакцию на звук и другие звуковые элементы в течение некоторого времени после их исчезновения. Сохранение или затушевывание гармонических сле­дов от того или иного звукового элемента в зависимости от природы его индивидуального соотношения с последующим элементом структуры: при скачковых связях — сохранение, при секундовых — затушевыва­ние. Другие факторы, способствующие образованию аккордов в одно­голосии:

а) определенные интервально-гармонические связи: наибольшая взаимосвязь тонов, находящихся в консонантных отношениях и значи­тельно меньшая, но вполне ощутимая между звуками в диссонантной связи: септимы тритона; взаимоотталкивающий характер отношений при секундовых связях. (Проявление интервально-гармонических свя­зей в вертикальном и горизонтальном аспектах, при соотношении как близлежащих элементов — "реальные связи", так и элементов, не связанных между собой непосредственно — "скрытые связи".);

б) определенный темп: тенденция к срастанию интервалов в аккор­ды, а затем и аккордов между собой при убыстрении мелодического движения и, напротив, распадение мелодической линии на отдельные интервалы и звуки при значительном замедлении этого движения;

в) регистровая, тембровая и ритмическая однородность отдельных звуков одноголосия;

г) совпадение мелодико-синтаксического членения музыкальной ткани с "границами" структуры аккордов.

* 73.14-16, 31-34, 49; 90.56-65

Наиболее активное образование в одноголосии аккордов при оби­лии в нем разнообразных интервальных скачков.

ГАРМОНИЧЕСКИЕ ФАЗЫ или АККОРДЫ-ФАЗЫ — созвучия, систематически не имеющие точных границ и выступающие как обла­сти своеобразной гармонической концентрации в условиях одноголо­сия. Основная особенность этих созвучий — "перетекание" — гармо­нических элементов из одного аккорда в последующий без какого-либо цезурного разделения. Быстрый темп и несовпадение мелодико-синтаксического членения с границами структуры аккордов — важные факторы, способствующие образованию "гармонических фаз". 25, 26

Аккорды в полифонии*

Характерные особенности аккордов в полифонии — "полифониче­ских аккордов":

а) явление в качестве интервальных комплексов согласования ли­ний-голосов, другими словами, вертикальных комплексов интерва­лов, но не возникающих (подобно аккордам в гомофонии) как исходная конструктивно-структурная вертикальная посылка в том числе и в смысле метро-ритмического изложения, то есть как априорное созву­чие;

б) нестрогая определенность вертикальных граней полифониче­ских аккордов, своеобразная "текучесть", "растворимость" их границ в общем звуковом движении;

в) слабая "слышимость" гармонии аккордов на больших участках полифонической ткани или ее практическое невосприятие. Характер­ность этого качества для полифонических созвучий, особенно в тех случаях, когда самостоятельность мелодических голосов заметно под­черкнута: метро-ритмически, фактурно, регистрово и т.д.;

г) возможное отсутствие ярко выраженной "ответственности" за свою ладогармоническую функцию;

д) явление в качестве "вариаций" на первоначальные гармониче­ские соединения при удержанных противосложениях (!);

е) движение (этих аккордов) за счет мелодических смен опорных тонов, главным образом, за счет гаммообразных смен;

ж) наибольшая гармоническая слитность и функциональная опре­деленность полифонических аккордов, образующихся из опорных то­нов отдельных голосов полифонической ткани и прежде всего тех из них, которые появляются на гранях форм, то есть в моменты различных ладогармонических кадансов;

з) основным средством объединения полифонической вертикали выступают: гармоническое родство тонов, входящих в нее и общий звукоряд во всех голосах музыкальной ткани;

* 90.53-56, 66-94; 102; 21

и) возможное использование наряду с обычными аккордами гомо­фонно-гармонической природы или вместо них и так называемых ЛА­ДОВЫХ КОМПЛЕКСОВ — горизонтальных объединений интервалов, представляющих собой характерно-выразительное, повторяющееся и развивающееся ладоинтонационное единство, целостность которого закрепляется в процессе многократных повторений на разных или од­ной высоте в определенном соотношении со своим первоначальным изложением. Принципиальное отличие характера соотношений подо­бных комплексов между собой, их восприятия и восприятия взаимодей­ствий между ними от связей и восприятия обычных аккордов, заклю­чающееся, прежде всего, в "горизонтальной" природе ладовых комп­лексов и обусловленной этим рассредоточенности звуковых отношений во времени, то есть невозможности изложения этих комплексов "сра­зу" всем их звуковым составом.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ